«Содержание работы по преемственности ДОУ и школы»
консультация

Черникова Анастасия Сергеевна

доклад

Скачать:


Предварительный просмотр:

Администрации Городского округа Подольск

Комитет по образованию

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №22»

(Дошкольное отделение )

 

 

 

  «Содержание работы по преемственности ДОУ и школы»

Доклад

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила: Воспитатель
Черникова А.С.

 

Г.о. Подольск

Ноябрь,2023

 «Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определённую стадию развития, проделанную ребёнком». Лев Семёнович Выгодский сказал это сто лет назад, но его слова не стали менее актуальными сегодня. Можно уверенно сказать, что проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена.

Преемственность – это объективная необходимая связь между новым и старым в процессе развития. Это сохранение и дальнейшее развитие того прогрессивного, что было достигнуто на предыдущих ступенях, и без чего невозможно движение вперёд. Преемственность между детским садом и школой – это процесс, в котором на дошкольной ступени образования формируются фундаментальные личностные качества ребёнка, которые послужат основой успешного школьного обучения. А школа, в свою очередь, опирается на достижения ребёнка-дошкольника.

В настоящее время происходит внедрение Федеральной образовательной программы дошкольного образования. Целью Федеральной программы является всестороннее развитие и воспитание ребенка в период дошкольного детства на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.

В соответствии со Стандартом, Федеральная программа построена на определённых принципах, среди которых важное место занимает и принцип преемственности образовательной работы на разных возрастных этапах дошкольного детства и при переходе на уровень начального общего образования. Федеральная программа реализует данный принцип при построении содержания обучения и воспитания относительно уровня начального школьного образования, а также при построении единого пространства развития ребенка образовательной организации и семьи.

При соблюдении требований к реализации образовательной программы и создании единой образовательной среды создается основа для преемственности дошкольного и начального общего образования. Важными условиями реализации программы являются:

  • создание уклада образовательной организации, который должен быть направлен на сохранение преемственности принципов воспитания с уровня дошкольного образования на уровень начального общего образования,
  • обеспечение преемственности содержания и форм организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации, в том числе дошкольного и начального уровней образования (опора на опыт, накопленный на предыдущих этапах развития, плавное изменение форм и методов образовательной работы, ориентация на стратегический приоритет непрерывного образования - формирование умения учиться).

Потребность в обновлении программы образования обусловлена в том числе и тем, что на современном этапе произошло смещение понимания готовности ребенка к обучению в школе с интеллектуальной – на личностную готовность, которая определяется  сформированной «внутренней позицией школьника». Главными критериями готовности становятся сформированные познавательные мотивы обучения – то есть осознанное желание учиться, познавать что-то новое.

У ребенка 6-7 лет возникает кризис перехода от дошкольного возраста к младшему школьному возрасту. Происходят значительные перемены в образовании ребенка: в детском саду ведущая деятельность игровая, в школе – учебная; новые педагоги, новый стиль общения с взрослым человеком, новый режим дня, новые требования и обязанности. Поэтому крайне важно максимально сгладить эти факторы. Отсюда и вытекает необходимость тесного сотрудничества ДОУ и начальной школы.

Для реализации преемственности в нашей гимназии созданы все условия. Детский сад и начальная школа работают буквально «под одной крышей». Главная идея работы нашей гимназии – это создание единого пространства: ясли – сад – школа. Это 5 лет дошкольного и 11 лет школьного образования. Мы помним своих выпускников еще двухлетками. Это такая большая наша общая жизнь.

Связь между садом и школой многогранна и неразрывна.

Воспитатели в подготовительных группах имеют образование учителя начальных классов, и нередко переходят со своими выпускниками в школу, став их первым учителем. Школьное образование позволяет воспитателю готовить детей к школе, давая необходимые знания и понимая, что детей ждет, чему следует уделить больше внимания. В свою очередь, учитель, имея опыт работы воспитателем, опирается на дошкольное образование как базу, и ведёт детей дальше. Воспитатель – учитель это такой универсальный педагог, который видит и принимает ребёнка, не разделяя его на До и После. Такое образование идёт плавно, неразрывно, набирая обороты на каждом новом витке взросления и развития детей.

Детский коллектив, сформированный в саду, переходит в школу и становится классом. Дети приходят в сад по месту проживания, потом так же идут в школу. Конечно, есть дети, которые ходили в другие сады и потом становятся нашими первоклассниками. Но когда большая часть детей в классе уже хорошо знакомы с детского сада и знают учителя, то помогает снять психологический барьер для новых детей. Им не так страшно включаться в новую жизнь.

Всем известно, что воспитание ребенка начинается с его рождения, в его семье. А у нас есть 5 лет, чтобы выявить все проблемы в дошкольном периоде. Есть время на коррекцию и ребёнка, и его семьи.

Готовность ребенка к школе мы оцениваем по развитию его познавательных процессов: внимание, восприятие, мышление, воображение, память… Эти качества должны быть сформированы до школы, и они укрепляются в школе.

На практике работа нашего коллектива по взаимодействию школы и сада многогранна :

- ученики начальной школы принимают участие в детских утренниках в саду,

- проводим общие массовые мероприятия для детского сада и начальной школы;

- в летнем школьном лагере отдыхают дети - выпускники сада;

- в сентябре дети подготовительной группы присутствуют на школьной линейке.

- приглашение в детский сад первоклассников на встречи с детьми. Ученики рассказывают о школе, отвечают на вопросы, встречаются со своими воспитателями, обмениваются впечатлениями, делятся воспоминаниями о детском саде.

- экскурсии будущих первоклассников в школу : знакомство с условиями в классах, в школе, встречи с учениками.

- Предшкола. Проведение учителями годового курса занятий по подготовке детей к школе для будущих первоклассников.

- Наблюдение воспитателей за своими воспитанниками в первые месяцы обучения в школе : как они проявляют себя в новом коллективе, как усваивают программу, какие встречают трудности.

- Работа с родителями. Беседы, встречи, консультации, анкетирование. Педагоги начальных классов принимают активное участие в родительских собраниях в подготовительной группе по теме подготовки детей к школе. После собраний учителя проводят индивидуальные беседы.

- В конце учебного года педагогом-психологом проводится диагностика психологической готовности детей к школе.

«Школа не должна вносить резкой перемены в жизни детей. Пусть став учеником, ребенок продолжит делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое проявляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений» - говорил Василий Александрович Сухомлинский.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация опыта работы по преемственности ДОУ и школы

Презентация опыта работы по преемственности ДОУ и школы...

Презентация опыта работы по преемственности ДОУ и школы

Презентация содержит: материал по теме "Преемственность ДОУ и школы"; договор о совместной работе ДОУ и школы; план совместной работы детского сада и учителей начальной школы; фотографии....

Тема: «Организация работы по преемственности ДОУ и школы через совместную деятельность»

Поступление в школу – переломный момент в жизни ребенка. С него начинается новый этап в развитии: ему предстоит осваивать не всегда похожие на прежние формы деятельности, вырабатывать иной стиль...

Преемственность в содержании обучения и воспитания ДОУ и школы.

Под преемственностью понимается последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспи...

Реализация современных подходов и основных форм работы по преемственности между начальной школой и дошкольном уровне согласно требованиям ФГОС ДО

Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня разв...