Мастер-класс "Волшебный песок"
методическая разработка (подготовительная группа)

Ручкина Татьяна Александровна

Мастер-класс для педагогов МБОУ «СОШ №8»

дошкольное отделение д/с «Надежда»

на тему: «Волшебный песок»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ruchkina_t.a._kartinskaya_yu.a.docx30.49 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов МБОУ «СОШ №8»

дошкольное отделение д/с «Надежда»

на тему: «Волшебный песок»

подготовили воспитатели группы «Солнышко»: Ручкина Т.А., Картинская Ю.А.

Цель: повышение педагогической компетентности участников семинара в области использования различных методов работы с песком в условиях детского сада;  познакомить педагогов с играми, которые мы используем на индивидуальных занятиях.

Задачи:  дать определение песочной терапии; способствовать развитию интереса к данной  методике и введению её в практическую деятельность.

Материалы и оборудование для проведения семинара:

световой стол с песком, карточки с заданиями, буквы, цифры, мелкие игрушки, камешки, счетные палочки, трубочки; презентация: «Волшебный песок».


Ожидаемые результаты мастер-класса:

- повышение педагогической компетентности участников семинара в области использования различных методов работы с песком;

- возможность применения педагогами нового метода в своей практике;

- практическое освоение участниками мастер-класса песочной терапии для воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста;

- проявлять творческую инициативу, фантазию, мышление.

Ход мастер-класса:

Вводная часть:

Из камней он появился,
Зернами на свет явился:
Желтый, красный, белый
Или светло-серый.

То морской он, то - речной,

    Отгадайте, кто такой? (ПЕСОК)

Верно, песок.  И тема нашего мастер-класса связана именно с ним и называется «Волшебный песок»  (песочная терапия как инновационный метод работы с детьми дошкольного возраста).

Основная часть:

Сейчас мы предлагаем вам закрыть глаза и…перенестись в свое счастливое детство, окунуться в это незабываемое время, когда мы еще совсем маленькие жарким летним днем сидели в песочнице. Пересыпали теплый мягкий песочек из ладошки в ладошку, насыпали совочком в ведерко.

Песок – это тот самый материал, с помощью которого мы начинаем познавать мир. Он уникальный материал, его сыпучесть привлекает детей, а занятие с ним – увлекательный процесс, который побуждает к творчеству, позволяет  расслабиться.

Песок-это уникальный природный материал, таящий в себе огромный потенциал для всестороннего развития ребёнка. При работе с песком активизируются чувствительные точки на кончиках пальцев и нервные окончания на ладонях. А, как известно, тактильно-кинестетические ощущения напрямую связаны с мыслительными операциями, с познанием мира.

На сегодняшний день методов нетрадиционного воздействия известно достаточно много. Но нам хочется остановиться на той, которая, на наш взгляд, является наиболее целесообразной и эффективной – песочная терапия.

Песочная терапия представляет собой один из видов арт-терапии и сейчас очень  актуальна в работе с детьми дошкольного возраста. Песочная терапия – это так просто и так интересно. В детстве мы все играли в песочнице: строили "замки", с помощью формочек лепили куличики, не придавая этому действию особого значения. Можно сказать, что песочная  терапия для детей была создана самими детьми. Что же такое песочная терапия? Песочная терапия – это метод эмоционально – личностного развития ребёнка. Игры на песке - одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому мы, воспитатели, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях.

Специалисты выделяют три вида игр с песком:

  1. Обучающие игры, познавательные и развивающие игры они облегчают процесс обучения, можно использовать в обучении счету, грамоте, закрепление знаний о сенсорных эталонах, развивают знание о пространственных представлениях, развивают воображение, тактильное восприятие и мелкую моторику.
  2. Психопрофилактические игры с песком, нацелены на коррекцию тревожности, агрессии, а также их  профилактику.
  3. Проективные игры с песком. С их помощью можно узнать, что "делает" бессознательное, когда ребенок играет с песком, строит в песочнице "свой мир". Эти игры используют в своей работе психологи и психотерапевты.

Рисование и игры с песком на световом столе в работе с дошкольниками дает возможность:

- гармонизировать психоэмоциональное состояние;

- формировать установку на положительное отношение к себе;

- развивать познавательные процессы: восприятие, внимание, память, образно-   логическое мышление, пространственное воображение;

- коммуникативные навыки;

- развивать творческий потенциал;

- тренировать мелкую моторику рук;

- развивать речь.

Что можно делать на световом столе с песком?

• рисовать на песке дыханием через трубочку для коктейля;

• рисовать на песке тонким предметом или пальчиком;

• рисовать на поверхности стола с помощью песка;

• искать игрушки, спрятанные в песке;

• создавать на песке композиции, иллюстрировать свои истории.

Метод использования песочного светового стола отличается от других форм простотой манипуляций, возможностью создания новых форм, кратковременностью существования создаваемых образов. Возможность разрушения песочной композиции, её реконструкция, а также многократное создание новых сюжетов.

Сегодня мы ознакомим вас с некоторыми играми, которые используем в своей работе для развития мелкой  моторики, творческих способностей, развития речи, мышления, воображения:

1. «Живые картины» с помощью загадок нарисовать на песке сюжетную картинку. Составить рассказ 2-3 предложения:

Желтая тарелка на небе висит,

Желтая тарелка тепло дарит. (Солнце)

Течет, течет - не вытечет,

Бежит, бежит – не выбежит. (Речка)

Красивое коромысло над рекой повисло. (Радуга)

Зимой беленький, летом серенький. (Заяц)

2. «Дует ветер»: (использование коктейльной трубочки) с помощью раздувания находить картинки животных, овощей, фруктов, называть их.

3.  «Волшебный песок» (вариант игры «Волшебный мешочек»): предложить ребенку найти спрятанные буквы, цифры, геометрические фигуры. Из найденных букв составить слоги или слова.

4. «По камушкам»: для этого упражнения используем  цветные камушки, расположенные на некотором расстоянии друг от друга. Предложить ребенку перебраться пальчиками правой руки, а затем левой по камешкам от старта к финишу.

5.  «Столько, сколько»: воспитатель предлагает  отыскать в песке цифру и столько же выложить камешек в ряд.

 6. «Красивая буква»: предлагается написать ребенку букву песком, насыпая его из кулачка; пальцами на песке, затем ее украсить камешками. Далее ребенок называет слово, начинающееся на этот звук.

7. «Повтори узор»: предлагается ребенку повторить узор на световом столе, рисуя пальцем по песку.

8. «Интересные фигуры» использование геометрических фигур: воспитатель на засыпанной песком поверхности рисует геометрические фигуры (например, квадрат и  дорисовывает к нему треугольник – получился дом)  и предлагает  ребенку подумать и дорисовать из них предмет/животное/насекомое/птицу.

9. «Умные палочки»: предложить ребенку повторить схему картинки из счетных палочек.

10. «Дорожка из счетных палочек»: учить ориентироваться на плоскости; развивать умение дослушать до конца задание; развивать мелкую моторику рук, путем взаимодействия пальчиков с песком, счетными палочками и мелкими игрушками.

Воспитатель указывает направление движения – 2 палочки вниз, 2 влево, 3 вверх…- здесь живет бегемот;  2 вверх, 2 вправо, 1 наверх – здесь живет котик. Начинать движение всегда нужно с отмеченного места (начала пути) – от камушка.

11. «Слоговой поезд»: в  песочнице находим закопанных животных и ставим их к «своим» вагончикам, определяя количество слогов в названии животного. Вагончики с 1, 2, 3  окошками, соответственно количеству слогов.

12. «Солнышко»: на песке рисуем круг, в центре звук, который автоматизируем. Вокруг раскладываем гласные. Предлагаем ребенку произносить слоги с данным звуком, рисуя лучик солнца.

13. «Дорожки из песка»: необходимо набрать в горсть песок и медленно высыпать его на поверхность стола, или нарисовать дорожки в песке, создавая различные формы дорожек (от буквы к букве) произнося при этом необходимый звук или слог.

14. «Угадай, где спрятано?»: продолжать учить детей ориентироваться на плоскости, развивать умение видеть углы и середину песочницы, повторять названия геометрических фигур. Воспитатель предлагает поставить свою игрушку в любой угол, середину или на любую сторону песочницы. Затем указывает ребенку, куда пойдет его игрушка…в нижний правый угол, на  середину песочницы и т.д. На новом месте встречаются разные нарисованные геометрические фигуры.

Опыт работы показывает, что использование песочного светового стола дает положительные результаты:

- у детей значительно возрастает интерес к занятиям, они чувствуют себя более успешными;

- повышается мотивация речевого общения;

- развиваются произносительные умения и навыки;

- пополняется и активизируется словарь;

- корректируется грамматический строй речи, связная речь;

- развивается мелкая моторика, зрительное восприятие;

- формируются навыки чтения и письма.

Песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребенка. Ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге. Это дает возможность ребенку ощущать себя успешным.

Заключительная часть (рефлексия и обратная связь): Спасибо коллеги за активное участие в практической части нашего мастер-класса. И в конце нашей встречи мы  хотим  вам предложить создать поляну настроения, отражающую ваше впечатление о мастер-классе. Если вам все понравилось, и вы будете использовать в своей практике игры с песком, то возьмите цветок и украсьте нашу песочную поляну. Спасибо всем за внимание и участие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы для родителей - "Сыпь песок"

  Не секрет, что имя Марии Монтессори давно на слуху у молодых мам и продвинутых педагогов. Вот уже почти век имя М. Монтессори (1870 - 1952) - психиатра и психолога, детского врача ...

Перспективный план кружка "Чудесный песок"

В работе с песком у детей развивается творчество и фантазия, умение доводить начатое дело до конца, видеть результат своего труда и  получать от этого удовольствие и чувство удовлетворения, что с...

Методическая разработка: мастер-класс – кинетический песок или «Живой песок»

Познакомить со способом изготовления  и внедрить использование кинетического песка в свою практику....

Н. А. САКОВИЧ Технология игры в песок н. А. САКОВИЧ Технология игры в песок Игры на мосту.

 Концептуальные источники песочной терапии• История и современные тенденции песочной терапии • Психотерапевтические достоинства песочной терапии • Роль психолога в...

Презентация "Природный материал - песок, глина, песок"

Закреплять представления детей о свойствах песка, глины и камня.Формировать умение исследовать свойства природных материалов.Уточнять знание о том, что песок, глина, камень – неживая природа....

Экспериментальная деятельность «Песок. Сухой и влажный песок. Их свойства»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"25229583","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...

Мастер-класс "Кинетический песок - удивительный песок"

Мастер-класс для педагогов и родителей...