Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО
консультация (подготовительная группа)

1. Требования к организации РППС;

2. Задачи организации РППС;

3.Центры РППС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pomoshch_vospitatelyu_v_sorganizatsii_rpps.docx265.13 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №11 ГОРОДА СВОБОДНОГО

Консультация для воспитателей

«Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФОП ДОи ФГОС ДО»

Подготовила:

Мычкина Ирина Николаевна

старший воспитатель

МДОАУ д/с № 11 г. Свободного

г. Свободный

Развивающей предметно-пространственной среды (РППС).

Это - пространство, организованно оформленное и предметно-насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей ребёнка в познании, общении, физическом и духовном развитии.

Задача организации РППС — создание образовательного пространства, которое обеспечит единое пространство и содержательное общение взрослых и детей.

Требования к организации РППС- среда должна быть трансформируемой, полифункциональной, вариативной,содержательно-насыщенной,  доступной и безопасной.

Специалисты предлагают три варианта проектированияРППС: по пространствам, функциональным модулям и в виде центров детской активности. Центры, которые можно включить в РППС:

  1.  центр уединения;
  2.  центр труда;
  3.  центр патриотического воспитания;
  4. центр безопасности;
  5. центр экспериментирования;
  6.  центр экологического воспитания
  7.  центр сенсорики и конструирования;
  8. музыкальный центр;
  9.  центр двигательной активности;
  10.  центр творчества и продуктивной деятельности
  11.  Центр для организации предметных и предметно –манипуляторных игр.

В настоящее время организация развивающей предметно-пространственной среды (РППС) в ДОУ подразумевает соблюдение определенных требований, которые содержатся в ФГОС ДО, ФОП ДО и иных нормативно-правовых актах.

Это требования к организации РППС; наполняемости РППС и знаниям педагогов по ее использованию. Основным условием или принципом в иерархии требований к организации РППС должен быть принцип соответствия предметно-пространственной среды форме и содержанию образовательного процесса, который на каждой ступени образования отличается специфичностью и большей или меньшей степенью вариативности. Остальные принципы связаны с реализацией этого основного условия.

  • Полифункциональность РППС: предметно-пространственная среда должна открывать множество возможностей, обеспечивать все составляющие образовательного процесса, и в этом смысле должна быть многофункциональной.
  • Трансформируемость РППС:  связан с ее полифункциональностью – это возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства (в отличие от монофункционального зонирования, жестко закрепляющего функции за определенным пространством).
  • Вариативности: сообразно характеру современного образовательного процесса должен быть представлен рамочный (стержневой) проект РППС, конкретизирующие его модельные варианты для разных видов дошкольных образовательных учреждений как прототипы для конкретных вариантов РППС, разрабатываемых уже самими педагогами-практиками.

Эстетический аспект РППС должен присутствовать не как внешнее дополнение (оформление интерьера), отдельное от функциональной составляющей, а как момент «красоты», открывающейся ребенку, в основном, при изменении, трансформации привычной среды.

ДЕЙСТВУЮЩИЕ НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ

  • Постановление от 28 сентября 2020 г. № 28 Об утверждении санитарных правил сп 2.4.3648-20
  • «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
  • МР 2.4.0259-21 Методические рекомендации по обеспечению санитарно-эпидемиологических требований к организациям, реализующим образовательные программы дошкольного образования, осуществляющим присмотр и уход за детьми …
  • Выдержки из постановления 28 января 2021 г. «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
  • ГОСТ 26682-2016 Мебель для дошкольных учреждений. Функциональные размеры;
  • ГОСТ 11015-93 Столы ученические. Типы и функциональные размеры (включает описание ростовых групп столов и стульев и цвета маркировки по росту).

Список литературы

  1. Виноградова Н. А., Микляева Н. В. Интерактивная предметно-развивающая среда детского сада: учебное пособие. — М.: Перспектива, 2011. 12
  2. Демихова Л. Ю. Проектирование развивающей предметно-пространственной среды в ДОО: методические рекомендации. — Издательство ТЦ Сфера, 2019. 1
  3. Дыбина О. В., Пенькова Л. А., Рахманова Н. П. Моделирование развивающей предметно-пространственной среды в детском саду. — Сфера, 2015. 1
  4. Новосёлова С. Л. Развивающая предметная среда: методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн-проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах. — М.: Центр инноваций в педагогике, 1995. 145
  5. Полякова М. Н. Построение развивающей среды в детском дошкольном учреждении. — СПб: Детство-пресс, 2009. 1
  6. Петровский В. А., Кларина Л. М., Смывина Л. А., Стрелкова Л. Т. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. — М.: Новая школа, 1993. 15
  7. Шакирова Е. В. Модели организации развивающей предметно-пространственной среды детского сада от 2 до 7 лет. — Детство-Пресс, 2019. 1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

презентация- консультация для педагогов детского сада "Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС дошкольного образования"...

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детей раннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС.

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детейраннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС....

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в условиях ФГОС ДО

Организация развивающей предметно- пространственной среды в физкультурном зале в структурном подразделении "ОДОД" в условиях ФГОС ДО...

Представление опыта на ГМО по теме "Организация развивающей предметно-пространственной макро-среды территории детского детского сада"

1.        Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому мы испытываем повышенный интерес к насыщению и об...

Презентация: «Современные подходы к проектированию развивающей предметно – пространственной образовательной среды в соответствии с ФГОС в ДО »

Презентация: «Современные подходы к проектированию развивающей предметно – пространственной образовательной среды в соответствии с ФГОС в ДО »...

Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста

Карабанова О.А., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Рабинович П.Д., Марич Е.М. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандарто...