«Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста в игровой форме»
рабочая программа (подготовительная группа)
Формирование полезных привычек в сфере финансов, начиная с дошкольного возраста, поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 26.26 КБ |
Предварительный просмотр:
План самообразования на 2024-2025 учебный год.
Тема: «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста в игровой форме»
Материал подготовила воспитатель
Низамова Зульфия Ильфатовна
Высокая Гора, 2024 год
Пояснительная записка
Актуальность
Формирование полезных привычек в сфере финансов, начиная с дошкольного возраста, поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни. С детства детям важно и нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда не влезать в долги, держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет. Актуальность заключается в формировании полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста, это поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни. С детства детям важно и нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда не влезать в долги, держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет. Финансовая грамотность – это способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств (жить по средствам) и грамотно их приумножать. Другими словами – это знание, позволяющее достичь финансового благополучия и оставаться на этом уровне всю свою жизнь.
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по вопросу формирования основ финансовой грамотности у старших дошкольников при помощи игровой деятельности.
Задачи:
- Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.
- Изучить особенности формирования представлений о финансовой составляющей современной семьи, организации материальной стороны окружающего пространства в дошкольном возрасте.
- Выбрать эффективные дидактические игры, сюжетно-ролевые игры по финансовой грамотности у дошкольника.
- Составить картотеку дидактических игр, сюжетно-ролевых игр по финансовой грамотности
- Расширять интерес у детей к элементарным экономическим знаниям.
- Активизировать словарный состав у детей.
- Привлекать родителей воспитанников к активному взаимодействию по обогащению развивающей предметно-пространственной среды группы.
Проблема: Низкая финансовая грамотность в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экономического сознания, культуры сбережения. Эта работа должна начинаться в детском саду – первом звене системы непрерывного образования.
Инновация:
- Ознакомление детей с новым направлением «Финансовая грамотность»
Формы и методы работы:
- игра (настольно - печатные игры, дидактические игры, сюжетно - ролевые игры)
- беседа
- чтение
- наблюдения и др.
- ситуационные задачи
- мастерские, трудовая деятельность (продуктивная деятельность)
- мультфильмы
Формы работы с родителями:
- анкетирование родителей
- консультации
- индивидуальные и групповые беседы
- оформление наглядной информации (стенды, папки-передвижки)
- привлечение к обогащению развивающей предметно-развивающей среды группы.
- проведение встреч-обсуждений по теме самообразования.
Предполагаемый результат:
Воспитатели:
оформление собственных методических разработок (обобщение опыта работы);
повышение качества воспитательно–образовательного процесса;
участие в педсоветах, семинарах;
повышен теоретический и педагогический уровень, компетентность по экономическому воспитанию старших дошкольников.
Родители:
повышен интерес родителей к совместной работе по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Дети:
знают и называют разные места и учреждения торговли: рынок, магазин, ярмарка, супермаркет, интернет-магазин;
знают российские деньги;
знают несколько современных профессий, содержание их деятельности;
в случае поломки, порчи вещей, игрушек, игр проявляют заботу, пытаются исправить свою или чужую оплошность;
бережно, рационально, экономно используют расходные материалы для игр и занятий;
проявляют интерес к экономической деятельности взрослых (кем работают родители, как ведет хозяйство).
План работы на 2024 -2025 учебный год.
Основные направления | Способы достижения | Сроки |
#1048;зучение литературы. | 1. Ознакомление с методической литературой. 2. Работа с Интернет-ресурсами по теме. 3. Изучить программы по обучению дошкольников финансовой грамотности. | 2024-2025гг Регулярно. |
#1055;овышение профессионального уровня. | 1. Изучение опыта работы коллег через участие в работе мастер-классов, круглых столов, через Интернет-ресурсы. | 2024-2025гг Регулярно. |
#1055;ланирование работы с родителями | Просвещение родителей через публикации, размещение информации на стендах и родительских уголках, выступления на родительских собраниях. | 2024-2025гг |
#1056;абота в собственной педагогической мастерской. | Создать собственную базу лучших конспектов занятий, тематических мероприятий, игр, наглядных материалов, интересных приемов и находок. | 2024-2025гг |
5. Обобщение опыта на педсоветах, на курсах повышения квалификации педагогов и в сети Интернет. | Размещение материала на профессиональных сайтах, участие в профессиональных конкурсах. | 2024-2025гг |
Перспективный план работы по самообразованию
Сентябрь | 1. Составление плана работы, подготовка списка литературы по теме самообразования для изучения. Подготовить учебно-методические пособия, наглядность Поместить в родительском уголке рубрику советов по теме самообразования 2. Работа с детьми. Проблемная ситуация - "Что будет, если люди перестанут работать." 3. Родительское собрание: включить в повестку дня знакомство с темой самообразования. Анкета для родителей «Мой ребенок и финансовая грамота» 4. Консультации для педагогов на тему «Дошкольник и экономика». |
Октябрь | 1. Работа с детьми. Чтение стихотворений и рассказов о труде и профессиях. Просмотр мультфильма «Трое из Простоквашино» Сюжетно-ролевая игра «Идем в поликлинику» #1055;убликация «Как, и за что давать деньги ребёнку» 3. Консультация для педагогов «Введение детей старшего дошкольного возраста в мир экономики» 4. Консультация для родителей: «Практические советы родителям по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста» |
Ноябрь | 1. Изучение электронных ресурсов. 2. Работа с детьми Рассказ воспитателя «О царице экономики и ее помощниках». Сюжетно - ролевая игра «Магазин». Беседа с детьми с правилами экономии. Просмотр презентации «Полезные экономические навыки и привычки в быту» #1050;онсультация для родителей на тему: «Бюджет семьи – забота каждого» 4. Посещение открытых занятий коллег Буклет для педагогов: «Учите видеть связь между трудом и деньгами» |
Декабрь | #1056;абота с детьми. Заучивание пословиц об экономии и бережливости (по выбору воспитателя). Беседа о том, что не все продается и покупается за деньги. #1055;амятка для родителей. «Карманные деньги. Учим ребенка финансовой грамотности 3. Папка-передвижка для педагогов: «Финансовый ринг» |
Январь | 1. Участие в конкурсах 2.Работа с детьми. Настольные игры: «Продолжи закономерность», «Что общего»," Размен" Просмотр мультфильма Азбука тётушки Совы " История денег". Рисование «Монеты моей страны». #1050;руглый стол с педагогами на тему: «Игры, формирующие предпосылки экономического воспитания 4. Буклеты для родителей «Учите ребенка выбирать и покупать товар» |
Февраль | 1. Анкетирование для педагогов «Финансовая грамотность для детей 2. Консультация для родителей на тему: "5 правил финансового воспитания» 3. Работа с детьми. Пересказ сказки Братьев Гримм «Горшок каши». Сюжетно – ролевая игра «Банк». |
Март | 1. Работа с детьми. Просмотр мультфильма «Каникулы в Простоквашино». Сюжетно-ролевая игра «Ателье». 2.Совместное с родителями сочиняем сказку о «Денежке», задание на дом 3. Буклет для педагогов «Как нам может помочь реклама?». 4. Публикация «Как нам может помочь реклама?». |
Апрель | 1. Работа с детьми. Беседа о рекламе. Заучивание стихотворения из книг Э. Успенского и И. Агрона «О рекламе». Рисование и реклама «Мороженное мечты». 2. Папка-передвижка в родительском уголке Буклет «Реклама для детей». 3. Консультация для педагогов: «Использование дидактических игр по развитию финансовой грамотности дошкольников |
Май | 1. Подготовка отчета по самообразованию. ;Путешествие в страну экономики». Просмотр видеофильма «Где делают настоящие деньги?». Сюжетно-ролевая игра «Интересные покупки». Игровая ситуация «Волшебные превращения денежки». 3. Презентация для родителей (на родительском собрании) «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста в игровой форме» |
Используемая литература:
1. Андриевская, Н. "Экономические" сказки. Формирование основ финансовой грамотности у дошкольников / Н. Андриевская, Т. Рылькова, Л. Сергиенко. - Текст: непосредственный// Дошкольное воспитание. - 2020. - № 6. - С. 83-87. - ISSN 0012-561X. - 0+. - ил.
2. Бучкова, А. И. Сложные ситуации в вопросах и ответах. Финансовая грамотность дошкольников / А. И. Бучкова. - Текст: непосредственный // Дошкольное воспитание. - 2021. - № 3. - С. 53-59. - ISSN 0012-561X. - 0+. - ил. 3. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт. - сост. Л. Г. Киреева. –Волгоград: Учитель, 2008г.
4. Лушникова Е. В. Как мы играем в экономику //Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА» М.; 2008. № 11.
Шатова, А.Д. Экономическое воспитание дошкольников / А.Д. Шатова. – М., 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности»
Большинство современных детей не знают цену деньгам, не ценят и не берегут свои вещи, игрушки, требуют дорогих подарков.Многие родители ищут помощи в решении этих проблем у воспитателей, которые могут...
План самообразования «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность в условиях реализации ФГОС».
Низкая финансовая грамотность в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экономического сознания, культуры сбережения. Эта работа должна начинаться ...

Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом главной целью и результатом образования является развитие личности. Формирование ...

Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом главной целью и результатом образования является развитие личности. Формирование финансовой грамотности приближает дошкольника к...

Тема самообразования: «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность»
Тема самообразования...
«Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста в игровой форме»
Отчет по плану самообразования на тему: «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста в игровой форме»...
