ладушки ладушки
материал (младшая группа)

атякшева юлия олеговна

Муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное учреждение

«Детский сад № 24»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проект на тему:

»Устное  народное творчество в речевом развитии детей»

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель: Атякшева Ю.О

 

 

 

 

 

 

Паспорт проекта

Проект: «Устное народное творчество в речевом развитии ребенка»

Тип проекта: творческо – игровой

Продолжительность проекта: долгосрочный (январь – май)

Участники:дети,родители,педагог

Возраст детей: 2-3 года

Актуальность проекта

Одним из основополагающих  правил  дошкольного образования является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Использование малых форм фольклора в работе с детьми помогает реализовывать данный принцип дошкольного образования

 Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа

Знакомство с народными сказками и традициями способствуют формированию у детей чувство принадлежности к своей культуре, а также уважения к другим культурам и традициям

Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт. В.А. Сухомлинский считал сказки, песни, потешки незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности Исходя из этого, знакомство детей с фольклорными произведениями способствует развитию их речи, пополнению и обогащению их словарного запаса. Обращение к хорошо знакомым, любимым детьми жанрам фольклора (например, колыбельная песня) обеспечивает эффективность формирования самостоятельной речи дошкольников. Использование всех доступных детям жанров русского фольклора в развитии, воспитании и обучении младших дошкольников позволяет детям приобретать необходимые умения и навыки для использовании их в речевом общении, театрализованных, сюжетных играх. Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. Таким образом произведения фольклора играют важную роль в всестороннем развитии дошкольников ,способствуя их языковому, эмоциональному, социальному и культурному развитию

Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект:

Фольклор-это устное ,словесное творчество, наиболее близкое детям дошкольного  возраста. В виду того,что  в наши дни существует опасение того,что речь детей по ряду факторов влияния становится пассивной и ограниченной, стоит задача через устное народное творчество раскрепостить, разговорить детей.Увеличить запас слов помогут малые формы фольклора,посредством их звучности,ритмичности,напевности.Одним словом,подобная деятельность привлекает детей,вызывает желание повторить,запомнить произнесенное,что способствует развитию разговорной речи,а так же формирует отношение к окружающему миру,обогащает чувства ребенка и играет неоцинимую  роль во всестороннем развитии.

Цель проекта: развитие речи детей младшего возраста средствами устного народного творчества.

Задачи проекта

Развивать словарный запас

Формировать грамматические навыки

Развивать слуховое восприятие

Стимулировать воображение и креативность

воспитывать   интерес к родной культуре

Усваивать важные социальные нормы и моральные ценности

Мотивировать к общению с взрослыми и сверстниками

 

Форма проведения итогового мероприятия проекта:

Проведение занятия – развлечения с использованием произведений малых фольклорных жанров.

Название итогового мероприятия проекта:

«»

Ожидаемые результаты по проекту

 

  • Воспитание интереса к книгам и литературе в целом
  • Совершенствование навыков устной речи ,расширяя словарный запас и осваивая грамматические конструкции
  • Развитие способности воспринимать и анализировать информацию на слух
  • Формирование воображения
  • Освоение навыков общения с взрослыми и сверстниками
  • Воспитание моральных ценностей

 

План реализации проекта

I этап – подготовительный

  1. Подбор материала по теме «Устное народное творчество в речевом развитии ребенка».
  2. Анкета для родителей: «Что вы знаете о  народном фольклоре».
  3. Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.
  4. Подбор пособий для работы с детьми
  5. Создание предметно - развивающей среды.
  6. Привлечение родителей к текущему проекту. Индивидуальные беседы, консультации

 

 

 

II этап – практический

Формы работы с родителями

Акция:

«Подарим детям книги»

Пополнение детской библиотеки книгами и иллюстрациями к русским народным песенкам, потешкам, прибауткам, сказкам

Анкетирование

Что вы знаете о  народном фольклоре

Консультации, рекомендации, памятки

«Фольклор, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»

«Потешка в помощь маме»

«Чем занять ребенка в выходные?»

«Какие сказки читать детям?»

 

Оформление папки-передвижки для родителей

 

«Растем с потешкой»

«Мы – читающая семья»

 «Речевые игры по дороге в детский сад»

«Развиваем речь,играя»

«Развитие речи детей с помощью сказок»

 

 

 

  

Семейный проект

Выставка творческих работ семей воспитанников «Любимый фольклорный персонаж»

  

 

Формы работы с детьми

 

декабрь

Показ кукольного театра «Курочка ряба»

Показ настольного театра»Репка»

Потешки: «Киска, киска, киска брысь…», «Водичка, водичка…», «Наша Маша маленька», «Ножки, ножки, где вы были…»»Петушок»»Кисонька-мурысонька»

Подвижная игра «Петух»»,»Зайка беленький сидит» «Мишка косолапый»

Пальчиковая игра: «Стоит в поле теремок» ,»Пальчик-мальчик»»Сорока-белобока» ,»Репка»

Лепка: «Яичко» по сказке «Курочка Ряба»

Рисование «Мышка» (по сказке «Репка»)

январь

Показ настольного театра «Теремок»

Драматизация сказки «Курочка Ряба»

Потешки: «Наши уточки с утра»,»Пошел котик на торжок»,»Из-за леса,из-за гор» «Ай, качи-качи-качи…»

Инсценировка «Кисонька-мурысонька»

Пальчиковая игра: «Семья», «Строим дом»»

Подвижная игра «Раздувайся пузырь»

Лепка: «Баранки» по потешке «Ай, качи-качи-качи…»

 Рисование «Петушок»

февраль

  1. Показ  детьми настольного театра «Колобок»
  2. Хороводная игра - драматизация по сказке: «Теремок»
  3. Подвижная «»Ванька-встанька,»Еду к бабе, к деду»
  4. «Чики-чики, чикалочки…»» Трушки, ту-тушки»,Баю баю- баиньки»» чтение потешек
  5. Лепка «Сидит белка на тележке»
  6. Пальчиковая игра: «Пряничек», «Встали пальчики…»
  7. Аппликация «Теремок»
  8. Показ настольного театра «Рукавичка»

март

Показ настольного театра «Волк и козлята»

Инсценировка потешки «Пошел котик на торжок»

Чтение потешек «Рано-рано по утру», «Солнышко-ведрышко»,»Огуречик-огуречик»

Словесная игра « Жук-жук не жужжи»

Подвижная игра»Свинка-Ненила»

Лепка «Ай.качи-качи»

Рисование»Баранки-калачи»

апрель

Инсценировка скази «Теремок»

Словесная игра»Закончи фразу»

Н.п игра «Составь сказку»

Обыгрование колыбельных «Баю,баю,бай ,ты собаченька,

 не лай» «Люли-люленьки»

Чтение потешек»Тень,тень потетень»,»Заяц Егорка»

Лепка «Колобок»

май

Инсценировка потешки «Тень,тень, потетень»

Подвижная игра «У медведя во бору»,»Мыши водят хоровод»

Чтение «Три медведя»

Лепка «Мисочки для медведей из сказки»

Чтение потешки»Дождик.дождик»

Рисование «Дождик,лей,лей…»

Развлечение «Ладушки,ладушки»

 

  
  
 

 

 

 

III этап – заключительный.

  1. Показ открытого развлечения с использованием произведений малых фольклорных жанров.

 

  1. Активное использование фольклорных элементов в повседневной жизни детей родителями и педагогами
  2. Выставка творческих работ « Фольклорный персонаж»
  3. Диагностика речевого развития воспитанников на конец года.

 

 

Результативность проекта:

 

У воспитанников повысился интерес к народному творчеству. Словарь детей существенно обогатился. Они знают потешки, песенки, игры, сказки. Речь детей стала более внятной, понятной, эмоционально окрашенной. Ребята активно осуществляют самостоятельный перенос действий, ситуаций полюбившихся потешек, песенок, сказок в повседневную деятельность, в игру, отражают полученный опыт и знания в изобразительной деятельности. Дети стали более открытыми, раскрепощёнными в общении со взрослыми и своими сверстниками.

У родителей также замечен интерес к использованию малых форм фольклора в речевом развитии детей дома. Во многих семьях была заведена традиция чтения сказок перед сном. С удовольствием разучивают с детьми и подбирают пословицы и поговорки, объясняют детям их смысл, используют их в повседневной жизни.

 

 

Заключение

Фольклор - одно из действенных и ярких средств ее, таящий огромные дидактические возможности. Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям. Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта.

Исходя из этого, знакомство детей с фольклорными произведениями способствует развитию их речи, пополнению и обогащению их словарного запаса.

Обращение к хорошо знакомым, любимым детьми жанрам фольклора обеспечивает эффективность формирования самостоятельной речи дошкольников.Использование всех доступных детям жанров русского фольклора в развитии, воспитании и обучении младших дошкольников позволяет детям приобретать необходимые умения и навыки для использовании их в речевом общении, театрализованных, сюжетных играх.

На этом возрастном этапе отмечается большой интерес детей к произведениям устного народного творчества. Определено влияние произведений словесного творчества народа на образность и выразительность речи детей. Выявлены возможности формирования творческих умений в процессе освоения художественных речевых образов произведений фольклора, пути развития родной речи с помощью словесного творчества народа.

Взаимодействие детского сада с семьёй значительно повышает эффективность педагогического воздействия на детей, позволяет преодолеть многие трудности и проблемы и получить желаемый результат в речевом развитии каждого ребёнка.

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

  1. Программа «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
  2. Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе.- М.: Мозайка - Синтез, 2010
  3. Аникин В.П. Русский фольклор. М., 1986.
  4. Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. М.: Айрис-пресс, 2008. – 208 с.
  5. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-синтез, 2008.
  6. Загоруля Г.А., Мазурик А.М. Путешествие в мир фольклора. - Ханты- Мансийск.: ГУИПП "Полиграфист", 1999.
  7. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду. - М.: "Школьная Пресса", 2003.
  8. «Фольклор для маленьких». Дошкольное воспитание. 1991г. №2, №4
  9. Князева О.Л. , Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. М: «Просвещение», 2009г.
  10. 10. http://doshvozrast.ru/metodich/konsultac63.htm

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственная образовательная деятельность, ранний возраст.Русская народная песенка "Ладушки, ладушки...". Рисование: "Красивая чашка в горошек".

Непосредственная образовательная деятельность.Образовательные области: Художественная литература, Художественное творчество.Цели: напомнить содержание русской народной песенки; поощрять попытки выполн...

Проект «Ладушки, ладушки люблю потешки и сказочки!»

Главная роль в воспитании ребенка при нынешней социокультурной ситуации отведена семье и дошкольному учреждению. Воспитатель, не только воплощает задачу приобщения детей к фольклору и чтению сказок, р...

Ладушки, ладушки! Пекла хозяюшка оладушки!

Интегрированное занятие по развитию речи детей  раннего возраста...

Конспект НОД для детей первой младшей группы на тему: Русская народная песенка «Ладушки, ладушки! Пекла бабка оладушки…» Оладушки.

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей младшего дошкольного возраста , рекомендован для воспитателей дошкольных образовательных учреждений....

Конспект занятия по развитию речи тема: "Ладушки, ладушки" 2 младшая группа

конспект занятия по развитию речи тема: "Ладушки, ладушки" по сказкам 2 младшая группа...