«Экосмо - парциальная программа развития детей основам экологии в Республике Бурятия»
проект
«Экосмо - парциальная программа развития детей основам экологии в Республике Бурятия»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 32.12 КБ | |
| 30.95 КБ |
Предварительный просмотр:
МУ «Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 15 «Радуга» г. Улан-Удэ общеразвивающего вида
670018, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, пос. Аэропорт, дом № 33,
тел (факс): 8(3012)22-67-94, e-mail: mdouraduga15@mail.ru
Тема доклада «Экосмо - парциальная программа развития детей основам экологии в Республике Бурятия»
Обоснование социальной значимости проекта
Одним из приоритетных направлений в современном стандарте дошкольного образования является экологическое воспитание. Ребёнок начинает познавать мир с самого рождения, а вместе с изучением окружающего мира он должен получать представление о его хрупкости, учиться любить, беречь и защищать природу, узнавать, какие действия человека наносят ей непоправимый вред. Изучать проблемы глобальной экологии невозможно без формирования у детей знаний о Вселенной в целом, и о нашей планете в частности. Следует отметить, что существующие парциальные программы, посвященные основам экологического воспитания в ДОУ, не рассматривают компоненты – «космос и экология» как единое целое, кроме того, данные программы не учитывают географическое положение дошкольных образовательных учреждений. Все существующие парциальные программы для ДОУ по основам экологии разработаны для детей, проживающих в центральных регионах России. Дошкольники, проживающие в ДФО (Дальний Восток и Республика Бурятия), по нашему мнению, должны изучать местные объекты живой и не живой природы, уметь находить и определять их, а также знать, как их защитить и сохранить.
Социальная значимость проекта заключается в необходимости повышения уровня качества экологического воспитания детей дошкольного возраста. В ходе когнитивного анализа представлений детей о космосе, его компонентах, а также экологических проблемах, выяснилось, что дошкольники имеют представления об элементарных экологических и космических понятиях, но они не знают особенности природных условий своего региона, не понимают, как может быть космос связан с экологией, не у всех детей развиты умения наблюдать за природными объектами и явлениями. В связи с этим были определены два варианта проблемы исследования.
В связи с выше указанным были определены две главных проблемы исследования первая: отсутствие парциальных программ по экологическому воспитанию дошкольников для Республики Бурятия и вторая: низкий уровень знаний о Вселенной, космосе, экологии в их взаимосвязи, не умение использовать эти знания в своей практической деятельности.
На основе этого коллектив ДОУ №15 «Радуга» г. Улан-Удэ пришел к выводу о необходимости разработки авторской парциальной программы по экологическому воспитанию детей в ДОУ «Экосмо». Перед нами встала задача, какие компоненты включить в данную программу, какие виды деятельности и т.д., чтобы заинтересовать детей и дать им как можно больше представлений о космосе, нашей планете и экологии. Одним из важных шагов стало определение целевой группы для проекта.
В качестве целевой группы проекта выступили обучающиеся ДОУ, педагогии, родители, а также социальные партнеры.
Способами и формами участия в инновационной деятельности обучающихся в ДОУ являлась непосредственная-образовательная деятельность, выраженная в беседах, играх, опытно-экспериментальной деятельности, проведении экскурсий, наблюдений, поисково-исследовательской деятельности, пополнении и обогащении предметно-пространственной среды. Эффектом от участия в проекте дошкольников можно считать повышение уровня качества получаемого экологического воспитания, приобретение практических, исследовательских навыков по изучению объектов живой и неживой природы, развитие личностных качеств, творческих способностей обучающихся. Для педагогов основными формами участия и соответственно эффекты от участия в проекте выражены в подборе критериев и методик для проведения диагностики детей по определению уровня знаний по экологии, космосу и их взаимосвязи, непосредственное проведение диагностики детей и анализ полученных результатов. Они участвуют в разработке и апробации методических материалов, пополнении предметно-развивающей среды, использовании различных технологий и методов работы с детьми дошкольного возраста по формированию основ экологических знаний космосе, природе родного края, которые послужат основой для создания парциальной образовательной программы.
Способами участия родителей являются совместные мероприятия и проекты привлекающие семьи к сотрудничеству с ДОУ в вопросах экологического образования и воспитания дошкольников, и участие в анкетировании по вопросам экологического воспитания дошкольников. Эффектом от участия в проекте следует считать семейное воспитание, ретрансляцию на новый уровень полученных умений и навыков исследовательского характера у обучающихся в семью и осуществление образовательного взаимодействия между администрацией ДОУ и родителями.
Способами участия социальных партнеров является методическое сопровождение мероприятий и проектов и совместное проведение мастер-классов и консультаций для детей и родителей. Эффектом от участия для социальных партнеров следует считать тиражирование и трансляция соответствующего опыта работы в другие образовательные учреждения Республики Бурятия и соседних регионов.
Следующим шагом стало определение целей и задач проекта. Целью явилась разработка авторской парциальной программы «Экосмо» для экологического воспитания обучающихся в ДОУ.
При определении задач проекта исходили из того какие мероприятия необходимо провести чтобы их осуществить, какой будет от этого результат и что будет показателем решения данной задачи. Среди основных задач оказались следующие:
- 1. познакомить с представителями живой и неживой природы своего края. Она решалась в ходе проведения экскурсий в музей природы Бурятии и зооуголок Этнографического музея народов Забайкалья, ожидаемые результатом, явилось расширение представлений, обучающихся в ДОУ о представителях живой и неживой природы родного края, в качестве показателей выступило обогащение предметно-пространственной среды дошкольников;
- 2. сформировать знания о космосе, космическом пространстве, экологии родного края в их взаимосвязи. Ее решение было связано с организацией выставок рисунков и поделок на тему космоса, природы родного края, экологических проблемах и путях их решения. В качестве ожидаемого результата стало сформированность у детей знаний о космосе, космическом пространстве, экологии родного края в их взаимосвязи, показателем решения данной задачи стало расширение общего кругозора обучающихся, развитие любознательности, творческих способностей и креативного мышления;
- 3. дать представление познакомить обучающимся о проблемах загрязнения окружающей среды. Ее формирование происходило в ходе участия в акциях (сбор макулатуры, пластика), правоведение совместных антимусорных акций вблизи территории ДОУ. Ожидаемым результатом стало формирование экологического мышления и навыков бережного отношения к природе и ее объектам, а показателем сформированности соблюдение правил поведения в природе, развитие взаимо-сотрудничества с семьями воспитанников вопросах экологического образования и воспитания дошкольников;
- 4. воспитывать уважение и любовь к планете Земля, а также чувство гордости за достижения отечественных ученых, конструкторов, космонавтов, которые изучают нашу планету. Основными мероприятиями для реализации этой задачи стали участие в образовательных событиях различного уровня: «Земля проснётся с именем его…» (повещено 85 –летию Ю.А. Гагарина), «Наш дом – Земля», Challenge «Мы и Вселенная», в социальной сети Instagram. Ожидаемым результатом можно считать и у детей, и у их родителей формирование уважительного отношения и любви к своей планете - Земля, а также чувства гордости за достижения отечественных ученых, конструкторов, космонавтов, которые изучают нашу планету. Показателем сформированности данной задачи следует считать расширение общего кругозора обучающихся, развитие любознательности, творческих способностей и креативного мышления;
- 5. развивать умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения через практическую и исследовательскую деятельность, а также умения использовать исследовательские и коммуникативные способности в процессе обучения и в повседневной жизни. В качестве мероприятий для этой задачи стали практические работы, различные эксперименты и опыты. Ожидаемым результатом стало развитие умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения, приобретение навыков исследовательской деятельности. Показателями стали следующие умения: видеть проблему, формулировать и задавать вопросы, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения, доказывать и защищать свои идеи, самостоятельно действовать на любых этапах исследования.
В качестве продуктов инновационной деятельности по проекту следует считать организацию тематических стендов, выставок рисунков и поделок на тему космоса, природы родного края, экологических проблемах и путях их решения, совместную работу с родителями по озеленению территории детского сада посадку деревьев и семян, уход за ними, проведение экологических акций в окрестностях ДОУ, осуществление консультаций для родителей по вопросам экологического воспитания в виде бесед, разработке соответствующих информационных брошюр и памяток на тему «Сохраним наш город чистым», «Раздельный сбор мусора», «Задачи экологического воспитания ребенка в семье», «Работа с Красной книгой Республики Бурятия», «Правила поведения в природе», «Как подкармливать зимующих птиц», «Экологические и космические игры с детьми» и т.д., создание видеофильмов, слайдовых мультимедийных презентаций, осуществление педагогической диагностики и её анализ, разработку конспектов НОД по тематике проекта, создание сборника методических и дидактических разработок по экологическому воспитанию дошкольников, транслирование опыта по теме проекта в детские сады города Улан-Удэ и республики.
Перспективы проекта заключаются в том, что парциальная программа «Экосмо» - это проект прежде всего для обучающихся ДОУ, педагогов, родителей и социальных партнеров, в рамках которой педагоги ДОУ №15 «Радуга» г. Улан-Удэ. В рамках его реализации будут проводится открытые научно-популярные занятия, мастер-классы, экологические практикумы, развивающие и дидактические игры, также будут обсуждаться естественнонаучные и гуманитарные проблемы современности. По нашему мнению, большой интерес, без сомнения, вызовут вопросы развития творческих способностей, развития и самоопределения, обучающихся в ДОУ. Таким образом в ходе реализации представленного проекта будет осуществляться внедрение и апробация парциальной программы экологического воспитания для дошкольников в Республике Бурятия.
Инновационными моментами проекта следует считать разработку картотеки дидактических игр по темам парциальной программы, по каждой возрастной группе, создание из числа обучающихся в ДОУ отрядов «Зеленого патруля, «Эко десанта», «Юных экологов», функционирование в теплый период года «Сибирского огорода», «Метеостанции», «Птичьей гостиной», альпийской горки, «Аллеи выпускников», «Уголка Байкальского леса». На территории детского сада в рамках реализации проекта должна появиться «Зеленая аптека Бурятии» и «Цветочные часы», в виде клумб и рабаток с многолетними и однолетними растениями. Совместно с родителями будет осуществляться разработка Challenge «Мы и Вселенная», в социальной сети Instagram.
Эффектами от реализации проекта «Экосмо» следует считать возможность расширения своих личностных и профессиональных компетенций для педагогов ДОУ. Для обучающихся в ДОУ эти эффекты можно разделить на несколько групп: личностные, образовательные, социальные.
Личностные результаты
В ходе реализации парциальной программы «Экосмо» мы научим обучающихся действовать в нестандартных ситуациях, использовать элементы креативного мышления, работать в команде, выступать на публике, проявлять свои лидерские качества, принимать решения быстро, отстаивать свою точку зрения, заводить новых друзей.
Образовательные результаты:
В группах, но и в холлах – переходах детского сада, создание постоянно -действующей выставки детских рисунков, поделок, оборудование перехода «Близкий и далекий космос», «Зеленая зона», «Экотропинка». Совместно с родителями вместе с детьми создание мега лэпбук «Это чудо планета Земля». Дети вместе с педагогами продолжать активно принимать участие различного уровня: городских, республиканских, всероссийских, в том числе: «Современная эко-мода», «Река весны – река жизни», «Мы кормушку смастерили – мы столовую открыли», «Земля проснётся с именем его…» (повещено 85 –летию Ю. А. Гагарина), «Наш дом – Земля», «Экосумка – 2020», «Очистим от мусора наш дом», «Шуми, шуми, зеленый лес», «Космос», «Зеленая планета».
Социальные результаты:
Будет осуществляться социальное партнерство с библиотеками, школами, домами культуры, семьями воспитанников по вопросам экологического воспитания обучающихся в ДОУ.
В качестве условий реализации проекта можно определить: материально-техническое обеспечение, имеющееся ИКТ, учебно-методическое обеспечение, кадровое обеспечение. Все выше указанное для реализации проекта в ДОУ есть.
Социальными партнерами для реализации проекта «Экосмо» выступят Бурятский государственный университет, Педагогический институт, Ресурсный эколого-биологический центр, Бурятский республиканский институт образовательной политики (БРИОП).
Контроль за исполнением проекта будет осуществлять Администрация МБДОУ, педагогический совет МБДОУ, управленческий совет родителей.
В состав творческой группы для реализации проекта входят Базарова А.Н. (заведующий ДОУ), Шелкунова И.В. (старший воспитатель), Ерофеева Рената Васильевна (воспитатель), Цоктоева Диана Дмитриевна (воспитатель).
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
ДОКЛАД
Слайд 1 | Тема доклада «Экосмо - парциальная программа развития детей основам экологии в Республике Бурятия» |
Слайд 2 | Одним из приоритетных направлений в современном стандарте дошкольного образования является экологическое воспитание. Изучать проблемы глобальной экологии невозможно без формирования у детей знаний о Вселенной в целом, и о нашей планете в частности. Существующие парциальные программы, посвященные основам экологического воспитания в ДОУ, не рассматривают компоненты – «космос и экология» как единое целое и не учитывают географическое положение дошкольных образовательных учреждений. Дошкольники имеют представления об элементарных экологических и космических понятиях, но они не знают особенности природных условий своего региона и не понимают, как может быть космос связан с экологией, не у всех детей развиты умения наблюдать за природными объектами и явлениями. |
Слайд 3 | Социальная значимость проекта заключается в необходимости повышения качества экологического воспитания дошкольников с учетом специфики своего региона. Дошкольники должны изучать местные объекты живой и не живой природы, уметь находить и определять их, а также знать, как их защитить и сохранить. |
Слайд 4, 5 | Наш коллектив пришел к выводу о необходимости разработки авторской парциальной программы «Экосмо» для экологического воспитания дошкольников в дошкольном учреждении с учетом регионального компонента В качестве целевой группы проекта выступили воспитанники, педагоги, родители, а также социальные партнеры. |
Слайд 6 | Способами и формами участия в проекте детей являются образовательная, опытно-экспериментальная, поисково-исследовательская деятельности. Эффектом от участия дошкольников в проекте можно считать повышение качества получаемого экологического воспитания, приобретение практических и исследовательских навыков. |
Слайд 7 | Для педагогов основными формами участия стали: - проведение диагностик, - разработка и апробация методических материалов - пополнение предметно-развивающей среды - использование различных технологий и методов работы с детьми дошкольного возраста по формированию основ экологических знаний о космосе, природе родного края |
Слайд 8 | Способами участия родителей являются совместные мероприятия и проекты. Эффектом от участия в проекте следует считать семейное воспитание, ретрансляцию полученных умений и навыков исследовательского характера у воспитанников и осуществление образовательного взаимодействия между администрацией ДОУ и родителями. Способами участия социальных партнеров является методическое сопровождение мероприятий и проектов, совместное проведение мастер-классов и консультаций для детей и родителей. Проведение совместных мероприятий. Эффектом от участия для социальных партнеров следует считать тиражирование и трансляция соответствующего опыта работы в другие образовательные учреждения Республики Бурятия и соседних регионов. |
Слайд 9 | Перед коллективом поставлены задачи: 1. Познакомить детей с представителями живой и неживой природы родного края. Она решается в ходе проведения экскурсий в музей природы Бурятии и зооуголок Этнографического музея народов Забайкалья. 2. Сформировать знания о космосе, космическом пространстве, экологии родного края в их взаимосвязи. Ее решение связано с организацией выставок рисунков и поделок на тему космоса, природы родного края, экологических проблемах и путях их решения. 3. Дать представление воспитанникам о проблемах загрязнения окружающей среды. Достижение этой задачи возможно в ходе участия в акциях (сбор макулатуры, пластика) |
Слайд 10 | 4. Воспитывать уважение и любовь к планете Земля, а также чувство гордости за достижения отечественных ученых, конструкторов, космонавтов, которые изучают нашу планету. Показателем достижения результатов при решении данной задачи следует считать расширение общего кругозора у обучающихся, развитие любознательности, творческих способностей и креативного мышления; 5. Развивать умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения через практическую и исследовательскую деятельность, а также умения использовать исследовательские и коммуникативные способности в процессе обучения и в повседневной жизни. |
Слайд 11 | В качестве результатов инновационной деятельности по проекту следует считать организацию тематических стендов, выставок рисунков и поделок на тему космоса, природы родного края, экологических проблемах и путях их решения, совместную работу с родителями по озеленению территории детского сада посадку деревьев и семян, уход за ними, проведение экологических акций в окрестностях детского сада, осуществление консультаций для родителей по вопросам экологического воспитания в виде бесед, разработке соответствующих информационных брошюр и памяток создание видеофильмов, мультимедийных презентаций, осуществление педагогической диагностики и её анализ, разработку конспектов непосредственно-образовательной деятельности по тематике проекта, создание сборника методических и дидактических разработок по экологическому воспитанию дошкольников, транслирование опыта по теме проекта в детские сады города Улан-Удэ и республики. |
Слайд 12 | Перспективы проекта заключаются в том, что парциальная программа «Экосмо» - это проект, прежде всего для воспитанников ДОУ, педагогов, родителей и социальных партнеров. В рамках его реализации будут проводиться открытые занятия, мастер-классы, экологические практикумы, развивающие и дидактические игры, также будут обсуждаться естественнонаучные актуальные проблемы. |
Слайд 13 - 22 | Инновационными моментами проекта следует считать: разработку картотеки дидактических игр по темам парциальной программы, по каждой возрастной группе, создание из числа обучающихся в ДОУ отрядов «Зеленого патруля, «Эко десанта», «Юных экологов», функционирование в теплый период года «Сибирского огорода», «Метеостанции», «Птичьей гостиной», альпийской горки, «Аллеи выпускников», «Уголка Байкальского леса». На территории детского сада в рамках реализации проекта должна появиться «Зеленая аптека Бурятии» и «Цветочные часы», в виде клумб и рабаток с многолетними и однолетними растениями. |
Слайд 23 | Эффектами от реализации проекта «Экосмо» следует считать возможность расширения своих личностных и профессиональных компетенций для педагогов ДОУ. Для обучающихся в ДОУ эти эффекты будут в следующем: Дети научатся действовать в нестандартных ситуациях, использовать элементы креативного мышления, работать в команде, выступать на публике, проявлять свои лидерские качества, принимать решения быстро, отстаивать свою точку зрения, заводить новых друзей. За счет реализации данного проекта у детей повысится уровень экологического воспитания, дети приобретут практические, исследовательские навыки при изучении объектов живой и неживой природы родного края. Дошкольники расширят свои представления о живой и неживой природе родного края. Также у детей сформируются знания о космосе, космическом пространстве, экологии родного края в их взаимосвязи. Сформируется экологическое мышление и навыки бережного отношения к природе и ее объектам. Дети приобретут умения и навыки экологической грамотности и безопасного для природы и для самого себя поведения. Будет осуществляться социальное партнерство с библиотеками, школами, домами культуры, семьями воспитанников по вопросам экологического воспитания обучающихся в ДОУ. |
Слайд 24 - 29 | В качестве условий реализации проекта можно определить: материально-техническое обеспечение, имеющееся информационно-коммуникационные технологии, учебно-методическое обеспечение, кадровое обеспечение. |
Слайд 30 - 31 | Мероприятия в рамках проекта представлены по трем направлениям: - «Тайна третьей планеты». Уточнить и расширить представления о космосе, космическом пространстве, планетах, космонавтах. Продолжать знакомить с историей развития космонавтики. - «Земля – наш дом». Сформировать у детей понятие, что наша планета – огромный шар, покрытый морями, океанами и материками, окруженный слоем воздуха. Расширить знания детей об экосистемах, природно-климатических зонах, живой и неживой природе родного края, явлениях природы, разнообразии видов растений и животных разных природных зон, приспособленности растений и животных к изменениям в природе (листопад, сокодвижение, зимняя спячка и т.д.). - «Охрана окружающей среды». Привлечения внимания детей к проблемам сохранения окружающей среды, воспитания бережного и внимательного отношения к природе, формирования основ экологической культуры. |
Слайд 32 - 33 | Социальными партнерами для реализации проекта «Экосмо» выступят Бурятский государственный университет, Педагогический институт, Ресурсный эколого-биологический центр, Бурятский республиканский институт образовательной политики (БРИОП). Контроль за исполнением проекта будет осуществлять Администрация МБДОУ, педагогический совет МБДОУ, управленческий совет родителей. В состав творческой группы для реализации проекта входят Базарова А.Н. (заведующий ДОУ), Шелкунова И.В. (старший воспитатель), Ерофеева Рената Васильевна (воспитатель), Цоктоева Диана Дмитриевна (воспитатель). |
Слайд 34 | Спасибо за внимание! |
































По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Парциальная программа подготовительной группы по экологии "Юный эколог"
Актуальность данной программы заключается в том, что несмотря на все достижения современной цивилизации, человек не может без природы, в ней есть все для жизни. Природа щедра, но, черпая из ее кладово...

Парциальная программа по краеведению и экологии "Мой край родной"
Программа обеспечивает знакомство детей дошкольного возраста c социальным и природным миром городом Новосибирск (Новосибирской области)....

Конспект ОД по экологии «Птицы Республики Бурятия»
Конспект образовательной деятельностипо экологическому воспитанию «Птицы Республики Бурятия»с детьми старшего дошкольного возраста...

Парциальная программа дошкольного образования «Основы Безопасности Жизнедеятельности» под редакцией Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой.
Парциальная программа дошкольного образования «Основы Безопасности Жизнедеятельности» под редакцией Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой....

Парциальная программа "Развитие речи детей с использованием пальчиковых и развивающих игр"
Парциальная программа "Развитие речи детей с использованием пальчиковых и развивающих игр" для детей второй младшей группы...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе в рамках парциальной программы "Развитие речи через приобщение детей к русской народной культуре"
Цель занятия: Познакомить детей с русской народной традицией празднования обрядового праздника "Екатерина Санница"...
РАБОЧАЯ ПАРЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА «Мой край - Бурятия» (3 -7 лет)
Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Одной из главныхступеней духовно – нравственного развития ребёнка я...
