Беседа на тему "Хвойные и лиственные деревья".
план-конспект занятия (средняя, старшая группа)

Мухаметдинова Анфиса Сайфулловна

В ходе увлекательной беседы ребята отправятся в настоящее "путешествие" по лесу, не выходя из группы! Мы будем рассматривать картинки и даже настоящие веточки, чтобы увидеть, какие разные бывают деревья. Вместе мы узнаем, почему одни деревья остаются зелеными круглый год, а другие осенью сбрасывают свои листочки. Дети научатся различать хвойные деревья по их иголочкам и шишкам, а лиственные – по форме листьев и их сезонным изменениям. Беседа будет сопровождаться простыми загадками, стихами и, возможно, даже небольшой игрой, чтобы сделать процесс познания веселым и запоминающимся. Мы поговорим о том, какую пользу приносят деревья и почему их нужно беречь.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beseda_hvoynye_i_listvennye_derevya.docx22.73 КБ

Предварительный просмотр:

Беседа на тему «Хвойные и лиственные деревья»

Цель: закрепить, обобщить и систематизировать представления детей о деревьях.

Задачи:

Образовательные:

Расширить представления детей о деревьях, учить классифицировать деревья на лиственные и хвойные, расширить представления о том, как дерево живет, дышит, растет, питается, закрепить знания детей о строении дерева, о листьях и плодах некоторых деревьев. Учить наблюдать за деревьями.

Развивающие:

Продолжать развивать память, внимание, мышление, развивать связную речь детей.

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к природе.

Предварительная работа:

Беседы о времени года.

Рассматривание иллюстраций.

Наблюдение за деревьями на прогулке.

Ход занятия

Воспитатель: Сегодня, ребята, мы поговорим с вами о наших верных друзьях и помощниках. Кто же это? Догадайтесь (загадывает загадку):

Его весной и летом

Мы видели одетым,

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки. (дерево)

Дети: Дерево.

Воспитатель: Правильно. А как вы думаете, дерево живое или нет?

Дети: Живое.

Воспитатель: Молодцы. А почему вы так думаете?

Дети: Потому что оно растет, на нем появляются листочки и т. д.

Воспитатель: Да, дерево растет, питается, дышит, а значит оно живое. Оно живет. А знаете ли вы, чем дышит дерево?

Дети: Листочками.

Воспитатель: Верно. Деревья вдыхают загрязненный воздух, а выдыхают уже чистый, которым мы с вами и дышим. Так дерево дышит. Из маленького семечка весной появляется росточек, который затем вырастает в большое дерево. Сначала вырастает ствол (дети показывают на макете ствол дерева, затем появляются веточки (показывают ветки, потом на них проклевываются почки (дети показывают на макете дерева почки, из которых появляются листочки (показывают листья на макете, а еще у деревьев могут быть цветы, серёжки и плоды. С каждым новым днем дерево всё выше и выше поднимается ввысь. Так дерево растет.

Давайте посмотрим на ствол дерева. Чем он покрыт?

Дети: Корой.

В-ль: Да, а для чего она нужна деревьям?

Дети: Для защиты от ветра, солнца и мороза.

В-ль: А это что? (открывает корни) Как называется эта часть дерева?

Дети: Корни.

В-ль: А для чего нужны корни?

Дети: Через них деревья питаются.

В-ль: Хорошо. Деревья растут, питаются, дышат.

Давайте сравним дерево и человека.

- У человека ноги, а у дерева - …корни.

- У человека руки, а у дерева - …ветки.

- У человека туловище, а у дерева - …ствол.

- У человека кожа, а у дерева - …кора.

А теперь немного отдохнем.

Физкультминутка

Выросли деревья в поле.

Хорошо расти на воле! Потягивания, руки в стороны

Каждое старается,

К небу, к солнцу тянется! Потягивания, руки вверх

Вот подул веселый ветер,

Закачались тут же ветки, Машем руками

Даже толстые стволы

Наклонились до земли. Наклоны вперед

Вправо-влево, взад-вперед –

Так деревья ветер гнет. Наклоны вправо-влево, назад-вперёд

Листья вертит, ветки крутит. Вращение туловищем

Да когда же отдых будет?

Ветер стих. Взошла луна. Опустили руки, рисуем круг 2 руками в воздухе

Наступила тишина. Указательный палец подносим ко рту.

В-ль А знаете ли вы, что деревья бывают разные – лиственные и хвойные (картина лиственные и хвойные деревья). Как вы думаете, почему их так называют?

Дети: У лиственных деревьев есть листья.

В-ль: Умнички, а у хвойных деревьев вместо листьев – иголочки, которые еще называют хвоей. Поэтому такие деревья и называют хвойными. У лиственных деревьев листья осенью опадают, а у хвойных иголочки круглый год на веточках (изображение лиственных и хвойных деревьев зимой). А я сегодня познакомлю вас с некоторыми деревьями, которые растут в наших лесах (фото березы).

Как называется это дерево?

Дети: Береза.

В-ль: Верно. Ствол у нее тонкий, стройный, прямой, белый с черный крапинками. Листья в форме сердечка. Когда это дерево цветет, у него появляются серёжки. В народе за красоту березу называют русской красавицей.

А это что за дерево? (фото ели)

Дети: Ёлка.

В-ль: Да, это ель. Ствол у нее коричневого цвета, а вместо листьев – иголки. Значит это какое дерево?

Дети: Хвойное.

В-ль: А это что? (фото сосны)

Дети: Ёлка.

В-ль: Это сосна, она действительно очень похожа на ель. Это тоже хвойное дерево, ведь у него есть иголочки. Но они другие.

Если сравнить иголки у ели и у сосны, то будет видно, что у сосны иголки длиннее (опыт: сравнение иголок ели и сосны по величине)

В-ль: А чтобы никогда не путать эти два дерева,запомните поговорку:

Ёлочка – короткая иголочка,

Сосна – длинна игла. (дети повторяют хором)

В-ль: А еще у этих деревьев разные шишки (опыт: сравнение еловых и сосновых шишек – сосновые овальной формы, длинные, мягкие, светлые; еловые округлой формы, поменьше, твердые, темно-коричневого цвета).

В-ль:: А это дерево вы узнали? (фотография рябины)

Дети: Да, это рябинка.

В-ль: У куста рябины много маленьких листочков овальной формы. А еще у этого дерева есть плоды – красные ягодки. Плодами рябины питаются зимующие птицы и животные.

Какое это дерево? (фото клёна)

Дети: Клён.

В-ль: Ствол у клёна серый, а листочки очень интересные, они имеют форму звездочки.

Вот сколько разных деревьев! Эти и другие деревья встречаются в наших лесах. А сейчас давайте поиграем. Оказывается, с деревьями тоже можно играть. Вот сколько у меня накопилось фотографий деревьев! Разложите их, пожалуйста, по корзинкам: в красную – лиственные, а в зеленую – хвойные деревья (дети играют, разбирая по нужным корзинкам изученные деревья).

В-ль: Посмотрю, всё ли верно ребята выполнили! Да! Вы молодцы!

В-ль: Деревья – верные помощники человеку. Они дарят нам свою красоту, чистый воздух, из них получают лекарства. Давайте будем бережно относиться к деревьям, нашим помощникам. Не будем их ломать, вырубать, а наоборот, будем охранять их, ведь они столько пользы приносят и человеку, и животным, и птицам, и всему окружающему миру!

В-ль: А еще люди могут сделать из дерева очень много красивых вещей!(показ предметов, выполненных их дерева).

Загадки:

Русская красавица,

Всем нам очень нравится.

Её узнаешь по простой примете:

Нет деревца белей её на свете. (Берёза)

Осень в сад к нам пришла,

Красный факел зажгла.

Здесь дрозды, скворцы снуют,

И, галдя, её клюют.

Что за дерево такое

Угощает снегирей?

Снег стоит, трещат морозы,

Ну а ягоды вкусней? (Рябина).

Прямо в небо рвутся, ввысь;

Ты внимательно всмотрись:

Не берёзы, не осинки,

Нет листочков, есть хвоинки. (Ели).

Её всегда в лесу найдёшь,

Пойдёшь гулять и встретишь.

Стоит колючая, как ёж.

Зимою в платье летнем. (Ёлка)

Осень тихая настанет,

Дивным дерево то станет:

Листья – звёзды яркие,

Золотые, жаркие. (Клён)

Воспитатель расспрашивает детей, что запомнилось на занятии, что понравилось? Кому было легко заниматься? Кому трудно? Что было сложно? Какие задания хотели бы выполнить ещё раз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Осень", "Поздняя осень. Лиственные деревья.Грибы". "Зимующие птицы"- методический материал по развитию речи и речевому творчеству детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Представлен материал по расширению словарного запаса, грамматике, составлению описательных рассказов,  придумыванию загадок, различные игры: дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные. Материал по...

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Знакомство с экотропой - Лиственные деревья".

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Знакомство с экотропой - Лиственные деревья" по образовательной области "Познание" для детей старшего дошкольного возраста....

мультимедиа презентация "Лиственные деревья России"

мультимедиа презентация "Лиственные деревья России" содержит в себе изображение деревьев средней полосы Российской Федерации...

Конспект нод по рисованию в старшей группе "Лиственные деревья"

занятие проходит в игровой форме.Создается проблемная ситуация,решая которую дети учатся рисовать лиственное дерево...

Конспект НОД по формированию лексико-грамматического строя речи старшая группа Тема. Винительный падеж имен существительных. « Лес. Хвойные и лиственные деревья».

Подробный план-конспект отражает основные этапы занятия , раскрывает их содержание. Игровые упражнения и задания подобраны таким образом,  чтобы при их выполнении отрабатывалась и закрепляла...

Конспект беседы в средней группе «Хвойные и лиственные деревья»

Программное содержание:- учить детей радоваться от общения с природой, понимать ценность каждого дерева;- расширить представления детей о том, как дерево живет, дышит, растет, питается;- поз...

Волкова Н.А. Лиственные деревья. Осень. Беседы и игры с детьми 5-7 лет

Лексическая тема «Осень. Лиственные деревья»....