Педагогический опыт "Экономическое воспитание дошкольников"
материал (подготовительная группа)

Красикова Татьяна Леонидовна

Приобщение ребенка к миру экономической действительности – одна из сложных и в то же время важных проблем. Сегодня – это предмет специальных исследований в  дошкольной педагогике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл finansy_sent.docx21.15 КБ

Предварительный просмотр:

                     

                            Педагогический опыт

             «Экономическое воспитание дошкольников»

                                                   

                                                     

                                                                     Оренбург 2025

   Приобщение ребенка к миру экономической действительности – одна из сложных и в то же время важных проблем. Сегодня – это предмет специальных исследований в  дошкольной педагогике.

        Ребенок, прежде всего, познает азы семейной экономики, поскольку именно в семье он делает свои первые шаги в мир экономической действительности, получает о ней первые представления.  

        Дошкольник узнает о труде, профессиях родных и близких, о финансовом положении семьи.  

        Старшие дошкольники учатся оперировать деньгами, соотносить доход с ценой на товар, узнают, что деньги служат средством обмена товарами между людьми.    

         Дети получают начальные сведения об экономике своего города, о профессиях, связанных с экономикой и бизнесом, о продукции, выпускаемой на предприятиях, и трудовых действиях по ее изготовлению и реализации, учатся уважать людей, которые трудятся и честно зарабатывают свои деньги.                                   

Основные цели нашего педагогического опыта  :

1. Формировать экономическое мышление через знакомство с экономическими понятиями (деньги, товар, заработная плата) .

2. Знакомить детей с профессиями связанными с экономикой.

3. Учить воспринимать и ценить окружающий мир, как результат труда людей;

4. Формировать экономическое мышление.

5. Раскрыть сущность понятия «доход» (заработная плата, стипендия, пенсия). Познакомить детей с ведением хозяйства.

6. Дать представление о денежных знаках (монета, купюра) России и других стран.

7. Формировать на доступном уровне взаимосвязь понятий «труд- продукт – деньги» и то, что стоимость продукта зависит от качества.

   В группе организовали  уголок «Юный финансист», в котором находятся дидактические игры с экономическим содержанием «Доходы-Расходы», «Дороже – дешевле», «Размен монет» и т.д.  Игры пополнялись в течение учебного года. Кошельки, копилки, сейф, кардходлер, банкоматы, «Сбербанк», «ВТБ банк»,  счёты, альбомы «Денежные знаки», «Мужские профессии», «Женские профессии». Оформили  картотеку бесед, загадок по финансовой грамотности, сборник сказок по финансовой грамотности, сборник экономических задач и проблемных ситуаций для старших дошкольников.

Выпустили журнал для родителей «Финансовая грамотность», «Финансовая азбука».

      Учитывая то, что у дошкольников преобладает наглядно-образное мышление и основной вид деятельности – игра, игровая деятельность становится основным средством  экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста

В группе имеются сюжетно-ролевые игры «Банк»,  «Магазин», «Салон красоты», «Кафе», «Ателье», «Фотоателье», где создаются наиболее благоприятные условия для развития у детей интереса к экономическим знаниям, естественная, приближенная к реальности обстановка, устанавливается психологически адекватная возрасту ситуация общения.

В дидактических играх «Профессии»«Кубики Блума»«Доходы-расходы»«Товар –не товар, «Что можно, нельзя  купить за деньги» уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки. 

   Сказка – литературный жанр с огромными дидактическими возможностями. Что бы обучение  давалось детям проще и интереснее, разбирали различные финансовые ситуации в сказках: К. Чуковский «Муха-цокотуха»,  А. Толстой «Приключение Буратино»,  и другие. Интересны и удачны авторские сказки, каждая из которых  знакомит  детей с экономическими понятиями. Эти сказки использовали в своей работе, после прочтения обсуждали сказки  и дети сделали выводы, чтобы  зарабатывать деньги, нужно трудиться,  что должен запомнить, что никогда нельзя рассказывать чужим, что у тебя дома, даже если очень хочется, что

только труд может сделать человека богатым и счастливым,  чтобы расходы не превышали доходов.

Нами  были разработан  проект в феврале месяце: «Юные финансисты».

Использовали в своей работе экономические задачи,  проблемные ситуации по финансовой грамотности в ходе которых дети учились думать и анализировать, обогащался словарный запас, расширялись  знания об экономике.

      В ходе работы наши дети научились активно использовать в игровой

деятельности основные экономические понятия, которым было уделено

внимание в ходе реализации экономических занятий  (деньги, цена, товар,

семейный бюджет и пр.).

    Дети научились осознавать и соизмерять свои потребности и возможности.

Дети получили представления о том, что зарплата – это оплата за количество и

качество труда, стали понимать, что расходы семьи не должны быть

расточительными  и  что ребенок может, будучи экономным,  их  уменьшить.

     Осознали, что сбережения семьи – это денежные средства, которые могут

остаться, если разумно расходовать свои доходы, и могут быть использованы

для отдыха всей семьей или приобретения необходимых, вещей.

 

расположена карта города, на которую нанесены промышленные центры нашего города и адреса дошкольников, а так же крупные магазины. Развивающую среду пополнила следующими настольно-печатными играми по экономике «Найди евро»«Монте Карло»«Веселый бизнесмен»«Менеджер»«Бизнесмен»«Деньги»«Супермаркет». К сюжетно-ролевой игре «Магазин» приобретен кассовый аппарат, сделаны чеки и деньги.

Дошкольники, совершая большое количество действий, учатся реализовывать их в разных условиях, с разными объектами, что повышает прочность и осознанность усвоения знаний.В играх «Кондитерская фабрика»«Ателье для маленьких красавиц»«Рекламное агентство»«Пункт обмена валюты»«Строительство дома»«Супермаркет» и др. Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.

В подготовительной к школе группе (дети 6-7 лет) – идёт процесс усвоения 7-ю экономическими разделами:

- экономика;

- потребности;

- труд (профессии);

- выгода и убыток;

- деньги;

- реклама;

- бизнес и капитал.

Картотека бесед по формированию

        финансовой грамотности        

                для детей

        старшего дошкольного возраста.

        Беседа №1        

                «История одной копилки»

Цель: вызвать интерес к теме экономики и финансов, рассказать об истории

накопления денег.

        Беседа №2

        «Что такое деньги?»

Цель: уточнить представления детей о том, как взрослые зарабатывают

деньги и для чего они нужны.

        Беседа№3

        «Где живут деньги?»

Цель: познакомить детей со словом «БАНК», что деньги в банке всегда в

обороте, их можно положить  и снять.

        Беседа №4

        «Денежкин домик»

Цель: формируем представление о том, где могут храниться деньги.

        Беседа №5

«Обсуждение пословиц и поговорок о  деньгах.»

Цель: обсуждение с детьми смысла пословиц и поговорок о деньгах.

        Беседа №6

        «Семейные покупки»

        

Цель: активизация словаря и расширение знаний на тему разнообразия

магазинов и семейных покупок в них.

        Беседа №7

                «Потребности человека»

Цель: познакомить детей с понятием «потребности», учить определять от чего зависят потребности.

        Беседа №8

        

        «Товар или услуга»

Цель: расширять представления об  элементах экономики, познакомить детей

с понятиями «товар», «услуга».

        Беседа №9

        «Бюджет моей семьи»

Цель: расширять знания детей о составляющих семейного бюджета, воспитывать уважение к людям труда.

        Беседа №10

        «Туристический поход»

Цель: уточнить знания детей об основных потребностях человека.

        Беседа №11

        «Советы покупателю»

Цель: учить детей находить выход из экономической  ситуации, формировать основы экономической культуры личности ребёнка.

        Беседа №12

        «Труд»

Цель: способствовать формированию первоначальных представлений о

труде.

        Беседа №13

        «Финансовая азбука»

Цель: способствовать формированию первоначальных представлений о

потребностях.

        Беседа №14

        «Товар. Результаты труда человека»

Цель: способствовать формированию первоначальных представлений о

купле-продаже товаров.

        Беседа №15

        «Семейные доходы и расходы»

Цель: расширить представление детей о том как складывается семейный бюджет; познакомить с новым понятием «расходы» какими они бывают.

        Беседа №16

        «Юные финансисты»

Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

        Беседа №17

                           «Магазины бывают разные»

Цель: учить и распределять предметы для продажи по разным видам магазинов.

        Беседа №18

                           «Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются»

Цель: объяснить детям как люди зарабатывают деньги и каким образом заработок зависит от вида деятельности.

        Беседа №19

        

                                     «Деньги любят счёт»

Цель: учить детей считать сдачу и вообще быстро и внимательно считать деньги.

                                           Беседа №20

                                   «Не всё покупается»

Цель: прививаем понимание того, что главные ценности - жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь.

                                           Беседа №21

                                   «Труд и профессии»

Цель: рассказать детям о том, что люди трудятся чтобы прокормить себя и свою семью, чтобы сделать запасы на будущее и приносить пользу другим.

                                           Беседа №22

                                  «Выгода и убыток»

Цель: формировать положительное отношения к труду людей, умеющих хорошо трудится, честно зарабатывать деньги.

                                           Беседа №23

                                           «Реклама»

Цель: дать детям максимум информации о рекламе, выделить основные и характерные черты.

                                          Беседа №24

                                      «Бизнес и капитал»

Цель: продолжать знакомить детей с понятиями экономической категории, воспитывать отрицательные отношения с жадности и корысти.

                                            Беседа №25

                                 «Труд – основа жизни»

Цель: раскрыть понятие «труд» через описание труда по изготовлению книги; рассказать  о значении труда в жизни человека.

                                             Беседа №26

                                «Кому что нужно для труда»

Цель: расширять знания детей о инструментах, формировать представление о необходимости и пользы труда взрослых.

                                             Беседа №27

                                « Все профессии важны»

Цель: расширять познавательный интерес к профессиям, уважать и ценить каждую из профессий, формировать уважение к труду взрослых разных профессий.

                                            Беседа №28

                            «Как потопаешь так и полопаешь»

 

Цель: формируем представление о прямой взаимосвязи между трудом и вознаграждением за него, понимание того, что в жизни следует в первую очередь полагаться на собственные способности и трудолюбие.

                                              Беседа №29

                                   «Экономика в сказках»

Цель: развивать у детей умение подмечать в сказках простейшие экономические явления.

                                            Беседа №30

                                              «Обмен»

Цель: раскрыть сущность понятия «обмен», «бартер» продолжать развивать представления детей о деньгах и товарах.

                                          Беседа №31

                             «Как приходят деньги в семью»

Цель: рассказать детям как появляются деньги в семье, воспитывать уважение к взрослым.

                                           Беседа №32

                                     «Что такое цена?»

Цель: способствовать формированию первоначальных представлений о цене.

                                          Беседа №33

                                  «Стоимость товара»

Цель: рассказать детям от чего зависит качество товара, насколько сложно его произвести.

                                          Беседа №34

                                      «Трать разумно»

Цель: рассказать детям о том, что деньги нужно тратить разумно с умом.

                                      Беседа № 35

                                «Труд и деньги»

Цель: учить детей видеть связь между трудом и деньгами, дети должны понимать, что деньги просто так ни кто не даёт их нужно зарабатывать.

                                       Беседа №36

                             «Финансовая грамотность»

Цель: познакомить детей с понятием финансовая грамотность, рассказать что она в себя включает.

Загадки по финансовой грамотности для старших дошкольников


Люди ходят на базар
Там дешевле весь…
(Товар)
*
На товаре быть должна
Обязательно…
(Цена)
*
Как ребенка нет без мамы,
Сбыта нету без…
(Рекламы)
*
В море коварном товаров и цен
Бизнес-корабль ведет…
(Бизнесмен)
*
Он финансовый факир,
В банк к себе вас ждет…
(Банкир)
*
Будут целыми, как в танке,
Сбереженья ваши в …
(Банке)
*
И врачу, и акробату
Выдают за труд…
(Зарплату)
*
Очень вкусная витрина
Овощного…
(Магазина)
*
Мебель, хлеб и огурцы
Продают нам…
(Продавцы)
*
За сметану, хлеб и сыр
В кассе чек пробьет…
(Кассир)
*
Из какого аппарата
Выдается нам зарплата?
(Банкомат)
*
Дядя Коля нумизмат.
Значит, каждый экспонат,
Я скажу вам по секрету,
Называется…
(Монета)
*
Чтоб хранить свои доходы,
На карманные расходы,
Хрюшка требуется мне,
Та, что с дыркой на спине.
(Копилка)
*
Это крупный магазин,
У него не счесть витрин.
Все найдется на прилавке –
От одежды до булавки.
(Супермаркет)
*
Это — средство обращения,
Это — средство накопления.
Средство стоимости также,
Также средство платежа.
(Деньги)
*
Это — средство обращения,
Это — средство накопления.
Средство стоимости также,
Также средство платежа.
(Кошелек)
*
Маленькая,
Кругленькая,
Из кармана в карман скачет,
Весь мир обскачет,
Ни с чему сама не годна,
А всем нужна.
(Монета)
*
Если заболела Юля,
Где мы купим ей пилюли?
(В аптеке)
*
Кто товары покупает,
Деньги продавцу вручает?
(Покупатель)

1.Маленькая, кругленькая,

Из кармана в карман скачет,

Весь мир обскачет,

Ни к чему сама не годна,

А всем нужна. (монета)

2 Это — средство обращения,

Это — средство накопления.

Средство стоимости также,

Также средство платежа.

(деньги)

3 В наши дни не встретишь эту.

Очень малую монету.

В сказках ты её найдёшь,

Денежка зовётся…

(грош)

4 Он в Америке родился,

Путешествовать пустился.

С тех пор по миру гуляет,

Везде цену себе знает.

С ним торгуют, управляют,

Как его все называют?

(доллар)

5 Для всех мы в обилии рождаемся на свет.

У одних нас много, а у других нас нет.

(деньги)

6 На товаре быть должна,

обязательна …

(цена)

7 Одно брюхо, четыре уха.

(кошелек)

8 Сколько купили вы колбасы,

Стрелкой покажут вам точно.

(весы)

9 И врачу, и акробату

Выдают за труд …

(зарплату)

10 Половинку от зарплаты,

Называют как, ребята?

(аванс)

12 Чтоб хранить свои доходы, на карманные

расходы,

Хрюша требуется мне, та, что с дыркой на спине…

(копилка)

13 Как ребёнка нет без мамы,

Продажи нету без…

(рекламы)

14 Эта резвая купчиха,

Поступает очень лихо!

В телевизор залезает,

И товары предлагает

От компьютера до хлама

Имя у неё…( реклама)

15 Это крупный магазин,

У него не счесть витрин.

Всё найдётся на прилавке,

От одежды до булавки.

(супермаркет)

16 Кто товары покупает,

Деньги продавцу вручает?

(покупатель)

17 Если заболела Юля,

Где мы купим ей

пилюли?

(аптека)

18 Мебель купили, одежду, посуду.

Брали для этого в банке мы…

(ссуду)

19 Всё, что в жизни продаётся,

Одинаково зовётся:

И крупа, и самовар

Называются …

(товар)

20 Угадай, как это зовётся,

Что за деньги продаётся.

Это не чудесный дар,

А просто - напросто…

(товар)

21 Люди ходят на базар:

Там дешевле весь…

(товар)

22 Та бумага не простая,

И владелец её знает,

Что она ему раз в год

Дивиденды принесёт.

(акция)

23 Стал владельцем, братцы, я

Вот завода…

(акция)

24 В этой фирме все бывают,

Бланк сначала заполняют,

Вносят в кассу платежи.

Что за фирма, подскажи?

(банк)

25 Будут целыми, как в танке,

Сбереженья ваши в…

(банке)

26 Он финансовый факир,

В банк к себе вас ждёт… (банкир)

28 Есть он в банке, ресторане,

И на фабрике, и в бане.

Он деньгам ведёт учёт:

Где расход, а где приход.

Математику он знает,

Цифры быстро сосчитает,

Здесь расход, а здесь приход –

Ничего не пропадёт!

(бухгалтер)

29 В фирме прибыль он считает,

Всем зарплату начисляет.

И считать ему не лень,

Все налоги целый день.

(бухгалтер)

30 Фирмой крупной управляет,

И разумно, и умело.

Деньги так распределяет,

Чтоб росло и крепло дело.

Порученья он даёт,

Всем сотрудникам своим,

Чтобы фирма шла вперёд,

Приносила прибыль им.

(менеджер)

31 Мебель, хлеб и огурцы

Продают нам.

(продавцы)

32 За сметану, хлеб и сыр

В кассе чек пробьёт.

(кассир)

Экономические задачи:

1 Когда валенки стоят дороже: летом или зимой?

2 Какие яблоки можно продать при одинаковой цене быстрее: свежие или

подгнившие?

3 Где дороже бутылка «Пепси»- в пустыне или на севере?

4 В двух магазинах продают огурцы: в одном магазине по цене 100 руб. за 1

кг., а в другом по 120 руб. за 1 кг. В каком магазине раскупят огурцы быстрее?

5 Зайцы целую неделю продавали морковку по 10 руб. за 1 кг. К концу недели

она потеряла товарный вид: сморщилась, стала гнить. Никто не покупал.

Посоветуйте,

что

делать

Зайцам?

1 Как называется то, что принадлежит одному человеку или группе людей?

(Собственность)

2

Плановое

ведение

хозяйства.

(Экономика)

3 Как называется договор между людьми, которые хотят что-то купить,

продать,

обменять?

(Сделка)

4 Чем становится собственность, если ее хотят продать, обменять? (Товар)

5 Как называются ценные бумаги, при помощи которых делают покупки?

(Деньги)

6

Как

называют

человека,

который

продает

товар?

(Продавец)

7 Обмен товарами без участия денег. (Бартер)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект «Воспитание дошкольника – гражданина Отечества»

Данный прект поможет воспитателям, а также руководителям ДОУ спланировать свой творческий прокт в своем детском саду....

Педагогический проект «Воспитание дошкольника – гражданина Отечества»

Данный прект поможет воспитателям, а также руководителям ДОУ спланировать свой творческий прокт в своем детском саду....

Инновационная деятельность в экологическом воспитании дошкольников. Консультация для воспитателей (В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)

Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества.  Спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности з...

Справка ( выступление на педагогическом совете) "Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры, традиционным культурным ценностям как основа духовно-нравственного воспитания через построения целостного педагогического процесса"

Справка ( выступление на педагогическом совете) "Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры, традиционным культурным ценностям как основа духовно-нравственного воспитания через постр...

Сообщение на тему «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры» в рамках проведения педагогического совета №2 «Воспитание морально-патриотических чувств дошкольников через ознакомление с историей родного края».

laquo;Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры»Любая деятельность в детском саду включает в себя элементы нравственно-патриотического воспитания.Ведущим видом д...

Инновационный педагогический опыт «Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности»

Труд должен радостно войти в жизнь ребенка и помочь ему в успешном всестороннем развитии. Задачи педагогов и родителей - не пропустить этот момент, ведь дошкольный возраст - ответственная и благодатна...