Особенности развития слухового восприятия у детей раннего и младшего дошкольного возраста. Диагностика и упражнения
статья

Мысева Наталья Викторовна

Особенности развития слухового восприятия у детей раннего и младшего дошкольного возраста. Диагностика и упражнения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx13.36 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы музыкального руководителя ДОУ
Тема: Особенности развития слухового восприятия у детей раннего и младшего дошкольного возраста. Диагностика и упражнения

В своей педагогической практике я уделяю особое внимание развитию слухового восприятия у детей раннего и младшего дошкольного возраста (2–4 года). Это важнейшее сензитивное окно, в котором закладываются основы музыкального восприятия, а также речевого и общего когнитивного развития.
Особенности развития слухового восприятия у детей раннего возраста
Дети 2–4 лет находятся на этапе формирования базовых аудиальных навыков: различение громкости, тембра, высоты звука. В этот период они лучше всего воспринимают музыку через игру, движения и совместное творчество. Слуховое восприятие развивается не автоматически — его нужно целенаправленно стимулировать и развивать.
Диагностика слухового восприятия
Для определения уровня слухового восприятия у малышей я использую простые игровые методики:
Игра «Угадай звук». Детям предлагаются записи разных звуков (животных, музыкальных инструментов, природных явлений). Задача — показать карточку с изображением источника звука.
Ритмичные повторы. Я играю простые ритмы на бубне или хлопаю, а дети повторяют движения и звуки.
Различение высоты звука. С помощью ксилофона или клавишного инструмента дети слушают две-три ноты и показывают, какая выше или ниже.
Результаты диагностики помогают подобрать упражнения с учётом индивидуальных особенностей детей.
Основные упражнения для развития слухового восприятия
Развитие различения громкости и тембра
Использую музыкальные инструменты с разной силой звучания: барабаны, колокольчики, маракасы. Занятия включают игры «Громко — тихо» и «Угадай инструмент по звуку».
Работа с ритмом
Через хлопки, топанье и игры с простыми барабанами формируем навык точного повторения и создания простых ритмических рисунков. > Natalya Myseva:
Различение высоты звука
Демонстрирую две-три ноты на ксилофоне, дети учатся различать их на слух. Это развивает музыкальный слух и фонематический слух, важный для речи.
Музыкально-двигательные игры
Под музыку дети двигаются по заданному ритму, имитируют звуки животных или предметов, что усиливает связь слуха и моторики.
Использование песен с повторяющимися мотивами
Простые песенки с четкой мелодией помогают формировать память и восприятие музыкальных образов.
Результаты и итоги
Регулярная работа с детьми по развитию слухового восприятия проявляется в улучшении их речевых навыков, способности концентрироваться на звуках и радости от музыкального творчества. Дети становятся более внимательными к звукам окружающего мира, легче запоминают мелодии и активно включаются в музыкальные занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Играем дома! Игры на развитие сенсорных способностей у детей раннего и младшего дошкольного возраста, для использования в домашних условиях.

Я хочу предложить очень простые, но в то же время очень интересные, а главное познавательные игры, которые можно организовать с детьми дома....

Музыкальные игры для развития слухового внимания у детей раннего и младшего дошкольного возрста

Сборник игр с музыкальным сопровождением для детей раннего и младшего дошкольного возраста (2-4 года), направленных на развитие слухового внимания.Может быть использован для работы музыкальным руковод...

Кружок "Развитие мелкой моторики рук детей раннего и младшего дошкольного возраста посредством методики Су-Джоку" 1 младшая

Программа «Су - Джоку» направлена на развитие и укрепление мелкой моторики рук, речевой активности у детей с 2 лет, с целью общего укрепления организма, улучшения психоэмоционального состо...

«Пластилинография как средство развития мелкой моторики рук детей раннего и младшего дошкольного возраста» статья (младшая группа)

laquo;Пластилинография как средство развития мелкой моторики рук детей раннего и младшего дошкольного возраста»статья (младшая группа)...