ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «АРТ-ТЕРАПИЯ» 3-5 лет
материал (средняя группа)

Виеру Алла Васильевна

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА 

 

 

 

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«АРТ-ТЕРАПИЯ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_art_-_terapiya.docx85.79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад 38

муниципального образования Кореновский район

Принята на заседании                                             Утверждаю:

педагогического совета                                           Заведующий МАДОУ д/с 38

от «30» августа  2024 г.                                            ___________ Т.Н. Фокина                  

Протокол № 1                                                           30 августа 2024 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА  

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«АРТ-ТЕРАПИЯ»

Уровень программы: ознакомительный

Срок реализации программы: 1 год (72 часа)

Возрастная категория: от 3 до 5 лет

Состав группы: от 12 человек

Форма обучения: очная

Вид программы: модифицированная

Программа реализуется на внебюджетной основе

 Автор-составитель:                                                                                                                                                                                       Воспитатель:

Виеру Алла Васильевна

г. Кореновск, 2024г.

Содержание

 

1.

Нормативно-правовая база

Раздел 1. «Комплекс основных характеристик образования: объем, содержание, планируемые результаты» Введение.

2.

Пояснительная записка программы:

2.1.

Направленность

2.2.

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность

2.3.

Отличит  Отличительные особенности

2.4.

Адресат  программы

2.5.

Уровень, объем и сроки реализации

2.6.

Форма обучения

2.7.

Режим занятий

2.8.

Особенности организации образовательного процесса

3.

Цель и задачи программы

4.

Учебный план

5.

Содержание учебного плана

6.

Планируемые результаты

Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий, включающий формы аттестации»

7.

Календарный учебный график

8.

Условия реализации программы

9.

Формы аттестации

10.

Оценочные материалы

11.

Методические материалы

Раздел 3. «Воспитание»

12.

Список литературы

  

Нормативно-правовая база

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).
  2. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
  3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 №678-р).
  4. Федеральный проект «Успех каждого ребёнка» от 07.12.2018 г.
  5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
  6. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы), письмо Минобрнауки от 18.12.2015 № 09-3242.
  7. Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий, письмо Минпросвещения России от 7 мая 2020г. № ВБ-976/04.
  8. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивющих программ. Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края.2024 год.
  9. Разработка и реализация раздела о воспитании в составе дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы. Методические рекомендации. Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт изучение детства, семьи и воспитания».
  10. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.

Раздел 1 «Комплекс основных характеристик образования: объём, содержание, планируемые результаты».

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «АРТТЕРАПИЯ» разработана специально для дошкольников и имеет социально-педагогическую направленность.

Программа основывается на развитие у воспитанников психических функций через творческую деятельность.

Актуальность программы заключается в том, что при её реализации у учащихся развивается тонкая моторика рук, чувственно-двигательная координация, активизируется пространственное, конкретно-образное и абстрактно-логическое мышление, воображение. Формирование творческой личности - одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Данная программа создает условие для развития межличностных навыков и отношений, укрепление самооценки и уверенности в себе на этапе перехода от статуса дошкольника к статусу школьника, развитие таких качеств способствует легкой адаптации в школе.

Данная программа педагогически целесообразна т.к. создает условия для формирования общих предпосылок художественно- творческого развития дошкольника. Формирует эмоциональную стабильность и устойчивость в развитии личности. Открытие в себе неповторимой индивидуальности поможет реализовать себя в учебе, творчестве, в общении с другими.

Педагогическая целесообразность Содержание программы ориентировано на эмоциональное благополучие ребёнка – уверенность в себе, чувство защищённости. Новизна данной программы заключается в использовании художественного творчества как способа психологической работы с детьми. Программа является эмоционально – развивающей, что позволяет применять ее в дополнение к основной общеобразовательной программе.

Отличительная особенность программы заключается в том, что данная программа предполагает индивидуальный подход к каждому занимающемуся, что существенно помогает ребёнку проявить свой потенциал.  Данная программа направлена на всестороннее гармоничное развития личности ребенка через развитие способности самовыражения и самопознания. Арт-терапия, самый продуктивный и незаменимый способ психологической работы с детьми.

Безусловно, одним из важных стимулов развития ребенка является возможность свободного творческого самовыражения. С помощью технологий арт-терапии воспитанник получает возможность создавать уникальные, неповторимые работы: рисунки, аппликации, коллажи, скульптуры, истории или драматические постановки. Но еще важнее то, что арт-терапевтическая деятельность при помощи поддерживающего, направляющего взрослого помогает «вывести на свет», в буквальном смысле увидеть, нарисовать, вылепить свои чувства, переживания, потребности.

Адресат программы учащиеся дошкольного возраста 3-5 лет мальчики и девочки. В группы принимаются все желающие без предварительного отбора, не зависимо от способностей и уровня общего развития. Группы формируются из одновозрастных групп от 12 человек.

Уровень программы, объём и сроки программы  программа «Арттерапия» ознакомительного уровня и предполагает обеспечение учащихся общедоступными и универсальными формами знакомства с арттерапевтичекоми технологиями: изотерапии, сказкотерапии, песочной терапии, фототерапии, приобретение знаний и умений, формирование познавательного интереса, а также развития воображения и креативности. Способ выполнения деятельности преимущественно репродуктивный по сценарию ведущего программы педагога-психолога. Запись на программу осуществляется через систему заявок на сайте АИС «Навигатор дополнительного образования Краснодарского края https://disk.yandex.ru/d/Hc4-Ruv_Z-4eEA   и в форме заявления от родителей.

Продолжительность образовательного процесса - 72 часов.

Форма обучения по программе «АРТ-ТЕРАПИЯ»» очная.

Режим занятий:  Занятия проводятся 2 раз в неделю по 15-20 минут. Особенности организации образовательного процесса: для реализации программы формируются постоянные одновозрастные группы программы         формируются постоянные одновозрастные         группы воспитанников.

Форма занятий групповая, занятия проводятся в виде практических, открытых занятий, выставок для родителей. Освоение программы происходит в коллективно - творческой и игровой деятельности, поэтому теория не предусмотрена.

Особенности организации образовательного процесса состоит в том, что в ней используются различные методики арт-терапии (изо терапии, сказка терапии, песочная терапия, фототерапия), сочетание которых в образовательном процессе способствует раскрытию творческого потенциала личности ребенка и преодолению тревожных состояний.

Арттерапия помогает детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды, развить эмоционально-волевую сферу личности, преодолеть тревожные состояния, задействовать творческий потенциал личности ребенка.

Привлекательность сказка терапии для развития личности ребенка обусловлена отсутствием в сказках дидактики, нравоучений; отсутствием четких указаний, развиваются воображение и фантазия во время прослушивания, придумывания и обсуждения сказки. Каждое занятие начинается ритуалом, в который входит передача предмета или игрушки по кругу согласно тематике, заканчивается занятие аналогичным действием.

Цель программы:  создание благоприятных условий для гармоничного развития ребенка.

Основные задачи программы:

Образовательные:

  • развитие высших психических функций: мышления, воображения, речи;

-учить различать и называть способы нетрадиционного рисования, применять

их на практике;

  • развитие сенсорно-чувствительной сферы
  • развитие зрительного восприятия Личностные:
  • воспитывать целеустремленность;
  • воспитывать уверенность и адекватную самооценку;

-воспитывать художественный вкус и чувство гармонии;

-воспитывать навыки самостоятельности;

  • развитие эмоциональной сферы ребенка;

-раскрытие творческого потенциала ребенка и привитие интереса творческим видам деятельности.

-развивать мелкую и тонкую моторику рук;

-развивать воображение;

-замечать и творить красоту;

-развивать творчество и фантазию, наблюдательность, воображение, любознательность;

  • развитие эмоциональной сферы ребенка

Таблица №1

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Наименование разделов и тем

Количество часов

всего

теория

практи ка

Формы аттестации контроля

1

1 модуль

ИЗОТЕРАПИЯ

18

18

1.1

Знакомство с цветовой палитрой

4

4

Опрос, подборка цвета на понимание материала

1.2

Цветовые линии одного оттенка

З

З

Опрос, подборка цвета        на понимание материала

1.3

Подбор цветовой палитры по рисунку

   7

7

Просмотр и анализ выполненных работ

1.4

Техника «Эбру»

   2

                2

Анализ выполненных работ

1.5

Техника медитативного рисунка «Мандала»

2

2

Выставка работ. Презентация в виде слайд-шоу проделанной работе.

2

2 модуль

СКАЗКОТЕРАПИЯ

18

18

2.1

Изучение цвета с помощью терапевтической сказки

7

7

Анализ прослушанной сказки, продуктивная деятельность по мотивам сказки

2.2

Творческая работа по мотивам психологических сказок

4

4

Анализ выполненных работ

2.3

Витражная техника рисования сказочных героев

7

7

Выставка картинной галереи детских работ

З

З модуль

ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ

18

18

3.1.

Знакомство со свойствами песка и введение правил

2

2

Понимание правил работы в песке

3.2.

Рисование на песке

2

2

Выполнение заданий по показу взрослого

3.3

Мир ребенка в песке

4

4

Анализ работ

3.4.

Сенсорные игры в песке

10

10

Итоговое занятие в виде викторины

4

4 модуль

ФОТОТЕРАПИЯ

18

18

Подбор цветовой палитры по рисунку

4

4

Просмотр и анализ

выполненных работ

4.2.

Развитие речи и понимание эмоций в фотографии

7

7

умение показывать правильную эмоцию и выражать ее

конструктивно.

4.3.

Показы слайдов эмоций по выбранной теме

4

4

Рисунок понравившейся картинки в слайде

4.4.

Коллаж из выбранных фотографий

       3

3

Проективная работа на листе бумаги.

          Итого часов

72

72

                                        СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА

(для детей 3-5 лет)

1.Модуль. ИЗОТЕРАПИЯ

1.1. Знакомство с цветовой палитрой.

Практика

Знакомство друг с другом. Организация рабочего места.

Просмотр слайд-шоу цветовой палитры на интерактивном столе «Уникум». Определение цвета по картинке. Игра «подбери цвет», «Разложи по цвету»

Формы контроля: опрос, подборка цвета на понимание материала.

1.2. Цветовые линии одного оттенка.

Практика

Подбор цвета одного оттенка по заданному цвету. Рисование вертикальных линий выбранного цвета одного оттенка на альбомном листе.

Формы контроля: опрос, подборка цвета на понимание материала.

1.3. Подбор цветовой палитры по рисунку.

Практика

Метод сравнения цвета по картинке. Раскраска картинки по заданной теме «Мои игрушки». Игра «Мемо. Цветовая палитра»

Формы контроля: совестный анализ выполненных работ.

1.4. Техника «Эбру».

Практика

Знакомство с техникой «Эбру» - рисования специальными красками на воде и нанесение узоров на бумагу. Работа в парках создание изображения на воде. «Мой внутренний цветок», «Перо Жар-птицы», «Цветовая поляна», «Вулкан дракона», «Водопад сердец»

Формы контроля: выставка работ

1.5. Техника медитативного рисунка «Мандала».

Практика

Создание цветового колеса с использованием цветовой палитры оттенка цветов. Мандала с использованием манки и акварели. Мандала в технике «Эбру». Мандала с использованием природного материала. Мандала на песке.

Формы контроля: выставка работ. Презентация в виде слайд-шоу проделанной работе.

  1. модуль. СКАЗКОТЕРАПИЯ
  1. Изучение цвета с помощью терапевтической сказки. Практика

Слушание сказки по выбранному цвету. Выполнение работы в технике Мандалы с помощью цветной бумаги по цвету.

Формы контроля: Анализ прослушанной сказки, продуктивная деятельность по мотивам сказки.

  1. Творческая работа по мотивам психологических сказок. Практика

Слушание терапевтической сказки. Игра «Последовательность событий по мотивам сказки». Выполнение работы на плоскости листа с использованием атрибутов сказки и главных героев.

Формы контроля: анализ выполненных работ

  1. Витражная техника рисования сказочных героев Практика

Сказочные герои по прослушанным терапевтическим сказкам. Отгадай загадку про какого героя идет речь? Раскрашивание героя цветными карандашами, не выходя за линию. Рисование витражными красками по заранее заготовленному шаблону раскрашенных героев.

Формы контроля: выставка выполненных работ сказочных героев в выполнении витражной технике.

З модуль. ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ

  1. Знакомство со свойствами песка и введение правил.

Ритуал входа волшебного героя песочницы, который определяет правила взаимодействия с песком. Знакомство со свойствами песка: мокрый, холодный, сыпучий. Рисование на песке различных узоров по плану: дорожки, заборчики, дожди, лесенки, следы, волны, работа с контурами и шаблонами.

Формы контроля: анализ выполненных работ.

  1. Рисование на песке

Повторение правил и встреча с волшебным героем. Рисование на песке в парах с помощью раздаточного материала и различных фигур.

 Формы контроля: выполнение заданий по показу взрослого.

3.3, Мир ребенка в песке

Повторение правил и встреча с волшебным героем. Создание волшебного мира в песочнице с помощью раздаточного материала.

Формы контроля: анализ работ.

  1. модуль. ФОТОТЕРАПИЯ

  1. Подбор цветовой палитры по фотографии.

Выбрать подходящие оттенки цвета к фотографии. Нарисовать на чистом листе оттенки выбранных цветов гуашевыми красками с помощью пальчиков.

Формы контроля: просмотр и анализ выполненных работ.

  1. Развитие речи и понимание эмоций в фотографии.

Изучение эмоций по фотографии, Определение правильной эмоции.

Упражнение на релаксацию.

Формы контроля: умение показывать правильную эмоцию и выражать ее конструктивно.

  1. Показы слайдов эмоций по выбранной теме.

Определение эмоций на экране. Рисование с помощью красок внутренней эмоции.

Формы контроля: рисунок понравившейся картинки в слайде

  1. Коллаж из выбранных фотографий.

Просмотр цветных фотографий и вырезок из газет частей лица, выполнение самостоятельной работы на листе бумаги.

Формы контроля: проективная работа на листе бумаги.

Планируемые результаты

Предметные результаты:

понимание своих эмоций и адекватное их проживание

  • знание правил поведения, техники безопасности на занятиях.

Личностные результаты:

  • сформированность таких качеств, как любознательность, наблюдательность, пространственные представления; уверенность в своих действиях.

Метапредметные результаты:

  • умение общаться в коллективе, быстро адаптироваться в новой обстановке; - желание заниматься творческой деятельностью и через нее выражать свои чувства. Уверенное владение карандашом на листе бумаги.

Раздел 2 «Комплекс организационно-педагогических условий, включающих формы аттестации»

Таблица №2

Календарный учебный график к программе ознакомительного уровня

«Арт - терапия» для детей 3-5 лет

№ п/п

Кол-во часов, продолжительность занятий

Форма занятий

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1.

18 час по 30 минут

Практическое

1 модуль Изотерапия

Знакомство с цветовой палитрой. Знакомство друг с другом. Организация рабочего места.

Просмотр слайд-шоу цветовой палитры на интерактивном столе «Уникум». Определение цвета по картинке. Игра «подбери цвет», «Разложи по цвету» Формы контроля: опрос, подборка цвета на понимание материала.

Группа

Опрос, подборка цвета на понимание материала

2

1час по 30 минут

Практическое

Знакомство с цветовой палитрой

Группа

Опрос, подборка цвета на понимание материала

3

1 час по 30 минут

Практическое

«Основные цвета»

Группа

Опрос, подборка цвета на понимание материала

4

3 час по 30 минут

Практическое

Цветовые линии одного оттенка

Группа

Опрос, подборка цвета на понимание материала

5

1 час по 30 минут

Практическое

Теплые и холодные оттенки

Группа

Опрос, подборка цвета на понимание материала

6

1 час по 30 минут

Практическое

Радуга

Группа

Опрос, подборка цвета на понимание материала

7

7 час по 30 минут

Практическое

Подбор цветовой палитры по рисунку

Группа

Опрос, подборка цвета на понимание материала

8

1 час по 30 минут

Практическое

Приемы работы с акварелью: заливка ровным цветом.

Группа

Опрос, подборка цвета на понимание материала

9

1 час по 30 минут

Практическое

Приемы работы с акварелью: цветовые растяжки.

Группа

Опрос, подборка цвета на понимание материала

10

1 час по 30 минут

Практическое

Приемы работы с акварелью: техника точечного мазка.

Группа

Опрос, подборка цвета на понимание материала

11

1 час по 30 минут

Практическое

Азбука цвета.

(смешивание красок)

Группа

Опрос, подборка цвета на понимание материала

12

1 час по 30 минут

Практическое

Цветовая гамма по временам года.

Группа

Опрос, подборка цвета на понимание материала

13

1 час по 30 минут

Практическое

Палитра цветов.

Группа

Опрос, подборка цвета на понимание материала

12

1 час по 30 минут

Практическое

Приемы работы с акварелью

Группа

Опрос, подборка цвета на понимание материала

13

2 час по 30 минут

Практическое

Техника «Эбру»

Группа

Опрос, подборка цвета на понимание материала

14

1 час по 30 минут

«Рисование на мокрой бумаге»

Группа

Анализ выполненных работ.

15

1 час по 30 минут

“Рисование с помощью соли”

Группа

Анализ выполненных работ.

16

2 час по 30 минут

Практическое

Техника медитативного рисунка «Мандала»

Группа

Анализ выполненных работ.

17

1 час по 30 минут

Рисунок в круге

Группа

Анализ выполненных работ.

18

1 час по 30 минут

«Мандала – волшебный круг»

Группа

Анализ выполненных работ.

18 час по 30 минут

Практическое

2 модуль

СКАЗКОТЕРАПИЯ

Группа

19

1 час по 30 минут

Практическое

Изучение цвета с помощью терапевтической сказки

Группа

Анализ прослушанной сказки, продуктивная деятельность по мотивам сказки

20

1 час по 30 минут

Практическое

Теория: ритуал входа в занятие; беседы: «Добро и зло в сказках», «Вежливость как ключ к пониманию»; перечисление вежливых слов и фраз; знакомство с понятиями в одной категории; задание на запоминание определенных понятий (имен, животных, растений и др.) во время чтения сказок или в м/ф: «Цветик-семицветик», 

Группа

Анализ прослушанной сказки, продуктивная деятельность по мотивам сказки

21

1 час по 30 минут

Практическое

«Дудочка и кувшинчик»

Группа

Анализ прослушанной сказки, продуктивная деятельность по мотивам сказки

22

1 час по 30 минут

Практическое

«Грибок-теремок»

Группа

развития наблюдательности на изменения 

23

1 час по 30 минут

Практическое

«Доктор Айболит»,

Группа

Анализ прослушанной сказки, продуктивная деятельность по мотивам сказки

28

1 час по 30 минут

Практическое

 «Доверчивый дракон»,

Группа

Анализ прослушанной сказки, продуктивная деятельность по мотивам сказки

23

1 час по 30 минут

Практическое

«Снегурка»

Группа

Анализ прослушанной сказки, продуктивная деятельность по мотивам сказки

25

Творческая работа по мотивам психологических сказок

Группа

Анализ выполненных работ.

26

1 час по 30 минут

Практическое

Рассказывание сказки. Прием помогает проработать развитие фантазии, воображения, способности. Премудрая.

Группа

Анализ прослушанной сказки, продуктивная деятельность по мотивам сказки

27

1 час по 30 минут

Практическое

Переписывание сказки. Переписывание и дописывание авторских и народных сказок имеет смысл тогда, когда ребенку, подростку или взрослому чем-то не нравится сюжет, некоторый поворот событий, ситуаций, конец сказки и т. д.

Группа

Анализ прослушанной сказки, продуктивная деятельность по мотивам сказки

28

1 час по 30 минут

Практическое

Сочинение сказки. В каждой волшебной сказке есть определенные закономерности развития сюжета.

Группа

Анализ прослушанной сказки, продуктивная деятельность по мотивам сказки

29

1 час по 30 минут

Практическое

Сказка про енота Никиту, который хотел, чтобы на него обращали внимание

Группа

Анализ прослушанной сказки, продуктивная деятельность по мотивам сказки

30

1 час по 30 минут

Практическое

Сказка о Непоседе

Группа

Анализ прослушанной сказки, продуктивная деятельность по мотивам сказки

31

1 час по 30 минут

Практическое

Сказка о котенке Саше

Группа

Анализ прослушанной сказки, продуктивная деятельность по мотивам сказки

32

1 час по 30 минут

Практическое

Непослушный светофор

Группа

Анализ прослушанной сказки, продуктивная деятельность по мотивам сказки

33

1 час по 30 минут

Практическое

Сказка о сильной воле

Группа

Анализ прослушанной сказки, продуктивная деятельность по мотивам сказки

34

1 час по 30 минут

Практическое

Сказка про послушку

Группа

Анализ прослушанной сказки, продуктивная деятельность по мотивам сказки

35

1 час по 30 минут

Практическое

Как слоненок правила выучил

Группа

Анализ прослушанной сказки, продуктивная деятельность по мотивам сказки

7 час по 30 минут

Практическое

Витражная техника рисования сказочных героев

Группа

Выставка картинной галереи детских работ

36

1 час по 30 минут

Практическое

«Что нам осень принесла»

Группа

Выставка картинной галереи детских работ

37

1 час по 30 минут

Практическое

«Новый год у ворот» – роспись снежинок, ёлочек, снеговиков»

Группа

Выставка картинной галереи детских работ

38

1 час по 30 минут

Практическое

«Домашние животные»

Группа

Выставка картинной галереи детских работ

39

1 час по 30 минут

Практическое

«Мои любимые игрушки»

Группа

Выставка картинной галереи детских работ

40

1 час по 30 минут

Практическое

«Подарки мамам»;

Группа

Выставка картинной галереи детских работ

41

1 час по 30 минут

Практическое

Наш веселый аквариум» – роспись рыбок.

Группа

Выставка картинной галереи детских работ

42

1 час по 30 минут

Практическое

«Мир животных (морские животные, динозавры)»

Группа

Выставка картинной галереи детских работ

18 час по 30 минут

Практическое

3 модуль

ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ

Группа

Выставка картинной галереи детских работ

43

1 час по 30 минут

Практическое

Знакомство со свойствами песка и введение правил

Группа

Понимание правил работы в песке

44

1 час по 30 минут

«Что спряталось в песке?» Знакомство с Песочным Человечком

45

1 час по 30 минут

Практическое

Рисование на песке

Группа

Выполнение заданий по показу взрослого

46

1 час по 30 минут

Практическое

Рисование на песке

Группа

Выполнение заданий по показу взрослого

Мир ребенка в песке

Группа

Анализ работ

47

1 час по 30 минут

«Песочный дождик»

Цель: регуляция мышечного напряжения, расслабление.

Группа

Анализ работ

48

1 час по 30 минут

Практическое

«Песочный ветер» (дыхательное)

Цель: научить детей управлять вдохом-выдохом.

Группа

Анализ работ

49

1 час по 30 минут

Практическое

«Необыкновенные следы»

Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения.

Группа

Анализ работ

50

1 час по 30 минут

Практическое

"Отпечатки наших рук".

На ровной поверхности чуть влажного песка ребенок и взрослый по очереди делают отпечатки кистей рук: внутренней и внешней стороной. При этом важно немного задержать руку, слегка вдавив ее в песок, и прислушаться к своим ощущениям.

Группа

Анализ работ

51

1 час по 30 минут

Практическое

«Песочный круг». Медитативное рисование (от 5лет)

Ребенок рисует на песке любыми способами круг и украшает его различными предметами: камешками, семенами, ракушками, монетами, пуговицами и т.д.

Группа

Анализ работ

52

1 час по 30 минут

Практическое

«Песочные прятки»

Цель: развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия, образного мышления.

Группа

Анализ работ

53

1 час по 30 минут

Практическое

«Песочные строители»

Цель: закрепление пространственных представлений, развитие слуховой и зрительной памяти.

Группа

Анализ работ

54

1 час по 30 минут

Практическое

«Мы едем в гости»

Цель: развитие пространственных представлений, ориентировка на «песочном листе».

Группа

Анализ работ

55

1 час по 30 минут

Практическое

Упражнение «Узоры на песке»

Цель: закрепление знаний о сенсорных эталонах, установление закономерностей.

Группа

Анализ работ

56

1 час по 30 минут

Практическое

«Сделаем бусы из цифр»

Группа

Анализ работ

57

1 час по 30 минут

Практическое

«Найти в песке нужное количество камешков» (шишек, ракушек, желудей и т.п.)

Группа

Анализ работ

58

1 час по 30 минут

Практическое

«Мой клад»

Группа

Анализ работ

59

1 час по 30 минут

Практическое

«Чей это след?»

Группа

Анализ работ

60

1 час по 30 минут

Практическое

Игра-упражнение «Секретные задания кротов»

Группа

Итоговое занятие в виде викторины

18 час по 30 минут

Практическое

4 модуль

ФОТОТЕРАПИЯ

Группа

61

4 час по 30 минут

Практическое

Подбор цветовой палитры по оттенку

Группа

Просмотр и анализ

62

1 час по 30 минут

Рассматривание знакомых фотографий.

Группа

умение показывать правильную эмоцию и выражать её.

63

1 час по 30 минут

Задокументируйте день из своей жизни

Группа

умение показывать правильную эмоцию и выражать её.

64

1 час по 30 минут

фотовыставка «Я и мой друг»

Группа

умение показывать правильную эмоцию и выражать её.

7 час по 30 минут

Практическое

Развитие речи и понимание эмоций в фотографии

Группа

умение показывать правильную эмоцию и выражать её.

65

1 час по 30 минут

«Словарик эмоций»

Группа

умение показывать правильную эмоцию и выражать её.

66

1 час по 30 минут

«Разрезная картинка - радость»

Группа

умение показывать правильную эмоцию и выражать её.

67

1 час по 30 минут

 «Сказочные герои».

Группа

умение показывать правильную эмоцию и выражать её.

68

1 час по 30 минут

«Новая игрушка»

Группа

умение показывать правильную эмоцию и выражать её.

69

1 час по 30 минут

«Дорисуй эмоции»

Группа

умение показывать правильную эмоцию и выражать её.

70

1 час по 30 минут

«Что изменилось»

Группа

умение показывать правильную эмоцию и выражать её.

71

1 час по 30 минут

«На цветочной поляне»

Группа

умение показывать правильную эмоцию и выражать её.

72

1 час по 30 минут

Показы слайдов эмоций по выбранной теме

Группа

Рисунок понравившейся картинки в слайде

Условия реализации программы

Для успешной реализации дополнительной общеобразовательной  программы

«Арт – терапия» необходимо:

Материально-техническое обеспечение: помещение для занятий с хорошим освещением (естественным  и электрическим светом), оборудованное необходимым материалами

Перечень оборудования: арт-терапевтический комплекс с прозрачным мольбертом, оборудование для песочной терапии (стол, игрушки деревянные и сертифицированный песок). Пластилин, карандаши, подушка для битья, авторские психотерапевтические сказки, раскраски Мандала и Эмру, фотографии эмоции людей. Образцы изделий, шаблоны рисунков, фото слайды, творческие работы учащихся, схемы последовательного выполнения работ, необходимые иллюстрации по темам.

Кадровое обеспечение: реализовать программу может педагог, имеющий педагогическое профильное образование, имеющий стаж педагогической работы и квалификационную категорию или без стажа работы и квалификационной категории.

Формы аттестации

По окончании ознакомительного уровня аттестация не предусмотрена, по окончании программы проводится итоговая диагностика.

Формы контроля: опрос, практическое задание.

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:, готовая работа, журнал посещаемости, перечень готовых работ, отзывы учащихся и родителей.

Формы предъявления и Демонстрации образовательных результатов: диагностическая карта, выставка, готовое изделие.

Для отслеживания результативности образовательного процесса используются следующие виды Диагностики и контроля:

  1. Текущая диагностика.
  2. Итоговая диагностика.

Таблица №3

Диагностика результативности освоения учебной программы

Сроки проведения

Цель проведения

Формы диагностики 

Сентябрь-октябрь

Текущая диагностика

Определение степени усвоения учащимися учебного материала согласно темам календарно-учебного графика.

Опрос, практическое задание

Апрель

Итоговая диагностика Определение уровня приобретённых умений и знаний согласно темам календарно-учебного графика.

Опрос, практическое задание

                                                            Оценочные материалы

Для определения результатов обучения учащихся применяются различные диагностические материалы: - перечень вопросов; задания для практической работы.

Методические материалы

Образовательный процесс в детском объединении построен на очном обучении.

Для успешной реализации программы используются различные методы: словесные, наглядные, объяснительно-иллюстративные, практические, игровые. Педагог, свободно общаясь с воспитанниками на принципах сотворчества, содружества, общего интереса к делу, чутко реагирует на восприятие учащихся и, поддерживая атмосферу радости, интереса и веселья, побуждает учащихся к творчеству. В воспитательном процессе используется метод поощрения, убеждения, мотивации, стимулирования.

Форма организации образовательного процесса — групповая.

Для эффективной организации учебного процесса применяются следующие педагогические технологии:

*личностно-ориентированного обучения, когда внимание педагога сосредоточено не только на передачу своих знаний воспитанникам, но и на творческий потенциал каждого учащегося в отдельности;

*игровые технологии с учетом возрастных особенностей учащихся — это игра, в процессе которой учащиеся играют роль мастеров и мастериц, которые выполняют специальные заказы на различную тематику.

*применение здоровье сберегающей технологии происходит посредством упражнений по релаксации, спортивных упражнений, прослушивания приятной музыки, гимнастики для глаз.

Структура занятия:

*организационный момент;

*сообщение темы, цели;

*подготовка к изучению новой темы через повторение;

*ознакомление с новым материалом;

*закрепление полученных знаний на практике; - подведение итогов.

Для усвоения образовательной программы используется следующий дидактический материал: образцы изделий, шаблоны рисунков, фото слайды, творческие работы учащихся, схемы последовательного выполнения работ, необходимые иллюстрации по темам, а также специальная литература, и обучающие сайты.

Радел №3 «Воспитание»

Целью в детском объединении является воспитание всесторонне - гармонически развитой личности, сохранение и укрепление здоровья детей через творческую деятельность, что при её реализации у учащихся развивается тонкая моторика рук, чувственно-двигательная координация, активизируется пространственное, конкретно-образное и абстрактно-логическое мышление, воображение.

        Задачами воспитания в программе являются:

- воспитывать у занимающихся нравственные и волевые качества: самостоятельность, ответственности, смелости, взаимопомощи;

- формирование и развитие личностного отношения детей к творчеству, к занятиям Арт-терапии;

-приобретение обучающимися опыта общения, межличностных и социальных отношений в составе учебной группы, применение полученных знаний, умений, навыков, развитие творчества в повседневной жизни.

        Целевые ориентиры воспитания:

- программы ориентировано на эмоциональное благополучие ребёнка.

- уверенность в себе, чувство защищённости

-программы заключается в использовании художественного творчества как способа психологической работы с детьми.

-является эмоционально – развивающей, что позволяет применять ее в дополнение к основной общеобразовательной программе.

Формы и методы воспитания.

Воспитательная среда, в которой развиваются межличностные отношения на основе российских традиционных ценностей, формируется на учебном занятии. Основной формой воспитания детей при реализации программы является организация их взаимодействия в упражнениях в рисовании, лепке, художественного творчества.

На занятиях по программе «Арт-терапии» воспитательный маршрут ориентирован на усвоение и применение правил поведения, формирование позитивного и конструктивного отношения к происходящим событиям, к членам своей группы, нацеленность на успех.

        В воспитательной деятельности с детьми используются такие методы воздействия как: показ, убеждение (рассказ, разъяснение, внушение), метод положительного примера, одобрения и осуждения, поощрения, развития самоконтроля и самооценки.

        Условия воспитания, анализ результатов.

        Воспитательный процесс осуществляется на базе муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад 38 «Солнышко» муниципального образования Кореновский район. Помещение соответствует необходимым нормами и требованиям, предъявляемым к организации учебного процесса.

Для установления эмоционально-положительной среды в учреждении формируется обстановка доброжелательного отношения обучающихся друг к другу, оказывается психологическая поддержка семьям.

        Анализ результатов воспитания проводится в процессе педагогического наблюдения за поведением детей, их общением, отношениями детей друг с другом, их отношением к педагогам, к выполнению своих заданий по программе. Он не предусматривает определение персонифицированного уровня воспитанности, развития качеств личности конкретного учащегося, а направлен на получение общего представления о результатах воспитания при реализации программы: что удалось достичь, что не удалось добиться, причины и возможные ориентиры на будущее.

Таблица 4

             КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Название события, мероприятия

Сроки проведения

Форма проведения

Практический результат и информационный продукт, иллюстрирующий успешное достижение цели

1

«Волшебная кисточка»

Сентябрь

Беседа

Фото отчёт

2

«Добрая сказка, помощник в воспитании»

Ноябрь

Беседа

Фото отчёт

3

«Любимая колыбельная»

Январь

Беседа

Фото отчёт

4

«Мои любимые сказочные герои»

Март

Беседа

Фото отчёт

5

«Любимая мелодия»

Май

Беседа

Фото отчёт

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА

  1. Арт-терапия в работе с детьми. МВ. Киселева, 2018г.

  1. «Песочная терапия в развитии дошкольников» ОБ. Сапожкова, ЕВ. Гарнова. 2014г.

З. «Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста» О.Е. Епанчинцева. 2011 г.

  1. «Арт-терапия в образовательной практике» ХИ. Копытин, НВ. Балабанова.2006 г.
  2. «Чудеса на песке» Зинкевич-Евстегнеева Т.Д., Грабенко Т.М.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ВЕСЁЛЫЕ ЛОЖКАРИ»

Актуальность программы и её новизна определяются её направленностью на способность импровизировать, фантазировать, самому увлечённо играть. Реализация данной программы поможет развить у детей па...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Волшебная нить»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающаяПрограмма художественной направленности«Волшебная нить» Возраст обучающихся: 6-7 летСрок реализации 1 год...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «ЛЕГО для дошкольников» для детей 5 - 7 лет

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «ЛЕГО для дошкольников» - это пространственная система познаний окружающего мира....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности Кружок «Умелые ручки»

     Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия ли...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Город мастеров».

Организация занятий по изобразительной деятельности, а так же кружковой работы, с использованием нетрадиционных методов. Расчитана на детей 5-6 лет....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Город мастеров».

Организация занятий по изобразительной деятельности, а так же кружковой работы, с использованием нетрадиционных методов. Расчитана на детей 5-6 лет....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Заниматика»

Данная программа рассчитана на возрастную категорию детей с 4-х до 5 лет (средняя группа). Программа предусматривает принцип личностно-ориентированного подхода к содержанию воспитания и обучения. Напр...