Традиционные и нетрадиционные формы работы по вовлечению родителей в образовательную деятельность
материал (младшая, средняя, старшая группа)
Конспект по теме "Традиционные и нетрадиционные формы работы по вовлечению родителей в образовательную деятельность"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 23.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Манушкинская СОШ
«Традиционные и нетрадиционные формы работы по
вовлечению родителей в образовательную деятельность»
Воспитатель: Стебунова О.В.
2023
В основе новой концепции семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные структуры призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.
Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой. Придать дошкольному учреждению открытость - значит сделать педагогический процесс более гибким, дифференцированным, гуманизировать отношения между детьми, педагогами, родителями.
Открытость детского сада — это вовлечение родителей в образовательный процесс. Родители могут значительно разнообразить жизнь детей в дошкольном учреждении, внести свой вклад в образовательную работу. Одни родители с удовольствием примут участие в выставке, другие помогут с ремонтом, третьи примут участие в эпизодическом мероприятии.
Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих детей помогает им увидеть многое, а трудной, потому что все родители разные, к ним, как и к детям, нужен особый подход. Работая с родителями, мы помогаем им увидеть отличие мира детей от мира взрослых, преодолеть авторитарное отношение к ребёнку, относиться к нему, как равному себе, и понимать, что недопустимо сравнивать его с другими детьми; открывать сильные и слабые стороны ребёнка и учитывать их в решении задач воспитания; проявлять искреннюю заинтересованность в действиях ребёнка и быть готовым к эмоциональной поддержке; понять, что путём одностороннего воздействия ничего нельзя сделать, можно лишь подавить или запугать ребёнка.
Анализ практики использования традиционных и нетрадиционных форм в работе педагога и родителей показывает, что в современных ДОУ часто используются в основном традиционные формы работы: родительские собрания, родительские комитеты, конференции, которые проводятся нерегулярно, а тема не всегда совпадает с содержанием.
Воспитатели не всегда умеют поставить конкретные задачи, наполнить их соответствующим содержанием, выбрать методы: содержание родительских собраний, консультаций недостаточно дифференцированы, воспитатели при выборе методов сотрудничества не учитывают возможностей и условий жизни конкретных семей; довольно часто воспитатели, особенно молодые, используют лишь коллективные формы работы с семьей.
Причинами являются:
- недостаточное знание специфики семейного воспитания;
- неумение анализировать уровень педагогической культуры родителей и особенности воспитания детей;
- неумение планировать совместную работу с детьми и родителями. У отдельных, особенно молодых, воспитателей недостаточно развиты коммуникативные умения.
Одна из главных задач педагогов — создать условия для развития нормальных отношений в семье, а это может быть достигнуто только при деятельности родителей и детей, которая может быть реализована в различных формах.
Можно выделить несколько форм работы с родителями:
- Формы познавательной деятельности
- Формы досуга
- Формы трудовой деятельности
- Формы активизации
- Наглядные формы
Формы познавательной деятельности — это общественные смотры знаний, умений и навыков, творческие отчеты по направлениям деятельности, праздники знаний и творчества, турниры знатоков, Дни открытых дверей и т.д.
Предмет, тему, методику проведения родители и воспитатели определяют совместно. Воспитатель составляет задания, помогает сформировать группы, организовать подготовительную работу, а родители участвуют в оформлении, подготовке поощрительных призов, оценке результатов.
Формы досуга — подготовка, проведение и обсуждение спектаклей, праздников, соревнований, конкурсов.
Формы трудовой деятельности — оформление помещения группы, трудовой десант по благоустройству и озеленению двора, посадка аллеи в связи со знаменательным событием в жизни детей и их родителей, создание библиотеки и т.п.
Формы активизации — дискуссии, диалоги, обсуждение ситуаций, решение кроссвордов, анализ детских высказываний или детского творчества, тренинги, метод игрового моделирования и др.
Наглядные формы: библиотеки и папки-передвижки, видеофильмы, памятки-рекомендации для родителей и детей, открытки-приглашения, визитки, выставки книг, оборудования, настольных игр, детских или совместных рисунков, поделок с родителями, фотовыставки, газеты, Уголки для родителей и др.
Из сравнительно новых форм работы с родителями следует отметить видеофильмы, которые создаются по определенной тематике, например «Трудовое воспитание ребенка в семье», «Трудовое воспитание детей в детском саду» и др.
Из самых современных форм – это конечно общение с помощью интернета: создание странички для родителей в «Контакте», форум для родителей ДОУ, консультации, рекомендации, лекции на сайте и т.п.
Происходящие изменения в нормативно-правовом законодательстве в области дошкольного образования, обязывают дошкольные организации тесно сотрудничать с родителями (законными представителями), как главными «заказчиками» образования в ДОУ. Проанализирован работу с родителями за прошлые года, пришла к выводу о необходимости использования как традиционных форм работы с родителями, главными социальными партнерами, так и нетрадиционные формы:
- родительские собрания («Давайте познакомимся!», «Задачи воспитания и обучения детей младшего дошкольного возраста», «Особенности психофизического развития детей пятого года жизни и основные задачи воспитания», «О воспитании инициативности и самостоятельности ребёнка в речевом общении со взрослыми и сверстниками», «Роль игры в развитии ребёнка»;
- консультации («Детская застенчивость», «Характер ребёнка зависит от Вас», «Готовимся к прогулкам по городу», «О правильной осанке», «Если ребёнок плохо ест», «Воспитание любознательности у детей» т.д.
- совместные проекты «Моя семья», «Книга сказок»
- выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями
("Светофорик», «Мастерская Деда Мороза», , «Макет нашей улицы», «Город мой любимый Чехов», «Спасибо деду за победу!», «Дары осени», );
- совместные экскурсии по городу,
- Дни добрых дел (оформление клумбы на участке, подготовка участка к зимнему и летнему сезону, группы к новому учебному году, изготовление скворечника и кормушек для птиц, ремонт мебели оборудования, изготовление стендов, акция «Подари книгу детям»);
- Дни открытых дверей;
- участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов;
- оформление фотовыставок («На год мы стали старше», «Улыбки наших мам», «Наш первый новогодний утренник»
- совместное создание предметно – развивающей среды;
- беседы с детьми и родителями ("Как правильно одеваться», «Правила чистки зубов», «Режим дня в выходные дни»);
В результате организованного тесного сотрудничества с родительской общественностью, можно обозначить некоторые результаты: повышение уровня воспитательно-образовательной деятельности родителей, что способствовало развитию их творческой инициативы. Родители стали активными участниками всех дел в группе, непременными помощниками, научились взаимодействовать друг с другом
Особое внимание в работе с родителями мы уделяем подготовке к школе, детей старшего дошкольного возраста.
Использование традиционных и нетрадиционных форм работы с родителями позволила не только сблизится педагогам и родителям, но и наладить детско-родительские отношений друг с другом, а также «подружить семьи».
В результате организованной совместно работы педагогов МБОУ Манушкинская СОШ (дошкольное отделение) родителей способствовала повышению внимания родителей к переживаниям ребенка в предшкольный период жизни, расширение кругозора родителей в вопросах дошкольного воспитания, а также психолого-педагогических особенностей детей предшкольного возраста, активности родителей в жизни детского сада, группы.
В современных условиях дошкольной организации трудно обойтись без поддержки родителей. Именно поэтому многое у нас сделано руками пап и мам и наших детей. Они помогли в изготовлении стендов, оформлении уголок дежурства, уголок природы, театральный уголок, разбивки клумб на участке детского сада, в конструировании скворечника и кормушек для птиц.
Создание единого образовательного пространства невозможно без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными и тогда все получится.
В работе с родителями хорошие результаты дает организация проектной деятельности в детском саду. Как правило, любой проект, как маленький, на уровне ДОУ, так и масштабный, включает в себя блок работы с семьей.
Сюда можно отнести создание выставки, конкурсы, экскурсии, оформление стендов и мн. др. При таком комплексном подходе родители становятся самыми активными помощниками и верными соратниками педагогов в любом деле.
Проект – продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей и родителей, что благоприятно сказывается на развитии отношений между родителями и детьми. Ребенок оказывается содержательно интересен родителям, поскольку он выдвигает различные идеи, открывает близким взрослым уже в знакомых ситуациях новое.
В основе новой концепции семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные структуры призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.
Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой. Придать дошкольному учреждению открытость - значит сделать педагогический процесс более гибким, дифференцированным, гуманизировать отношения между детьми, педагогами, родителями.
Открытость детского сада — это вовлечение родителей в образовательный процесс. Родители могут значительно разнообразить жизнь детей в дошкольном учреждении, внести свой вклад в образовательную работу. Одни родители с удовольствием примут участие в выставке, другие помогут с ремонтом, третьи примут участие в эпизодическом мероприятии.
Работа с семьей — важная и сложная сторона деятельности воспитателя и других работников дошкольного учреждения. Она направлена на решение следующих задач:
-установление единства в воспитании детей;
-педагогическое просвещение родителей;
-изучение и распространение передового опыта семейного воспитания;
-ознакомление родителей с жизнью и работой дошкольного учреждения.
Этой задаче должна быть подчинена вся работа, проводимая в дошкольном учреждении с семьей. Единство в воспитании детей обеспечивает выработку правильного поведения детей, ускоряет процесс усвоения навыков, знаний и умений, способствует росту авторитета взрослых — родителей и воспитателей в глазах ребенка.
Семья и детский сад имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга. Основная цель всех форм и видов деятельности ДОУ с семьей — установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.
Мне очень хотелось бы, чтобы и воспитатели и родители всегда помнили, что семья для ребёнка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность.
В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребенка. И хотя их воспитательные функции различны, положительные результаты достигаются только при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и членов семей воспитанников.
Главное в работе – завоевать доверие и авторитет, убедить родителей в важности и необходимости согласованных действий семьи и дошкольного учреждения. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Поэтому особое внимание должно уделяться внедрению новых нетрадиционных форм сотрудничества, направленных на организацию индивидуальной работы с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа.
Используемая литература:
- Колодяжная, Т. П. Управление современным дошкольным образовательным учреждением: Концептуальное, программное и методическое обеспечение. Практическое пособие. Часть 2./ Т.П. Колодяжная - М.: УЦ Перспектива, 2008. - 184 с.
- Метенова, Н. М. Родительские собрания в детском саду. 2-я младшая группа / Н.М. Метенова - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. - 104 с.
- Свирская Л. В. Работа с семьёй: необязательные инструкции: Методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений / Л.В. Свирская - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. - 176 с.
- Журналы «Старший воспитатель дошкольного учреждения» - М., ЗАО «МЦФЭР» 2015, 2016 г.г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями
Традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ И НЕТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ (ЗАКОННЫМИ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ) С ЦЕЛЬЮ СОЗДАНИЯ ЕДИНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА
Создание единого образовательного пространства невозможно без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они спосо...

Традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями
Проблема взаимодействия детского сада с семьей всегда была актуальной и трудной. Большинство родителей традиционно доверяют своему жизненному опыту, опирающемуся на опыт собственных родителей. Задача ...

консультация для воспитателей "Традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями"
Результат воспитания может быть успешным только при условии равноправного партнерства педагогов и родителей, так как они воспитывают одних и тех же людей....

«Традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями»
Формирование сотрудничества детей ,педагогов и родителей зависит прежде всего,как складываются взаимоотношения взрослых в этом процессе....

Эссе на тему: «Взаимодействие ДОУ с семьей: традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями»
Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой. Придать дошкольному учреждению открытость - значит сделать педаго...
