Дополнительная общеобразовательная программа "НейроУмки"
рабочая программа (старшая группа)
Программа «Нейроумки» предназначена для систематических занятий с детьми 5 - 7 лет в условиях дошкольной образовательной организации и рассчитана на профилактическую работу с детьми, развитие которых соответствует возрастной норме.
Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период для формирования и развития высших мозговых структур - межполушарных и психических процессов. Успешное обучение детей во многом зависит от своевременного развития межполушарных связей. (А. Р. Лурия, Л. С. Цветкова, М. М. Кольцова, В. И. Лубовский, И. А. Коробейникова и др.).
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 49.09 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №9 «РОДНИК» (МБДОУ «Детский сад№9 «Родник»)
__________________________________________________________________
238321, Калининградская обл., Гурьевский район, п. Константиновка,
ул. Березовая, д.1, тел. и факс (8-401-51) 3-77-93, 89211036698
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
Социально-гуманитарной направленности
«Нейроумки»
Возраст обучающихся: 6– 7 лет
Срок реализации программы: 9 месяцев
Автор программы: воспитатель
Дементей Татьяна Алексндровна
п. Константиновка, 2025г.
Пояснительная записка
Программа «Нейроумки» предназначена для систематических занятий с детьми 5 - 7 лет в условиях дошкольной образовательной организации и рассчитана на профилактическую работу с детьми, развитие которых соответствует возрастной норме.
Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период для формирования и развития высших мозговых структур - межполушарных и психических процессов. Успешное обучение детей во многом зависит от своевременного развития межполушарных связей. (А. Р. Лурия, Л. С. Цветкова, М. М. Кольцова, В. И. Лубовский, И. А. Коробейникова и др.).
Специалисты по нейропедагогике называют отсутствие согласованной работы и синхронного взаимодействия полушарий головного мозга основной причиной трудностей в развитии познавательных процессов детей дошкольного возраста. Одним из универсальных методов является так же и кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие у детей дошкольного возраста, которое является основой интеллекта.
Программа составлена в соответствии с ФГОС и ФОП
Форма реализации программы: регламентированная образовательная деятельность в рамках кружка «Нейроумки».
Ведущая идея программы- заключается в использовании уникального комплекса нейроигр, кинезиологических упражнений, созданных для развития и воспитания детей. Нейроигры способствуют развитию физических, интеллектуальных и индивидуальных качеств ребенка, развитию межполушарового взаимодействия. Работа с балансировочными досками «Бильгоу» создает условия для организации как совместной деятельности взрослого и ребенка, так и самостоятельно-игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности, развиваются социальные и коммуникативные умения, мелкая моторика, познавательно-исследовательская деятельность и логические способности;
Основными ключевыми понятиями являются:
Использование уникального комплекса упражнений созданного для развития и воспитания детей. Возможности комплекта способствуют развитию физических, интеллектуальных и индивидуальных качеств ребенка. Работа с комплексом создает условия для организации как совместной деятельности взрослого и ребенка, так и самостоятельно-игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности, развиваются социальные и коммуникативные умения, мелкая моторика, логические способности.
Направленность программы Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Нейроумки» имеет социально-гуманитарную направленность.
Уровень освоения программы - базовый.
Актуальность образовательной программы
Программа «Нейроумки» отражает современное понимание процесса воспитания и обучения детей дошкольного возраста. В программе представлено инновационное содержание и современные педагогические технологии обучения детей, базирующиеся на личностно ориентированном подходе к ребенку. Содержание программного материала учитывает общие принципы воспитания и обучения, принятые в дошкольной педагогике: научность, системность, доступность, концентричность изложения материала, повторяемость, единство требований к построению системы воспитания и обучения детей-дошкольников.
Нарушение межполушарного взаимодействия является одной из причин нарушения внимания, проблем с координацией, недостатка развития общей и мелкой моторики, нарушения речи, а в дальнейшем чтения и письма.
Развитие межполушарных связей построено на упражнениях и играх, в ходе которых задействованы оба полушария мозга. Одним из вариантов межполушарного взаимодействия является работа двумя руками одновременно, в процессе чего активизируются оба полушария, и формируется сразу несколько навыков. Нейроигры можно представить как набор физических упражнений, объединение движения и мысли. Это различные телесно-ориентированные упражнения, которые позволяют через тело воздействовать на мозговые структуры.
Развитие межполушарных связей посредством нейроигр улучшает концентрацию внимания, улучшает координацию, способствует развитию общей и мелкой моторики.
Игровые технологии повышают интерес и мотивацию, помогают не бояться ошибок, развивают коммуникацию. Ведь игра — это естественное состояние и потребность любого ребенка.
Использование нейропсихологических игр – одно из инновационных направление работы педагогов.
Педагогическая целесообразность образовательной программы
Принципы:
-признание уникальности каждого ребенка, целостный взгляд на развитие каждого ребенка,
-выявление индивидуальных способностей каждого ребенка и создание условий для их проявления в окружающей среде,
-признание целостности детства в своих проявлениях,
-признание ребенка как части семьи и общества,
-создание условий для развития внутреннего потенциала ребенка.
Практическая значимость образовательной программы
Работа с комплексом нейроигр создает условия для организации как совместной деятельности взрослого и детей, так и самостоятельной игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности детей. Применение игрового комплекса повышает эффективность педагогического процесса, развивается память, логическое мышление у детей, способствует улучшению всех психических процессов. Решение игровых логических задач позволяет в дальнейшем детям успешно овладеть основами математики.
Принципы отбора содержания образовательной программы.
Принципы отбора содержания (образовательный процесс построен с учетом уникальности и неповторимости каждого ребенка и направлен на максимальное развитие его способностей):
-принцип единства развития, обучения и воспитания;
-принцип систематичности и последовательности;
-принцип доступности;
-принцип наглядности;
-принцип взаимодействия и сотрудничества;
-принцип комплексного подхода.
Отличительные особенности программы.
Игровые наборы, нейротренажеры и балансировочные доски являются составной частью, развивающей предметно-пространственной образовательной среды. Структура и содержание разработаны в соответствии с принципом реализации ведущей игровой деятельности в дошкольном возрасте и личностно-ориентированного подхода в развитии и воспитании ребенка. Работа с игровыми наборами создает условия для организации как совместной деятельности взрослого и детей, так и самостоятельной игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности детей.
Цель образовательной программы.
Активизация речи у детей, развитие межполушарных связей и психических процессов, умения мыслить самостоятельно, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения, расширять кругозор, регулировать собственную деятельность у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи образовательной программы
Образовательные:
-Формирование сенсомоторных умений и навыков.
-Освоить через систему игр пространственные отношения. Развивать пространственное мышление детей.
-Развитие моторных способностей, предусматривая, в первую очередь, формирование отношения к активной деятельности, интереса и потребности в совершенствовании сенсорных навыков ребенка, внедрение в практику нетрадиционных методов и приемов.
Развивающие:
- развивать межполушарные связи с помощью нейродинамической гимнастики, построенной на основе кинезиологических упражнений, мануальных и психомоторных игр;
- развивать познавательные способности и мыслительные операции у дошкольников; - развивать мелкую моторику рук, зрительно-двигательную координацию, произвольную регуляцию движений;
- стимулировать речевую активность у детей. Образовательные:
- активизировать познавательный интерес;
- формировать приёмы умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия);
- формировать обще учебные умения и навыки (умение обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий и т.д.);
- формировать индивидуальные творческие способности личности. Воспитательные:
- воспитывать у детей к умению работать в коллективе;
- воспитывать настойчивость, терпение, способность к саморегуляции действий и самоконтроля.
Психолого-педагогические характеристики обучающихся, участвующих в реализации образовательной программы.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа предназначена для детей в возрасте 5-7 лет.
Особенности организации образовательного процесса
Набор детей в кружок производится только из числа воспитанников МБОУ «Добринская ООШ им.Спиридонова Н.С.». Программа кружка предусматривает индивидуальные, групповые, фронтальные формы работы с детьми. Состав групп 6 человек.
Формы обучения по образовательной программе – очная.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий
Общее количество часов в год – 36 часов. Продолжительность занятий исчисляется в академических часах – 30 минут. Недельная нагрузка на одну группу: 1 занятие. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Объем и срок освоения образовательной программы
Срок освоения программы – 9 месяцев.
На полное освоение программы требуется 36 часов.
Основные методы обучения – образовательная деятельность
-Словесный метод обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ)
-Метод игры (дидактические игры, на развитие внимания, памяти, игры-конкурсы)
-Практический (выполнение работ на заданную тему, по инструкции)
-Наглядный (с помощью наглядных материалов: картинок, рисунков, плакатов, фотографий)
Планируемые результаты
Образовательные:
-развивать восприятие, мышление, внимание, память
-развитие диалогической речи, коммуникативных навыков, умения сотрудничать, договариваться друг с другом, развитие навыков планирования
- развитие координации движений, ловкости, мелкой моторики
-понимание на слух текста
-приобщение к художественной литературе, формирование интереса к драматизации литературных произведений
Уметь: различать геометрические фигуры (шар, цилиндр, куб);
упорядочивать геометрические фигуры по форме;
выделять признаки фигур с помощью зрительного анализатора.
Владеть: объединять несколько игровых действий в единую сюжетную линию; отражать в игре действия с предметами и человеческие взаимоотношения.
Развивающие.
- Предоставить возможность развития мелкой моторики, внимательности, аккуратности и изобретательности;
-Развить креативное мышления и пространственное воображение обучающихся.
-Выполнять кинезиологические упражнения разной сложности;
-Рассуждать, описывать, сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать предметы и явления окружающей действительности;
Воспитательные:
-Формирование у обучающихся настойчивость в достижении цели, стремление к получению качественного законченного результата;
-Поддержать умение работы в команде.
-формирование первичных представлений о себе и других людях, эмоциональных состояниях, настроении
Механизм оценивания образовательных результатов
Фиксируя планируемые результаты, педагог определяет перечень диагностических методик, с помощью которых данный результат будет замеряться (наблюдение, тестирование, анкетирование, анализ продуктов деятельности, отслеживание творческих достижений коллективов и отдельных обучающихся и т.п.), представляет информацию о форме, порядке и периодичности проведения промежуточной аттестации.
Наблюдение дает возможность изучить участие каждого обучающегося в деятельности без вмешательства в естественный процесс данной деятельности.
Опросник выявляет уровень сформированности знаний и представлений у обучающихся, дает возможность изучить мотивацию действий обучающихся, интересов конкретной группы. Опросник позволяет выявить отношение обучающегося к конкретным проблемам и явлениям.
Игровое тестирование с помощью карточек. Комплект карточек с заданиями, подобранными по темам, помогает методически и технически обеспечить индивидуализацию диагностирования. Работая с карточками, дети практикуются в умениях и навыках, полученными на занятиях. Работа с карточками предполагает обязательное представление детьми результатов своей деятельности.
Беседа даёт возможность исследовать эмоционально-чувственную сферу воспитанника. В процессе беседы воспитанники учатся слушать друг друга, не перебивать, дополнять, но не повторять то, что уже было сказано, тактично и доброжелательно оценивать высказывания. Беседа требует сосредоточенности мышления, внимания, умения управлять своим поведением. Она учит мыслить логически, высказываться определенно, делать выводы, высказывать свою точку зрения.
Дидактические игры дают возможность уточнять, закреплять, расширять имеющиеся полученные и имеющиеся знания и представления.
Формы подведения итогов реализации образовательной программы
Для выявления уровня усвоения содержания программы и своевременного внесения коррекции в образовательный процесс, проводится мониторинг в виде игрового занятия по закреплению темы.
Совместные игры с детьми и родителями.
Организационно-педагогические условия реализации образовательной программы.
Организационно-педагогические условия реализации образовательной программы.
Научно-методическое обеспечение реализации программы направлено на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией общеразвивающей программы, планируемыми результатами, организацией образовательного процесса и условиями его осуществления.
Социально-психологические условия реализации образовательной программы обеспечивают:
-учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся;
-вариативность направлений сопровождения участников образовательного процесса (сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся);
-формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни; дифференциация и индивидуализация обучения; мониторинг возможностей и
способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья;
-формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников.
Материально-технические условия. (обеспечение).
- Балансировочные доски «Бильгоу»;
- Кинезиологические мячи;
- Нейротренажеры.
- Нейрокарточки «Работаем двумя руками»
- Камушки Марбл.
- Дидактические игры, направленные на развитие межполушарного взаимодействие.
- Карандаши простые и цветные.
- Комплект мешочков.
- Суджок для самомассажа.
- Нейропрописи для тренировки мозга. В.Г. Дмитриева.
- Нейропрописи для развития орфографической зоркости. О.А. Звонцова.
Кабинет, соответствующий санитарным нормам СанПин. Пространственно-предметная среда.
Кадровые условия:
Педагог дополнительного образования, реализующий данную программу, имеет среднее педагогическое образование, соответствующей профилю кружка.
Оценочные и методические материалы:
Для диагностики знаний организуется открытое занятие.
Методическое обеспечение
-Нейропрописи для тренировки мозга В.Г. Дмитриева
-Переплетенные линии Т.В.Чередникова
- Книга «Нейрогимнастика» С.Бокова
- 100 нейроигр и упражнений А.Онишкова
- Упражнения и методические указания «Кинезиологические мячи»
- 40 упражнений на балансировочной доске
- Инструкция и упражнения для занятий «Нейровосьмерки»
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
1 год обучения (36 часов, 1 час в неделю)
№ Занятия | Тема и цель | Кол-во занятий |
1 | Упражнение «Нейроладошки», «Блинчики», « Кулак-ребро-ладонь». Межполушарные доски, блок мешочки карточки № 5, 6, 7. Цель: развитие межполушарного взаимодействия, способствующего мыслительной деятельности, повышать физическую и умственную работоспособность. | 2 |
2 | Упражнение «Кулак-ребро-ладонь», «Ухо-хлопок-голова», «Пальчики-колечки». Рисование двумя руками. Цель: развитие зрительно-моторной координации; развивать согласованность движений; | 2 |
3 | Упражнение «Барабанщик», «Привет карандаш», «Ползем по лиане», «Качалка». Балансировочные доски карточки №1, 2, 3, 4. Цель:развивитие пространственной ориентации, координации движений, развитие памяти, внимания, мышления. | 2 |
4 | Упражнение «Нейроладошки», «Поиграем с пальчиками». Упражнения с «Нейровосьмерками» Цель:развивитие координации движений, повышать концентрацию внимания. | 2 |
5 | Упражнение на балансировочных досках с кинезиологическими мячами. Цель: развитие крупной и мелкой иоторики, зрительногго внимания и фонематического слуха. | 2 |
6 | Упражнение «Замок», «Фотоапарат», «Перекрёстное марширование». Рисование с закрытыми глазами. Цель: развитие межполушарного взаимодействия. | 2 |
7 | Упражнение «Кулак ладонь», «Зайчик-коза-вилка», «Качалка.Вертолет.Утюжок» Нейротренажеры «Лабиринты» Цель: развитие межполушарного взаимодействия, развитие зрительно-моторной координации. | 2 |
8 | Упражнение «Два гуся», «Лиса и заяц». «Капитан» Упражнения с кинезиологическими мячами. Цель: развитие концентрации и внимания, координации; | 2 |
9 | Упражнение «Лиса и заяц», «Ухо-нос», «Колено- локоть». Балансировочные доски- карточки №11,12,13,14,15. Цель:развитие межполушарного взаимодействия, улучшает мыслительную деятельность, стрессоустойчивость, способствует самоконтролю, произвольности деятельности. | 2 |
10 | Упражнение «Кулак – ладонь», «Паучек», «Поймай карандаш» Упражнения на балансировочных досках, блок мешочки. Цель: развитие зрительно-моторной координации | 2 |
11 | Упражнение «Собака – ножницы», «Обезьянки строят рожицы». Рисование двумя руками. Цель: развитие мимических мышц, умение понимать эмоции других людей и свои собственные. | 2 |
12 | Упражнение «Скрещевание рук, замок», «Копировальщик», «Рисуем телом», «Робот» Цель: Развивать внимание, моторику, координацию движений, пространственные представления и умение соблюдать правила. | 2 |
13 | Упражнение «Замок – ежик», «Робот» Корректурные пробы. Цель: развитие внимания, логики, мышления. | 2 |
14 | Упражнение «Кулак-ладонь», «Две ладони», «Сосед слева, сосед справа» Цель: развитие межполушарного взаимодействия. Развитие пространственных представлений Упражнение на развитие графомоторных навыков. | 2 |
15 | Упражнение на балансировочных досках с нейровосьмерками. Настольные нейротренажеры. Упражнение на ориентирование в пространстве. Цель: Развитие внимания и снятие импульсивности. | 2 |
16 | Упражнение «Кулак-ладонь», «Фотоаппарт», «Аквариум», «Рисунок» Рисование обеими руками. Цель: Развитие мелкой моторики, межполушарового взаимодействия. | 2 |
17 | Упражнение «Похлопай», «Огонь-вода», «Пройди как я» «Суджок» Цель: развитие переключения внимания, самоконтроля, общей моторики. | 2 |
18 | Упражнение «Цепочка», «Капитан», «Привет карандаш» Дорисуй рисунок обеими руками. Упражнения с кинезиологическими мячами и мешочками. Цель: развитие концентрации и внимания, координации; | 2 |
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
1 год обучения
№ п/п | Название раздела | Количество часов | Формы аттестации/ контроля** | |||
Всего | Теория | Практика | Самостоятельная подготовка* | |||
1. | Игры с «Дарами Фребеля» | 36 | 9 | 21 | 6 | Опрос, педагогическое наблюдение, упражнения |
Итого | 36 | 9 | 21 | 6 | ||
Задачи обучения:
Образовательные:
-Формирование сенсомоторных умений и навыков.
- Развивать пространственное мышление детей.
-Развитие моторных способностей, предусматривая, в первую очередь, формирование отношения к активной деятельности, интереса и потребности в совершенствовании сенсорных навыков ребенка, внедрение в практику нетрадиционных методов и приемов.
Развивающие:
- Предоставить возможность развития мелкой моторики, внимательности, аккуратности и изобретательности;
-Развить креативное мышления и пространственное воображение обучающихся.
Воспитательные:
-Формировать у обучающихся настойчивость в достижении цели, стремление к получению качественного законченного результата;
-Поддержать умение работы в команде.
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
№ | Режим деятельности | Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Нейроумки» |
1. | Начало учебного года | 1 сентября |
2. | Продолжительность учебного периода | 36 учебных недели |
3. | Продолжительность учебной недели | 5 дней |
4. | Периодичность учебных занятий | 1 раза в неделю |
5. | Количество часов | 36 часа |
6. | Окончание учебного года | 31 мая |
7. | Период реализации программы | 01.09.2025-31.05.2026 |
Рабочая программа воспитания содержит:
Воспитательный компонент осуществляется по следующим направлениям организации воспитания и социализации обучающихся:
- гражданско-патриотическое
- нравственное и духовное воспитание;
- воспитание положительного отношения к труду и творчеству;
- интеллектуальное воспитание;
- здоровьесберегающее воспитание;
- правовое воспитание и культура безопасности;
- воспитание семейных ценностей;
- формирование коммуникативной культуры;
- экологическое воспитание.
Цель – формирование гармоничной личности с широким мировоззренческим кругозором, с начальным багажом знаний, умений и навыков, посредством познавательной деятельности.
Используемые формы воспитательной работы: викторина, игровые приемы, познавательные пятиминутки, проблемные ситуаций.
Методы:
- Словесный метод обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ)
- Метод игры (дидактические игры, на развитие внимания, памяти, игры-конкурсы)
- Практический (выполнение работ на заданную тему, по инструкции)
- Наглядный (с помощью наглядных материалов: картинок, рисунков, плакатов, фотографий, показ мультимедийных материалов)
Планируемый результат: К концу года обучения основным результатом должно стать дальнейшее формирование у детей интереса к познанию, их продвижение в развитии внимания, памяти, речи, мыслительных операций.
Календарный план воспитательной работы
№ п/п | Название мероприятия, события | Направления воспитательной работы | Форма проведения | Сроки проведения | ||||
1. | Инструктаж: правила поведения на занятиях | Безопасность и здоровый образ жизни | В рамках занятий | Сентябрь | ||||
2. | Игры на знакомство | Нравственное воспитание | В рамках занятий | Сентябрь- май | ||||
3. | Беседа о сохранении материальных ценностей, бережном отношении к оборудованию | Гражданско-патриотическое воспитание, нравственное воспитание | В рамках занятий | Сентябрь- май | ||||
4. | Беседа о празднике «День защитника Отечества» | Гражданско-патриотическое, нравственное и духовное воспитание; воспитание семейных ценностей | В рамках занятий | Февраль | ||||
5. | Беседа о празднике «8 марта» | Гражданско-патриотическое, нравственное и духовное воспитание; воспитание семейных ценностей | В рамках занятий | Март | ||||
6. | Открытые занятия для родителей | Воспитание положительного отношения к труду и творчеству; интеллектуальное воспитание; формирование коммуникативной культуры | В рамках занятий | Декабрь, май | ||||
Список литературы
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
2. Указ Президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» от 07.05.2012 № 599.
3. Указ Президента Российской Федерации «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» от 07.05.2012 № 597.
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 года № 629 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам".
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 года № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года».
7. Приказ Министерства образования Калининградской области от 26 июля 2022 года № 912/1 "Об утверждении Плана работы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года, I этап (2022 - 2024 годы) в Калининградской области и Целевых показателей реализации Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года в Калининградской области".
- Бурлакина О.В. Комплексы упражнений для формирования правильного речевого дыхания. Сп-б, «Детство – Пресс», 2012.
- Дмитриева В.Г. Нейропрописи для тренировки мозга. Уневирсальный развивающий тренажор/ сост. В.Г. Дмитриева. – Москва: Издательство АСТ, 2023. – 79.
- Захарова Р.А., Чупаха И.В. Методика «Гимнастика мозга». В сб.: Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. - М., Ставрополь, «Илекса», «Сервис школа», 2001.
- Звонцова О.А. Нейропрописи для развития орфографической зоркости. О.А. Звонцова. – Москва: Издательство АСТ, 2021. – 70.
- Колганова В.С., Пивоварова Е.В. Нейропсихологические занятия с детьми. - М.: Айрис- пресс, 2015.
- Марычева О. И., Габараева К. А. Гимнастика для ума. Сборник упражнений для активизации умственной деятельности. [Текст] / под ред. Рябовой О. А. – Карпогоры, 2020.
- Троицкая Ж. Рабочие нейротетради «Рисуем двумя руками». - Ростов-на-Дону, «Феникс», 2019.
- Трясорукова Т.П. Развитие межполушарного взаимодействия у детей: нейродинамическая гимнастика. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2019.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа по реализации дополнительных общеобразовательных программ- дополнительных общеразвивающих программ "Кайпияс"
Программа по обучению детей коми языку как неродному...
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"
Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....
Дополнительная общеобразовательная - Дополнительная общеразвивающая программа "Школа будущего первоклассника"
Одной из приоритетных задач модернизации российского образования является повышение доступности дошкольного образования. Для выполнения этого, Министерством образования и науки РФ, рекомендовано введе...

Дополнительная общеобразовательная программа дополнительная общеразвивающая программa для детей раннего возраста (2 – 3 лет) социально-педагогической направленности
Программа по сенсорике для детей 2-3 лет, на 1год....

Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа по изобразительной деятельности "Цветная палитра"
Программа "Цветная палитра" разработана на основе программы И. А. Лыковой "Изобразительное творчество в детском саду" и направлена на целостное развитие творческих способностей детей дошкольного возра...

ПАСПОРТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ – ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ «Фантазеры»
Развитие творческих способностей у детей по средствам использования «Римейк» - технологии...

Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа Кружок ручного труда «Мастерилка»
Дополнительная образовательная программа «Мастерилка»...

