Презентация "Трудовое воспитание старших дошкольников"
презентация к уроку (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
АКТУАЛЬНОСТЬ Трудовое воспитание в ДОУ- важное средство всестороннего развития личности дошкольника посредством ознакомления с трудом взрослых, приобщения детей к доступной трудовой деятельности. Воспитание подрастающего поколения трудолюбивым, всегда было первостепенной задачей всех образовательных учреждений. Проблемы трудового воспитания достаточно актуальны для детей дошкольного возраста, так как на этом этапе у ребенка происходит формирование личностных качеств, умений и стремления к труду. Трудолюбие наиболее успешно формируется в дошкольном возрасте Несформированность их на данном возрастном этапе становится препятствием в учебно – познавательной деятельности и последующей адаптации в самостоятельной трудовой деятельности. ЦЕЛЬ - раскрыть сущность и особенности трудовой деятельности дошкольников.
АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ В.А. Сухомлинский неоднократно отмечал, что любой труд делает человека творческим, более радостным, умным, культурным, образованным. А.С. Макаренко делал акцент на то, что для успешного решения задач по трудовому воспитанию дошкольников, первостепенное значение имеет создание необходимых условий. По мнению Е.И. Радиной, в совместном труде взрослый может выступить как образец для подражания не только своими умениями, но и отношением к работе. Ученые внесли значительный вклад в разработку проблемы выявления признаков и компонентов трудолюбия детей дошкольного возраста. Однако проблема воспитания трудолюбия дошкольников как основного качества личности все еще остается недостаточно разработанной.
ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Труд - это могучий воспитатель, в педагогической системе воспитания (А.С. Макаренко). Трудовое воспитание – это воспитание сознательного отношения и склонностей к труду, как основной жизненной потребности, через формирование привычки к труду путём включения личности в активную трудовую деятельность. Трудовая деятельность - это деятельность, направленная на развитие у детей обще-трудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, на сознательный выбор профессии. Трудовая деятельность детей дошкольного возраста является важным средством воспитания, умственного развития и имеет особое значение для формирования нравственных качеств. Трудовое воспитание и трудовая деятельность является необходимым, важнейшим условием развития самостоятельности детей.
ЗАДАЧИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Дошкольная педагогика выделяет следующие основные задачи трудовой деятельности детей: ознакомление с трудом взрослых и воспитывать уважение к нему. обучение простейшим трудовым умениям и навыкам. воспитание интереса к труду, трудолюбия и самостоятельности. воспитание общественно - направленных мотивов труда, умений трудиться в коллективе и для коллектива.
Задачи трудового воспитания дошкольников (Л. В. Куцакова) ЦЕЛЬ – ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ТРУДУ ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОССЫЛОК ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА ВОСПИТАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ТРУДУ ВЗРОСЛЫХ ЗАДАЧИ Формирование трудовых навыков Формирование компонентов деятельности Формирование общественных мотивов труда формирование интереса к труду взрослых воспитание уважения к трудящемуся человеку, бережного отношения к результатам его труда воспитание стремления оказывать посильную помощь воспитание личностных качеств воспитание трудолюбия воспитание положительных взаимоотношений между детьми
"Программа воспитания в детском саду" раскрывает объем трудовых навыков и умений, которыми должны овладеть дети каждой возрастной группы: 1-я младшая группа - Начинается приобщение детей к трудовой деятельности, основной вид труда в этом возрасте - самообслуживание. 2-я младшая группа - Продолжается формирование у детей желания к посильному труду. Средняя группа - Дети активно овладевают различными трудовыми навыками и приемами труда в природе, хозяйственно - бытового труда и самообслуживания. Старшая группа - Добавляется ручной труд. Делается акцент на формирование всех доступных детям умений, навыков в различных видах труда. Формируется осознанное отношение и интерес к трудовой деятельности, умение достигать результата. Подготовительная группа - Сформированные навыки и умения совершенствуются.
ВИДЫ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ Самообслуживание Общественно – полезный труд Ручной труд Труд в природе Труд направленный на удовлетворение повседневных личных потребностей Направлен на уборку групповой комнаты, участка Направлен на уход и выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике. Направлен на поддержание порядка в группе: подклеивание книг, коробок, доступный ремонт игрушек и т.д
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОРУЧЕНИЯ ДЕЖУРСТВА КОЛЛЕКТИВНЫЙ ТРУД Индивидуальные Подгрупповые Коллективные Общие Индивидуальные Подгрупповые Обязательные систематичные По столовой, занятиям Эпизодические Длительные Отсроченные по времени По столовой, занятиям, в уголке природы младший возраст старший возраст В старшей подготов. Со средней группы Общий труд Совместный труд
КОЛЛЕКТИВНЫЙ ТРУД - коллективной можно назвать такую форму организации труда, при которой дети наряду с трудовыми задачами решают и нравственные: договариваются о разделении труда, помогают друг другу в случае необходимости, «болеют» за качество общей, совместной работы. ТРУД «ОБЩИЙ» - при общей цели каждый ребенок выполняет какую-то часть работы самостоятельно ( объединяет общее задание и общий результат). 1 ЦЕЛЬ 2 РЕЗУЛЬТАТ 3 ТРУД «СОВМЕСТНЫЙ» - наличие тесной зависимости от партнеров, темпа и качества деятельности. Цель, как и в общем труде - единая. ЦЕЛЬ 1 2 3 РЕЗУЛЬТАТ
Не каждый общий и даже не каждый совместный труд - коллективный. Но каждый коллективный труд - общий и совместный.
СРЕДСТВА ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ Собственная трудовая деятельность детей; Обучение трудовым навыкам и организации труда; Ознакомление с трудом взрослых; Организация трудовой деятельности; Художественные средства: художественная литература, музыка, произведения изобразительного искусства, мультфильмы
СПЕЦИФИКА ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА Труд ребенка тесно связан с игрой. Выполняя трудовую задачу, дети часто переключаются на игру. Труд удовлетворяет потребность ребенка в самоутверждении, в познании собственных возможностей, сближает его со взрослыми. В процессе труда дети приобретают трудовые навыки и умения, помогающие ребёнку становиться независимым от взрослого и самостоятельным. Труд детей не имеет настоящего материального вознаграждения. Труд ребенка носит ситуативный необязательный характер. Все компоненты трудовой деятельности дошкольников находятся в стадии развития и обязательно предполагают участие и помощь взрослого.
УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Создание эмоционально – положительной трудовой атмосферы. Организация материальной среды и трудового оборудования. Учет индивидуальных интересов. Систематическое включение каждого ребенка в труд на правах партнера. Учет нагрузки, состояния здоровья, способностей ребенка. Создание мотивации и трудовой деятельности. Для развития способности ставить цель в трудовой деятельности важны осознание цели, умение видеть результат, владение способами действий, навыками. При формировании целенаправленной трудовой деятельности важно не только, что и как делает ребенок, но и ради чего он трудится. Необходимо хвалить и поощрять трудовую деятельность ребенка. Трудом нельзя наказывать. Воспитатели должны оказывать родителям необходимую помощь в организации трудовой деятельности их воспитанников дома. Следует постоянно помнить, что только в тесном содружестве с семьей можно успешно решать задачу трудового воспитания ребенка.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ В заключении хотелось бы сказать, что процесс развития трудовой деятельности детей дошкольного возраста требует целенаправленного педагогического руководства, которое заключается в установлении влиятельных способов руководства этим процессом. Ведь трудовое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач нашего общества. Самой главной особенностью детской трудовой деятельности является то, что, несмотря на наличие в ней всех структурных компонентов деятельности, они пока еще находятся в стадии развития и обязательно предполагают участие и помощь взрослого. Поэтому роль воспитателя в развитии трудовой деятельности дошкольника является самой важной. Развитие трудовой деятельности дошкольников будет успешно осуществляться, если при ее трудовой деятельности ребенка будут соблюдены все условия.
«ТРУД - ВСЕГДА БЫЛ ОСНОВОЙ ДЛЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ И КУЛЬТУРЫ, ПОЭТОМУ И В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ТРУД ДОЛЖЕН БЫТЬ ОДНИМ ИЗ САМЫХ ОСНОВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ» А. С. МАКАРЕНКО
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для воспитателей "Работа ДОУ по правовому воспитанию". Организация работы с воспитателями и родителями ДОУ по правовому воспитанию старших дошкольников.
Концептуальным фактором в современной ситуации российского детства должна стать защита прав ребёнка, в первую очередь, защита права на адекватное его природным задаткам развитие и реализацию при...

Родительское собрание на тему «Гражданско-патриотическое воспитание старших дошкольников через воспитание любви к родному городу»
Родительское собрание является эффективной формой взаимодействия с родителями. Данное собрание, организованное в форме деловой игры, способствует формированию у родителей интереса к родному городу и ж...

Обобщение педагогического опыта по теме: "Воспитание доброты, милосердия и внимательности посредством экологического воспитания старших дошкольников
Данный материал включает в себя опыт работы педагога с детьми старшего дошкольного возраста. Обобщенный опыт работы был подготовлен по модульной технологии....

Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников через театрализованную деятельность Сценарий досуга «СКАЗОЧНАЯ РЕПКА» для детей старшей группы
Цель:развитие духовно-нравственных качеств личности ребенка на основе русского народного творчества, формирование позитивного гармоничного отношения ребенка к окружающему миру.Задачи:- вызвать у детей...

Консультация для родителей тема: «Экологическое воспитание старших дошкольников – это воспитание нравственности, духовности и интеллекта»
Задача воспитателей и родителей – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту....
Статья на тему "Нравственно-экологическое воспитание старших дошкольников Воспитание нравственных норм и бережного отношения к природе у ребёнка"
О необходимости экологического воспитания детей дошкольного возраста, важности развития в ребенке желания заботиться и оберегать природу и окружающую среду....

«Воспитание книгой». Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию старших дошкольников
laquo;Воспитание книгой». Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию старших дошкольниковМеркурьева Светлана АнатольевнаТип проекта: творческий, познавательный.Участники проекта:...
