«Больше будешь петь, меньше будешь болеть» для детей 5-6 лет.»
материал (старшая группа)
«Болезненный дух врачует песнопенье» Е. А. Баратынский
Медики давно уже обратили внимание на благотворное влияние музыки и пения на здоровье людей. Причем необязательно быть профессионалом, чтобы получать пользу от пения. Одно дело слушать музыку, но совсем другое - петь самим, это гораздо полезнее.
Голос, данный человеку с самого рождения, является уникальнейшим музыкальным инструментом.
Голос человека всегда вибрирует во время звучания, даже если человек кричит или разговаривает шепотом. Вибрация голоса весьма положительно влияет на человеческий организм. Когда звучит наш голос, то каждый звук сопровождается колебаниями более высоких частот - обертонов. Благодаря этому стимулируется иммунитет, и поющий ребенок значительно меньше простужается, чем ребенок, лишенный этого занятия.
Регулярные занятия снижают риск простудных заболеваний гортани. Диафрагмальное дыхание обеспечивает естественный массаж.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 76.27 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «ЕЛОЧКА» П. МОТЫГИНО
Тема проекта
«Больше будешь петь, меньше будешь болеть» для детей 5-6 лет.»
Подготовила:
Музыкальный руководитель МБДОУ «Елочка» Мительштет А.В.
П.г.т. Мотыгино 2025
Актуальность:
«Болезненный дух врачует песнопенье» Е. А. Баратынский
Медики давно уже обратили внимание на благотворное влияние музыки и пения на здоровье людей. Причем необязательно быть профессионалом, чтобы получать пользу от пения. Одно дело слушать музыку, но совсем другое - петь самим, это гораздо полезнее.
Голос, данный человеку с самого рождения, является уникальнейшим музыкальным инструментом.
Голос человека всегда вибрирует во время звучания, даже если человек кричит или разговаривает шепотом. Вибрация голоса весьма положительно влияет на человеческий организм. Когда звучит наш голос, то каждый звук сопровождается колебаниями более высоких частот - обертонов. Благодаря этому стимулируется иммунитет, и поющий ребенок значительно меньше простужается, чем ребенок, лишенный этого занятия.
Регулярные занятия снижают риск простудных заболеваний гортани. Диафрагмальное дыхание обеспечивает естественный массаж.
Цель проекта:
Организовать музыкально-оздоровительную работу в ДОУ, обеспечивающую каждому ребенку укрепление психического и физического здоровья, выявление и развитие музыкальных и творческих способностей, формирование привычки к здоровому образу жизни.
Задачи проекта:
- Развивать музыкальные и творческие способности дошкольников в различных видах музыкальной деятельности;
- совершенствовать практическое употребление языковых единиц в речи детей в процессе общения со сверстниками и взрослыми,
- создавать предметно - развивающую среду и условия для формирования гармоничной, духовно богатой, физически здоровой личности;
- сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье;
Тип проекта: информационный
Продолжительность: долгосрочный ( 01 сентября 2024 г. – 31 мая 2025г.)
Участники проекта: воспитатели, дети, родители
Целевая аудитория: дети старшего дошкольного возраста, 20 человек
Этапы работы над проектом:
1 этап. Организационный:
Изучение литературы по данной проблеме, накопление методического материала, изготовление пособий.
2 этап. Диагностический:
Выявление начального уровня развития музыкальных способностей детей, степени заинтересованности дошкольников различными видами музыкальной деятельности, роли музыкального воспитания в семье.
3 этап. Практический:
Перспективное планирование музыкальной НОД с учетом результатов диагностики. Разработка цикла музыкальных и логоритмических занятий с использованием здоровьесберегающих технологий, сборника валеологических песен, пальчиковых и речевых игр с музыкой, комплексов игрового массажа, артикуляционной гимнастики, оздоровительных упражнений
4 этап. Обобщающий:
Обощение результатов практической деятельности. Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование здоровьесберегающих технологий:
Технология музыкального воздействия:
Валеологичесие песенки-распевки:
- поднимают настроение,
- задают позитивный тон к восприятию окружающего мира,
- улучшают эмоциональный отклик на занятии,
- подготавливают голос к пению.
Дыхательная гимнастика:
- положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении,
- способствует восстановлению центральной нервной системы - улучшает дренажную функцию бронхов,
- восстанавливает нарушенное носовое дыхание,
-исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника.
Артикуляционная гимнастика:
- способствует тренировке мышц речевого аппарата,
- ориентированию в пространстве.
Оздоровительные и фонопедические упражнения:
- укрепляют голосовые связки,
- способствуют профилактике заболеваний верхних дыхательных путей,
- стимулируют гортанно-глоточный аппарат,
- стимулируют деятельность головного мозга,
Игровой массаж:
- повышает защитные свойства верхних дыхательных путей,
- нормализует вегетососудистый тонус –
нормализует деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желёз.
Пальчиковые игры:
- развивают речь ребёнка,
- развивают двигательные качества,
- повышают координационные способности пальцев рук,
-соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием,
- формируют образно-ассоциативное мышление,
- речевые игры,
- эффективно влияют на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности,
- позволяют детям овладеть всеми выразительными средствами музыки.
Музыкотерапия:
- способствует коррекции психофизического статуса в процессе двигательно-игровой деятельности.
Слушание правильно подобранной музыки:
- повышает иммунитет,
- снимает напряжение и раздражительность,
- уменьшает головную и мышечную боль,
- восстанавливает спокойное дыхание,
основные направления работы с детьми.
- НОД,
- взаимодействие с родителями,
- совместная музыкальная деятельность взрослого и ребёнка,
- самостоятельная деятельность ребёнка,
- музыкально-спортивные праздники и развлечения,
- развитие речи,
- интеграция с другими образовательными областями. Взаимодействие со специалистами, педагогами ДОУ.
План работы с родителями
Месяц | Тема | |
Сентябрь | «Польза классической музыки» | |
Октябрь | «Как провести выходной день» | |
Ноябрь | «Логоритмика и речевые игры» | |
Декабрь | «Массаж в домашних условиях» | |
Январь | «Учимся правильно дышать» | |
Февраль | «Как сберечь голос» | |
Март | «Исцеление музыкой» | |
Апрель | «Влияние современной музыки на психику ребёнка» | |
Май | «Праздник в семье» | |
План работы музыкальных занятий с технологиями здоровьесбережения
Период | Вид деятельности | Программное содержание | Репертуар |
Сентябрь | 1. Пальчиковая игра 2. Дыхательная гимнастика 3. артикуляционная гимнастика 4. Пение | Развивать мелкую моторику пальцев рук, сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью Учить вдыхать носом, выдыхать - ртом. Вырабатывать качественные, полноценные движения органов артикуляции Распевать детей с использованием чистоговорок | п-игра «Дружба», п-игра «В гости» Упр. «Ежик», «Ушки» Упр. «Машину я веду» Чистоговорки: Массаж лица «Ёжик»,«Пчелка», «Жа-жа-жа» |
Октябрь | #1056;ечевые игры #1048;гровой массаж 3. Пальчиковая игра | Развивать координацию речи с движением Научить правильно выполнять самомассаж биологически активных зон лица. Продолжать разучивать пальчиковые игры, активно проговаривая текст | Речевые игры: «Кто нам песенку поет» «Степкарастрепка» Комплекс массажа лица «Умывальная песенка» П-игра «Дружат в нашей группе» «Помиримся» |
Ноябрь | 4. Дыхательная гимнастика 1. Игровой массаж 2. Пальчиковая игра 3. Дыхательная гимнастика | Продолжать работать над правильным вдохом-выдохом. Показать детям приемы массажа Развивать внимание и быструю реакцию на смену движений и жестов, четкую дикцию Развивать глубину вдоха, работать над правильным движением рук при вдохе | Упр. «Ладошки» Массаж «Шел медведь» П-игра «Замок», «Вот помощники мои» Упр. «Погончики», |
Декабрь | #1056;ечевые игры #1040;ртикуляционная Гимнастика #1048;гровой массаж | Развивать творческое воображение, добавить в игры сопровождение самодельных муз. инструментов Продолжать развивать речевой аппарат дошкольников, сопровождать движениями рук разучить комплекс упр. самомассажа головы | Речевые игры: «Солнышко», «Листопад» Упр. «Как язычок гулял в лесу» Самомассаж «Надо голову помыть» «Расческа" |
Январь | 1. Пальчиковые игры 2. Дыхательная гимнастика 3. Речевые игры 4. Оздоровительные игры | Соединить пальчиковую гимнастику с массажем биологически активных точек рук Продолжать развивать правильное дыхание дошкольников Учить произносить фразы различной динамикой голоса | П-игра «Удивительно» «Маланья» «Кошка» «Веселый шоколад» Упр. «Кошка просыпается» |
Февраль | 1. Игровой массаж 2. Пальчиковая игра 3 . Речевые игры | Побуждать детей активно участвовать в проведении самомассажа. Развивать координацию движения пальцев рук Развивать координацию речи с движением, творческое воображение, подражательность | Упр. «Зимняя согревалочка» П-игра «Белка», Реч. Игра «Шалтай-болтай» |
Март | 1. Дыхательная гимнастика 2. артикуляционная гимнастика 3. Игровой массаж 4. Пальчиковые игры | Разучить новое упражнение, напомнить о правилах дыхания во время упражнения Выработка качественных движений органов артикуляции, учить имитировать движения животных Разучить массаж для рук Учить правильно и ритмично выполнять движения пальцами, выразительно произнося текст | Упр. «Обними себя» Упр. Зоологическая сказка «Зоопарк» Упр. «Строим дом» П-игра «Божьи коровки» |
Апрель | 1. Речевая игра 2. Пальчиковые игры 3. Дыхательная гимнастика 4. Пение | Развивать координацию речи с движением, творческое воображение Развивать речевой и музыкальный слух, память, внимание, пространственную координацию Учить следить за осанкой и правильным положением рук при вдохе и выдохе. Работать над правильным и своевременным дыхании в пения | Речевая игра с муз инструментами «Веселый оркестр» Пальчиковая игра «Прогулка» Упр. «Большой маятник» «Здравствуйте», «Курочка» |
Май | 1. Игровой массаж 2. Пальчиковая игра 3. Пение 4. Речевая игра | Учить выполнять массаж спины Развивать память, внимание, речевой и музыкальный слух. Распеваться вокальными упражнениями Развивать выразительность исполнения движений, мимики, жестов | Упр. «Дождик» П-игра «Возвращаемся домой Упр. «Змея», «Щука», «Печка» Упр. «Обезьянки» |
Заключительный этап: Интегрированное музыкально - валеологическое развлечение «Ох и ах» Диагностика музыкального воспитания дошкольников Диагностика уровня заболеваемости в сравнении на начало и конец года Исследование результатов практической деятельности
Сказка о Веселом Язычке
Знакомство
Жил-был Язычок, очень грустный Язычок. Да и откуда взяться веселью, если у него не было своего дома? Язычку ничего другого не оставалось, как жить на улице, а там осенью дождь, зимой снег и летом дни холодные случаются. Плохо было Язычку, он часто простужался и подолгу болел. Но в один прекрасный день Язычок нашёл себе дом. Какой? Рот. Обрадовался Язычок и решил привести свой новый дом в полный порядок. Дом должен быть крепостью, поэтому Язычок установил две двери: первая дверь - губы, вторая дверь - зубы.
В новом доме Язычка не было окон, зато были стены, правда, очень странные. Они могли раздуваться, как шарики. Как они называются? Щёки.
А потолок был твёрдым и назывался нёбо. Нёбо неровное и напоминает купол. Передняя часть потолка-нёба заканчивается маленькими бугорками. Это альвеолы. Они расположены за верхними зубами.
Язычку очень понравилось его новое жилище.
(Т.В. Мецлер)
В одном домике, дружок,
Живет Веселый Язычок,
Ох, и шустрый он
мальчишка
И немного шалунишка.
Приоткрыл Язык окно,
А на улице тепло.
Язычок наш потянулся,
Широко нам улыбнулся.
Распластался, как лопатка,
Полежал на губе
И опять ушел к себе.
Затем он решил попить чаю из чашечки. Поел вкусного варенья, облизнулся. Решил Язычок отправиться на прогулку. Сел на свою лошадку и поскакал. Прискакал на полянку, а там грибы растут. Стал он их срывать: один гриб, второй, третий... И вдруг ему навстречу ползет змейка, она не злая, Язычок поиграл и с ней. Скачет он дальше. Видит - маляры красят кисточками дом. Язык превратился в кисточку и помог им. А около дома стояли качели. Язычок покачался на них вверх-вниз, вверх-вниз. Посмотрел он на часики: тик-так, тик-так, пора домой тебе, чудак! По дороге домой Язычок познакомился с лягушкой и слоником. Лягушка научила его широко улыбаться: очень нравится ей тянуть ротик прямо к ушкам! Потянули, перестали, потянули, перестали и нисколько не устали!
А слоник показал, как он играет с хоботком:
Подражаю я слону -
Губы хоботком тяну.
Потянули, перестали,
Потянули, перестали
И нисколько не устали!
Скрылось солнце за горой,
Язычок пошел домой.
Дверь он запер на замок,
Лег в кроватку и умолк.
Осень
Это облачко очень веселое. Посмотрите, как оно вам улыбается.
Улыбнитесь ему в ответ. («Улыбка»)
Пошлите ему воздушный поцелуй. («Воздушный поцелуй»)
Вот прилетел осенний листок.
Он тоже хочет с вами поиграть.
(Лопаточка»)
Но ветер его поднимает, опускает,
(«Качели»)
качает вправо, влево, кружит. («Часики»)
А вот сквозь облачко и солнце протянуло свой лучик.
Он острый. Покажите, какой лучик.
(«Иголочка»)
Но вот закапал дождь.
Он был сначала редким, а затем стал частым.
(«Лошадка»)
Давайте, поймаем капли дождя в ведерки.
(«Чашечка»)
1. Шли-шли, к Мишкиной берлоге подошли. Широко открыть
рот, доказать, как зевает медведь, ему осенью хочется спать.
Раскрывать и закрывать рот.
2. Брусничка. Посмотрите, как много здесь брусники! Соберите
полную ладошку брусники. Попробуйте ягоды на вкус, хорошенько
прожуйте их. Имитировать жевание.
3. Нам радостно и весело в осеннем лесу, улыбнемся друг другу и
лесным обитателям. Улыбнуться (губы и зубы сомкнуты).
4. Хомячок-толстячок. Показать, какие толстые щечки у
хомячка, который несет в норку запасы. Надуть обе щеки одновременно.
Хомячок высыпал зерно в норке. Втянуть щеки.
5. Белочка грызет орешки. Улыбнуться и постучать зубами.
6. Язычок в чащобе. Показать, как Язычок пролезает между
густыми деревьями (зубами). Губы в улыбке. Медленно высовывать язык,
покусывая его по всей поверхности.
7. Пролезаем через бурелом. Губы в улыбке. «Широкий» язык с
силой протискивается между зубами наружу так, что верхние резцы
скоблят по спинке языка.
8. Следы от зубов на языке — это тропинки в лесу.
Деревья осенью
У кленового листа части широкие и узкие. Покажи их языком.
(Чередуются упражнения «Лопаточка», «Иголочка»).
Ветер поднял лист вверх и держит его там
(прижать язык к верхним зубам и подержать под счет от 1
до 10).
А сейчас он качает лист то вправо, то влево
(Упражнение «Часики»).
Вот ветер подул сильнее и загнул лист вверх
(Упражнение «Чашечка» выполнять под счет до 10)
Но ветер все не утихает. Он раскачивает лист вверх и вниз
(Упражнение «Качели»)
И вот он выгнул лист как шляпку гриба
(Упражнение «Грибок» выполнять под счет до 10)
Вдруг погода испортилась, и пошел дождь. Он зашлепал по
листу. (Похлопывать верхней губой по языку и произносить: пя-пя-пя).
К нам залетел листочек:
«Легкий, воздушный, ветерку послушный»
Этот листочек очень веселый. Улыбнитесь ему в ответ. Положите свой язычок на губку и подержите так же спокойно, как лежит листочек (лопатка). Ветерок поднимает листочек и опускает (качели), качает вправо – влево (часики). А вот и солнышко протянуло ему свой лучик (иголка). Вдруг по листочку закапал дождик (лошадка). Кончился дождик, поднялся ветер и закружил листочек (облизать губы)
Овощи
1. Пришли дети в огород, от удивления открыли рот, увидев
огромную тыкву. Широко открыть рот (удерживать под счет до «пяти-шести»).
2. Толстячки — худышки. Изобразить овощи на грядке. Арбузы, тыквы, кочаны капусты — «толстячки»; лук, чеснок, стручок гороха и другие — «худышки».
3. Лопата. «Надо выкопать картофель, приготовьте лопаты». Язык лежит на нижней губе в спокойном состоянии.
4. Копаем картошку. Кончик языка поднимать и опускать, закрывая то верхнюю, то нижнюю губу.
5. Кабачок, кабачок, покажи-ка свой бочок. Широко открыть рот, закрыть «широким» языком верхние зубы. Опустить язык за нижние зубы.
6. Ровная дорожка (или грядка) в огороде. Широко открыть рот, опустить язык за нижние зубы.
7. Игра «Я — не я». Опускать кончик языка за нижние зубы, губы в улыбке. Педагог произносит предложения: «Я люблю морковь», «Я люблю огурец», «Я люблю сырую картошку», «Я сварю компот из капусты» и т.д. Дети отвечают: «И я, и я!» или «Не я, не я!».
Фрукты
1. Щечки-яблочки. Ваши щечки круглые как яблочки. Надуть обе щеки.
2. Спрячем сливу за щеку. Надувать попеременно то правую, то левую щеку.
3. Круглая виноградинка. Вытянуть губы вперед узкой трубочкой.
4. Банан. Улыбнуться, приподняв уголки губ вверх. Губы сомкнуты.
5. Язычок пролезает через щель в заборе в сад. «Широкий» язык с силой протискивается между зубами.
6. Колья забора острые — вот такие. Показать «острый» язык. По очереди высовывать то «широкий», то «узкий» язык.
7. Язычок-листок прикрыл яблочка бочок. Поднять язык вверх и закрыть верхнюю губу. Опустить вниз и закрыть нижнюю губу.
8. Качели. В саду мы увидели качели.
На качелях я качаюсь
Вверх — вниз, вверх — вниз.
Поднимаюсь, опускаюсь
Вверх — вниз, вверх — вниз.
Ягоды
Я пойду по ягоды в лесок, (Покусывание язычка)
Подарил мне дедушка туесок, («Чашечка»)
Я найду поляночку в бору, («Лопаточка»)
Земляники – ягоды наберу. («Качели»)
Наберу малины я в лесу («Часики»)
И в подарок дедушке отнесу. («Пирожок»)
Как Язычок работал в саду
(Н.В. Рыжова)
Наступил солнечный денек. Язычок проснулся рано (рот открыть, медленно вытягивать язык изо рта, стараясь коснуться подбородка). Он взял с собой ведерко (открыть рот и удерживать в таком положении до 10 секунд), грабли (улыбнуться, протискивать язык между верхними и нижними зубами вперед-назад; повторить 8 раз), лопату (рот открыть, положить широкий язык на нижнюю губу и удерживать под счет до 8) и отправился в сад. Высоко на деревьях звонко пели птицы: «Ци-пи, ци-пи», «Чик-чик, чик-чик», «Зинь-зинь- зинь, зинь-зинь-зинь». Как пели птицы? (Выполнять звукоподражания) От легкого ветерка трава колыхалась из стороны в сторону (улыбнуться, двигать языком вправо-влево). В саду росло много красивых цветов: маки, лилии, ромашки, розы, колокольчики. Язычок подошел к любимым цветочкам, наклонился и ласково прошептал: «С добрым утром!» Цветы, словно услышав Язычка, закивали в ответ головками вверх-вниз (рот открыть, языком касаться то верхней, то нижней губы). Взяв грабли, Язычок стал аккуратно сгребать засохшую траву возле цветов (улыбнуться, протискивать язык между зубами вперед-назад; повторить 8 раз). Много было сухой травы и опавших листьев. Язычок вспотел и стал дуть на свой лоб (нижней губой «обнять» верхнюю, дуть вверх, на челку). Когда около цветов стало чисто, Язычок сложил всю траву в ведерко (рот открыть, высунуть язык, приподнять боковые края языка и втянуть язык в рот; движение напоминает лакание молока кошкой; повторить 8 раз). Потом Язычок взял лопату и стал перекапывать землю (упираться языком то в одну, то в другую щеку с внутренней стороны). Теперь корешки у цветов стали лучше дышать. Обрадовались цветы и попросили у Язычка прохладной воды. Взяв большую лейку (упражнение «Хоботок»: вытянуть губы вперед и удержать под счет до 3, вернуть в исходное положение; повторить 5 раз), Язычок полил цветы под самый корешок. Вода лилась долго, медленно (произнести: «С-с-с-с»). Поднялись цветы и еще больше раскрыли свои лепесточки (губы вытянуть вперед трубочкой, медленно развести в стороны, открыв рот, снова соединить в «трубочку»; повторить 5 раз). Обрадовался Язычок, что теперь в его саду стало чисто и красиво. Вдруг он услышал, что кто-то жужжит в стороне (произнести: «Ж-ж-ж-ж»). Это была пчела. Она почувствовала сладкий запах цветов и прилетела в сад. Пчелка кружила то у одного цветка, то у другого (рот открыть, вращать языком 3 раза справа налево, потом 3 раза слева направо). Наконец она тихо опустилась на розу, забралась в серединку и стала пить нектар. Отведав вдоволь сладкого сока, пчела еще раз покружилась над цветами и улетела (произнести: «Ж-ж-ж-ж»). Под вечер Язычок заметил, что в саду стали просыпаться кузнечики. Они сидели в траве и громко стрекотали: «Щик-щик, т-т-т, щик-щик, т-т-т». Как стрекотали кузнечики? (Звукоподражание.) Солнышко медленно опускалось за верхушки деревьев, и в саду становилось темнее. Цветы закрыли лепесточки (рот широко открыть, соединить губы и вытянуть вперед трубочкой; повторить 5 раз), наклонили головки и сладко заснули. Еще где-то слышалась одинокая песня кукушки: «Ку-ку, ку-ку ку-ку». Как пела кукушка? (Звукоподражание.) Язычок прилег на качели и не заметил, как задремал. Он закрыл сначала один глаз (закрыть левый глаз, можно удержать веко пальцами), потом — другой (закрыть правый глаз) и погрузился в сказочный сон. Ночью около Язычка и его любимых цветов кружилось много светлячков, которые словно охраняли чудесный сад (облизать языком губы по 5 раз сначала справа налево, потом — слева направо).
Грибы
Наступила осень – пора сбора грибов. Язычок взял большую корзинку (чашечка) и отправился в лес. По дороге в лес он увидел ручеек (подуть на высунутый язык). Язычок подставил ладошку и почувствовал какая холодная вода в ручейке. Язычок долго ходил по лесу и наконец нашел полянку (лопатка), увидел на ней много – много грибов. Язычок перебегал от одного гриба к другому (часики). Набрав полную корзину (чашечку) он вернулся домой.
Язычок собирает грибы
Осенью Язычок отправился в лес, прихватив с собой большую корзину.
1. «Корзина» - рот открыт, широкий язык в форме чашки поднимается к верхней губе, губы неподвижны — удерживаем их под счет до 5.
2. В лесу Язычок увидел ручеек (холодная струйка воздуха «стекает» посередине широкого языка, кончик которого упирается в основание нижних передних зубов, губы растянуты в улыбке). Подставив ладошку, можно почувствовать, какая холодная вода в нашем ручейке.
3. Свежий ветерок радовал Язычка (дуть на широкий язык, не раздувая щек).
4. На поляне Язычок нашел красивый грибок (широкий язык «присасывается» к нёбу, по форме он напоминает шляпку гриба, а подъязычная уздечка — его ножку).
5. Язычок перебегал от одного гриба к другому, приговаривая: «Вот лисичка, вот боровик, а вот мухомор...». Повторяем предыдущее упражнение 6—10 раз.
6. Язычок отправился домой после того, как набрал полную корзину грибов — повторяем упражнение «Корзина».
7. «Ням-ням!» — так приговаривали друзья нашего Язычка, кушая вечером лапшу с грибами (совершать гладящие движения широким языком по верхней губе вперед-назад).
А ты когда-нибудь собирал в лесу грибы? Как ты думаешь, все ли грибы можно класть в корзину?
Дыхательная гимнастика детям.
«Ёжик»
Упражнение выполняется с помощью игровой ситуации. Ребята фантазируют, что они маленькие ежики, которые разглядывают полянку в лесу. Посмотрят направо – удивленно вдыхают носом, будто увидев сову. Затем выдыхают через рот. Смотря влево – видят зайчика или грибочки, и довольно «сопят» носиками. Под подходящее музыкальное сопровождение дети повторяют данное упражнение до 8-ми раз.
«Ушки»
Покачивая головой вправо-влево, выполнять сильные вдохи. Плечи остаются неподвижными, а уши тянутся к плечам. Следить, чтобы при наклоне головы туловище не поворачивалось. Вдохи выполняются с напряжением мышц носоглотки. Выдох произвольный.
Упражнение «ладошки»
И.п. (исходное положение) – стоя: Встать прямо, руки согнуты в локтях (локтями вниз), а ладошки вперед – «поза экстрасенса». Стоя в этом положении следует делать короткие, ритмичные, шумные вдохи через нос при этом сжимая ладони в кулачки (так называемые хватательные движения. Без паузы сделать 4 ритмичных, резких вдоха через нос. Потом руки опустить и отдохнуть 4-5 сек. Затем сделать еще 4 шумных, коротких вдоха и опять пауза. В норме нужно сделать по 4 вдоха 24 раза. Это упражнение можно делать в любом исходном положении. В начале занятия может возникнуть головокружение, ничего страшного! Можно присесть и продолжать сидя, увеличив паузу до 10 сек.
Упражнение «погончики»
И.п. – стоя, руки сжаты в кулаки и прижаты к животу на уровне пояса. При вдохе необходимо резко толкнуть вниз к полу кулаки (плечи при этом не напрягать, руки выпрямлять до конца, тянувшись к полу). Затем вернуть кисти на уровень пояса в и.п. Сделать подряд 8 вдохов-движений. В норме 12 раз по 8.
Упражнение «кошка»
(полуприсед с поворотом) И.п. – о.с. (во время выполнения упражнения ступни ног от пола не отрываются). Сделать танцевальное приседание с поворотом туловища вправо и при этом короткий, резкий вдох. Потом тоже самое с поворотом влево. Выдохи выполняются самопроизвольно. Колени немного сгибаются и выпрямляются (сильно не приседать, а легко и пружинисто). Руки слева и справа выполняются хватательные движения. Спина прямая, поворот в районе талии. В норме упр. выполняется 12 раз.
Пальчиковая гимнастика для детей
Пальчиковая игра «Дружба»
В гости к пальчику большому.
В гости к пальчику большому,
Приходили прямо к дому
Указательный и средний,
Безымянный и последний.
Сам мизинчик-малышок,
Постучался на порог.
Вместе пальчики-друзья,
Друг без друга им нельзя.
«Дружат в нашей группе»
Дружат в нашей группе (пальцы рук соединяют)
Девочки и мальчики. (в замок несколько раз)
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять (пальцы с мизинчика поочередно)
Начинаем мы считать.( соединяют друг с другом)
Раз, два, три, четыре, пять
Мы закончили считать. (руки вниз, встряхивают кистями)
Пальчиковая игра «В гости к пальчику большому»
Цель: для развития движений руки и снятия мышечного напряжения в кисти. В гости к пальчику большому
В гости к пальчику большому (выставляют вверх большие пальцы)
Приходили прямо к дому (соединяют под углом кончики пальцев обеих рук) Указательный и средний, (названные пальцы соединяют с большим пальцем на обеих руках одновременно)
Безымянный и последний,
С ним мизинчик-малышок (мизинцы выставляют вверх, пальцы сжимают в кулак)
Постучался о порог. (кулачками стучат друг о дружку)
Вместе пальчики-друзья,
Друг без друга им нельзя. (ритмично сжимают пальцы на обеих руках)
«Замок»
На двери висит замок —
Кто его открыть бы смог? (Быстрое соединение пальцев в замок.)
Потянули… (Тянем кисти в стороны.)
Покрутили… (Волнообразные движения.)
Постучали… (Пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладонями.)
И открыли! (Пальцы расцепились.)
«Вот помощники мои»
Вот помощники мои,
Как их хочешь поверни.
Раз, два, три, четыре, пять.
Не сидится им опять.
Постучали, повертели
И работать захотели.
Поработали немного,
Но дадим им отдохнуть. (Выполнять движения пальцами в соответствии с содержанием стихотворения.)
«Помиримся»
Два больших пальца спорят: (Дети сжимают руки в кулаки, сближают их и помещают перед грудью.)
Кто главней из них двоих? (Вытягивают вверх большие пальцы и начинают их сгибать и разгибать.)
Не дадим случиться ссоре
И помирим тут же их. (Сцепляют большие пальцы друг с другом.) «Удивительно»
Наши пальцы сжались тесно.
Удивительно интересно! (Дети сжимают левую руку в кулак.)
Видно, им прохладно стало, (Правой рукой обхватывают кулак и сильно сжимают.)
Их укроем одеялом. (Затем меняют руки. Потом опускают руки и слегка трясут ими.)
«Прогулка»
Пошли пальчики гулять, (Пальцы рук сжаты в кулаки, большие пальцы опущены вниз и как бы прыжками двигаются по столу.)
А вторые догонять, (Ритмичные движения по столу указательных пальцев.) Третьи пальчики бегом, (Движения средних пальцев в быстром темпе.)
А четвертые пешком, (Медленные движения безымянных пальцев по столу.) Пятый пальчик поскакал (Ритмичное касание поверхности стола обоими мизинцами.)
И в конце пути упал. (Стук кулаками по поверхности стола.)
«Маланья»
У Маланьи, у старушки (Хлопки в ладоши: то правая, то левая рука сверху.) Жили в маленькой избушке (Сложить руки углом, показывая «избушку».)
Семь сыновей, (Показать семь пальцев.)
Все без бровей, (Очертить брови пальцами.)
Вот с такими ушами, (Ладони с растопыренными пальцами поднести к ушам.) Вот с такими носами, (Показать длинный нос, поставив ладони с растопыренными пальцами друг за другом.)
Вот с такой головой, (Очертить большой круг вокруг головы.)
Вот с такой бородой! (Показать руками большую бороду.)
Они не пили и не ели, (Одной рукой поднести ко рту «чашку», другой — «ложку».)
На Малинью все глядели (Держа руки у глаз, похлопать пальцами, как ресницами.)
И все делали вот так… (Дети показывают загаданные действия только при помощи пальцев.)
«Белка»
Сидит белка на тележке, (Исходное положение — кисти рук сжаты в кулак.) Продает она орешки, (Круговые движения кистью вправо, влево.)
Лисичке-сестричке, (Разогнуть большой палец.)
Воробью, (Разогнуть указательный палец.)
Синичке, (Разогнуть средний палец.)
Мишке толстопятому, (Разогнуть безымянный палец.)
Заиньке усатому. (Разогнуть мизинец.) В
от так! (Раскрыть кисть — пальцы в стороны и в исходное положение.)
Речевые игры:
Кто нам песенку споет?
Ладушки, ладушки, Приехали мы к бабушке. Кто у бабушки живет? Кто нам песенку споет? | Идут по кругу. |
Вот идет петушок, Поднял гордо гребешок: - Я вам песенку спою – Ку-ка-ре-ку-ре-ку-ку! | Идут, высоко поднимая ноги. |
Вот и курочка идет, За собой цыплят ведет: Спою песенку легко – Ко-ко-ко! Ко-ко-ко! | Идут дробным шагом. |
Вот козленок озорной Вдруг затряс бородой: Подпевайте дружно мне | Бегут прямым галопом. |
Степка-растрепка
Первый куплет проговаривается медленно и тихо, каждое повторение идет все быстрее и громче.
Степка-растрепка по лесу гулял, | Идут вразвалочку. |
Степка-растрепка шишки собирал. | «Собирают» шишки. |
Солнце высоко-о-о! | Поднимают руки вверх и тянутся на носочках. |
Степке нелегко-о-о! | «Вытирают пот» рукой. |
На пенек он сел, | Приседают на корточки. |
Песенку запел: | Хлопают в ладоши. |
Степка-растрепка по лесу гулял….» |
Солнышко
Солнышко, солнышко Выгляни в окошко, | Ритмичные хлопки. |
Твои детки плачут, | Притопы |
По камушкам скачут. | Легкие прыжки с хлопками. |
Игровой массаж
Упражнение «Умывальная песенка»:
Хуже наказанья - (Дети качают головой вправо-влево.)
Жить без умыванья,
Все ребячьи лица (Мягкими движениями проводя)
Обожают мыться. пальцами по лицу.)
Без воды, без мыла (Растирают ладонями нос.)
Всех бы грязь покрыла.
Чудно, чудно - (Растирают уши.)
Вымыться не трудно!
Честно, честно – (Растирают ладони друг о друга.)
Чистым быть чудесно.
Теперь нос чистый, (Указательным пальцем касаются носа.)
Теперь рот чистый, (Показывают на рот.)
И подбородок чистый, (Прикасаются к подбородку.)
И глазки блестят, (Прикасаются к внешним уголкам глаз.)
Весело глядят! (Протягивают ладони вперёд.)
«Сороконожки»:
Две больших сороконожки побежали по дорожке (простучать пальчиками от головы до пяток).
Все бежали и бежали, и друг дружку обгоняли (повторять несколько раз, увеличивая темп постукиваний и ускоряя интонацию).
До чего ж они устали (перейти на спокойные поглаживающие манипуляции).
Передохнули? (на этот вопрос ребенок должен энергично закивать).
Вот и снова побежали (сделать все манипуляции заново).
«Неваляшка»:
Исходное положение: Дети сидят на стульях перед педагогом.
Неваляшка, неваляшка
массирование точки возле переносицы.
Качи - кач, качи - кач,
наклоны головы влево- вправо
Ой, красивая милашка.
массируем точки на шее
Качи - кач, качи – кач.
наклоны в сторону влево- вправо
Неваляшке не сидится,
массирование точки возле ушей.
Она любит веселиться,
хлопки в ладоши.
Наклоняется вперёд,
наклон головы вперёд
Влево, вправо,
влево, вправо.
Поворот.
круговое движение головы.
Неваляшку мы качаем,
массирование шею и покачиваем головой.
Очень весело играем.
сжимать и разжимаем пальцы рук.
Раз, два, три, четыре, пять,
ладони раскрыты, пальцы по очереди встречаются, левые с правой рукой.
Мы устали с ней играть.
закрыть ладонями лицо.
«Котик»:
Исходное положение: Дети сидят на стульях перед педагогом.
Ходит котик потихоньку,
Лапки мягкие идут
похлопывание ладонями по ногам
Если мышку он увидит,
круговые видения указательными пальцами в уголках глаз
Лапки быстро побегут
быстро перебирать пальцами по ногам.
Консультации для родителей по проекту.
«Логоритмика и речевые игры»
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!
Вам знакома ситуация, когда Ваш ребенок говорит много и без умолку, но большую часть в его речи невозможно разобрать? Или напротив, ребенку уже исполнилось три года, но он практически не разговаривает? А Вы пробовали заниматься с ним логоритмикой?
А ЧТО ТАКОЕ ЛОГОРИТМИКА?
Логоритмика - это комплекс двигательных упражнений, в которых разные движения (туловища, головы, рук, ног) сопровождаются произношением специального языкового материала с музыкальным сопровождением. Одна из основных задач логоритмики - устранение речевых нарушений, решение проблемы развития речи у детей.
А СТОИТ ЛИ ЗАНИМАТЬСЯ С РЕБЕНКОМ, У КОТОРОГО ПОДОБНЫЕ НАРУШЕНИЯ ОТСУТСТВУЮТ ИЛИ ЕЩЕ НЕЯСНО, ПРИСУТСТВУЮТ ЛИ, ТАК КАК ОН СЛИШКОМ МАЛ?
Думаю, что нужно, ведь на самом деле ребенок воспринимает такие занятия как игру, а какой ребенок не любит играть? Так что с одной стороны, можно не ломать голову, чем занять ребенка, а с другой и приносить ему пользу, так как занятия по логоритмике помогут сформировать и развить:
ОБЩУЮ И МЕЛКУЮ МОТОРИКУ. Пальчиковая гимнастика, упражнения на развитие двигательных способностей, координацию движений рук и ног, игра на музыкальных инструментах способствуют развитию общей и мелкой моторики.
КООРДИНАЦИЮ ДВИЖЕНИЙ ВО ВЗАИМОСВЯЗИ С РЕЧЬЮ
К примеру, нужно похлопать в ладошки под строчку «Мы в ладошки хлопаем, громко-громко хлопаем...» или дотронуться лба, ушей, шеи, локотков под строчку «У жирафа пятнышки везде: на лбу, ушах, на шее, на локтях...»
ОРИЕНТАЦИЮ В ПРОСТРАНСТВЕ . Ходьба и маршировка в различных направлениях знакомят ребенка с такими понятиями как вперед и назад, вверх и вниз, направо и налево, на месте.
ЧУВСТВО МУЗЫКАЛЬНОГО И СТИХОТВОРНОГО ТЕМПА И РИТМА Движения выполняются либо под музыку, либо под ритмичное стихотворение. Умение чувствовать музыкальный темп помогает ребенку сохранять нормальный темп речи, а чувство ритма помогает преодолеть трудности в произношении трехсложных и более длинных слов, обращая внимание ребенка на ритмическую основу слов и фраз. ДЫХАНИЕ
Научить ребенка правильно распределять силу выдоха и его продолжительность очень важно. Выдувать мыльные пузыри или дуть на кораблики в тазу, наполненном водой очень весело и для малыша это увлекательная игра, а никак не специальные упражнения на развитие дыхания.
АРТИКУЛЯЦИЮ, МИМИКУ И ГОЛОС
Самое обычное гримасничанье перед зеркалом способствует развитию подвижности челюсти, губ, языка, что в свою очередь положительно отражается на звукопроизношении. Ребенок также учится управлять своим голосом, выбирая правильную силу и высоту. «Мы поем громко, как слоник. Мы поем тихо, как мышка». Так что не ругайте ребенка, если он кривляется перед зеркалом
УМЕНИЕ РАССЛАБЛЯТЬ МЫШЦЫ ТЕЛА. РЕЛАКСАЦИЮ
Как правило, в конце занятия делается упражнение на расслабление под спокойную музыку. Также малышам предлагаются упражнения, развивающие умение напрягать и расслаблять определенные мышцы тела без изменения их положения в пространстве, тем самым формируется умение осознанно управлять своим телом.
ПРАВИЛЬНОЕ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ И ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ
От того насколько правильно ребенок различает на слух звуки речи, зависит насколько правильно он сможет их воспроизводить, другими словами, правильно слышит - хорошо говорит.
СЛУХОВОЕ ВНИМАНИЕ И ПАМЯТЬ
Так как определенные движения нужно выполнять под определенную строчку, то ребенок учится сосредотачиваться и запоминать последовательность, распределять свое внимание между разными видами деятельности. К примеру, «Идет, поднимаясь наверх, идет, возвращаясь назад, и просто на месте она идет...» В целом, логоритмические упражнения задействуют как слуховое внимание и память, так и моторное, и зрительное.
ТВОРЧЕСКУЮ ФАНТАЗИЮ И ВООБРАЖЕНИЕ
Героев, которых малыш изображает в каждом из упражнений, ему нужно вообразить и изобразить. А это уж точно развивает творческую фантазию и воображение. РАСШИРИТЬ СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС
Ребенок знакомится с большим количеством новых слов и понятий через песенки и стихи, задействованные в занятиях.
ИГРАЕМ ДОМА
1. Жа-жа-жа мы нашли в лесу ежа (слегка касаясь пальчиками, провести по лбу 7 раз). Жу-жу-жу подошли мы к ежу (провести по щекам 7 раз). Ужа-ужа-ужа впереди большая лужа (растереть лоб ладонями).
Кок-кок-кок-надень на ноги сапожок.
2. Мышка мыла, мыла лапку (одной мыть другую). Каждый пальчик по порядку (указательным пальцем дотронуться до каждого пальца другой руки).
Вот намылила большой (всеми пальцами сначала правой, а потом левой руки « намыливать большие пальцы).
Сполоснув потом водой.
Не забыла про указку, смыв с него и грязь и краску (то же с указательным пальцем). Средний мылила усердно (то же со средними).
Самый грязный был наверно.
Безымянный терла пастой (то же с безымянными).
А мизинчик быстро мыла (быстро и осторожно «намыливать» мизинцем). Очень он боялся мыла.
3. - Здравствуй, мой любимый мячик, скажет утром каждый пальчик.
- Крепко мячик обнимаем, никуда не отпускаем.
Только брату отдаёт, брат у брата мяч берёт.
- Два козлёнка мяч бодали и другим козлятам дали.
- Вверх подброшу мяч рукой Точно-точно над собой,
На лету схвачу руками,
Подтяну к груди локтями.
- Я бегу, а мячик мой Рядом скачет под рукой.
От ладошки не уйдёт,
Звонко песенку споёт.
- Поскакали по тропинке
Прыг-скок, прыг-скок.
У ребят прямые спинки,
Прыг-скок, прыг-скок.
Прыгаем как мячики, девочки и мальчики,
А теперь шагаем вместе
На одном и том же месте.
Консультация для родителей "Целебная музыка"
Существует много способов преодолеть скверное состояние души и тела, и один из самых эффективных - погрузиться в чарующий мир прекрасных мелодий. Уже полвека для исцеления от многих болезней успешно используется музыкальная терапия. Банальная фраза «Все болезни от нервов» часто вызывает у нас ироническую усмешку. Тем не менее, трудно выделить среди наших близких и знакомых людей, у которых не возникало бы порой чувство притупленности в восприятии внешнего мира, недовольства собой, «беспричинной» усталости и даже апатии. На ум тут же услужливо приходит термин «депрессия»... Не слышно шума городского. Уйти от угнетенного состояния помогает многое - например, пребывание на свежем воздухе. Благотворное влияние на «возрождение» души оказывает слушание шума моря или пения птиц. Уже давно замечено, что в среде любителей пернатых, живущих в окружении скворцов, жаворонков, кенарей и певчих дроздов, много долгожителей. Ученые нашли объяснение этому любопытному феномену - человек генетически связан со звуками, которые издают наши пернатые друзья. Их голоса запрограммированы в структурах мозга как раздражитель, вызывающий эмоции. Они успокаивают нас, снимают усталость с души, приводят в равновесие процессы, происходящие в организме. Дух и тело возвращаются в состояние гармонического сосуществования.
А вот ежедневный шум машин, суета отрицательно влияет на здоровье. По мнению французских исследователей, он является причиной семи из десяти неврозов. Кроме того, люди, непрерывно испытывающие воздействие городского и производственного шума, чаще других страдают сердечнососудистыми заболеваниями, гипертонической болезнью и даже желудочнокишечными заболеваниями - об этом говорит неумолимая статистика. Однако шум шуму рознь. С этой целью, а так же для исцеления от многих болезней в странах западной Европы и США еще с конца 1940-х годов успешно используют музыкальную терапию. Кстати, США оказались первой страной в мире, где врачи уже во второй половине прошлого столетия стали успешно применять музыку для лечения фантомных болей, возникающих обычно после ампутации конечностей и нередко носят мучительный, изнуряющий характер. И некоторые результаты такого лечения просто ошеломляют. В последнее время исцеление музыкой не только неврозов и, но и целого ряда болезней 33 находит эффективное применение и в нашей стране. Между тем постоянное пребывание в пониженном настроении не так безобидно, как кажется на первый взгляд. Если оно не проходит в течении дня или более, то врачи говорят о неврозах, способных принимать самые разные обличья. Против разлада в душе. Классический пример невротической личности - великий композитор Петр Ильич Чайковский. Его собственная музыка, получившая мировое признание, нередко являлась причиной возникновения у автора подавленного состояния. И вместе с тем в одном из писем Чайковский признавался - «Если бы не музыка, я бы сошел с ума!» Даже на Льва Толстого, который не причислял Чайковского к своим любимым композиторам, произвел настолько сильное впечатление его Первый струнный квартет, что писатель разрыдался при его прослушивании. Первым теоретиком музыки считают древнегреческого философа Пифагора. До нас дошла, в частности, история об одном музыкальном приеме, который использовал этот древний мудрец в житейской практике. Как музыка укротила отчаяние. Однажды Пифагор увидел разъяренного юношу, которому изменила возлюбленная. Пребывая в состоянии аффекта, молодой эллин намеревался поджечь дом своей неверной избранницы. Тогда Пифагор приказал находившемуся поблизости музыканту-флейтисту сыграть нежную, успокаивающую мелодию. Слыша эти умиротворяющие звуки, отвергнутый любовник поостыл и пришел в себя. Катастрофы удалось избежать. По свидетельству одного из учеников философа, с помощью музыки Пифагор «легко обращал и поворачивал к противоположному состоянию страсти души, недавно в них поднявшиеся и зародившиеся в неразумном виде - скорбь, раздражение, жалость, неуместную ревность, страх, разнообразные вожделения, гнев, желание, распущенность, горячность, - выправляя каждый из этих недостатков к добродетели». Итак, разумно подобранные мелодии действуют как спасительные целебные составы. Но этим дело не ограничивается. Каждый музыкальный инструмент, обладающий индивидуальным «голосом», по-своему влияет на конкретные органы человеческого организма. Еще в средние века горожане замечали, что во время эпидемий чумы, холеры, тифа близ храмов и монастырей смерть не косила людей, тогда в этом видели силу божественной защиты. И только в наше время достоверно выяснено, что колокольный звон создает не только праздник для души, оказывая положительное эмоциональное воздействие на психику, но и убивает многие болезнетворные бактерии. И эту позитивную нагрузку выполняют инфра- и ультразвуки, которые наше ухо не слышит. А наш современник, солист Московской государственной филармонии, Сергей Судзиловский рассказал в одном из интервью - «Ценители музыки в более чем в тридцати странах мира, слышавшие звучание моей виолончели, изготовленной еще в XVI веке, отмечают ее особый «голос». И по тембру 34 звучания сравнивают ее с подлинным целительством и души, и тела». Одно время популярный французский актер Жерар Депардье страдал нарушением слуха. Ему очень повезло, что на помощь пришел известный отаринолоринголог Альфред Томатис. Врачу удалось полностью восстановить слух знаменитому пациенту. Конек этого целителя - музыкальная терапия. Томатис установил, что классическая музыка обладает поистине волшебными свойствами. Радиоаппаратура, внедренная в ухо пациента с ослабленным слухом, транслировала музыку Вивальди. Как установил Томатис, в сочинениях этого композитора «проскальзывают» плавные, длящиеся в течении 30 секунд, переходы от форте к пиано. А это совпадает с биоритмами полушарий головного мозга. Позже Томатис пришел к выводу, что подобное положительное воздействие оказывают и некоторые церковные песнопения, и сочинения Моцарта, Чайковского, Баха, Генделя и даже короля вальсов Иоганна Штрауса строить и жить помогает. Как же объясняют специалисты в области музыкальной терапии благотворное влияние музыки на здоровье человека? Во-первых, музыка вызывает в памяти слушателя приятные картины из прошлой жизни. Во-вторых, музыка тренирует отдельные функции организма. И в-третьих, звуки музыки оказывают вибрационное воздействие на органы. Когда частота музыкального звука совпадает с частотой внутреннего органа, то возникает явление резонанса. Оно заметно «подстегивает» работу органа и соответствующей системы организма. Методика так называемой звукорезонансной терапии уже внедрена в санатории «Алтайский замок» курорта «Белокуриха». И как показывает лечебная практика, она реально помогает пациентам.
Даже если у вас, к счастью, нет существенных проблем со здоровьем, используйте музыку в процессе учебы или творческой работы. Если красивая мелодия будет звучать тихо, как бы на заднем плане, то вы на деле ощутите, насколько повысится усвояемость нового материала и производительность труда.
«Праздник в семье»
Каждый взрослый приводит в свою жизнь впечатления детства. От того каким оно было – это Начало Всех Начал – зависит наша сегодняшняя жизнь. Поэтому сегодня наша беседа посвящена праздникам в семье.
Праздник – это особое состояние души, эмоциональный радостный подъём, вызванный переживаниями какого-то события. Ребёнку для полноценного развития праздник необходим как воздух. Тускло и серо было бы детство, если из него выбросить праздники. Ведь ребёнок считает дни от праздника до праздника. Семейные праздники содержат богатые возможности 36 для умственного воспитания ребёнка, развития всех его дарований. Загадки, занимательные, викторины, лото, другие познавательные игры – непременные атрибуты детских праздников, хорошие помощники в интеллектуальном развитии.
В доме праздник – нужно подготовить, украсить дом, всё вычистить – так входит труд в жизнь ребёнка. Когда мы рисуем, поём, читаем стихи, танцуем, разыгрываем сценки, украшаем дом, наряжаемся, гримируемся, слушаем музыку, то воспитываемся эстетически. А весёлые, подвижные игры, где ловкость, сила мышц, сообразительность сливаются воедино, способствуют здоровому росту?! Как же начать подготовку к празднику?
Собраться семейным кругом и создать план праздника. Вместе думать и придумывать – большая радость. Подготовительная работа выполняется коллективно, каждый делает по дому то, что отвечает его интересам и способностям. И тут большую роль играет взаимопомощь и забота о хорошем настроении каждого. Важно, чтобы в этих заботах и делах по подготовке к празднику у ребёнка не угасло прекрасное настроение. К празднику идут в 3-х направлениях:
- Создание и поддержание праздничного настроения.
- Обеспечение простора детям для праздничного действия, причём действия самостоятельного, активного, разнообразного.
- Предоставление детям возможности для состязательно – игрового общения.
Изобилие света, многоцветность красок, необычность обстановки, богатство музыкальных ритмов и звуков, запах и вкус праздничного пирога, и ощущение домашнего тепла разбудят в детях каждое из 5-ти чувств. И тогда праздник удастся на славу. Он надолго запомнится Вашим детям.
Ну, а сейчас поиграем, покажем фокусы, игры, которые Вы можете показать детям. Дадим интересные советы, как украсить дом.
«Чудо-зеркало»:
В любом доме, обычно в прихожей, есть зеркало. И гости подходят к нему, чтобы убедиться, всё ли у них в порядке. Немного фантазии и гостей ждёт первый сюрприз. Взглянув в необычное зеркало, они увидят себя в костюме космонавта или одного из любимых героев.
Делается это просто: всё зеркало закрывают бумажной картинкой, в которой вырезан овал для лица. Приятно посмотреть на себя в зеркало – оконце, украшенное затейливым наличником, да ещё с надписью «Я радо за Вас, сегодня Вы очень красивы». Наличник делают из бумаги и картона. Более праздничное украшение для праздничного зеркала – рама из бумажной гирлянды.
«Буквы на нитке»:
Буквы изготовляют, вырезая из плотной цветной бумаги; нитку или леску протягивают так, чтобы она была незаметна. Тогда буквы кажутся висячими в воздухе. Тексты из этих букв незаметно меняют, удивляя гостей 37 неожиданными экспромтами. Чем остроумнее будут тексты, тем больше весёлых минут доставят они всем.
«Секреты потолка»:
Под потолком висят украшения. Подвесить их можно на протянутых через всю комнату лесках, на люстре. Размеры украшений по Вашему желанию. Форма любая: круглая, квадратная, ромбовидная и т.д.
Бортик украшения из картона, донышко – из очень тонкой бумаги. Всё раскрашено красивыми узорами. На тонких донышках лежат предельно лёгкие сюрпризы и сувениры: осенние бумажные листья, снежинки, яркие стилизованные цветы с поздравлениями и пожеланиями. Можно также положить заклеенные конвертики с вложенными в них весёлыми пожеланиями, афоризмами, предсказаниями, названиями выигрышей домашней лотереи – это зависит и от самого праздника, и от возраста детей и гостей. В подходящий момент ответственный за «секреты потолка» стреляет пневматическим игрушечным пистолетом в донышко украшения, оно разрывается, и сувениры падают в руки гостей.
Игры:
«Вежливые жмурки»:
Считалкой выбирается водящий. Ему завязывают глаза. Он ловит остальных игроков, бегающих в не очень большой комнате. Тот, кого он поймает, становится помощником водящего. Ему тоже завязывают глаза и т.д., пока не будут пойманы все игроки. Тот, кого поймают последним, водит в следующий раз.
«Вежливые прятки»:
Считалкой выбирается водящий. Он, закрыв глаза, считает до 10. Остальные играющие в это время прячутся, но не слишком далеко. Так, чтобы водящий мог слышать их голоса. Как только водящий громко произнесёт: «Десять», каждый из спрятавшихся игроков кричит в ответ какое-нибудь вежливое слово. Водящий по голосу должен узнать спрятавшихся и назвать, кто и где находится. Если не узнает с первого раза, то может дважды прокричать «Десять». Если водящий всё-таки не узнал кого-нибудь, он водит второй раз. А если узнал все голоса, водит тот, кого узнали первым.
«Ну-ка, попади»:
На пол ставят полиэтиленовую тарелку или алюминиевую миску. Каждый игрок должен забросить в неё 3 шарика от настольного тенниса в 5-ти шагах от тарелки. Победителя награждают.
Фокусы:
«Бесконечная нитка»:
Фокусник замечает на своём пиджаке белую соринку. Он пытается её стряхнуть, но тщетно. Тогда он пытается снять соринку кончиками пальцев. И вдруг за соринкой потянулась нитка…и ей нет конца. Катушку ниток кладут 38 во внутренний карман пиджака. Иголкой продёргивают нитку сквозь матерчатую ткань пиджака наружу.
«Превращение молока в чернила»:
В одном стакане «молоко» (взболтанный в воде картофельный крахмал), а в другом – «чай» (несколько капель йода в пол стакане воды). Жидкость из одного стакана выливают в другой и получаются чернила.
Консультация для родителей «Классическая музыка в жизни ребенка»
Не сомневаюсь в том, что каждый из вас, дорогие мамы и папы, хочет воспитать своего ребенка духовно богатым, эстетически образованным, позитивно настроенным на окружающий его мир. И я, как педагог, с вами абсолютно солидарна. Скажу больше: это моя главная профессиональная и педагогическая задача! На протяжении всей моей педагогической работы я ищу ответ на важный вопрос: как привить ребятам чувство возвышенного отношения к музыке, как научить отличать настоящее искусство от грубой подделки. Где та «золотая середина», которая поможет устоять в мире музыки?
Казалось бы, к нам в детский сад приходят 2-3-летние малыши, с которыми можно начинать работать, как говорится, «с чистого листа». Но и они уже успели нахвататься это пресловутой «попсы» и, не научившись еще, как следует говорить, уже выпевают разные «муси-пуси». А сколько раз на мои просьбы к ребятам спеть свою любимую песню, они исполняли хиты Верки Сердючки, Глюкозы, Натали!
Начинать решать эту нелегкую задачу надо с самого раннего возраста. Ведь первые звуки, которые слышит новорожденный – это напевные звуки колыбельной. И поет эти напевные мелодии малышу его мама – самый родной и близкий на свете человек.
И именно пению колыбельных мы, взрослые, уделяем незаслуженно мало внимания. А ведь они очень просты в исполнении и в то же время так богаты в проявлении чувств. Пойте колыбельные своему малышу почаще и не только в младенческом возрасте, ведь для нас наши дети всегда остаются детьми. Спойте вместе в тихий вечерок колыбельную – и эти минуты душевного единения останутся надолго в памяти вашего ребенка.
И, конечно же, мы все очень хотим, чтобы детство наших детей было счастливым и продуктивным. А ведь именно в дошкольном возрасте формируются эталоны красоты, ребенок накапливает тот опыт деятельности, от которого во многом зависит его последующее музыкальное и общее развитие. И очень важно, чтобы этот опыт основывался на лучших образцах мировой музыкальной культуры. Я абсолютно уверена, что это должна быть классическая музыка классическая.
Заранее предвижу скептический вопрос: а не рано ли ребенку – дошкольнику слушать классику, понятен и интересен ли ему этот музыкальный язык?
С уверенностью отвечу: нет, не рано! Во-первых, я с большой тщательностью и соблюдением всех возрастных особенностей подхожу к 42 подбору музыкального репертуара. Во-вторых, мои убеждения подтверждены исследованиями ученых – психологов. Их выводы однозначны: классическая музыка стабилизирует эмоциональное состояние человека и оказывает развивающее действие, в то время как тяжелый рок, диско, поп-музыка уменьшают объем внимания и памяти, «отупляют» человека.
Музыкальная классика обладает поистине волшебной силой! Ее можно слушать бесконечно, и каждый раз открывать для себя что-то новое, красивое, возвышенное. А наши маленькие слушатели, с их пока еще «незаштампованным» сознанием, воспринимают классическую музыку легко и по-своему уникально. Не так давно еженедельник «Аргументы и факты» опубликовал статью, суть которой сводилась к следующему: во многих московских школах введены часы слушания классической музыки с целью восстановления мыслительных функций мозга ребенка и защиты его от агрессивной теле- и радио- информационной сферы.
Я абсолютно солидарна с московскими педагогами! Ведь общение ребенка – дошкольника с классической музыкой неизбежно ведет к формированию у него позитивного мировосприятия и эмоционального мироощущения, То есть у ребенка появляется позитивная жизненная доминанта. А это имеет огромную практическую ценность и для плодотворного настоящего, и для успешного будущего вашего ребенка.
Именно положительный эмоциональный настрой, устойчивая эмоциональная сфера способствуют общему интеллектуальному развитию, позволяют повысить уровень внимания ребенка и увеличить его устойчивость к стрессам ,что так важно для ребенка дошкольного возраста, будущего первоклассника.. К этому стоит добавить, что сам процесс слушания музыки уникален, он требует максимальной концентрации внимания ребенка в течение определенного временного отрезка с последующей рефлексией на услышанное. Таким образом, у будущего школьника формируются аналитические способности.
Не хочу, чтобы у вас, дорогие мамы и папы, сложилось ошибочное мнение, что наши дети перегружены классикой. С самого раннего утра (с утренней гимнастики) и до вечера в детском саду звучат и народные мелодии, и доступный детскому пониманию песенный репертуар, иногда в современной эстрадной обработке. Но те песни, которые тиражирует наш шоу-бизнес и которые и музыкой-то назвать трудно, мы нашим дошкольникам не предлагаем по принципиальным соображениям.
Приобщение наших детей к лучшим образцам мировой классики – непростая, но крайне важная задача. И без вашей помощи, дорогие родители, с этой задачей нам не справиться. Ваш, родительский, авторитет имеет огромное влияние на ребенка. Не умаляя значимости нашей педагогической работы, считаю, что авторитет родителей выше нашего, педагогического, авторитета. И если мама с папой будут интересоваться, чем мы занимаемся на музыкальных занятиях (а я по мере готовности прошу детей продемонстрировать дома свои умения и обязательно высказывать свои впечатления), то наши дети почувствуют удовлетворение и гордость за свое исполнение, уверенность в том, что они все делают правильно. Попробуйте очередное выступление, скажем, Димы Билана или Натали, подытожить замечанием: «Наверное, это неплохая песня, но та песня о маме, которую ты пел для меня, мне понравилась гораздо больше», и ваш ребенок получит огромную поддержку и уверенность в правильно выбранных музыкальных приоритетах!
Обязательно создайте у себя дома фонотеку классической музыки. В этом я с удовольствием вам помогу. Почаще слушайте прекрасные музыкальные произведения, и вы не заметите, как классика станет и вам, вашему малышу лучшим другом!
Я думаю, вы согласитесь со мной, что в наше непростое, противоречивое время, когда теряются нравственные ценности и ориентиры, музыка приобретает особое, великое значение. Как говорят великие: все приходящее, а музыка вечна. Как вечны ее идеалы, ее способность быть рядом и в горе, и в радости. Музыка заставляет нашу душу и мысли трудиться, задумываться над смыслом бытия. Но эта душевная работа невозможна без высокой музыкальной культуры, музыкального вкуса, воспитанного с детства. И в этом смысле на нас, педагогах и родителях, лежит ответственная задача: заложить прочный фундамент общечеловеческих ценностей, воспитать человека, способного ценить прекрасное, сохранять и приумножать ценности родной и мировой культуры.
Конспект музыкально-валеологического развлечения с использованием здоровьесберегающих технологий «Ох и Ах» для детей старшего дошкольного возраста
Составила
музыкальный руководитель
Мительштет Алина Викторовна,
П. Мотыгино
2025
Задачи интегрируемых областей:
Образовательная область «Музыкально-эстетическое развитие»
Побуждать детей к исполнению знакомых и любимых произведений о весне (песни, танцы, игры, музыкальные сказки). Продолжать закреплять умение детей чувствовать ритм в музыке и тексте.
Образовательная область «Здоровье»
Воспитывать стремление детей к здоровому образу жизни. Формировать чувства ответственности за укрепление своего здоровья.
Образовательная область «Познание»
Обобщить, закрепить и расширить знания детей о весне.
Ход развлечения:
Под веселую музыку дети входят в зал
Муз. рук: здравствуйте, ребята!
Дети :здравствуйте!
Муз. рук: к нам опять пришла весна,
Свет и радость принесла.
Солнышко пригрело-
сразу потеплело!
Муз. рук. Прямо по дорожке,
Шагают наши ножки,
Мы весело шагаем,
Колени поднимаем.
«Маршевый шаг»
Муз. рук. Немножечко присели,
Потопать захотели,
Топаем ногами,
Весело шагаем.
«Дробный шаг»
Муз. рук. Боком, боком все шагаем,
В догонялки мы играем.
А теперь пойдем домой
По тропиночке лесной.
«Приставной шаг»
Муз. рук. Чтобы было веселей,
В пару встали поскорей
Вместе с другом не грустим,
По дорожке побежим!
Игровое упражнение «Побежали» А. Берлякова
Муз. рук. Вот и домик на пути,
Наконец то мы пришли!
Осторожно на носочках
Ближе, ближе подойдём.
Возле домика присядем
И немного отдохнём.
Под тихую музыку дети проходят и садятся на стульчики
Из домика выглядывает Ох, опустив голову, всхлипывает.
Ведущий. А ты кто? Как тебя зовут?
Ох. Меня зовут Ох. Здравствуйте, ребята!
Ведущий. Ребята, поздороваемся с Охом нашей волшебной песенкой.
Валеологическая песенка-распевка «Доброе утро»
Автор: О. Н. Арсеневская
Ох. Я всего боюсь, всегда болею. Ничто меня не радует. О-хо-хонюшки!
Ведущий. Надо спеть для Оха чудесную песенку. Может, сможем развеселить его?
Песня «К нам идет красавица Весна»
А. Евтодьева
Из-за кулис выбегает Ах с подснежниками, под весёлую музыку.
Ах. Я – весёлый братец Ах!
Я очень люблю смеяться, веселиться!
У меня всегда отличное настроение!
Люблю песни петь, танцевать,
В весёлые игры играть!подходит к домику
Ах:Мой братец Ох, хватить грустить.
Посмотри, какие у меня чудесные цветочки!
Ведущ:Ребята, цветочки возьмите и пофантазируйте под музыку.
Звучит музыка П. И Чайковского «Апрель».
Муз. рук. Вы знаете, что это за музыка? (Ответ детей) Правильно, «Времена года» месяц «Апрель» П. И. Чайковского. К какому виду музыкального искусства относится это произведение? (классическая инструментальная музыка. Почему инструментальная? Ответы детей. Классическая музыка – это лучшие образцы музыкального искусства разных жанров: симфония, опера, оратория, соната, прелюдия, сюита, увертюра и др. Эти жанры сформировались в Европе в XVII-XIX века). К видам музыкального искусства относится балет, опера, симфоническая музыка.
А что же такое «апрель»? (Ответы детей) Да, это весенний месяц. В апреле прилетают птицы, распускаются первые цветы-подснежники. Давайте мы послушаем и немного помечтаем, пофантазируем и даже потанцуем под эту музыку. Я предлагаю вам взять подснежники и с их помощью передать характер музыки.
Танец- импровизация «Апрель»
Музыка П. И Чайковского
Ох. Цветочки,как цветочки. Ничего интересного.
Ах. Братец Ох, посмотри, какая у меня книжка, здесь все-все сказки.
Давай почитаем!
Ох. Не люблю я книжки читать
Ведущий. А наши ребята любят читать, они знают сказку про «Старичка-лесовичка» и вам сейчас ее расскажут и покажут.
Танец «Весенняя полька»
Муз. Роот
Обратить внимание на берёзку, на ней сидит птичка, слышится пение птиц (фонограмма)
Проводится игровой самомассаж с пением «Птичка»
Ведущ:Дружно парами вставайте,
Весёлый массаж начинайте.
Упражнение О. Н. Арсеневской «Птичка»
Садятся на места
Ведущ: упражнялись, упражнялись и в лесу вы оказались.
Зайка: я, Зайка, жил в лесу
Боялся встретить там Лису.
Давно морковку я не ел,
А рядом с вами осмелел!
Лиса: ребятки, Это я-Лиса!
При мне мой рыжий хвост-краса.
Бродила по лесу зимой
И скучно было мне одной.
Мишка: ребята, кто меня узнал?
Я, Мишка, я без вас скучал.
Ни маму не будил, ни папу,
И, оттого, что я не ел, немножко, вроде, похудел.
Ах: ребята! надо Мишке помочь! Нельзя ему худеть!
Нужно срочно его накормить.
Ведущ: сейчас, сейчас, накормим мы его!
Настало время на две команды разделиться,
На лесной полянке веселиться.
ИГРА «Накорми медведя»
Ох. Хорошо вам веселиться –А если снег опять пойдёт? Да ещё и с ветром? Во что играть будете?
Ведущий. Когда на улице непогода, можно рассказывать добрые музыкальные сказки.
СКАЗКА-ШУМЕЛКА «Заяц в лесу». Железновой
Ах. Ах, как весело!
Ох. Ох-ох-ох, как скучно!
Ах. Ну почему же скучно?
Послушай, какие стихи дети про весну знают!
Дети читают стихи про весну
Ах. Ты болеешь и чихаешь потому, что не закаляешься!
Ребята, расскажите Оху, как нужно закаляться!
Ответы детей.
Ох. Ну ладно, попробую и я закаляться.
Ну а пока не мешайте мне – у меня настроение плохое.
Ах. Ох, уж этот Ох, вечно всем недоволен.
Вот скажи, ты умеешь отгадывать загадки?
Ох. Умею, конечно!
Ах. Тогда отгадывай.
Ну-ка, дети, выручайте,
загадками его заболтайте.
Ох. Ничего проще не бывает, загадывайте, сейчас я их быстро разгадаю
ЗАГАДКИ
Ах. Ну, как, Ох, весело тебе?
Перестал скучать?
Ох. Оказывается, Весна -такое замечательное время года!
Можно петь, плясать,
Дружно, весело играть!
А чтобы не болеть – нужно Аэробикой заниматься!
Ох: что такое АЭРОБИКА?
Ведущ: наш знакомый Бобик тоже не знал, что такое аэробика, но дети ему помогли узнать, помогут и тебе.
РИТМИКА «Аэробика для БОБИКА»
Релаксация. Дыхательное упражнение. (носом вдохнуть аромат весны, через рот выдохнуть)
Ох: Какое у меня настроение отличное!
Вот вам малиновый пирог, поправляйтесь, витаминов набирайтесь.
Ах. Ну, а нам пора прощаться, в свою сказку возвращаться.
Ждут нас там еще дела, до свиданья, детвора!
Вместе: До свиданья!
Список использованной литературы
1. Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
2. Арсеневская О. Н. Система музыкально- оздоровительной работы в детском саду. – Волг.: Учитель, 2011.
3. Конкевич С. В. Музыкальные праздники. – С. 2005.
4. Кутузова И. А., Кудрявцева А. А. Музыкальные праздники в детском саду. – М., 2002.
5. Е. и С. Железновы «Сказки-шумелки»
6. Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
7. Арсеневская О. Н. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду. – Волг. : Учитель, 2011.
8. Конкевич С. В. Музыкальные праздники. – С. 2005.
9. Кутузова И. А., Кудрявцева А. А. Музыкальные праздники в детском саду. – М., 2002.
10. Е. и С. Железновы «Сказки-шумелки»
11. Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка / В.Г. Алямовская . -М.: Линка - Пресс, 1993
12. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: метод. Пособие / Л.В.Гаврючина. - М. : Сфера, 2008
13. О.Н.Арсеневская. Система музыкально -оздоровительной работы в детском саду / О.Н. Арсеневская. - Волгоград: Учитель, с.
14. Музыкальная палитра, методическое пособие для музыкальных руководителей, г. Санкт-Петербург Моделирование оздоровительной работы в музыкальной деятельности детей
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально- оздоровительный проект "Больше будешь петь, меньше будешь болеть"
Цель проекта: Организовать музыкально-оздоровительную работу в ДОУ, обеспечивающую каждому ребенку укрепление психического и физического здоровья, выявление и развитие музыкальных и творческих способн...

Музыкально-оздоровительный проект «Больше будешь петь, меньше будешь болеть».
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида Детский сад № 3 «Дюймовочка» города Бирска муниципального района Бирский район Республики Башкорт...
Музыкально-оздоровительный проект "Больше будешь петь - меньше будешь болеть"
Музыкально-оздоровительный проект "Больше будешь петь - меньше будешь болеть"...

Проект "Больше будешь петь, меньше будешь болеть"
Тема "Использование здоровьесберегающих технологий в непосредственно образовательной деятельности "Музыка"...
Проект «Больше будешь петь, меньше будешь болеть»
Проект«Больше будешь петь, меньше будешь болеть»...

Программа по использованию здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности «Больше будешь петь, меньше болеть»
Программа по использованию здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности«Больше будешь петь, меньше болеть»...

Музыкально-оздоровительный проект «Больше будешь петь, меньше будешь болеть»
Музыкально-оздоровительный проект«Больше будешь петь, меньше будешь болеть»...
