«Лэпбук» как средство речевого развития дошкольников»
материал

Проблема развития речи является одной из актуальных в настоящее время, так как данные статистики свидетельствуют о постоянном увеличении количества детей, имеющих различные нарушения речи.

Речь ребёнка не является врожденной функцией. Она развивается постепенно, вместе с его ростом и развитием. Речь необходимо формировать и развивать в комплексе с общим развитием ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lepbuk.docx35.87 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Лэпбук» как средство речевого развития дошкольников»

Проблема развития речи является одной из актуальных в настоящее время, так как данные статистики свидетельствуют о постоянном увеличении количества детей, имеющих различные нарушения речи.

Речь ребёнка не является врожденной функцией. Она развивается постепенно, вместе с его ростом и развитием. Речь необходимо формировать и развивать в комплексе с общим развитием ребёнка.

Правильная речь - важное условие развития личности ребёнка.

Чем богаче у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

В дошкольном возрасте наступает новый этап и в развитии грамматического строя речи. Это период усвоения морфологической системы языка, склонений и спряжений. Освоение форм склонений у дошкольников происходит при главной роли ориентировки ребенка на форму слова, то есть его окончание в именительном падеже.

Решить эту задачу помогают дидактические игры, которые являются не только игровым методом обучения детей дошкольного возраста, но и самостоятельной игровой деятельностью, а также средством всестороннего развития ребенка.

Дидактическая игра – прекрасное средство обучения и развития, используемое при усвоении любого программного материала, а также при самостоятельной деятельности.

Идея включения дидактической игры в процесс обучения всегда привлекала отечественных педагогов.

Еще Константин Дмитриевич Ушинский отмечал, что дети легче усваивают новый материал в процессе игры, и рекомендовал стараться делать занятия более занимательными, так как это одна из основных задач обучения и воспитания детей.

Специально подобранные игры и упражнения дают возможность благоприятно воздействовать на все компоненты речи.

В игре ребенок получает возможность:

• обогащать и закреплять словарь;

• формировать грамматические категории;

• развивать связную речь;

• расширять знания об окружающем мире;

• развивать словесное творчество;

• развивать коммуникативные навыки.

Работая с детьми, мы нередко отмечают отсутствие мотивации у детей, снижение познавательной активности и это заставляет нас, педагогов, использовать в своей работе не только традиционные, но и современные технологии для обучения наших воспитанников.

В условиях реализации ФГОС приветствуются и широко внедряются инновационные технологии, направленные на создание современных компонентов и приемов, основной целью которых является модернизация образовательного процесса. Отличительной особенностью стандарта нового поколения является системно-деятельностный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий ребёнка. Педагог стремиться проявлять мобильность, вариативность и креативность в выборе образовательных технологий, которые помогут каждому ребенку проявить свои интересы, потребности. На сегодняшний день лэпбук не совершенно новое, но, тем не менее, интересное и незаменимое методическое пособие. Многие педагоги используют данную технологию в своей практике. И я тоже в их числе.

Так что же такое лэпбук?

Небольшая историческая справка. Термин «Лэпбук»  был впервые введен мамой и писателем из Вирджинии Тэмми Дюби, которая использовала в домашнем обучении своих детей как средство для систематизации информации.

Она назвала ее так, именно потому, что весь Лэпбук умещается  на коленях ребенка. Он так и переводится «книга на коленях» (lap –колени, book- книга).

А под наш менталитет адаптировала её уже Татьяна Пироженко  - автор познавательных книг для детей, автор популярного блога "Это интересно!".

Она разрабатывала эту технологию для занятий со своим ребенком и предложила использовать ее в исследовательской работе с детьми.

Лэпбук, или как его еще называют тематическая или интерактивная папка  представляет собой тематическую папку с кармашками, блокнотами и окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. Лэпбук дает возможность размещать информацию в виде рисунков, небольших текстов в любой форме и на любую тему. Это книга, которую педагог собирает, склеивает ее отдельные части в единое целое, креативно оформляет, используя всевозможные цвета и формы. Папка должна быть красочно и эстетично оформлена, все составные части должны быть удобны и понятны для самостоятельного использования ребенком.

Лэпбук - это современное доступное средство обучения, способствующее взаимодействию всех участников образовательного процесса, отвечает требованиям ФГОС дошкольного образования к пространственной предметно-развивающей среде:

 трансформируемость - лэпбук позволяет менять пространство в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;

полифункциональность - использование папки в различных видах детской активности. Лэпбук можно использовать в работе как со всей группой, так с подгруппой и индивидуально;

вариативность - периодическая сменяемость игрового материала, обеспечивающего свободный выбор детей, появление новых материалов, стимулирующих активность детей. В лэпбуке существует несколько вариантов использования каждой его части;

доступность лэпбука обеспечивает все виды детской активности, обеспечивает доступность, возможно использование в любом помещении, где осуществляется образовательная деятельность, в том числе и на прогулочном участке ДОУ;

насыщенность - среда соответствует возрастным особенностям детей: в одной папке можно разместить достаточно много информации по определенной теме, а не подбирать различный дидактический материал, использовать его в различных видах детской деятельности (игровой, познавательной, исследовательской и творческой).

Работа с лэпбуком отвечает основным направлениям партнерской деятельности взрослого с детьми:

- включенность воспитателя наравне с ребенком в деятельность;

- добровольное присоединение детей к деятельности;

- свободное общение и перемещение детей во время деятельности;

- открытый временной конец деятельности (каждый из участников работает в своем темпе).

Содержание лэпбука зависит от возраста детей и от того, реализацию каких задач предполагает образовательная программа по той или иной теме. Работая над темой, важно затронуть все образовательные области, поэтому содержание лэпбука может включать материал по всем пяти направлениям.

Объединяя обучение и воспитание в целостный образовательный процесс, лэпбук дает возможность педагогу построить деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, создать условия, при которых сам ребенок становится активен в выборе содержания своего образования.

Создание лэпбука является одним из видов совместной деятельности взрослого и детей. А может быть еще и формой представления итогов проекта или тематической недели. (лепбуки: «Хлеб всему голова», «Пожарная безопасность», «Занимательная математика», «Математика для детей»).

Лэпбук - это не просто книжка с картинками. Это учебное пособие, средство развития речи детей. Поэтому надо продумать, что он должен включать в себя, чтобы полностью раскрыть тему. А для этого нужен план того, что вы хотите в этой папке рассказать.

Работа с «ЛЭПБУКОМ» является отличным способом для закрепления определенной темы с детьми, позволяет осмыслить содержание, а также провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировки информации.

Таким образом, можно сказать, что лэпбук — это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материла, который отвечает требованиям ФГОС. С его помощью можно проводить как индивидуальную работу, так и подгрупповую: используя на познавательных занятиях, и для развития детской речи (работа со стихами, загадками, скороговорками, пальчиковыми играми и т. д.). 

Технология лэпбук это современный подход к организации работы по познавательному, коммуникативному, творческому и речевому развитию, который позволяет заинтересовать детей, сделать работу воспитателя более продуктивной. В свободное время лэпбук является незаменимым средством для индивидуальной работы.

Развитие речи дошкольников осуществляется во всех видах детской деятельности, в разных формах. Одной из таких форм являются работа и занятия с лэпбуком.

Какие лепбуки можно использовать для развития речи дошкольников?

Для развития речи детей дошкольного возраста можно использовать разнообразные лэпбуки :

«Тематические лэпбуки» - которые позволят закрепить и расширить знания, развить познавательные, творческие, коммуникативные, исследовательские и речевые способности детей в рамках конкретно заданной темы.

«Лэпбуки по русским народным сказкам» - которые способствуют развитию познавательных и речевых способностей детей посредством развивающих заданий и игр, а так же закреплению и обобщению знаний детей о русских народных сказках.

«Лэпбуки по развитию речи дошкольников» - интерактивное пособие, в котором собран материал направленный именно на речевое развитие дошкольников. Такие лэпбуки нужно креативно оформить и оригинально назвать. К примеру«Речевичок»«Развивайка»«Весёлый язычок»«Говоруша»«Говорим правильно». И конечно, наполнение речевого лэпбука будет значительно различаться в зависимости от возраста дошкольников.

Варианты заданий для наполнение речевого лэпбука для детей младших и средних групп.

1. Блок «Артикуляционная гимнастика». В младшем дошкольном возрасте идёт активное становление детской речи, поэтому такие упражнения будут иметь большое значение для формирования речевого аппарата. В блок входят карточки с описаниями упражнений, которые воспитатель использует в работе с малышами. (В младшем возрасте большое внимание уделяется заданиям на становление правильной артикуляции).

2. Картинки, изображающие различные предметы и объекты окружающего мира. Педагог демонстрирует карточки, а дети должны называть изображённые объекты. Постепенно можно усложнять задания, например, классифицировать предметы на живые и неживые.

3. «Назови одним словом». Это набор карточек, обозначающих группы предметов (овощи, фрукты, одежда, посуда и пр.). Ребёнок должен назвать каждый предмет, а затем группу одним словом. (Малыши учатся осмысливать родо-видовые понятия).

4. «Один-много»Цель упражнения: учить согласовывать существительные в единственном и множественном числе, правильно называть их. На одних карточках изображены предметы, а на других по два таких же предмета. (Дети осваивают в речи понятия «один-много»).

5. «Назови детёныша». Нужно соотнести карточку с животным с его детёнышем и правильно назвать его. Задание можно усложнять: пусть малыша покажет, какие звуки произносит данное животное, где оно живёт, что любит делать. (Малыши узнают больше названий животных и учатся произносить названия их детёнышей).

6. «Скажи какой». Карточки с изображениями человека и различных объектов в разном настроении. Ребёнок должен подобрать определения (радостный, печальный и пр.). (Малыши учатся подбирать прилагательные к существительным (добрый, весёлый, радостный, грустный, злой).

7. «Опиши действие». Малышам предлагаются картинки, где изображается узнаваемые действия, которые нужно назвать. (Малышам предлагаются простые картинки, где изображается узнаваемое действие, которое нужно назвать (задание на употребление в речи глаголов)

8. «Назови ласково». Картинки с предметами, от названия которых нужно образовать уменьшительно-ласкательную форму (мяч-мячик, кукла-куколка).

9. «Противоположности». Задача — подобрать антонимы к словам. (В младшей группе малыш уже может осваивать речевое понятие «антонимы»)

10. «Расскажи сказку». Детым предлагаются герои сказок (например, вырезанные из картона фигуры, с их помощью нужно разыграть простую сказку («Репка, «Колобок»«Теремок»). (Малыши учатся драматизировать простые сказки)

11. «Составь сказку по картинкам». Сюжет тех же самых сказок дети воспроизводят по картинкам. (Картинки можно оригинально оформить как кадры киноплёнки)

12. Подборка пальчиковых игр (они также стимулируют мелкую моторику).

Варианты заданий для наполнение речевого лэпбука для детей старших и подготовительных групп

1. «Расскажи о профессии». По отдельному атрибуту каждой профессии дошкольник должен о ней рассказать. (По отдельному атрибуту дошкольник должен угадать профессию и немного рассказать о ней).

2. Мнемотаблицы для чтения и заучивания стихотворений. (С помощью мнемотаблиц учить стихотворения намного легче).

3. Чистоговорки (сопровождаются картинками)(Глядя на картинку, ребёнок вспоминает нужную чистоговорку).

4. Скороговорки (кстати, их также можно представить в виде мнемотаблиц)(По мнемотаблицам также можно рассказывать скороговорки)

5. Составление рассказа по серии картинок. В отличие от младшего возраста это не сюжеты знакомых сказок, которые легко восстановить по памяти. (Составлять рассказы по картинкам очень увлекательно).

6. «Собери пословицу». Задача дошкольника — составить пословицу из двух половинок (картинки с подписями)(Задание закрепляет знание пословиц)

7. Драматизация сказок (берутся уже более сложные произведения согласно возрасту). (В старшем возрасте ребята продолжают драматизировать сказки, только уже с более сложным сюжетом)

8. Набор букв для составления слов.

9. «Составь из слов предложение» (из карточек со словами дети составляют простые предложения из 3–4 слов).

10. «Сложи букву». В качестве материала могут быть счётные палочки или картонные полоски.

11. «Найди звук в слове» (предлагаются картинки, и по заданию педагога ребёнок находит в слове гласный или согласный звук). (По заданию воспитателя дошкольник находит в слове определённый звук).

12. Составление рассказов по мнемотаблицам, например, «Время года»«Животное».

13. Загадки.

14. Ребусы.

Интерактивное взаимодействие с аудиторией.

Предлагаю вашему вниманию лепбуки«Волшебная страна»«Речевичок», «Развиваем речь», «Пожарная безопасность» с которыми вы можете ознакомиться). Данные лэпбуки предназначены для детей старшего дошкольного возраста. Они целенаправленны на развитие речи детей, коммуникативных навыков, познавательного и творческого потенциала в рамках заданной темы.

А сейчас я предлагаю вам немножко поиграть. Для этого вам будут даны задания и желающие могут их выполнить.

В почти в каждом своем лэпбуке я использую подборку пальчиковых игр в соответствии с темой. Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит.

Поэтому предлагаю всем вместе сделать пальчиковую гимнастику

1 «В школу»

В школу осенью пойду

(«шагают» пальчиками обеих рук по столу)

Там друзей себе найду,

Научусь писать, читать,

Быстро правильно считать.

Я таким ученым буду!

(загибают по одному пальчику с мизинца)

Но свой садик не забуду!

(грозят указательным пальцем)

2. Стихи и загадки – жанр устного народного творчества, которые хорошо подходят для стимулирования речевого развития дошкольников.

Предлагаю Вам отгадать несколько загадок.

У кого остановился лэпбук «Волшебная страна». Прошу отгадать загадки, показать соответствующие картинки.

1.Нет пловцов крупнее в мире,

Чем как тот, что в океане спит!

Так красив он на картине —

Важный, полосатый…кит.

2. Может плавать в океане,

Может ползать по саванне,

Панцирь в клетку, как рубаха…

Кто же это?... черепаха.

3. Только  что  они здесь были,

Поиграли и уплыли.

Среди волн мелькают спины.

В море плавают…дельфины.

А сейчас найдите часть от этих картинок и назовите правильно то, что на них нарисовано. (закрепить употребление притяжательных прилагательных в самостоятельной речи).

А теперь задание для тех, у кого находится лэпбук на тему: «Пожарная безопасность». 

Я мчусь с сиреной на пожар

Везу я воду с пеной.

Потушим вмиг огонь и жар,

Мы быстры словно стрелы.

Вам необходимо сложить отгадку из разрезных картинок – игра «Сложи по номерам».

4. У детей дошкольного возраста часто возникают проблемы с описанием местонахождения какого – либо предмета в пространстве. Когда сказать «на», а когда «над»? Где «за», а где «перед»? Дети боятся ошибиться и стараются не использовать предлоги в своей речи.

Предлагаю поиграть в игру «Говори правильно» (лепбук «Речевичок». Вам нужно составить предложения по схемам – рисункам и вставить нужные предлоги.

Игра «Собери слоги». А эта игра для детей, которые знают буквы и пробуют складывать из них слоги и слова. Рассмотрите картинки, назовите предметы, которые изображены на картинках. Разложите слоги перед собой и соберите их  в слова.

Игра «Сыщик». Просим ребенка посмотреть на лист или разложенные карточки и отыскать, назвать картинку, которая располагается:

  • в правом верхнем углу;
  • в левом нижнем углу;
  • в левом верхнем углу;
  • в правом нижнем углу;
  • в середине;
  • между зайцем и розой (медузой и мимозой) и т.д.?
  • под розой, под языком, под замком;
  • что над забором, фазаном, козой.
  • Заключение

Лэпбук можно полностью разработать и сделать самому, а можно воспользоваться уже готовыми шаблонами, которые находятся на бескрайних просторах сети Интернет, но, как правило, они все платные.

Лэпбук - это не просто книжка с картинками. Это учебное пособие, средство развития речи детей. Основа лэпбука создается, дополняется и совершенствуется, что позволяет сделать увлекательной формой работы и условия для развития личности, мотивации и способностей ребенка. На мой взгляд, лэпбук – это эффективная технология дошкольного образования, и интересный и полезный «инструмент» в совместной работе воспитателя и детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство речевого развития дошкольников»

Конспект  организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство ...

Лэпбук как средство речевого развития детей старшего дошкольного возраста.

СЛАЙД 1Если хочешь, чтоб ребята,Знали звуки и слова,В руки папку Вы возьмите,Загляните все туда!И огромный мир ребята,Вам откроется тогда.Там в кармашках есть картинки,С ними можешь ты играть,А захоче...

Статья «Современная игровая технология «Лэпбук» как средство познавательного развития дошкольников»

laquo;Современная игровая технология «Лэпбук» как средство познавательного развития дошкольников»....

Методическая разработка на тему: «Современная игровая технология «лэпбук» как средство познавательного развития дошкольников»

Методическая разработка на тему: " Современная игровая технология "лэпбук" как средство познавательного развития дошкольников"...

Методические рекомендации «Современная игровая технология «Лэпбук» как средство познавательного развития дошкольников».

Речь – это особый вид деятельности, тесно связанный с сенсорными процессами, памятью, мышлением воображением, эмоциями. Все эти процессы, как и сама речь, активно развиваются в дошкольном возрас...

Современная игровая технология ЛЭПБУК, как средство познавательного развития дошкольников

Лэпбук – это универсальное пособие, которое может быть итогом проектной и самостоятельной деятельности детей, тематической недели, предусмотренной основной образовательной программой дошкольной ...

«Лэпбук» как средство познавательного развития дошкольников

Может быть использован при реализации любой из образовательных областей, обеспечивая их интеграцию. При этом лэпбук - это не просто поделка. Это наглядно-практический метод обучения, заключительный эт...