«Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста в игровой форме»
рабочая программа (подготовительная группа)

    Формирование полезных привычек в сфере финансов, начиная с дошкольного возраста, поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobraz._24-25_gg.docx26.26 КБ

Предварительный просмотр:

План самообразования на 2024-2025 учебный год.

Тема: «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста в игровой форме»

Материал подготовила воспитатель

Низамова Зульфия Ильфатовна

Высокая Гора, 2024 год

Пояснительная записка

Актуальность

Формирование полезных привычек в сфере финансов, начиная с дошкольного возраста, поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни. С детства детям важно и нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда не влезать в долги, держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет. Актуальность заключается в формировании полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста, это поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни. С детства детям важно и нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда не влезать в долги, держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет. Финансовая грамотность – это способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств (жить по средствам) и грамотно их приумножать. Другими словами – это знание, позволяющее достичь финансового благополучия и оставаться на этом уровне всю свою жизнь.

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по вопросу формирования основ финансовой грамотности у старших дошкольников при помощи игровой деятельности.

Задачи:

  • Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.
  • Изучить особенности формирования представлений о финансовой составляющей современной семьи, организации материальной стороны окружающего пространства в дошкольном возрасте.
  • Выбрать эффективные дидактические игры, сюжетно-ролевые игры по финансовой грамотности у дошкольника.
  • Составить картотеку дидактических игр, сюжетно-ролевых игр по финансовой грамотности
  • Расширять интерес у детей к элементарным экономическим знаниям.
  • Активизировать словарный состав у детей.
  • Привлекать родителей воспитанников к активному взаимодействию по обогащению развивающей предметно-пространственной среды группы.

Проблема: Низкая финансовая грамотность в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экономического сознания, культуры сбережения. Эта работа должна начинаться в детском саду – первом звене системы непрерывного образования.

Инновация:

  1. Ознакомление детей с новым направлением «Финансовая грамотность»

Формы и методы работы:

  • игра (настольно - печатные игры, дидактические игры, сюжетно - ролевые игры)
  • беседа
  • чтение
  • наблюдения и др.
  • ситуационные задачи
  • мастерские, трудовая деятельность (продуктивная деятельность)
  • мультфильмы

Формы работы с родителями:

  • анкетирование родителей
  • консультации
  • индивидуальные и групповые беседы
  • оформление наглядной информации (стенды, папки-передвижки)
  • привлечение к обогащению развивающей предметно-развивающей среды группы.
  • проведение встреч-обсуждений по теме самообразования.

Предполагаемый результат:

Воспитатели:

оформление собственных методических разработок (обобщение опыта работы);

повышение качества воспитательно–образовательного процесса;

участие в педсоветах, семинарах;

повышен теоретический и педагогический уровень, компетентность по экономическому воспитанию старших дошкольников.

Родители:

повышен интерес родителей к совместной работе по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Дети:

знают и называют разные места и учреждения торговли: рынок, магазин, ярмарка, супермаркет, интернет-магазин;

знают российские деньги;

знают несколько современных профессий, содержание их деятельности;

в случае поломки, порчи вещей, игрушек, игр проявляют заботу, пытаются исправить свою или чужую оплошность;

бережно, рационально, экономно используют расходные материалы для игр и занятий;

проявляют интерес к экономической деятельности взрослых (кем работают родители, как ведет хозяйство).

План работы на 2024 -2025 учебный год.

Основные направления

Способы достижения

Сроки

#1048;зучение литературы.

1. Ознакомление с методической литературой.

2. Работа с Интернет-ресурсами по теме.

3. Изучить программы по обучению дошкольников финансовой грамотности.

2024-2025гг

Регулярно.

#1055;овышение профессионального уровня.

1. Изучение опыта работы коллег через участие в работе мастер-классов, круглых столов, через Интернет-ресурсы.

2024-2025гг

Регулярно.

#1055;ланирование работы с родителями

Просвещение родителей через публикации, размещение информации на стендах и родительских уголках, выступления на родительских собраниях.

2024-2025гг

#1056;абота в собственной педагогической мастерской.

Создать собственную базу лучших конспектов занятий, тематических мероприятий, игр, наглядных материалов, интересных приемов и находок.

2024-2025гг

5. Обобщение опыта на педсоветах, на курсах повышения квалификации педагогов и в сети Интернет.

Размещение материала на профессиональных сайтах, участие в профессиональных конкурсах.

2024-2025гг

Перспективный план работы по самообразованию

Сентябрь

1. Составление плана работы, подготовка списка литературы по теме самообразования для изучения. Подготовить учебно-методические пособия, наглядность

Поместить в родительском уголке рубрику советов по теме самообразования

2. Работа с детьми. Проблемная ситуация - "Что будет, если люди перестанут работать."

3. Родительское собрание: включить в повестку дня знакомство с темой самообразования. Анкета для родителей «Мой ребенок и финансовая грамота»

4. Консультации для педагогов на тему «Дошкольник и экономика».

Октябрь

1. Работа с детьми. Чтение стихотворений и рассказов о труде и профессиях.

Просмотр мультфильма «Трое из Простоквашино»

Сюжетно-ролевая игра «Идем в поликлинику»

#1055;убликация «Как, и за что давать деньги ребёнку»

3. Консультация для педагогов «Введение детей старшего дошкольного возраста в мир экономики»

4. Консультация для родителей: «Практические советы родителям по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»

Ноябрь

1. Изучение электронных ресурсов.

2. Работа с детьми Рассказ воспитателя «О царице экономики и ее помощниках».

Сюжетно - ролевая игра «Магазин».

Беседа с детьми с правилами экономии.

Просмотр презентации «Полезные экономические навыки и привычки в быту»

#1050;онсультация для родителей на тему: «Бюджет семьи – забота каждого»

4. Посещение открытых занятий коллег

Буклет для педагогов: «Учите видеть связь между трудом и деньгами»

Декабрь

#1056;абота с детьми. Заучивание пословиц об экономии и бережливости (по выбору воспитателя).

Беседа о том, что не все продается и покупается за деньги.

#1055;амятка для родителей. «Карманные деньги. Учим ребенка финансовой грамотности

3. Папка-передвижка для педагогов: «Финансовый ринг»

Январь

1. Участие в конкурсах

2.Работа с детьми. Настольные игры: «Продолжи закономерность», «Что общего»," Размен"

Просмотр мультфильма Азбука тётушки Совы " История денег". Рисование «Монеты моей страны».

#1050;руглый стол с педагогами на тему: «Игры, формирующие предпосылки экономического воспитания

4. Буклеты для родителей «Учите ребенка выбирать и покупать товар»

Февраль

1. Анкетирование для педагогов «Финансовая грамотность для детей

2. Консультация для родителей на тему: "5 правил финансового воспитания»

3. Работа с детьми. Пересказ сказки Братьев Гримм «Горшок каши».

Сюжетно – ролевая игра «Банк».

Март

1. Работа с детьми. Просмотр мультфильма «Каникулы в Простоквашино».

Сюжетно-ролевая игра «Ателье».

2.Совместное с родителями сочиняем сказку о «Денежке», задание на дом

3. Буклет для педагогов «Как нам может помочь реклама?».

4. Публикация «Как нам может помочь реклама?».

Апрель

1. Работа с детьми. Беседа о рекламе.

Заучивание стихотворения из книг Э. Успенского и И. Агрона «О рекламе».

Рисование и реклама «Мороженное мечты».

2. Папка-передвижка в родительском уголке Буклет «Реклама для детей».

3. Консультация для педагогов: «Использование дидактических игр по развитию финансовой грамотности дошкольников

Май

1. Подготовка отчета по самообразованию.

;Путешествие в страну экономики».

Просмотр видеофильма «Где делают настоящие деньги?».

Сюжетно-ролевая игра «Интересные покупки».

Игровая ситуация «Волшебные превращения денежки».

3. Презентация для родителей (на родительском собрании) «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста в игровой форме»

Используемая литература:

1. Андриевская, Н. "Экономические" сказки. Формирование основ финансовой грамотности у дошкольников / Н. Андриевская, Т. Рылькова, Л. Сергиенко. - Текст: непосредственный// Дошкольное воспитание. - 2020. - № 6. - С. 83-87. - ISSN 0012-561X. - 0+. - ил.

2. Бучкова, А. И. Сложные ситуации в вопросах и ответах. Финансовая грамотность дошкольников / А. И. Бучкова. - Текст: непосредственный // Дошкольное воспитание. - 2021. - № 3. - С. 53-59. - ISSN 0012-561X. - 0+. - ил. 3. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт. - сост. Л. Г. Киреева. –Волгоград: Учитель, 2008г.

4. Лушникова Е. В. Как мы играем в экономику //Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА» М.; 2008. № 11.

Шатова, А.Д. Экономическое воспитание дошкольников / А.Д. Шатова. – М., 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности»

Большинство современных детей не знают цену деньгам, не ценят и не берегут свои вещи, игрушки, требуют дорогих подарков.Многие родители ищут помощи в решении этих проблем у воспитателей, которые могут...

План самообразования «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность в условиях реализации ФГОС».

Низкая финансовая грамотность в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экономического сознания, культуры сбережения. Эта работа должна начинаться ...

Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности

         В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом главной целью и результатом образования является развитие личности. Формирование ...

Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом главной целью и результатом образования является развитие личности. Формирование финансовой грамотности приближает дошкольника к...

«Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста в игровой форме»

Отчет по плану самообразования на тему: «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста в игровой форме»...