План по самообразованию "Маленькие патриоты"
методическая разработка (старшая группа)
Используя разнообразные формы и приемы образовательного и воспитательного формата развить в дошколятах патриотические чувства
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 35.13 КБ |
Предварительный просмотр:
План по самообразованию
по теме
«Развитие творческих способностей у детей 5-6 лет с ОВЗ через нетрадиционные техники рисования»
Воспитатель: высшей квал.кат. Агаркова А.Ю
г. Оренбург
2025 г.
Пояснительная записка
Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир.
Рисование – очень интересный и в тоже время сложный процесс.
Нетрадиционные техники рисования — это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное — самовыражаться.
В основу опыта, использования нетрадиционных изобразительных техник положена идея обучения без принуждения, основанная на достижении успеха, на переживании радости познания мира, на искреннем интересе дошкольника в выполнении творческого задания с использованием нетрадиционных техник изображения. Такое задание ставит ребенка в позицию творца, активирует и направляет мысли детей, вплотную подводит к черте, за которой может начаться зарождение собственных художественных замыслов.
Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:
- Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
- Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
- Внимания и усидчивости;
- Мышления;
- Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости, а также развитию детского изобразительного творчества.
Цель:
развитие у детей творческих способностей и формирование интереса к нетрадиционному рисованию.
Задачи:
- Развивать интерес к различным техникам нетрадиционного художественного творчества.
- Прививать умение производить точные движения кистью, нетрадиционными материалами.
- Формировать целостную картину мира;
- Расширять кругозор детей;
- Учить создавать свой неповторимый образ, в рисунках по нетрадиционному рисованию используя различные техники рисования.
Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:
- игра, которая является основным видом деятельности детей;
- сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма;
- решение проблемной ситуации, просьба о помощи;
- музыкальное сопровождение.
Средства обучения: наглядные, словесные и практические методы:
- наблюдения с детьми;
- обследование предметов, игрушек, готовых образцов, рассматривание картин и иллюстраций, несущих информацию о предметах и явлениях;
- объяснение, рассказ воспитателя, использование художественного слова;
- показ способов действия;
- игровые приемы;
- совместный анализ выполненной работы.
Форма обучения: специально организованная непосредственно образовательная деятельность; игровые упражнения; подгрупповые упражнения по овладению техниками нетрадиционного рисования.
Итогом детской деятельности могут служить выставки детских работ, совместные с родителями развлечения с использованием приобретенных навыков.
Форма подведения итогов: диагностическое обследование детей по усвоению программы.
Предполагаемый результат:1.У детей повысится уровень художественных способностей;
2. Дети приобретут ценный опыт творческого воплощения замыслов, освоят правила безопасности во время работы;
3.Освоят технику нетрадиционного рисования.
Перспективное планирование по теме самообразования
на 2025 – 2026 уч. год.
Старшая группа.
Сентябрь
Работа с детьми | ||||
№ п/п | Тема занятия | Техника | Программное содержание | Оборудование |
1. | «Осенний ковер» | Печать листьями | Закрепить умение работать с техникой печати листья. Упражнять смешивать краски прямо на листьях при печати. Учить рисовать красоту осеннего пейзажа, передавая его характер используя лисья-штампы как средство выразительности. | Листья деревьев разной величины. Гуашь в мисочках, салфетки, белая бумага, иллюстрации. |
2. | «Веточка рябины» | Рисование пальчиками, печать листьями. | Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования. Развивать умение планировать расположение отдельных предметов на плоскости при рисовании натюрморта. Учить передавать в рисунке характерные особенности рябины (сложный лист из расположенных попарно узких листиков, овальные грозди) | Гуашевые краски, альбомные листы, кисточки, влажные салфетки, веточка рябины в вазе. |
Работа с родителями | Выставки детских рисунков для родителей. | |||
Октябрь
Работа с детьми | ||||
№ п/п | Тема занятия | Техника | Программное содержание | Оборудование |
2 | «Грибы на опушке | Тычок жесткой полусухой кистью, оттиск смятой бумагой, рисование крупами. | Создание сюжетных композиций из круп. Развитие чувства цвета и композиции. Закреплять умение пользоваться техниками «тычок жесткой полусухой кистью», «печать смятой бумагой». Учить дополнять изображение подходящими деталями. | Бумага, крупы, акварельные краски, жесткая кисть, салфетки, муляжи грибов. |
2. | «Что созрело в огороде» | Различные | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Закреплять умения работать над композицией рисунка — равномерно располагать предметы по всему листу бумаги, оставляя между ними немного свободного пространства, находить для предметов величину, соответствующую величине данного листа бумаги. Способствовать возникновению у детей чувства радости от полученного результата. | Бумага, цветная гуашь, листья, кисти, поролон, штампы овощей. |
Работа с родителями | Выставки детских рисунков для родителей. Консультация для родителей «Путешествие в страну рисованию» | |||
Ноябрь
Работа с детьми | ||||
№ п/п | Тема занятия | Техника | Программное содержание | Оборудование |
1. | «Дымковская игрушка» | Тычок жесткой полусухой кистью, оттиск скомканной бумагой, поролоном, ватными палочками. | Совершенствовать умение детей в различных нетрадиционных изобразительных техниках. Закреплять умения детей передавать характер и особенности дымковских народных игрушек, характер узора, его цветовую гамму, развивать самостоятельность, творчество, совершенствовать технические навыки и умения в создании новых цветовых тонов и оттенков. Развивать чувство композиции. | Бумага, жесткая кисть, поролон, ватные палочки, цветная жидкая гуашь, иллюстрации. |
2. | «Мое любимое дерево в разное время года» | Оттиск печатками, листьями, пенопластом, рисование пальчиками. | Совершенствовать умение в художественных техниках печатания и рисования пальчиками. Развивать цветовое восприятие, чувство ритма. Способствовать возникновению у детей чувства радости от полученного результата. | Лист бумаги, листья-штампы, пенопласт, цветная гуашь. |
Работа с родителями | Выставки детских рисунков для родителей. | |||
Декабрь
Работа с детьми | ||||
№ п/п | Тема занятия | Техника | Программное содержание | Оборудование |
1. | «Домашнее животное – собака» | Различные | Закреплять умение самостоятельно использовать знакомые нетрадиционные техники рисования. Воспитывать эмоциональную отзывчивость. Развивать координацию движения рук. Учить наносить отпечатки по контуру рисунка. | Лист бумаги, жесткая кисть, салфетки, гуашь, ватные палочки, поролон, иллюстрации. |
2. | «Сказочный лес» | Рисование солью. | Учить создавать рисунки используя клей ПВА и соль. Развивать восприятие, чувство формы, ритма, цвета. Воспитывать любознательность, самостоятельность, инициативность. | Альбомная бумага, клей ПВА, соль. |
Работа с родителями | Выставки детских рисунков для родителей. Консультация для родителей «Что означают рисунки детей» | |||
Январь
Работа с детьми | ||||
№ п/п | Тема занятия | Техника | Программное содержание | Оборудование |
1. | «Зимний лес» | Рисование восковыми мелками, свечой. | Вызвать интерес детей к выполнению задания невидимыми материалами. Развивать воображение, самостоятельность планирования своего замысла. | Бумага, восковые мелки, кисть, акварельные краски. |
2. | «Волшебный аквариум»» | Печать по трафарету, пальцами, листьями. | Закреплять умение детей передавать в рисунке красоту подводного мира. Развивать чувство композиции. | Краски, листья, трафареты, бумага. |
Работа с родителями | Выставки детских рисунков для родителей. | |||
Февраль
Работа с детьми | ||||
№ п/п | Тема занятия | Техника | Программное содержание | Оборудование |
1. | «Сюрприз для папы» | Печать по трафарету, рисование пальчиком | Закреплять умение пользоваться знакомыми нетрадиционными техниками рисования. Учить располагать изображения на листе. Развивать чувство композиции. | Открытка, гуашь разного цвета, трафареты. |
2. | «Разноцветные шары» | Рисование мыльной пеной | Упражнять в технике рисования мыльной пеной при составлении единой композиции. Закреплять умения подрисовывать недостающие линии кисточкой. | Акварельные краски, поролоновая губка, мыло, шампунь, трубочка для коктейля, бумага, карандаш, кисть. |
Работа с родителями | Выставки детских рисунков для родителей. Консультация для родителей «Пластилиновая живопись» | |||
Работа с педагогами | Консультация по нетрадиционным техникам рисования для воспитателей «Рисование с детьми 3-7 лет методом тычка» | |||
Март
Работа с детьми | ||||
№ п/п | Тема занятия | Техника | Программное содержание | Оборудование |
1. | «Букет незабудок для мамы» | Рисование ватными палочками | Закреплять умение рисовать ватными палочками. Учить дорисовывать недостающие детали кисточкой. Развивать аккуратность, чувство композиции. | Открытка из цветной бумаги с нарисованной веточкой, гуашь белая, голубая, желтая в мисочках, кисти, ватные палочки. |
2. | «Какого цвета весна» | Кляксография | Учить создавать образ используя трубочку. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данной техники. | Трубочка для коктейлей, краска кисти, вода. |
Работа с родителями | Выставки детских рисунков для родителей. | |||
Апрель
Работа с детьми | ||||
№ п/п | Тема занятия | Техника | Программное содержание | Оборудование |
1. | «Веселые матрешки» | Граттаж. | Познакомить детей с техникой «граттаж».Учить детей выделять яркий, нарядный колорит, композицию узора. Воспитывать детей на народных традициях, показывая народное изобразительное искусство нераздельно от устного народного творчества. | Раскрашенные листы бумаги, покрытые черной гуашью, зубочистки. |
2. | «Море» | Граттаж. | Закрепить умение передавать в рисунке характерные особенности предмета в технике «граттаж».Продолжать учить создавать композицию рисунка. Развивать чувство ритма. | Раскрашенные листы бумаги, покрытые черной гуашью, зубочистки, одноразовые вилки. |
Работа с родителями | Выставки детских рисунков для родителей. Консультация для родителей «Пасхальные яйца необычной раскраски» | |||
Май
Работа с детьми | ||||
№ п/п | Тема занятия | Техника | Программное содержание | Оборудование |
1. | «Цветочная поляна» | Печатки из пластилина | Познакомить с техникой печать пластилином.Развивать наглядно-образное мышление. Воспитывать желание создавать оригинальные рисунки. | Иллюстрации цветов, гуашь разных цветов в мисочках, пластилин. |
2. | «Нарисуй, что хочешь» | Рисование ватными палочками | Закреплять умение использование техники печать пластилином. Учить детей аккуратно наносить рисунок на пластилин. Развивать воображение, художественноевосприятие. | Гуашь разных цветов в мисочках, пластилин, кисти. |
Работа с родителями | Выставки детских рисунков для родителей. | |||
Методическая работа
Сентябрь | Проведение наблюдения и выявление уровня овладения детьми изобразительной деятельностью по разным направлениям. | Заполнение таблицы наблюдения за детьми и выявление индивидуального уровня овладения изобразительной деятельностью по разным направлениям на начало учебного года. |
Декабрь | Обобщение педагогического опыта работы по нетрадиционной технике рисования. | Подбор методического оснащения. Пополнение методической копилки. |
Февраль | Составление анкет для проведения анкетирования на тему «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста» | Бланки анкет по данной теме. |
Май | Проведение наблюдения и выявление уровня овладения детьми изобразительной деятельностью по разным направлениям. | Заполнение таблицы наблюдения за детьми и выявление индивидуального уровня овладения изобразительной деятельностью по разным направлениям на конец учебного года. |
Взаимодействие с родителями
Сентябрь | 1. Анкетирование родителей на тему: «Определение интереса ребенка к изобразительной деятельности» 2. Родительское собрание «Роль родителей в развитии творческих способностей» | Буклеты для родителей «Как развивать творчество» |
Октябрь | Консультация для родителей: «Организация самостоятельной изобразительной деятельности детей» | Конспект консультации по теме: «Организация самостоятельной изобразительной деятельности детей» |
Ноябрь | Оформление папки-передвижки для родителей: «Рисование нетрадиционными способами» | Альбом с работами, выполненными в нетрадиционной технике. |
Декабрь | 1. Мастер – класс для родителей по теме: «Рисуем без кисточки». 2.Совместный праздник «Новый год» | Выставка работ «Рисуют родители» |
Январь | 1. Консультация для родителей: «Зимние художества». 2. Оформление художественной выставки «Зимушка - зима» | Выставка совместных работ «Зимушка - зима» |
Февраль | Памятка для родителей «Учите рисовать детей в нетрадиционной технике» | Буклет «Виды нетрадиционного рисования» |
Март | Консультация для родителей «Рисовать - это важно!» | Листовка. Консультация для родителей «Рисовать – это важно!» |
Апрель | Гостиная для родителей «Творим вместе» | Выставка совместных работ «Творим вместе» |
Май | 1. Оформление альбома с творческими работами детей «Вот как мы можем!» 2. Родительское собрание. Подведение итогов проекта. Результаты работы. | Альбом с детскими работами. Презентация «Мы любим рисовать!» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого родительского собрания «Воспитываем патриотов с детства»
работа с родителями в форме открытого родительского собрания...
Конспект досуга с детьми раннего возраста "Моя семья, мой дом" в рамках комплексно-тематического плана "Расту патриотом"
Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке. И вид из окна на проспект, и панорама родного города, и детский сад, где он ...
План-конспект открытого родительского собрания «Воспитываем патриотов с детства».
Цель:- привлечение родителей к обсуждению вопросов патриотическоговоспитания дошкольников,- раскрытие сущности и значения работы родителей и педагогов попатриотическому воспитанию детей.Предварительна...

План совместных мероприятий МАДОУ ДС № 38 «Домовёнок» и МАУДО г. Нижневартовска «ЦДиЮТТ «Патриот»
Одним из условий развития открытых образовательных систем – активное взаимодействие различных социальных групп, имеющих собственные интересы в сфере образования. Эффективным...
План работы по программе "Растим патриотов в старшей группе"
Данный план предназначен для работы с детьми по программе "Растим патриотов в старшей группе". Который содержит материал по воспитанию у детей старшего возраста патриотических чувств. ...

Перспективный план «Школа юного патриота».
Военно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Формирование патриотических чувств на основе знакомства с историей и традициями армии РФ....
Сценарный план " Воспитываем патриотов Белогорья.История родного края."Виртуальное путешествие по карте России. Тема: "Наши соседи"
Выяснить, кто является соседями Белгородской области. Познакомить с названиями и достопримечательностями Воронежской и Курской областей; ввести понятия «области-соседи». Развивать по...
