"Руководство играми детей со строительным материалом третьего года жизни"
методическая разработка (младшая группа)
Игры со строительным материалом предоставляют реальный шанс каждому малышу раскрыть свои конструктивные способности, развить постранственное и логическое мышление, воображение, самостоятельность и навыки взаимодействия. Особенность этих игр в том, что для усвоения конструктивных умений необходимо специальное обучение под руководством взрослого.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 23.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Жёлтые кубики – это песок,
Кубик зелёный – весенний лесок,
Синие кубики – это река.
Кубиков много – река широка.
Кубик на кубик – растут этажи:
Учатся строить дома малыши.
С. Приварская
Игры со строительным материалом – одно из самых любимых детских занятий. Они являются не только увлекательными, но и полезными для малыша, создают необходимый фундамент всестороннего развития ребёнка. Этот вид детской деятельности хорошо изучен как в отечественной, так и в зарубежной педагогике. Строительные игры – разновидность творческой игры. В них дети отражают свои знания и впечатления об окружающем предметном мире, самостоятельно делают различные вещи, возводят сооружения, но в весьма обобщённом и схематизированном виде. Посредством строительных игр у ребёнка формируются умения, качества и свойства личности, подготавливающие его переход к новому виду деятельности.
Эти игры развивают моторику, способствуют совершенствованию мыслительного аппарата, воспитывают самостоятельность, пытливость, творческую направленность личности, воспитывают трудолюбие и целенаправленность.
Особенностью игр со строительным материалом является то, что для усвоения конструктивных умений необходимо специальное обучение. Без последовательного формирования конструктивных умений игры остаются на уровне манипуляций. В их основе лежат конструктивные умения и способности, вследствие чего они в большей степени, чем другие виды детской игры, приближаются к созидательной продуктивной человеческой деятельности.
Строительно-конструктивная игра, являясь деятельностью продуктивной, позволяет формировать у детей умение сравнивать, сопоставлять данную постройку с реальными вещами и предметами и с тем образом, на основе которого данная постройка возводилась, следовательно, на данном этапе игра способствует развитию наблюдательности у детей. Таким образом, в строительно-конструктивной игре происходит всестороннее, многогранное развитие умственной деятельности.
Косвенное руководство игрой осуществляется путём побуждения детей к играм, обогащения знаний об окружающей общественной жизни, предоставление и обновление игрового материала для строительства и конструирования, поощрение инициативы и самостоятельности – вот те педагогические условия, которые обеспечивают высокую воспитательную эффективность строительно-конструктивных игр.
Воспитательное и развивающее воздействие строительных игр достигается лишь тогда, когда целенаправленное обучающее и направляющее руководство взрослого правильно сочетается с самодеятельностью и активностью детей. При этом взрослый осуществляет следующие задачи:
- расширяет представления детей и направляет их внимание на труд строителей, используемую ими технику
- обучает способам строительства, воспитывает самостоятельность, активность мышления, развивает конструктивно-творческие способности
- формирует трудолюбие, развивает правильные взаимоотношения детей, способствует объединению их в дружный коллектив
Эффективность обучения конструктивным умениям зависит от того, насколько оно интересно ребёнку. Для того, чтобы формировать у детей интерес к играм со строительным материалом, взрослый использует различные приёмы:
- строит сам в присутствии детей младшего возраста
- вовлекает малышей в обыгрывание постройки
- использует приём сотворчества: предлагает детям достроить, перестроить, преобразовать постройку, которую он соорудил
- даёт ознакомление со строительством в действительной жизни
- использует разные методические приёмы: демонстрацию образца, показ способов постройки с объяснением приёмов конструирования, постановку проблемной задачи
Руководство взрослого заключается в создании игровой среды – отборе строительного материала, которого должно быть достаточно, чтобы могли играть все желающие.
Различают различные виды строительного материала:
- специально созданный (напольный, настольный строительный материал, конструкторы)
- природный (песок, снег, камни)
- подсобный (ящики, коробки)
Содержанием игр со строительным материалом является созидание, воспроизведение окружающей действительности с помощью различных материалов.
Игры со строительным материалом связаны с другими видами игр. Наличие игрового замысла, его свободное развитие, вариативность решения созидательной задачи – всё это определяет творческий характер игр со строительным материалом.
З.В.Лиштван, В.Г.Нечаева, Е.И.Корзакова доказали, что развитие конструктивных способностей детей находится в прямой зависимости от руководства взрослого детской деятельностью. Если взрослый систематически обучает детей сооружению различных построек, знакомит их с конструктивными особенностями материалов, то практически все дети овладевают определённым объёмом умений и навыков. Строительные игры становятся богаче по содержанию, постройки более разнообразными, лучше технически выполнены. Если же взрослый ограничивается только наблюдением за развитием строительной игры, то конструктивные способности у детей развиваются не одинаково и разница в умениях будет значительной. Систематическое обучение конструированию и руководство взрослого детской игрой приводят к существенному изменению характера строительной деятельности детей.
В процессе руководства строительными играми взрослый осуществляет следующие задачи:
- обучает способам строительства, воспитывает самостоятельность, активность мышления, конструктивно-творческие способности - формирует трудолюбие - развивает правильные взаимоотношения детей, способствует объединению их в дружный коллектив - учит пользоваться дополнительными сюжетными игрушками, соразмерными масштабам построек - способствует развитию пространственных соотношений - знакомит детей с деталями (кубик, кирпичик, призма, пластина, цилиндр) - воспитывает устойчивый интерес к играм со строительным материалом Взрослый использует различные приёмы: - взрослый играет вместе с детьми, чтобы дети овладели игровыми умениями, взрослый - это «играющий партнёр», с которым ребёнок чувствует себя свободным и равным - на каждом возрастном этапе взрослый развёртывает игру так, чтобы детям «открывался» новый, более сложный способ её построения - начиная с раннего возраста при формировании игровых умений, взрослый ориентирует детей на осуществление игрового действия и на пояснение его смысла партнёрам по игре, что в дальнейшем позволит им развёртывать самостоятельную игру; метод комплексного руководства игрой Игры со строительным материалом требуют особого внимания и условий организации игровой среды:
- подбор необходимого строительного материала (строительных наборов, конструкторов, дополнительных и иллюстрированных материалов), соответствующего задачам развития конструктивной деятельности детей данного возраста. Материал должен быть разнообразным, привлекательно оформленным, достаточно устойчивым, по возможностям детей
- обеспечение времени и места для игр со строительным материалом. Игры требуют сосредоточенности мышления, внимания
- создание условий для обыгрывания построек (наличие мелких игрушек)
- объединение детей для совместных построек, когда ребёнок, овладевший новыми конструктивными умениями, обучает других детей
- хранение материалов в специальных нишах, ящиках или в шкафах с отделениями по каждой группе деталей, в ящиках на роликах
- бережное отношение к постройкам, сооружениям, выполненным детьми
- обучение детей бережному обращению с конструкторами и строительными материалами, аккуратному разбору построек, поделок из конструктора, раскладыванию деталей по ящикам и полкам стеллажей
У детей 2-3 лет формируются простейшие, но чёткие строительно-конструктивные умения (накладывать четыре - пять кирпичиков или кубиков друг на друга, укладывать кирпичики в ряд большой плоскостью на столе, ставить кирпичики вертикально на меньшую плоскость, располагая в ряд, по-разному размещать кирпичики, образуя простейшие перекрытия), называть свои элементарно выполненные постройки, постройки не разрушать, а разбирать, складывать строительный материал (с помощью взрослого) в постоянное место хранения, учатся различать и называть детали: кубик, кирпичик, понимать такие слова, как большой - маленький, широкий – узкий, правильно выполнять словесные указания: положи, сними, поставь, убери, разбери, принеси и др., складывается первый опыт игры. Взрослый осуществляет в ходе игры важные педагогические задачи: воспитание устойчивого интереса к играм со строительным материалом, обучение малышей умению воспроизводить элементарные постройки по показу и слову взрослого, пользоваться строительным материалом для сооружения несложных построек в игре, находить сходство между постройками из игрового строительного материала и знакомыми предметами окружающей жизни, называть постройки, при знакомстве с деталями строительного набора детей учат осязательно-действенному обследованию, из строительного материала дети обучаются сооружать до 8 – 10 построек и пользоваться приобретёнными умениями для несложных построек, нужных им в игре, воспитание доброжелательного отношения к детям. Руководство заключается в создании игровой среды, отборе и предоставлении детям строительного материала, игрушек, обыгрывании построек. Взрослый подсказывает замысел работы и является активным участником игры. В играх детей 2-3 лет нет замысла или сюжета. Малышей привлекает сам материал. Они разбирают кубики и кирпичики, переносят, перекладывают их, громоздят один на другой, разрушают стихийно возникшие постройки. Дети как бы осваивают материал. Взрослый должен уметь выждать сравнительно короткий период такого первичного освоения, но не задерживать его. Нужно предупреждать неорганизованное, не соответствующее его назначению пользование строительным материалом (когда дети бросают его, колотят им и т.п.). Игре со строительным материалом необходимо придать содержательный характер. Малышам 2 – 3 лет взрослый предлагает доступный им мир игрушек. Обстраивание игрушек и составляет содержание строительных игр. Лиштван З.В. предлагает примерную тематику построек: дорожка узкая, дорожка широкая, заборчик, башенка, лесенка, мебель, мостик, домик.
Таким образом, игры со строительным материалом предоставляют реальный шанс каждому малышу раскрыть свои конструктивные способности, развить логическое и пространственное мышление, воображение, самостоятельность и навыки взаимодействия.
Ключевая роль взрослого – организовать пространственно-образовательную среду, создать необходимые условия, пробуждающие познавательную активность ребёнка и его стремление к самосовершенствованию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы и оборудование для игровой деятельности ребёнка третьего года жизни.
Рекомендации родителям и воспитателям ДОУ ( 1 младшая группа) по созданию предметно- развивающей среды для ребёнка 2-3 лет.Перечень необходимых и достаточных игрушек, их кол-во и функциональные параме...

Консультация для родителей на тему: «Игры в жизни детей третьего года жизни»
Игра- ведущая деятельность младшего дошкольника, в которой формируется его личность. В игре ребёнка отражаются различные события, полученные им в детском саду и семье, при обращении с разными людьми....

Игры и занятия с детьми третьего года жизни по развитию речи
Овладение речью имеет огромное значение для психологического развития малыша. Речь постепенно становится важнейшим средством передачи ребенку общественного опыта, управления его деятельностью. Под вли...

Обучение детей второго года жизни сюжетной игре и детей третьего года жизни сюжетно-ролевой игре. (рекомендации родителям)
Среди всех игр и забав малышей особое место занимают игры с игрушками, в которых ребенок пытается воспроизводить действия взрослых, которые он наблюдает в своей повседневной жизни. с самого раннего во...

Конспект игры-занятия со строительным материалом "Заборчик для курочки и цыплят" (для детей второго года жизни)
Ход игры: В группе игрушка курочка В.: посмотрите, кто - то нас встречает? Кто это ребята?Д.: Курочка.Здравствуй, курочка!(Воспитатель принимает роль курицы. Курица з...
Консультация для родителей на тему: «Игры в жизни детей третьего года жизни»
Консультация для родителей на тему:«Игры в жизни детей третьего года жизни»...