Проект "Больше будешь петь, меньше будешь болеть"
проект
Тема "Использование здоровьесберегающих технологий в непосредственно образовательной деятельности "Музыка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект Больше будешь петь, меньше будешь болеть" | 37.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №3»
Проект
«Больше будешь петь, меньше будешь болеть»
Тема: «Использование здоровьесберегающих технологий в НОД «Музыка»»
Автор : музыкальный руководитель,
Слободян Ольга Анатольевна
Курск
Вид проекта: творческий
Участники проекта: музыкальный руководитель, дети, воспитатели, инструктор по физической культуре, родители.
Срок реализации: долгосрочный (сентябрь-май).
Цель проекта: оздоровление ребенка-дошкольника и
культивирование здорового образа жизни.
Задачи проекта:
- Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье.
- Создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка.
- Повышать результативность образовательного процесса.
- Формировать у педагогов и родителей ценностные ориентиры, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.
- Обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку.
Обеспечение проекта:
- Наглядный материал: карточки с песенками-распевками; CD-диски с записями музыки для дыхательной гимнастики, артикуляционной гимнастики, оздоровительных и фонопедических упражнений, игрового массажа, пальчиковых и речевых игр, музыкотерапии; записи классической музыки Шопена, Шуберта, Листа, Чайковского, Бетховена, Огинского, Грига, Моцарта, Рахманинова и др.
- Технические средства: музыкальный центр, ноутбук, проектор.
- Раздаточный материал: обручи, мячи, пышные султанчики, цветы и др.
- Демонстрационный материал к играм.
Методическое сопровождение проекта:
- Сценарии спортивно-музыкальных праздников.
- Картотека игр.
- - по музыкальному воспитанию: «Методика музыкального воспитания в детском саду» Н. Ветлугиной, «Музыкальное воспитание» О. Радыновой, Программа «Ритмическая мозаика» А. Бурениной и др.
- по воспитанию здорового ребенка: «Как воспитать здорового ребенка» В. Алямовской, Программа оздоровления дошкольников «Зеленый огонек здоровья» М. Картушиной, «Дыхательная гимнастика» А. Стрельниковой, «Психогимнастика» М. Чистяковой, разработки В. Емельянова. - Конспект НОД «Волшебные нотки здоровья».
- Консультации: «Использование элементов логоритмики в музыкальной деятельности детей» (для воспитателей).
- Мастер-класс для родителей «Роль пальчиковых игр в коррекционно-речевой работе с детьми».
- Презентация проекта.
Проблема:
по данным медицинской статистики, количество дошкольников с хроническими заболеваниями увеличивается с каждым годом. В школу поступает только несколько процентов абсолютно здоровых первоклассников.
Несмотря на тенденцию возрождения в российских семьях здорового образа жизни, активную его пропаганду в средствах массовой информации, большинство родителей не заботятся в должной мере о здоровье своего ребенка, не прививают ему любви к окружающим его людям, природе и самому себе. Поэтому педагоги дошкольных учреждений, в том числе и музыкальные руководители, должны комплексно решать задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребенка, активно внедряя в этот процесс наиболее эффективные технологии здоровьесбережения.
Все это определило актуальность проблемы сохранения и укрепления здоровья детей на любом занятии, в том числе и на музыкальном.
Таким образом, этот проект направлен на сохранение и укрепление здоровья воспитанников детского учреждения.
Гипотеза:
развитие музыкальных способностей дошкольников и укрепление их здоровья будет более успешным при систематичном использовании на музыкальных занятиях здоровьесберегающих технологий в игровой форме.
Этапы реализации проекта:
1 этап
Организационный
- Изучение литературы по данной проблеме
- Накопление методического материала
- Самообразование
- Знакомство с новыми здоровьесберегающими технологиями, оценка возможности их применения в музыкальном воспитании
Определение основных источников информации и необходимых ресурсов для работы.
2 этап
Практический
Создание методических разработок для реализации проекта
- НОД с использованием здоровьесберегающих технологий
- Развлечения и досуги с использованием этих технологий для детей и их родителей
- Музыкально-валеологические занятия
- Музыкотерапия в повседневной жизни дошкольников
- Кружок «До-ми-соль-ка»
- Музыкально-физкультурные развлечения
- Самообразование
НОД, развлечения, консультации в течение всего периода.
3 этап
Обобщающий
- Исследование результатов практической деятельности
- Создание методических рекомендаций и пособий
- Анализ, обобщение полученных результатов, разработка методических рекомендаций и пособий в течение всего периода
Содержание и структура проекта.
Успешное решение поставленных задач возможно при условии комплексного использования форм организации музыкальной деятельности и оздоровительной работы всего педагогического коллектива ДОУ.
Физкультурно-оздоровительные и музыкально-валеологические мероприятия проводятся в групповых комнатах, музыкальном зале и на территории ДОУ.
Все помещения оснащены соответствующим оборудованием и отвечают гигиеническим требованиям.
В музыкальном зале проходят все виды НОД, развлечения, досуги, праздничные утренники,. Музыкальный зал хорошо освещен, имеет 2 выхода, регулярно убирается и проветривается. Для работы по музыкальному воспитанию есть все необходимое:
- музыкальные инструменты: пианино, синтезатор;
- библиотека методической и музыкальной литературы;
- аудио- и видеотека;
- подборки музыкально-дидактических игр и пособий;
- ноутбук для показа презентаций и фильмов;
- для музицирования собрана коллекция детских музыкальных инструментов (в том числе и самодельных) для народного оркестра;
- музыкальные игрушки;
- атрибуты и декорации для игр и театрализации.
В групповых комнатах детского сада есть музыкальные и театральные уголки с обилием музыкально-дидактических игр и пособий, шумовых музыкальных инструментов, костюмов, атрибутов. Здесь дети могут самостоятельно или вместе с воспитателем развивать свои музыкальные и творческие способности. Для театрализации изготовлены многофункциональные ширмы и декорации.
На территории ДОУ расположены различные безопасные спортивные снаряды, яма с песком для прыжков в длину. Здесь проходят утренняя гимнастика в теплое время года, физкультурные занятия, соревнования, спортивные развлечения.
НОД «Музыка» с использованием здоровьесберегающих технологий.
Основная форма музыкальной деятельности в ДОУ – музыкальные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и творческих способностей каждого ребенка. Виды занятий – индивидуальные, по подгруппам и фронтальные. По содержанию – типовые, доминантные, тематические, комплексные, интегрированные.
Разработаны примерные схемы музыкальных и музыкально-валеологических занятий, включающие в себя здоровьесберегающие технологии.
Алгоритм проведения НОД с использованием здоровьесберегающих технологий (для детей седьмого года жизни)
Общая длительность занятия – 30 мин
Применение здоровьесберегающих технологий может варьироваться в каждой НОД, в зависимости от сюжета, задач, использования тех или иных видов музыкальной деятельности.
Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование на каждом музыкальном занятии следующих здоровьесберегающих технологий:
- Валеологические песенки-распевки;
- Дыхательная гимнастика;
- Артикуляционная гимнастика;
- Оздоровительные и фонопедические упражнения;
- Игровой массаж;
- Пальчиковые игры;
- Речевые игры;
- Музыкотерапия.
Валеологические песенки-распевки.
С них начинаются все музыкальные занятия. Несложные добрые тексты (в том числе программы "Здравствуй!" М. Лазарева) и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональные климат на занятии, подготавливают голос к пению.
Дыхательная гимнастика.
Дыхательная гимнастика положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани; способствуют восстановлению центральной нервной системы; улучшает дренажную функцию бронхов; восстанавливает нарушенное носовое дыхание; исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника.
Артикуляционная гимнастика.
Основная часть артикуляционной гимнастики - выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем. Упражнения способствуют тренировке мышц речевого аппарата, ориентированию в пространстве, учат имитации движений животных. В результате этой работы повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание.
Оздоровительные и фонопедические упражнения.
Проводятся для укрепления хрупких голосовых связок детей, подготовки их к пению, профилактики заболеваний верхних дыхательных путей. Разработки В.Емельянова, М. Картушиной способствуют развитию носового, диафрагмального, брюшного дыхания, стимулированию гортанно-глоточного аппарата и деятельности головного мозга. В работе используются оздоровительные упражнения для горла, интонационно-фонетические (корректируют произношение звуков и активизируют фонационный выдох) и голосовые сигналы доречевой коммуникации, игры со звуком.
Игровой массаж.
Выполнение массажных манипуляций расширяет капилляры кожи, улучшая циркуляцию крови и лимфы, активно влияет на обменные процессы организма, тонизирует центральную нервную систему. Использование игрового массажа повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез. Частота заболеваний верхних дыхательных путей снижается.
Пальчиковые игры.
Игры позволяют разминать, массировать пальчики и ладошки, благоприятно воздействуя на все внутренние органы. Они развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к рисованию, письму), соединяют пальцевую пластинку с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление на основе устного русского народного творчества.
Речевые игры.
Позволяют детям укрепить голосовой аппарат и овладеть всеми выразительными средствами музыки. Речевое музицирование необходимо, так как музыкальных слух развивается в тесной связи со слухом речевым. К звучанию добавляются музыкальные инструменты, звучащие жесты, движение, сонорные и колористические средства. Кроме того, формирование речи у человека идет при участии жестов, которые могут сопровождать, украшать и даже заменять слова. Пластика вносит в речевое музицирование пантомимические и театральные возможности. Использование речевых игр на музыкальных занятиях, театрального кружка эффективно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности.
Музыкотерапия.
Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. Музыкотерапия проводится педагогами ДОУ в течение всего дня – детей встречают, укладывают спать, поднимают после дневного сна под соответствующую музыку, используют ее в качестве фона для занятий, свободной деятельности.
Музыка для встречи детей и их свободной деятельности
Классика:
- И.С. Бах. «Прелюдия до мажор».
- И.С. Бах. «Шутка».
- И. Брамс. «Вальс».
- А. Вивальди «Времена года».
- Й. Гайдн. «Серенада».
- Д. Кабалевский «Клоуны».
- Д. Кабалевский «Петя и волк».
- В.А. Моцарт «Маленькая ночная серенада».
- В.А. Моцарт «Турецкое рондо».
- И. Штраус «Полька «Трик-трак».
Детские песни:
- В. Шаинский «Антошка».
- А. Рыбников «Бу-ра-ти-но».
- А. Санин «Будьте добры».
- М. Старокадомский «Веселые путешественники».
- В. Шаинский «Все мы делим пополам».
- М. Минков «Да здравствует сюрприз».
- Б. Савельев «Если добрый ты».
- Е. Войтенко «Лучики надежды и добра».
- Б. Савельев «Настоящий друг».
- Г. Гладков «Песенка о волшебниках».
Музыка для пробуждения после дневного сна
- Л. Боккерини «Менуэт».
- Э. Григ «Утро».
- А. Дворжак «Славянский танец».
- Лютневая музыка XVII века.
- Ф. Лист «Утешения».
- Ф. Мендельсон «Песня без слов».
- В. Моцарт «Сонаты».
- М. Мусоргский «Балет невылупившихся птенцов».
- М. Мусоргский «Рассвет на Москва-реке».
- К. Сен-Санс «Аквариум».
Музыка для релаксации
- Т. Альбиони «Адажио».
- И.С. Бах «Ария из сюиты №3».
- Л. Бетховен «Лунная соната».
- К. Глюк «Мелодия».
- Э. Григ «Песня Сольвейг».
- К. Дебюсси «Лунный свет».
Колыбельные
- Н. Римский-Корсаков «Море».
- Г. Свиридов «Романс».
- К. Сен-Санс «Лебедь».
Музыкальные занятия с использованием технологий здоровьесбережения эффективны при учете индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка, его интересов. Успех занятий невозможен без совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя, который активно помогает, организует самостоятельное музицирование в группе.
Результатами музыкально-оздоровительной работы являются:
- повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей;
- стабильность эмоционального благополучия каждого ребёнка;
- повышение уровня речевого развития;
- снижение уровня заболеваемости;
- стабильность физической и умственной работоспособности.
Литература.
- Арсеневская О.Н. «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду» г. Волгоград, изд. «Учитель», 2009.
- Картушина М.Ю. «Оздоровительные занятия с детьми 6-7 лет»
г. Москва, изд. ТЦ «Сфера», 2208.
- Подольская Е.И. «Формы оздоровления детей 4-7 лет» г. Волгоград, изд. «Учитель», 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Больше будем петь - меньше будем болеть
О пользе пения для здоровья детей......
Музыкально- оздоровительный проект "Больше будешь петь, меньше будешь болеть"
Цель проекта: Организовать музыкально-оздоровительную работу в ДОУ, обеспечивающую каждому ребенку укрепление психического и физического здоровья, выявление и развитие музыкальных и творческих способн...
Музыкально-оздоровительный проект «Больше будешь петь, меньше будешь болеть».
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида Детский сад № 3 «Дюймовочка» города Бирска муниципального района Бирский район Республики Башкорт...
Музыкально-оздоровительный проект "Больше будешь петь - меньше будешь болеть"
Музыкально-оздоровительный проект "Больше будешь петь - меньше будешь болеть"...
Проект «Больше будешь петь, меньше будешь болеть»
Проект«Больше будешь петь, меньше будешь болеть»...
Программа по использованию здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности «Больше будешь петь, меньше болеть»
Программа по использованию здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности«Больше будешь петь, меньше болеть»...
Проект "Больше будешь петь, меньше болеть"
Проект предназначен для просмотра музыкальных руководителей....