«Роль пассивной гимнастики в развитии детей с расстройством аутистического спектра»
консультация

Боболович Ирина Александровна

Хочу рассказать о простом, но очень эффективном инструменте поддержки развития вашего ребенка — пассивной гимнастике. Этот метод может стать важной частью вашего дневного ритуала и принести значительную пользу, особенно детям, которые испытывают трудности с произвольными движениями, мышечным тонусом или сенсорной интеграцией.

Что такое пассивная гимнастика?

Пассивная гимнастика — это комплекс упражнений, при котором все движения за ребенка совершает взрослый. Ваша задача — мягко, бережно и ритмично сгибать и разгибать его ручки и ножки, делать круговые движения суставами, спокойно поглаживать и разминать мышцы. Ребенок при этом расслаблен и не прилагает собственных усилий для выполнения движений.

Главная цель — не научить ребенка делать упражнения самому, а дать его нервной системе и телу правильный двигательный и сенсорный опыт.

В чем польза для ребенка с РАС?

Для детей с аутизмом пассивная гимнастика — это гораздо больше, чем просто физкультура. Это мощный инструмент развития:

Нормализация мышечного тонуса. У многих детей с РАС наблюдается либо повышенный (гипертонус), либо пониженный (гипотонус) тонус мышц. Аккуратные, ритмичные движения помогают расслабить напряженные мышцы или, наоборот, тонизировать вялые.

Улучшение кровообращения и питания тканей. Гимнастика стимулирует кровоток, что благотворно сказывается на работе всего организма.

Стимуляция нервной системы. Совершая за ребенка правильные движения, мы посылаем в его мозг мощные сигналы от мышц и суставов. Это помогает наладить «карту тела» — представление о том, где находятся части тела и как они могут двигаться.

Развитие сенсорной интеграции. Тактильный контакт (ваши прикосновения) и проприоцептивные ощущения (ощущение положения тела в пространстве) во время гимнастики успокаивают нервную систему, помогают снизить сенсорную перегрузку и лучше почувствовать границы своего тела.

Установление эмоционального контакта. Пассивная гимнастика — это время, когда вы находитесь с ребенком в тесном, безопасном контакте. Это выстраивает доверие, укрепляет вашу эмоциональную связь и может стать прекрасным ритуалом предсказуемости, который так важен для детей с РАС.

Подготовка к активным движениям. Давая телу правильные двигательные паттерны (шаблоны), мы облегчаем ребенку путь к тому, чтобы в будущем выполнить эти движения самостоятельно.

 

Как правильно проводить пассивную гимнастику? Основные принципы

Чтобы гимнастика была в радость и приносила пользу, соблюдайте несколько простых правил:

  • Расслабленная атмосфера. Выберите время, когда и вы, и ребенок спокойны и расслаблены. Идеально проводить ее после сна или теплой ванны. Никогда не делайте гимнастику, если ребенок плачет, сопротивляется или болен.
  • Удобное место. Положите ребенка на мягкий коврик на пол или на пеленальный столик. Убедитесь, что ему комфортно и не холодно.
  • Тактильный контакт. Начните с нескольких минут легких, успокаивающих поглаживаний всего тела. Это поможет настроить ребенка на взаимодействие.
  • Мягкость и неторопливость. Все движения должны быть плавными, медленными и осторожными. Никаких резких рывков! Руки взрослого должны быть теплыми и мягкими.
  • Ритм и предсказуемость. Действуйте в определенном порядке (например, всегда начинайте с пальчиков рук, переходите на локти, потом — ножки). Можно сопровождать действия спокойным счетом или тихой, ритмичной песенкой. Это создает структуру, которая успокаивает ребенка.
  • Наблюдайте за реакцией. Внимательно следите за сигналами ребенка. Если он напрягается, отворачивается или начинает проявлять признаки недовольства — остановитесь, сделайте перерыв или просто перейдите к поглаживаниям. Наша задача — создать позитивный опыт.
  • Регулярность. Лучше делать гимнастику по 5-7 минут каждый день, чем по полчаса раз в неделю. Короткие, но регулярные сеансы гораздо эффективнее.

Примеры простых упражнений

«Велосипед»: поочередно мягко сгибайте и разгибайте ножки ребенка, имитируя езду на велосипеде.

Круговые движения в суставах: очень бережно и с небольшой амплитудой делайте круговые движения кистями рук, стопами ног, плечевыми и тазобедренными суставами.

Скрещивание рук: мягко разводите ручки ребенка в стороны и скрещивайте их на груди.

Сгибание-разгибание пальчиков: аккуратно помассируйте и согните-разогните каждый пальчик на руках и ногах.

Важно: перед началом любых занятий желательно проконсультироваться с неврологом и инструктором ЛФК, чтобы исключить противопоказания и получить индивидуальные рекомендации.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_passivnoy_gimnastiki_v_razvitii_detey_s_ras.docx17.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Роль пассивной гимнастики в развитии детей

с расстройством аутистического спектра»

Хочу рассказать о простом, но очень эффективном инструменте поддержки развития вашего ребенка — пассивной гимнастике. Этот метод может стать важной частью вашего дневного ритуала и принести значительную пользу, особенно детям, которые испытывают трудности с произвольными движениями, мышечным тонусом или сенсорной интеграцией.

Что такое пассивная гимнастика?

Пассивная гимнастика — это комплекс упражнений, при котором все движения за ребенка совершает взрослый. Ваша задача — мягко, бережно и ритмично сгибать и разгибать его ручки и ножки, делать круговые движения суставами, спокойно поглаживать и разминать мышцы. Ребенок при этом расслаблен и не прилагает собственных усилий для выполнения движений.

Главная цель — не научить ребенка делать упражнения самому, а дать его нервной системе и телу правильный двигательный и сенсорный опыт.

В чем польза для ребенка с РАС?

Для детей с аутизмом пассивная гимнастика — это гораздо больше, чем просто физкультура. Это мощный инструмент развития:

Нормализация мышечного тонуса. У многих детей с РАС наблюдается либо повышенный (гипертонус), либо пониженный (гипотонус) тонус мышц. Аккуратные, ритмичные движения помогают расслабить напряженные мышцы или, наоборот, тонизировать вялые.

Улучшение кровообращения и питания тканей. Гимнастика стимулирует кровоток, что благотворно сказывается на работе всего организма.

Стимуляция нервной системы. Совершая за ребенка правильные движения, мы посылаем в его мозг мощные сигналы от мышц и суставов. Это помогает наладить «карту тела» — представление о том, где находятся части тела и как они могут двигаться.

Развитие сенсорной интеграции. Тактильный контакт (ваши прикосновения) и проприоцептивные ощущения (ощущение положения тела в пространстве) во время гимнастики успокаивают нервную систему, помогают снизить сенсорную перегрузку и лучше почувствовать границы своего тела.

Установление эмоционального контакта. Пассивная гимнастика — это время, когда вы находитесь с ребенком в тесном, безопасном контакте. Это выстраивает доверие, укрепляет вашу эмоциональную связь и может стать прекрасным ритуалом предсказуемости, который так важен для детей с РАС.

Подготовка к активным движениям. Давая телу правильные двигательные паттерны (шаблоны), мы облегчаем ребенку путь к тому, чтобы в будущем выполнить эти движения самостоятельно.

Как правильно проводить пассивную гимнастику? Основные принципы

Чтобы гимнастика была в радость и приносила пользу, соблюдайте несколько простых правил:

  • Расслабленная атмосфера. Выберите время, когда и вы, и ребенок спокойны и расслаблены. Идеально проводить ее после сна или теплой ванны. Никогда не делайте гимнастику, если ребенок плачет, сопротивляется или болен.
  • Удобное место. Положите ребенка на мягкий коврик на пол или на пеленальный столик. Убедитесь, что ему комфортно и не холодно.
  • Тактильный контакт. Начните с нескольких минут легких, успокаивающих поглаживаний всего тела. Это поможет настроить ребенка на взаимодействие.
  • Мягкость и неторопливость. Все движения должны быть плавными, медленными и осторожными. Никаких резких рывков! Руки взрослого должны быть теплыми и мягкими.
  • Ритм и предсказуемость. Действуйте в определенном порядке (например, всегда начинайте с пальчиков рук, переходите на локти, потом — ножки). Можно сопровождать действия спокойным счетом или тихой, ритмичной песенкой. Это создает структуру, которая успокаивает ребенка.
  • Наблюдайте за реакцией. Внимательно следите за сигналами ребенка. Если он напрягается, отворачивается или начинает проявлять признаки недовольства — остановитесь, сделайте перерыв или просто перейдите к поглаживаниям. Наша задача — создать позитивный опыт.
  • Регулярность. Лучше делать гимнастику по 5-7 минут каждый день, чем по полчаса раз в неделю. Короткие, но регулярные сеансы гораздо эффективнее.

Примеры простых упражнений

«Велосипед»: поочередно мягко сгибайте и разгибайте ножки ребенка, имитируя езду на велосипеде.

Круговые движения в суставах: очень бережно и с небольшой амплитудой делайте круговые движения кистями рук, стопами ног, плечевыми и тазобедренными суставами.

Скрещивание рук: мягко разводите ручки ребенка в стороны и скрещивайте их на груди.

Сгибание-разгибание пальчиков: аккуратно помассируйте и согните-разогните каждый пальчик на руках и ногах.

Важно: перед началом любых занятий желательно проконсультироваться с неврологом и инструктором ЛФК, чтобы исключить противопоказания и получить индивидуальные рекомендации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дети с расстройством аутистического спектра. Особенности развития и поведения детей с аутистическим проявлениями.

Материал будет полезен родителям, работникам дошкольных образовательных учреждений, всем, кто работает с дошкольниками, особенно если есть нарушения в поведении ребёнка, задержка по линиям развития, т...

Роль сенсорных игр в коррекционной работе с детьми, имеющими расстройство аутистического спектра.

Роль сенсорных игр в коррекционной работе с детьми, имеющими расстройство аутистического спектра....

Развитие пассивной речи у детей с расстройствами аутистического спектра (картотека дидактических игр)

Развитие пассивной речи у детей с расстройствами аутистического спектра(картотека дидактических игр)...

Роль игры в коррекционной работе при расстройствах аутистического спектра.

Игра является важнейшей частью жизни ребенка дошкольного возраста, незаменимым средством его психического развития и тем инструментом, который дает возможность оказать полноценную коррекционную помощь...

РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ РЕСУРСНОЙ ГРУППЫ В ОРГАНИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА В РАМКАХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ДЕТСКОГО САДА В РЕЖИМЕ ДЕЖУРНЫХ ГРУПП (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

в статье рассмотрены конкретные примеры из опыта работы воспитателя по организации дистанционного взаимодействия с участниками образовательных отношений  в рамках функционирования детского сада в...

РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ РЕСУРСНОЙ ГРУППЫ В ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕСАДОВСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ С ИНКЛЮЗИВНЫМ ВКЛЮЧЕНИЕМ ОБУЧАЮЩИХСЯ РЕСУРСНОЙ ГРУППЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

: в статье рассмотрены конкретные примеры из опыта работы воспитателя по организации общесадовских мероприятий с инклюзивным включением обучающихся ресурсной группы для детей с расстройствами аутистич...