Отчет самообразования в старшей группе
учебно-методический материал (старшая группа)
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Красносельский детский сад «Тургай» комбинированного вида
Высокогорского муниципального района
Республики Татарстан»
Отчет по самообразованию
по теме:
Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через театральную деятельность в условиях ДОУ».
Воспитательницы старшей группы № 2 «Тигрята»
I квалификационный категории
Хабибуллиной Гулины Ильвировны
Высокая Гора,2025 год
Цель: повысить профессиональное мастерство и компетентность в работе над формированием творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности.
Работая с детьми, я обратила внимание на то, как детям играя, в различные игры, подвижные, сюжетно-ролевые театрализованные, очень нравится перевоплощаться в разные образы, меняя голос, используя мимику, жесты, различные атрибуты и костюмы.
Игра - ведущий вид деятельности дошкольника это известно всем. Но среди многочисленных игр у наших детей наибольший интерес вызывают игры в «театр», драматизации. Но самое главное то, что театральная деятельность - это эффективный способ формирования личности ребенка и имеет огромное воспитательное значение. В любой сказке дети видят примеры дружбы, доброты, справедливости, учатся сопереживать происходящему, совершать правильные поступки. Огромное значение имеет театральная деятельность и для развития речи ребенка, ее выразительности. Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке путем привлечения его к выступлению перед аудиторией с детства.
Цель театрально-игровой деятельности - через театр научить ребенка видеть прекрасное, в жизни и в людях, зародить стремление самому нести в жизни прекрасное и доброе. Развитие творчества в дошкольниках - дело сложное, но чрезвычайно важное и нужное, творчество театрально-игровой деятельности проявляется в трех направлениях:
1.Как творчество продуктивное (сочинение собственных сюжетов)
2.Исполнительское (речевое, двигательное).
3.Оформительское (декорации и изготовление атрибутов).
Становление ребенка готовности к театральной игре осуществляется при поддержке родителей, их заинтересованности и помощи в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения. Только заинтересованность педагога и родителей в процессе развития театрализованной деятельности детей позволяет развивать индивидуальные возможности ребенка.
Поставленную цель реализую через решение следующих задач:
-раскрыть содержание понятия «творчество, творческие способности» применительно к старшему дошкольному возрасту;
-выявить значение театрализованной деятельности для развития творческих способностей старших дошкольников;
-создать необходимые условия для развития творческих способностей старших дошкольников в театрализованной деятельности.
Данные задачи решаю в системе целостной работы, включающей
организацию деятельности дошкольников (познавательной, речевой, трудовой, игровой, художественно-творческой), взаимодействия с родителями и узкими специалистами, применения комплекса методов и приемов, создания развивающей предметной среды, благоприятного эмоционального климата.
Знания, умения и навыки дети получают в процессе ознакомления с
окружающим миром, в конструировании, рисовании, лепки, аппликации, в
игровой и культурно-досуговой деятельности, во время прогулок и
экскурсий, в процессе сюжетно-ролевый и дидактических игр.
Ожидаемый результат по теме самообразования:
1. Формируются коммуникативные функции, умение сотрудничать с взрослыми и друг с другом.
2.Развитие связной речи, её выразительности; обогащение словарного запаса детей.
3. Дети учатся применять грамматические навыки и умения в диалогической (ответы на вопросы, беседы) и монологической (словесное творчество) речи, использовать средства художественной выразительности языка и его грамматических средств.
4. Расширятся представления детей о театре, его видах, атрибутах, костюмах, декорации.
5.Самостоятельная организация детьми театрализованных игр, выбор сказки, стихотворения, песни для постановки, подготовка необходимых атрибутов и декораций для драматизации, распределение между собой обязанностей и ролей.
Срок реализации: начало работы по теме: сентябрь 2024 год
Предполагаемый срок окончания: май 2025 год
Этапы реализации задач.
Подготовительный 2024-2025 год.
-определение темы, цели и задач, содержания работы, прогнозирование результата;
-изучение научно–методической литературы по данной проблеме;
- проведение диагностического обследования с целью определения уровня развития творческих способностей, их умений и навыков;
- изучение детскую художественную, познавательную и методическую литературу.
- сделать совместно с родителями атрибуты для организации театрализованных игр.
-пополнения запаса дидактических игр.
Весь инвентарь и оборудование отвечают требованиям безопасности для жизни и здоровья воспитанников, являются яркими, красочными, полифункциональными. Это позволяет оптимально организовать регламентированную и самостоятельную активность дошкольников в группе.
II. Практический
Работа с детьми:
Он включает в себя работу по формированию и развитию творческих способностей детей. Составила план работы с детьми:
- Подбор художественной литературы (сказок) соответствующих возрасту детей;
- Чтение сказок с рассматриванием иллюстраций и обсуждением поступков героев;
- Проведение дидактических и настольных игр по теме самообразования;
- Проведение бесед с детьми на такие темы как: «Что такое театр?», «Раз-два-три-четыре-пять: Театр пальчиков», «Путешествие в театр» «Что такое музыкальная сказка?»;
-Обыгрывание вместе с детьми сюжетно-ролевых игр «Поход в театр» (с элементами финансовой грамотности), «Театр»;
-Обыгрывание вместе с детьми такие сказки как: «Колобок», «Сказка о рыбаке и рыбке» (с элементами финансовой грамотности), «Заюшкина избушка», «Маша и Медведь»;
-Подключила во время аппликации, лепке и рисования элементы самообразования (выставка рисунков «Мы в театре», рисование «Волшебница весна», изготовили афишу вместе с детьми, лепи на тему: «Моя любимая сказка»).
Ежедневной традицией в группах является чтение
художественной и познавательной литературы, позволяющей в образной
форме познакомить детей с театральным искусством, разнообразными
детскими произведениями (фольклорными, авторскими), которые могут стать основой для последующих драматизаций. Был создан уголок театральной деятельности.
Во время занятий использовала театрализованную игру как игровой
прием и форму обучения детей. В занятия ввожу персонажи, которые
помогают детям усвоить те или иные знания, умения и навыки. Игровые
приемы, используемые на занятиях, позволяют более доступно объяснить
детям тот или иной материал. Создаем предметно – пространственную среду.
Так же в своей работе я использовала упражнения на актерские умения. Актерские умения - понимание эмоционального состояния персонажа, и в соответствии с этим выбор адекватных выразительных средств для передачи образа персонажа - голоса, мимики, пантомимики; характера выразительности моторики: в пантомимике - естественность, скованность, медлительность, порывистость движений; в мимике - богатство, бедность, вялость, живость проявлений; в речи - изменение интонации, тона, темпа речи; самостоятельность выполнения задания, отсутствие стереотипных действий.
Работа по предметно-развивающей среде.
Я создала в группе «Тигрята» естественную комфортабельную, многофункциональную, доступную, безопасную, рационально организованную обстановку, с книгами, играми, дидактическими материалами. В группе есть уголок книги, в котором мы разместили разные книги со сказками также есть уголок «Театрализованной деятельности», «Уголок костюмов для театрализованной деятельности». Сделала настольные игры, направленные на развитее творческие способности детей.
Особо важным считаю организацию сотрудничества с семьей. Считаю, что только при соблюдении активности и заинтересованности родителей, их личный пример – важнейшее условие обеспечение успешности организуемой работы.
Работа с родителями:
-Провела консультации такие как: «Роль театрализованных игр в развитии речи детей дошкольного возраста», «Значение и практическое использование пальчиковой гимнастики в развитии речи», «Эмоции и их роль в жизни ребёнка», «Значение театрализованной деятельности на развитие ребёнка», «Эмоции детей».
- Провела анкетирование по теме самообразования.
- Сделала памятки для родителей: «Играем в театр», «Как читать детям дома», «Как провести выходные вместе с детьми»
- Выступала родительских собраниях на тему «О необходимости посещения детьми театра».
-Просмотр презентацию на тему «итоги года».
Работа с педагогами: Я в начале года ознакомила педагогов учебной, справочной и научно-методической литературы по самообразованию. Участвовала разных конкурсах по теме самообразования. Провела мастер-класс для воспитателей по изготовлению «Театр пальчиков» для детей. Для воспитателей провела круглой стол по теме самообразования и изучали там новый материал.
III. Обобщающий
1.У детей формировалось коммуникативные функции, умение сотрудничать с взрослыми и друг с другом.
2.Дети начали рассказывать с выразительностью стихи и сказки.
3. Дети научились применять грамматические навыки и умения в диалогической (ответы на вопросы, беседы) и монологической (словесное творчество) речи, использовать средства художественной выразительности языка и его грамматических средств.
4. Расширилось представления детей о театре, его видах, атрибутах, костюмах, декорации.
5.Дети самостоятельно организуют театрализованные игры.
Заключение: Я считаю, что успешное решение задач по развитию творческих способностей дошкольников через театральную деятельность возможно только при тесном сотрудничестве всех субъектов педагогического процесса (педагогов, детей, родителей), применения комплекса средств, методов, форм, создании предметно-развивающей среды, диагностики дает возможность получить положительный результат в моей педагогической деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию в старшей группе "Подготовка детей к обучению грамоте в старшей группе".
...

Отчет по самообразованию воспитателя старшей группы №2 Барановской С.Н.
laquo;Развитие творческой способностей посредствам театрализованной деятельности детей дошкольного возраста»....
Отчет по самообразованию в старшей группе по развитию речи "Говори правильно" О. Ушакова
отчет на конец учебного года по самообразованию...

Отчет по самообразованию в старшей группе по теме «Палочки Ф. Кюизенера как средство интеллектуальных способностей у дошкольников».
Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Это социальный заказ общества. Дошкольники с развитым интеллектом быстре...

Отчет по самообразованию в старшей группе. Тема: «Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности у детей дошкольного возраста»
Безопасность - это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Несчастный случай с ребенком нередко связан с несо...
Отчет по самообразованию в старшей группе по теме: «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника» (2022 г.)
Использование художественной литературы во всестороннем развитии детей дошкольного возраста....
