Трудовое воспитание дошкольников в современной системе ФГОС
консультация
Труд – важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе формируется личность ребёнка, формируются коллективные взаимоотношения.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Трудовое воспитание дошкольников в современной системе ФГОС
Подготовила Миниахметова О.А.
Труд – важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе формируется личность ребёнка, формируются коллективные взаимоотношения. Трудолюбие и способность к труду не даётся от природы, но воспитывается с самого раннего возраста. В соответствии с федеральным государственным стандартом дошкольного образования детский сад должен осуществлять трудовое воспитание.
Трудовое воспитание- совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие у последних обще трудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, на сознательный выбор профессии.
Трудовое воспитание – система формирования у каждого ребёнка трудолюбия и трудовых навыков. А также стремление обучаться труду.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. (гл. 1, ст. 2). Воспитание рассматривается как деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека... θ Приказ Министерства образования и науки РФ №1155 от 17.10.2013г. «Об утверждении Федерального государственного стандарта дошкольного образования» (далее - ФГОС ДО). Требований СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях»; θ Изменением в СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций", утвержденные постановлением Главного государственного врача от 27.08.2015 № 41.
В соответствии с ФГОС ДО – трудовое воспитание – одно из важных направлений в работе дошкольных учреждений, главной целью которого является формирование положительного отношения к труду через решение следующих задач:
-воспитывать у детей привычку к постоянной занятости;
-формировать устойчивое эмоционально-положительное отношение к труду; желание трудиться по внутреннему побуждению, проявляя инициативу; оказывая конкретную посильную помощь взрослым;
-воспитывать гуманные чувства, положительные взаимоотношение;
-использовать труд в природе для формирования у детей начал материалистического мировоззрения.
-воспитывать бережное отношение к результатам труда;
- приучить детей экономно расходовать материалы;
- обеспечивать систематическое и равномерное участие детей в разных видах труда, выявлять и максимально учитывать их интересы и склонности, развивать творческую активность.
- формировать у детей трудовые умения и навыки.
Принципы воспитания у детей позитивного отношения к труду:
-Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
-Содействие сотрудничество детей и взрослых, признание ребѐнка полноценным участником образовательных отношений.
-Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребѐнка.
- Полноценное проживание ребѐнком всех этапов детства, обогащения (амплификация) детского развития.
- Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребѐнка в различных видах деятельности.
- Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
- Принцип развивающего образования (системности и последовательности).
-Принцип новизны (использование новейших информационных технологий).
- Принцип интеграции (взаимопроникновение разделов программы и видов деятельности друг в друга, взаимное совмещение различных задач и образовательных технологий)
В дошкольном учреждении используют следующие виды труда:
самообслуживание,
бытовой (хозяйственно- бытовой) труд,
труд в природе,
ручной труд.
Компоненты трудовой деятельности:
1. Мотив – это причина, побуждающая к трудовой деятельности или заинтересовывающий момент.
2. Цель – это то, к чему надо стремиться
3. Планирование - это умение предвидеть предстоящую работу.
4. Трудовые действия – это то, при помощи чего осуществляется цель и достигается результат.
5. Результат - это показатель завершения работы, фактор, помогающий воспитывать у детей интерес к труду.
В ФГОС дошкольного образования представлены следующие задачи:
-становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
- формирование позитивных установок к различным видам труда.
- помощь ребёнку в овладении трудовой деятельностью (в освоении структуры деятельности, приобретении трудовых навыков, умений);
- развитие личности ребёнка в труде (развитие свойств, качеств личности, формирование взаимоотношений и приобретение социального опыта взаимодействия).
Реализовать эти задачи возможно именно в процессе трудовой деятельности дошкольников.
В перечне целевых ориентиров ФГОС дошкольного образования определены такие социально-нормативные возрастные характеристики:
-ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности;
- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда;
- ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности.
Важно также соблюдать следующие условия:
учитывать значимость непосредственного воздействия личности взрослых на формирование нравственно-трудовых качеств ребёнка.
- помнить, что, выполняя ту или иную задачу, каждый ребёнок должен затрачивать определённые условия в соответствии с его возможностями. При постоянном недостаточной нагрузке ребёнок приучается трудиться без напряжения.
-учитывать физические возможности, состояние здоровья и индивидуальные возможности каждого ребёнка.
-обеспечивать чёткий и грамотный показ детям приёмов работы.
- практиковать совместную трудовую деятельность дошкольников и взрослых.
-формировать интерес к разным видам труда.
В «Концепции дошкольного воспитания» подчёркивается, что трудовая деятельность соответствует основному руслу психического развития ребёнка- дошкольника в связи с её привлекательностью и возможностью проявить свою автономность и независимость от взрослого использования технологий приобщения дошкольников к труду.
Формы организации труда детей дошкольного возраста.
Поручения– задания, которые воспитатель эпизодически даёт одному или нескольким детям, учитывая их возраст и индивидуальные особенности, наличие опыта, а также воспитательные задачи. Поручение является первой формой организации трудовой деятельности.
Дежурство- труд одного или нескольких детей в интересах группы. В нём выделяется общественная направленность труда, реальная, практическая забота нескольких (одного) детей о других, поэтому данная форма способствует развитию ответственности, гуманного, заботливого отношения к людям и природе. В дошкольной практике уже стали традиционными дежурства по столовой, в уголке природе, по подготовке к занятиям.
Коллективный труд- по способу организации делится на труд рядом, общий труд, совместный труд.
Воспитательный эффект труда будет действительно высоким, если при его организации будут учитываться все факторы, влияющие на педагогический процесс и возникающие при условии разновозрастного объединения дошкольников.
Санитарно-эпидемиологические требования к организации и содержанию работы по трудовому воспитанию (СанПиН 2.4.1.3049-13 с изменением в СанПиН от 27.08.2015 № 41).:
-П. 3.1 При озеленении территории не проводится посадка плодоносящих деревьев и кустарников, ядовитых и колючих растений.
-П. 6.11 Размещение аквариумов, животных, птиц в помещениях групповых не допускается.
- П. 7.5 Не рекомендуется размещать цветы в горшках на подоконниках в групповых и спальных помещениях.
Согласно пункту 3.3.2. ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная среда должна:
обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых;
быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной;
соответствовать возрастным возможностям детей и стать основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка.
Развивающая предметно-пространственная среда является основным средством формирования личности ребенка и источником его знаний и социального опыта.
Детское оборудование должно соответствовать росту и возрасту детей. Орудия труда детей должны быть абсолютно безопасны. Прежде чем приступить к работе, воспитатель заранее готовит и проверяет детский инвентарь, который хранится в доступном для детей месте. У детей следует воспитывать бережное отношение к инвентарю. Использование инвентаря должно сочетаться с культурой труда: приучать ребенка к тому, что рабочее место всегда содержится в порядке, а все подсобные орудия для наведения порядка находятся под руками. Так, для хозяйственно-бытового труда необходимы фартучки, щетки, тазики, подносы; для труда в уголке природы - лейки. Оборудование для труда детей на участке необходимо для того, чтобы правильно организовать деятельность детей во все сезоны. Предметы для труда (лопаты, совки, ведра, лейки, тачки, носилки и др.) должны быть удобны для детей и изготовлены из легкого, но достаточно прочного и безопасного для здоровья детей материала. Все оборудование должно быть в достаточном количестве, хорошего качества и иметь привлекательный вид: яркий цвет леек, приятная форма коробок для хранения природного материала (семян, шишек, желудей), нарядные фартучки и др. - все это радует детей, способствует формированию культуры труда, вызывает эстетическое удовольствие. Целесообразно объединять оборудование по видам труда: в природном уголке - лейки, пульверизаторы; в месте, отведенном для ручного труда - ножницы, иглы, разные виды тканей для ремонта и оклеивания пособий; принадлежности для хозяйственно-бытового труда - щеточки и совки, а для дежурных по столовой - фартуки, косынки, колпаки или пилотки.
Трудовая деятельность дошкольников - это развивающая деятельность.Каждый из компонентов деятельности изменяется с возрастом ребенка.
Для того чтобы трудовое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС ДО имело положительный результат, обязательно нужно следить за гигиеной детей и чистотой предметов, с которыми они работают. Эффективность трудового воспитания дошкольников в соответствии с ФГОС повышается, когда работа проходит на свежем воздухе. Если же дети трудятся в учреждении, то необходимо регулярно проветривать помещение и следить за чистотой предметов. Когда дети трудятся над какой-либо поделкой или рисуют, помещение должно быть хорошо освещено, дабы не навредить детскому зрению.
Человек должен обучаться труду, так как это единственный источник благополучного существования.
Трудовое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС направлено на максимальное развитие знаний, умений и навыков ребенка, благодаря чему воспитанник детского сада сможет благополучно развиваться дальше и получать уважение близких, друзей и даже незнакомых людей.
Таким образом, трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности.
«Труд становится великим воспитателем, когда он входит в жизнь наших воспитанников, даѐт радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство – чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека». (Сухомлинский В. А.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Трудовое воспитание в системе музейной педагогики.
Работа о том, как через музей прфессий можно решать проблемы трудового воспитания дошкольников....

Педагогический проект. Трудовое воспитание в системе экономического образования «Мышонок Экономик»
Цель:Дать детям знания из области финансовых категорий, сформировать представления о товаре, как результате и продукте человеческого труда....

Трудовое воспитание в системе дошкольного образования
Вопросу трудового воспитания дошкольников порой незаслуженно уделяется так мало места в общеобразовательных программах. Хотя по ФГОС ДО развитие трудовых интересов - это чуть ли не первостепенная зада...

Трудовое воспитание в современной системе ФГОС, требования СанПиН
Новые требования Сан ПиН делают почти невозможным труд в природе. Дети могут лишь поливать растения. А как же теперь воспитывать бережное отношение к животному и растительному миру? Не у всех родителе...

картотека трудовое воспитание младшая группа ФГОС 3-4 года
Использование картотеки в работе с детьми в дошкольном учреждении...

Презентация к семинару "Современные подходы к трудовому воспитанию в свете ФГОС ДО"
Данны презентация может быть полезна старшим воспитателям и воспитателям при подготовке к методическому мероприятию, направленному на обсуждение вопросов трудового воспитания дошкольников...

Семинар "Современные подходы к трудовому воспитанию в свете ФГОС ДО"
Материал может быть полезен методистам, старшим воспитателям, воспитателям при подготовке к методическим мероприятиям, посвященным обсуждению вопросов трудового воспитания дошкольников...
