Семинар "Гибкость и динамичность - важнейшие характеристики соучастия детей в планировании образовательной деятельности"
материал (средняя, старшая, подготовительная группа)
Семинар "Гибкость и динамичность - важнейшие характеристики соучастия детей в планировании образовательной деятельности"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 24.6 КБ | |
| 2.12 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №2 «Сибирячок» города Лесосибирска»
Семинар «Гибкость и динамичность- важнейшие характеристики соучастия детей в планировании образовательной деятельности»
Подготовили:
Воспитатели: Погодаева Н.Ю.
Безруких Ю.В.
г. Лесосибирск, 2023
Время информационных технологий, в котором мы живем, заставляет педагогов задумываться о том, как помочь нашим детям запомнить огромный объем информации, который обрушивается на них. Высокие темпы развития современного общества обуславливают необходимость постоянного поиска педагогических инноваций для повышения качества образования.
Хотелось бы начать наш семинар с высказывания, которое расположено на слайде.
(слайд 1) Высказывание Л.С.Выготского. Как вы это понимаете?
Значит, нам надо создать соответствующие условия, задействовать мотивацию и обеспечить поддержку его активности и инициативы.
Сегодня мы предлагаем вам разобрать и рассмотреть на примере технологии совместного планирования образовательно-воспитательного процесса в ДОУ. Это: «Утренний круг», «Линейный календарь», «Модель трёх вопроса» и «Ментальная карта». Рассмотрим их по порядку.
(слайд 2) Технология «Утренний круг»
(слайд 3) Структура утреннего круга
(слайд 4) Педагогическая технология «Линейный календарь»
Работа с календарем проводится каждый день во время утреннего круга. Продолжительность занятия варьирует в зависимости от возраста детей и конкретной педагогической задачи, поставленной воспитателем, однако не должна превышать 5 минут.
(слайд 5) Введение линейного календаря
1.совместное создание линейного календаря по инструкции
2.календарь необходимо повесить на уровне глаз детей
3.каждое утро начинать с зачёркивания предыдущего дня
4.повторят сегодняшнее число и день недели с помощью календаря.
5.дополнять новые события в календарь постепенно.
6.привлекать ребят к оформлению новых событий.
7.отмечать тему недели в календаре по понедельникам.
8.рекомендовать родителям работу с линейным календарем дома.
(слайд 6) Инструкция создания линейного календаря
1.Линейный календарь легко сделать самим из доступных материалов. (ватман, цветные карандаши, мелки восковые, фломастеры, наклейки, клей, скотч). Картинки могут рисоваться от руки или с использованием компьютерной графики.
2.На каждый месяц создаётся отдельный календарь. Полоски для календаря рекомендуется делать разных цветов для разных месяцев, так чтобы потом, когда календари за несколько месяцев вывешены на стенах, детям было бы легче найти нужный месяц. Можно подобрать цвета так, чтобы они соответствовали времени года: например, осенние месяцы будут отражать цвета осенней листвы, а весенние месяцы – цвета травы и распускающихся цветов.
(слайд 7-8) Полоска ватмана делится на 4 части по горизонтали.
Первая- определяется цвет времени года и сверху к календарю прикрепляется полоска с названием месяца (печатными буквами).
Вторая-дни недели. Наклейки для обозначения будних и выходных дней, помещаются в верхней части каждой клеточки календаря.
Символ для наклейки выбирается так, чтобы ребенок ассоциировал его с днями, когда он приходит в детский сад или остается дома. Например, для обозначения субботы и воскресенья можно выбрать картинку домика. Для обозначения будних дней можно выбрать символ, соответствующий названию детского сада или группы, например, изображение семицветика, если группа называется «Семицветик».
Все наклейки с символами прикрепляются к календарю на весь месяц. Если в будний день работа садика внезапно отменяется (например, по погодным условиям или в связи с карантином), мы зачеркиваем соответствующую картинку, в первый учебный день после перерыва.
Третья-События. В нижней части клеточек помещаются символы, обозначающие важные события в жизни отдельных детей, группы или всего детского сада. Н-р: пирог со свечками для дня рождения, елочка для Нового Года. Картинки подбираются так, чтобы их связь с изображаемым событием имела смысл для ребенка.
Наклейки прикрепляются к календарю в начале месяца, но иногда приходится делать дополнительные наклейки, чтобы обозначить незапланированные события. Поход в кукольный театр детям скорее напомнит изображение конкретного сказочного персонажа, чем просто изображение куклы, приход пожарного и т.д.
Также на данном календаре можно поместить просьбу из коробочки добрых дел, которая есть в каждой группе.
Четвёртая- В каждой клеточке календаря написано число от 1 до 30/31 (или 28/29).
Дети вместе с воспитателем хором повторяют числа останавливаясь на числе, соответствующем сегодняшнему дню. Называя все числа, воспитатель показывает на соответствующие клеточки и дойдя до сегодняшнего числа, зачеркивает его. После этого дети вместе с воспитателем повторяют число и месяц. В старшей и подготовительной группах можно добавить и день недели.
Во время хорового счета мы вместе с детьми повторяем КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ числительные (один, два, три…), однако называя дату, используем ПОРЯДКОВЫЕ числительные (ВТОРОЕ декабря).
На этом этапе занятия важно, чтобы все дети отвечали ХОРОМ – не рекомендуется спрашивать отдельных детей, знают ли они, какое сегодня число.
В зависимости от возраста детей, можно предложить им ответить на вопросы относительно временной последовательности определенных событий или длительности временных интервалов. Примеры вопросов, направленных на формирование представлений о времени:
- Сегодня у нас день, когда вы в саду (показывает на картинку). Какой день был вчера? Какой день будет завтра?
Что будет сначала: Катин день рождения или Костин?
- Что было раньше: мы ходили в театр или к нам приходил пожарный?
- Чего нам дольше ждать: утренника или начала каникул?
При использовании линейного календаря для формирования математических представлений необходимо учитывать, как возраст детей, так и их степень овладения понятием числа и операцией счета. Например:
- Какое сегодня число (показывает)?
А какое будет завтра (показывает)?
А какое было вчера (показывает)?
- (Показывает на сегодняшнее число).
Сколько дней осталось до праздника (показывает на картинку)?
- Показывает на сегодняшнее число.
Сколько дней тому назад мы отмечали Настин день рождения (показывает на картинку)?
Тема День дошкольного работника.
Не следует превращать занятие по календарю в урок математики и пересчитывать все, что только возможно. В то время, как определение сегодняшней даты по календарю является ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ, остальные вопросы таковыми не являются. Мы рекомендуем чередовать вопросы, направленные на формирование представлений о времени, с вопросами, направленными на формирование математических представлений.
После того, как месяц заканчивается, календарь помещают на стену так, чтобы календари за все прошедшие месяцы составляли непрерывную линию и в конце года календарь даёт детям целостное представление о том, что такое год.
Заполняя календарь, дети узнают, отмечают и рассказывают о значимых событиях для них лично, для группы и социума.
(слайд 9) «Модель трех вопросов».
Благодаря этой методике педагог получает первичную информацию о запасе знаний, представлений детей и помогает ориентироваться в способах получения информации. Действуя по данной технологии, мы создаем условия для развития самостоятельности и инициативности у детей, их познавательной активности, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности.
Накануне новой лексической темы педагог начинает обсуждение с детьми. Что они знают и что хотят узнать по этой теме? Педагог просто ведет разговор в виде познавательной беседы. Все вместе дети отвечают на 3 основных вопроса:
- 1. Что мы знаем?
- 2. Что хотим узнать?
- 3. Что будем узнать?
Все ответы, идеи детей педагог фиксирует наглядно, записывает печатными буквами на доске (отлично, если некоторые дети уже умеют читать) или фиксирует идеи детей схематично, знаками (для не читающих). Возле каждой записанной идеи ставится имя ее автора (имя ребенка). Получается своего рода наглядный план работы над темой.
Заполненная таким образом, «Модель трех вопросов» вывешивается в приемной, там, где ее хорошо видят родители. В этом случае взрослые невольно продолжат разговор с детьми дома — будут спрашивать, подсказывать, вместе посмотрят нужные книги или телепередачи. Таким простым образом взрослые будут включены в образовательный процесс.
(слайд 10) В качестве примера посмотрим план по теме «Земля- наш общий дом».
Вся эта предварительная работа ведется накануне в пятницу, сообщаю тему следующей недели. Далее работа продолжается в понедельник.
Дети, придя в садик, планируют – в каком центре они бы хотели заниматься сегодня, завтра и т. д. На всю неделю спланировать им трудно, поэтому делаем планы на сегодняшний день и максимум на завтра.
Далее идет работа в «Центрах активности» (записать про них ранее). (слайд 11) Примерные задания, которые дети выполняют в центрах.
В конце дня подводятся итоги. Итоги желательно подводить также наглядно. Возле каждой строчки в плане выставляется значок о его выполнении. Происходит корректировка планов на следующий день. Ребенок, который работал в понедельник, например, в «Центре математики», во вторник пожелает потрудиться в «Центре искусства». И так далее. Таким образом каждый ребенок за неделю проходит максимальное количество центров, приемлемое индивидуально для него. Решается задача комплексности обучения.
Достижения ребенка по результатам работы по этой методике отражаются в умении:
• самостоятельно ставить вопросы
(слайд 12-16) Следующая технология «Ментальная карта»
-это уникальный и простой метод запоминания информации, который обеспечивает высокую познавательную активность детей в разных видах деятельности, и способствует взаимодействию детей со взрослыми и сверстниками.
Ментальная карта, Карта памяти, Карта ума, Схема мышления, Карта разума, но наиболее она известна как Интеллект-карта.
(слайд 13) Ментальная карта
-Позволяет получать, обобщать, проверять знания.
-Способствует обучению, концентрации внимания, запоминанию, мышлению, мотивации.
-Учит выделять главное, обобщать, систематизировать.
-Развивает речь, память, мышление, воображение.
(слайд 14) Алгоритм совместного составления интеллект-карты
Шаг 1. Для интеллект-карт, создаваемых в процессе совместных, коллективных работ желательно использовать большие форматы бумаги А3 или половину ватманского листа. Расположите лист горизонтально: так отводится больше места под рисунки и картинки.
Шаг 2. В центре листа размещается главная тема интеллект-карты в виде картинки или рисунка, отражающей тему. Дети, умеющие читать, могут обозначить тему печатными буквами, разборчиво, крупно и объемно. Обведите главную идею или затонируйте легким цветом. В зависимости от темы, обводка может быть в виде контура цветка, корабля, облака, и т.п.
Шаг 3. Предложите детям провести от картинки несколько изогнутых линий разным цветом. Использование цветов позволяет разделить информацию на разные сферы. Это линии первого уровня, и они изображаются достаточно крупными «ветвями» равным количеству подтем. Не рекомендуется рисовать от центра более 5 ветвей. Над каждой линией-ветвью напишите печатными буквами одно ключевое слово, которое ассоциативно связано с основной идеей карты. Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьево и т.д. порядка соединяются с главными ветвями; ветви должны быть изогнутыми, а не прямыми (как ветви деревьев)
Шаг 8. Заполняйте ветви поочередно. Когда дети закончат работать с одной ветвью, переходите к следующей.
В ходе работы с интеллект-картой расскажите детям интересные факты о транспорте, загадайте загадки, прочитайте стихи. Включайте процесс ассоциативного мышления.
(слайд 15-16) Попробуйте для тренировки сделать несколько простых интеллект-карт по темам недели.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Утренний круг - это ритмически организованная, эмоционально и сенсорно наполненная играми, направленная на стимуляцию активного участия ребенка в общей игре, на развитие его коммуникативных возможностей часть режимного момента, проводимого в определенное время.
Структура утреннего круга 1. Позывные для утреннего круга (веселая музыка, звон колокольчика) 2. Организация утреннего круга ( на стульчиках, на именных подушках, на ленточках-лучиках общего солнышка группы) 3. Приветствие ( пантомима, игровые моменты, песни, считалки, речевки , формы приветствий разных народов) 4. Обмен новостями ( поделиться своими наблюдениями, похвастаться интересными событиями, обмен информацией: календарные (погода, день недели, время года, праздник), групповые (сколько детей, мальчиков, девочек, кто отсутствует; ближайший день рождения, что сегодня нам предстоит, что интересного заметили в группе ?). 5. Игра ( дыхательная и пальчиковая гимнастика ; словесные, игры – тренинги, игры – цепочки) 6. Составление плана дня. Календарь дел. Выбор центра активности ( информации о теме дня, тематической неделе, плавный переход к образовательной деятельности .)
Технология «Модель трех вопросов» 1 . Что мы знаем? 2. Что хотим узнать? 3. Как будем узнавать ?
Что мы знаем? Что хотим узнать? Как будем узнать? -Земля – дом для всех людей. (Маша) -Земля круглая, как мяч. (Вика) -На Земле живут люди, птицы, рыбы, животные. (Миша) -В Земле есть уголь и полезные камни. (Коля) -На юге жарко, а на севере холодно. (Юра) -Почему на Земле бывает утро и вечер? (Саша) -Почему на Севере нет лета? (Ира) -Как мы держимся на Земле, если она круглая? (Аня) -Бывает ли у Земли День рождения? (Илья) -Почитать энциклопедию. (Коля) -Спросить у родителей. (Ева) -По телевизору посмотреть специальную программу. (Оля) -Узнать из журналов и газет. (Лена) -Узнать ответ в интернете. (Кирилл) -Посмотреть по карте и глобусу. (Витя)
Работа в «Центрах активности» Центр математики Измерить расстояние между городами Запомнить название полезных камней, взвесить их. Найти самый тяжелый камень. Центр строительства Построить обычный и необычный дом (дом из будущего). Центр познания Рассмотреть глобус. Запомнить 2 моря, 2 океана и 2 страны. Подготовить рассказ - сообщение о Земле. Центр игры Разучить подвижную игру какого-либо народа по выбору. Сюжетно – ролевая игра «Путешествие вокруг света» Центр искусства Слепить из пластилина глобус. Нарисовать карту нашей страны. Выполнить аппликацию «Моя планета» Центр литературы Рассмотреть книги о земле с выставки. Выбрать и прочитать рассказ о Земле. Сочинить сказку о Земле. Сделать газету о Земле.
Ментальная карта - это уникальный и простой метод запоминания информации, который обеспечивает высокую познавательную активность детей в разных видах деятельности, и способствует взаимодействию детей со взрослыми и сверстниками.
Ментальная карта
Алгоритм составления карты 1.Используется половина ватмана, только цветные карандаши, маркеры и т.д. 2.Основная идея, проблема или слово располагается в центре (для изображения центральной идеи можно использовать рисунок, картинки) 3.Каждая главная ветвь имеет свой цвет (главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьево и т.д. порядка соединяются с главными ветвями; ветви должны быть изогнутыми, а не прямыми (как ветви деревьев) 4.Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово (для лучшего запоминания желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове ) 5.Заполняйте ветви поочередно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Планирование образовательной работы в соответствии с ФГОС ДО в профессиональной деятельности воспитателя» Тема: «Планирование образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме недели «Зимние каникулы»
Календарно-тематический план образовательной работы с детьми дошкольного возраста по теме недели «Зимние каникулы»....
ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по художественно-эстетическому развитию /музыкальная деятельность/ для детей с 4 до 7 лет на 2016-2017 учебный год
планированиеобразовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию/музыкальная деятельность/для детей с 4 до 7 лет на 2016-2017 учебный год...

Характеристика различных подходов к планированию образовательной деятельности
Статья на тему: Характеристика различных подходов к планированию образовательной деятельности...

Мастер-класс для воспитателей «Участие детей в планировании образовательной деятельности посредством использования визуальных карточек»
Участие детей в планировании образовательной деятельности посредством использования визуальных карточек....

Планирование образовательной деятельности по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения на 2019-2020 учебный год для детей 2-ой младшей группы (3- 4 года).
Рабочая программа по развитию детей 2-ой младшей группы разработана в соответствии с основной программой МДОУ «Детский сад №162», в соответствии с введением в действие ФГОС дошкольного обр...

Перспективное планирование образовательной деятельности образовательная область «Художественно – эстетическое развитие» для детей подготовительной к школе группе. Лепка.
Перспективное планирование по художественно- эстетическому развитию для детей подготовительной к школе группе. Лепка. Входят: период освоения программы, тема и програмное содержание, оборудовани...

Планирование образовательной деятельности в старшей Планирование образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности с ТНРе компенсирующей направленности с ТНР
Планирование образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности с ТНР ...
