Проект "Русская изба"
проект (подготовительная группа)

Топилина  Оксана Александровна

Цель: Формировать представления детей о строении русской избы, о ее внутреннем и внешнем убранстве. Создание в воображении ребенка целостных образов прошлого и настоящего жилища человека, развитие исследовательских навыков воспитанников, поддержка детской инициативы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_russkaya_izba.docx386.95 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №78

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

в подготовительной группе

«РУССКАЯ  ИЗБА»

               

   

 

                                                                                 

                                                                                         Воспитатели МАДОУ д/с №78

                                                           Топилина Оксана Александровна

                                                        Магдыч Галина Ивановна

Калининград, 2023

Тема: «Русская изба»

Направление реализации проекта:

Познавательное развитие дошкольников

 

Характеристика проекта:

По типу — познавательный, творческий.

По длительности — краткосрочный

1 этап — подготовительный (с 13 ноября — по 15 ноября)

2 этап — основной (с 16 ноября — по 22 ноября)

3 этап — заключительный (с 23 ноября — по 30 ноября)

Участники проекта: воспитатели группы, воспитанники, родители.

Цель проекта: Формировать представления о строении русской избы, о ее внутреннем и внешнем убранстве. Создание в воображении ребенка целостных образов прошлого и настоящего жилища человека, развитие исследовательских навыков воспитанников, поддержка детской инициативы.

Задачи проекта:

- Продолжать знакомить детей с русской избой – жилищем крестьянской семьи, с ее устройством.

- Развивать речь детей через знакомство с народными пословицами, поговорками, загадками, частушками. Расширить представления о народных традициях, обычаях, обрядах.

- Воспитывать патриотические чувства у детей любовь к родине, уважения к традициям народной культуры и истории.

Ожидаемый результат проекта:

Данный проект пополнит знания детей о культуре и быте предков, поможет прикоснуться к наследию прошлого русского народа, приобщит к разным видам национального искусства (архитектура, музыка, песня, танец, живопись).

1.Дети получат знания об истории русского жилища – избы, об ее быте.

2.Познакомятся со старинными предметами домашнего обихода.

3.Словарный запас обогатится названиями предметов русского быта: прялка, веретено, ухват, чугунок и др.

4.Научится изготавливать матрешку, дымковскую игрушку (из соленого теста).

5.Узнают русские народные игры.

6.Формировать традиции русского народа: гостеприимства, почитание старости.

7.Узнают русские народные пословицы, поговорки.

8.  Изготовление макета -  «Русская изба» 

9. Сюжетно-ролевая игра «Посидели в русской избе»

9. Изготовление лэпбука «Русская народная культура и быт»

10. Консультация для родителей «Русские народные традиции»

11. Создание с родителями книги рецептов «Русские блюда»

12. Игра — викторина - «Русская народная изба»

Актуальность:

         Дети дошкольного возраста поверхностно знакомы с тем, как жили люди раньше, как строили свое жилище, как украшали свой быт.

        Какие изменения произошли со строениями людей, в которых они жили, как изменились сами люди, их быт, одежда, обо всем этом дети имеют отрывочные представления. У детей слабо развиты познавательный интерес и познавательная инициатива.

Введение

           Дошкольным учреждениям отведена основная роль в воспитании патриотизма, так как именно в детских садах происходит духовно -нравственное становление детей. Как же ввести дошкольников в мир русской культуры? Мы начинаем с того, что понятно любому малышу - с семьи. Ведь то, что происходит в семье сейчас, происходило всегда: так же готовили, убирали в избе, ухаживали за детьми и стариками. Изменились условия жизни, предметы быта, но сохранилась суть - мама готовит, стирает, ухаживает за всеми, а папа занимается ремонтом, строительством, т. е. занимается мужской работой. Самый близкий и понятный вид деятельности для ребенка - это игра. Создание интерьера «Русская изба» дает возможность ребенку поиграть «во взрослую жизнь» в исторической обстановке.

Проблема:  В наши дни дети мало получают информации о русской культуре, быте. Поэтому мы серьезно задумались над проблемой приобщения детей к истокам русской народной культуры. Система работы в этом направлении требует организацию особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний. В связи с этим мы посчитали необходимость проведения данного проекта с детьми подготовительной группы.

Тип проекта:    -среднесрочный.

Срок реализации: 1 месяц ( 01.10. 2020 -30.10.2020г.)

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально коммуникативное развитие, художественно эстетическое развитие, физическое развитие.

Участники проекта: воспитанники подготовительной  группы, воспитатели,  родители.

Материально-технически ресурсы необходимые для выполнения проекта:

-- подбор методической и художественной литературы;

--подбор наглядного материала( иллюстрации, плакаты , фотографии, презентаций)

-- дидактические  и подвижные игры;

--подбор стихов, пословиц, поговорок, песен;

--выставка книг, рисунков, выставка творческих работ родителей и детей.

 Методы проектной деятельности:

-- игровые:  дидактические игры, подвижные игры, русские народные игры, хороводные игры.

-- словесные: чтение и рассказывание  стихотворений, песен, отгадывание загадок, составление словаря, картотеки пословиц и поговорок, беседы с детьми.

-- наглядные: рассматривание старинных предметов домашнего быта, просмотр альбома «Старинная одежда» и др.

Метод трех вопросов:

Что знаем? --- Что люди раньше жили не так как мы.

Что хотим узнать? --- Как жили, что изменилось с течением времени.

Как будем узнавать? --- Спрашивать у старших, рассматривать альбомы и фотографии.

Задачи по работе с родителями: 

--Повысить уровень компетентности родителей   по теме проектной деятельности.

-- Привлечь семьи   к участию в воспитательном процессе на основе педагогического сотрудничества.

С  помощью систематической  работы по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию мы надеемся достичь следующих результатов:

Этапы проекта:

1.     Подготовительный этап.

Определение цели и задач проекта, Подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки).

Проведение консультации с родителями:  «Мини- музей в детском саду»

Рассматривание «Старинные предметы домашнего быта».  Познакомить детей с предметами быта (стол, лавки,  люлька, сундук и др.)

Составление словаря, картотеки пословиц и поговорок.

Чтение энциклопедий, подбор детской художественной литературы для чтения детям.

Беседа на тему: «Что такое русская изба?»

Познакомить детей с жилищем русского народа.

Составление плана мероприятий детской деятельности, разработка цикла занятий беседы с детьми. 

 

Задачи.

Повышать компетентность родителей в области истории и культуры русского народа.

Формировать представления о предметах домашнего обихода, их названиями и назначением.

Самостоятельное исследование и поиск информации совместно с родителями.

Формировать умения собирать дополнительную информацию из различных информационных  источниках.

Расширять представления детей о русской избе как о жилой деревянной постройке.

 

2.     Практический этап.

Поиск ответов на поставленные вопросы  разными способами , через практическую деятельность детей.

Работа с детьми (организация мероприятий познавательного характера, организация двигательной активности).

Реализация мероприятий перспективного тематического планирования (НОД по теме проектной деятельности, творческая деятельность).

3.     Заключительный этап.

Подведение итогов проектной деятельности. Обобщение результатов работы, анализ, закрепление результатов работы, формулировка выводов.

Презентация проекта. Выставка коллективной работы мини-музей «Русская изба»

 Самооценка результатов реализации проекта.

 

Краткое содержание проекта:

 

1.                 Подготовительный этап.

    -- Постановка проблемы «Для чего необходимо знать историю жилища человека?».

     --беседа «Что такое русская изба?»

    --рассказ «Как строили дом на Руси»

   --виртуальная  «Экскурсия в музей Мир русской деревни».

  -- изготовление картотеки песен и стихотворений

  -- изготовление папки – передвижки

  -- изготовление лэпбука «Русская изба»  

 2. Практический этап.

  -- Беседа с детьми « Как жили раньше?»

  -русская народная игра «Ручеёк»

  --знакомство с лэпбуком « Русская изба»

  -- Просмотр альбома «Старинная одежда»

-- НОД  «Социально-коммуникативное развитие»  «Деревянное зодчество»

--  НОД   « Познавательное развитие» «Путешествие по русской избе»

  -- Отгадывание загадок по теме

-  Заучивание стихотворения из картотеки « Матрешка»

 -- просмотр презентации «Русская изба»

--Рассматривание старинных предметов домашнего быта. 

-- составление словаря, картотеки пословиц и поговорок

  --русская народная игра «Дедушка Рожок»

  -- самостоятельная деятельность с лэпбуком «Русская изба»

  -- изготовления макета «Русская изба»

  -- работа  с макетом «Русская изба»

  -- просмотр альбома «Русская изба»

-- чтение энциклопедий, подбор детской художественной литературы.

-- рисование  узора деревянной резьбы.

-- д/и «Построй избу», «Помоги плотнику»,  «Укрась избушку узором», «Составь узор».

  -- заучивание песни « Калинка»

  -- игры с макетом «Русская изба»

  -- русская народная игра «Лягушки на болоте»

  --беседа: «Дом, в котором мы живем»

  -- чтение художественной литературы Ю. Дорожин «Как жили наши предки»

 -- русская народная игра «Золотые ворота», «Заплетись плетень».

-- консультация  с родителями:  «Мини - музей в детском саду»

3. Заключительный этап

  Презентация проекта.  Выставка коллективной работы мини-музей «Русская изба»

Формы работы с родителями.

Консультация для  родителей « Мини музей в детском саду»

Папка передвижка для родителей « Русская изба».

Привлечение родителей к совместному творчеству над макетом «Русская изба».

По итогам проекта:

Повысился уровень осведомленности дошкольников  об устройстве русской избы;

Дети познакомились  с разнообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением.

  В результате проектной деятельности дошкольники приобщились  к истокам традиционной культуры,  стали  более лучше понимать  и принимать  народные игры, обычаи, традиции.

Ближе познакомились с культурой  и бытом наших предков.

Продукты проектной деятельности:

Создание альбомов: «Старинное кухонное убранство», «Старинная одежда», «Русская изба».

Создание лэпбука «Русская изба».

Создание картотеки песен и стихотворений, картотеки пословиц и поговорок.

Презентация макета «Русская изба» в творческом конкурсе «Ярмарка мастеров» в номинации «Кукольный домик».

 

 

 

Приложение 

Беседа «Что такое русская изба?»

Задачи:

Образовательные: Продолжать формировать представления детей о традициях русского народа, о русской избе - жилища крестьянской семьи.

Закрепить умение лепить посуду домашнего обихода ( миски, ложки, чугунок).

Развивающие: Развивать умение рассматривать предметы домашнего обихода, отмечать их пользу и красоту. Развить интерес к русскому фольклору, народным традициям.

Воспитательные: Воспитывать интерес к истории России, вызвать эмоциональный отклик.

Материалы и оборудование:

 Предметы домашнего обихода.   Пластилин, дощечки для лепки, стека

Предварительная работа:   Чтение русских народных сказок.

 Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам.

Разучивание хороводных песен, русских народных игр, танцев.

Ход занятия

 Звучит русская народная музыка. Демонстрация презентации.

  Воспитатель: Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из бревен. Такие дома называли избами.

 Воспитатель: Войдя в избу, что вы увидели?

 Дети: Печь.

 Воспитатель: Правильно, войдя в избу, на печь сразу обращали внимание: она занимает почти пол-избы.

Беседа о печи.

•           Почему печь занимала так мног о места?

•           А для чего она нужна?

•           Каким цветом была печь?

•           О печи в народе придумывали пословицы и поговорки. Почему к печи относились уважительно?

Пословицы и поговорки.

Воспитатель: Ребята, а кто знает пословицы об избе?  Давайте их проговорим:

•           « Без печи хата – не хата».

•           « Когда в печи жарко – тогда и варко».

•           « Что есть в печи – все на стол мечи».

•           «Не красна изба углами, а красна пирогами»

 Воспитатель: Молодцы.  О печи в старину говорили так: «Она и поилица, и кормилица, телосогревательница». С печью связан весь быт, вся жизнь крестьянина.  Обратите внимание, что стоит у печи? (Кочерга, ухват, чугунок).

Беседа и демонстрация посуды, предметов быта, кухонной утвари.

 Воспитатель загадывает загадку:

 Поляной двор красных коров

Черная зайдет – всех выгонит. (кочерга)

 Воспитатель показывает чугунок: Как вы думаете, зачем он нужен?  В чугунке варили кашу, щи.

 - В печке горячо, руками чугун не поставишь, и для этого предназначен ухват.

   Воспитатель: Вот какую загадку загадаю, послушайте.

Рогат, да не бык, хватает да не ест.

Людям отдает, а сам на отдых идет.  ( Ухват).

Воспитатель: Обратите внимание на стол. Почему стол такой большой, как вы думаете? (Дети отвечают).

-Да, правильно потому что в прошлом в старину семьи были большие. Рассаживались за стол на лавки.

-Почему лавки длинные и широкие? (ответ детей).

- На лавках сидели во время обеда, а ночью на лавках спали, так как места всем в избе не хватало. Почти все в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски, ложки из дерева, девицы вышивали, шили одежду. Выполняя ручную работу молодые девушки и парни пели русские народные песни, водили хороводы, играли в игры.

Хороводная игра.

Воспитатель: Давайте и мы с вами поиграем в хороводную игру с лентой.

Вышел Ваня погулять

(Ваня идёт внутри круга с лентой в руке, высматривая подругу, дети идут хороводом и поют).

Стал подружку выбирать.

Стал подружку выбирать.

Кому ленточку отдать.

(Дети останавливаются).

Поклонись, поклонись.

(Ваня кланяется выбранной девочке, девочка отвечает).

Да за ленточку держись.

 Воспитатель: Поиграли, а теперь продолжим. Посмотрите, пожалуйста, на кровать, какое лоскутное одеяло сшито своими руками (Вручную). И как красиво вышиты подушки. Все делалось тщательно, с любовью, и было не только полезным, но и красивым радующим глаз. Это стремление к прекрасному, мастерство передавались от поколения к поколению.

 -А вот стоит прялка. Как вы думаете, для чего она предназначалась? (Ответ детей).

 -Да ребятки правильно на прялке пряли нитки. Вот так клали кудель (шерсть, лен). И пряли с помощью другого приспособления – веретено.

 Загадка

 Чем больше я кручусь,

Тем толще становлюсь.  (Веретено).

Особенности одежды.

Воспитатель: Посмотрите на одежду мужскую и женскую. У русской рубахи – особенность покроя ворота, его разрез располагается не посередине груди, а сбоку. Отсюда и название косоворотка, часто косоворотки украшали вышивкой. Подпоясывали рубаху поясом – кушак. Пояс (кушак) был не только украшением, к нему подшивались: нож, ложка. Пояс заменял карманы.

 Воспитатель: Женская одежда была представлена такими атрибутами: сарафан, кафтан (кофточка), фартук. Замужние женщины носили поневу – это юбка, у которой не сшиты края и передник. Самой распространенной обовью русского народа, были лапти.

Воспитатель: В каждой избе обязательно есть красный угол. В старину слово «красный» означало: красивый, главный, торжественный. В красном углу висят иконы. Здесь же стоят стол и лавки. В красный угол сажали гостей, устраивали чаепитие из русского самовара. Говорили так:

 Сверху пар, снизу пар —

Шипит наш русский самовар

Милости просим на чашку чая!

Вот так мы живем:

Пряники жуем, чаем запиваем

Всех в гости приглашаем.

Практическая работа с пластилином.

Воспитатель: Ребята, давайте слепим из пластилина наших кукол чугунок, ложки миски , а может кто захочет и самовар слепить .

Итог занятия.

Воспитатель: Ребята, мы с вами сегодня посетили музей   «Русская изба».

 — Вам понравилось? (Ответ детей).

 — Что нового вы узнали? (Ответ детей).

 

 

Рассказ  педагога

«Как строили дом на Руси»

Задачи:

Образовательные: Формировать представления о строении  избы. Рассказать о том, как строили на Руси (о частях русского дома, о процессе строительства).

Развивающие: Способствовать развитию эмоциональной сферы ребёнка. Расширить словарь: изба, кровля, плотник, клеть, сруб, венец, матица, причелина, красное окно и т.п.;

Воспитательные:  Воспитывать патриотические чувства.

Материалы и оборудование: таблицы - схемы: строение дома, инструмент плотника, части дома, виды русских домов и т.д.; слайды о строительстве дома и его частей -  «Древнерусский дом», «Народоведение»; заготовки из бумаги: бревна, крыша дома и основа дома – каркас из картона для моделирования русской избы; писчая бумага, клей ПВА, ножницы, кисточки для клея, клеенка для стола.

Историческая справка:  Русское слово изба происходит от древнеславянского слова «истьба». Истьбою, истопкою называли жилой сруб, в котором топили печь, в отличие от клети, которая не отапливалась.

Дома для больших семей составляли из нескольких срубов, в два-три этажа, с двухэтажными рублеными дворами. Строили дома и с внутренними рублеными стенами. Если такая стена делит дом пополам, то он называется пятистенок; дом шестистенок, – как бы два сруба под одной крышей. Строили дом из сосны. Это самое лучшее дерево, смолистое, дождей и снега боится меньше других деревьев, а значит, и дольше не загнивает. Из ели заготавливали кровлю, а покрывали кровлю чаще всего осиновой щепой или фигурными дощечками (наподобие черепицы), которые назывались лемехом.

Начиналась любая стройка из дерева со складывания дома из огромных бревен с пазами понизу, чтобы каждое следующее бревно очень плотно ложилось на нижнее. На концах брёвен делались ещё и особые вырубки, чтобы брёвна намертво сцеплялись друг с другом. Вся эта работа называлась «вязать сруб», т.е. связывать прямоугольник. Сруб - это основа любого строения на Руси.

Никаких гвоздей, как правило, никогда не использовали, но ни одно бревно в таком срубе невозможно было двинуть – так накрепко они соединялись. Основа у всех деревянных строений была одна – клеть или сруб, из четырёх стен. Клеть состоит из уложенных друг на друга венцов из бревен. Венец на венец – так растёт сруб в высоту. Самый нижний, первый и самый важный венец в срубе назывался  окладной. Его клали на четыре камня, вкопанных по углам в землю или на смоляные и обожженные комли – толстые деревья, которые почти не гниют. Их называют стульями.

Каждый следующий венец складывали из огромных бревен с пазами понизу, чтобы каждое следующее бревно очень плотно ложилось на нижнее. На концах бревен делались ещё и особые вырубки, чтобы они уже намертво сцеплялись друг с другом. На последний, верхний, венец поднимали и укладывали поперек со стены на стену матицу – мощную балку, к которой крепится потолок. Матица в доме имеет важное значение: она скрепляет отдельные потолочные бревна в дружную семью. В народе существует много сочиненных загадок про матицу, например: Мать – в избе, рукава – на дворе.

Самое чудесное в деревянном доме – крыша, прочно сделанная без единого гвоздя, никакие ветры и бури ей не страшны. Делали крышу так. Подняв сруб на нужную высоту, плотники продолжали рубить переднюю и заднюю стены, укорачивая постепенно разом бревна. Получались треугольники – фронтоны, а по-русски – очелье: то, что над челом, лицо дома. Одновременно по скату очелья через бревно в самцы врубались слеги – продольные брёвна, которые несли на себя всю тяжесть крыши. Вырубались «курицы» из тонких елей. Их корчевали в лесу с корнями, которые превращались под умелым топором в птичьи головки, Головками вниз «курицы» укладывались на слеги, и шейки их держали выдолбленное бревно – потто, водотечник.

Сверху на крышу укладывались доски кровли одна на другую так, чтобы они не пропускали воду. В верхние венцы сруба врубали поперёк простое бревно, поддерживавшее брёвна потолка. Украшали избу по-особенному, неукрашенных изб почти на Руси не было. Дом-это мир человека, защита его от окружающей чужеродной среды, поэтому к украшению дома относились особенно внимательно. Передняя сторона дома – это лицо, окна – «очи дома». Узоры вокруг окна называются наличниками, т.е. украшающие лицо. Выступ над окнами украшается резной лобовой доской, т.е над челом – так в старину называли лоб. Украшение вокруг –  очелье, украшение углов – причелины, избу считали живой.

 

Ход рассказа.

Педагог знакомит детей с технологией строительства макета деревянной избы. Для этого необходимы заготовки из бумаги – брёвна, крыша дома, и основа дома – каркас из картона, писчая бумага, клей ПВА, ножницы, кисточки для клея, клеёнка для стола, тряпочные салфетки.

Для брёвнышек лучше брать бумагу потоньше, а для крыши более плотную. Брёвнышки надо скатать, наматывая бумагу на карандаш и склеивая. Делают их двух размеров – длинные и короткие. Все брёвнышки наклеивают на каркас – основу дома для крепости и ровности строения. Так легче сложить избу, укладывая брёвна «с остатком», но делая выпуски через ряд. Чтобы не прорезать окна, наклеивают фольгу или тёмную бумагу, а затем делают узорные наличники. На верх крыши приклейте конёк и украсьте чело избы – фронтон. Верх фасада украшается узорными досками и «полотенцами», красное окно также украшается разными наличниками и ставнями. После украшения к входной двери прикрепляется крыльцо, которое также украшается по верху крыши. На верх крыши дома прикрепляются конёк и изображение образного конька.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

НОД «Социально-коммуникативное развитие»

Тема: «Деревянное зодчество»

Задачи:

Воспитывать интерес к архитектурным особенностям деревянного зодчества  на Руси.  Развивать внимание, зрительную память. Развивать творческие способности детей при рисовании узора на полосках бумаги, как элемента деревянной резьбы.и.

 Обогащение словаря детей: зодчий, плотник, сруб, наличники, ставни, розетка, зубцы резьбы, сени, горница.

Активизация словаря: кирпичный, каменный, бетонный, деревянный

Ход НОД:

               Сегодня мы с вами будем говорить о деревянном зодчестве на Руси.

Зодчий – красивое слово, именно так в старину называли на Руси строителей.

Как вы думаете, из каких материалов можно построить дом? (из дерева, кирпича, камня, бетона)

Как будет называться дом, построенный из кирпича (кирпичный), из камня             (каменный), из бетона (бетонный), из дерева (деревянный).

Ребята в старину дома строили чаще из дерева, потому что вокруг много лесов, древесины.

Наша Россия издревле славится своими лесами. Дерево у нас самый доступный и самый дешевый строительный материал.

Деревянные дома строят мастера - плотники. Дом, построенный из деревянных бревен, называли - изба.

В народе говорили, что избу не строили, а «рубили», делали  «сруб». Потому, что основным инструментом плотника был топор. Топором рубили в лесу деревья, топором же обтесывали с бревен кору. Им же вырубали в бревнах углубления для более плотного их прилегания друг к другу. Из обработанных таким образом бревен складывали стены дома - «сруб». Между бревнами укладывали мох для утепления.

Изба состояла из двух частей: в нижней части – находился подвал, здесь хранили урожай  и заготовки на зиму. В верхней части дома – жилое помещение.

Крыши у домов делали двух разных видов: двускатные (похожие на шалаши) и четырехскатные(как пирамиды) - демонстрация образцов. А на крыше избы всегда помещали конек. Вот посмотрите в книге и на избушке.

Конек считался и украшением, и оберегом дома. Часто внук, строя новый дом, брал конька с дома деда на счастье. О коньке говорили:

«Выше всех сидит,

На весь мир глядит,

На красно солнышко,

На ясный месяц».

Окна домов делали небольшого размера, чтобы тепло из дома не уходило.

Крыльцо всегда строили с навесом, чтобы было на нем чисто да сухо в любое время года. А вот навесы по форме могли быть разные: (показ иллюстраций) односкатные – с одним резным столбиком,двускатные или  полукруглые с двумя резными столбиками и небольшими перилами.

Зодчие старались украсить свои жилища – избы. Украшали ажурной резьбой. Окна украшали резными наличниками.

Узоры резьбы  тоже были разнообразными: зубцы                                                     прямоугольные, треугольные, полукруглые с углублениями или отверстиями внутри (демонстрация)

Очень часто к наличникам окон крепили ставни, с их помощью окна закрывали. Ставни летним днем спасали избу от зноя, зимой в ненастную погоду сохраняли тепло в избе. Ограждали хозяев избы от уличного шума и недобрых людей.

Ставни также украшали резными узорами. Очень часто использовали украшение – «розетку»( демонстрация образцов)

Узоры в резьбе образуются из геометрических фигур: треугольников, квадратов, кругов или из растительных элементов: листьев, веток, цветов, ягод. Эти элементы складываются в орнамент и получаются узоры невиданной красоты.

•           Круг – это изображение солнца – было связано с мечтой о добром небесном светиле, от которого зависело благополучие в семье крестьянина. В народе говорят: «Не земля хлеб родит, а солнце».

•           Дуга – это изображение радуги – оно означало, что наступило наконец желанное лето. Вырезая дугу, человек призывал к себе в помощники добрые силы природы.

•           Прежде, чем делать резьбу, мастер прорисовывает ее на заготовках, как мы видели в книге.

•           Ребята, а может быть, вы сами хотите побыть мастерами? Давайте мы с вами разделимся на две группы: одна группа попробует прорисовать элементы резьбы на заготовках для дома, а другая группа прорисует элементы резьбы на заготовленных изображениях домиков. Для этого пройдите за столы.

Физкультминутка, пальчиковая гимнастика.

        Как в деревне у пруда

Стоит ладная изба.

Окошечки резные,

Ставни расписные,

Живет там добрая семья  -

Хозяйка, хозяин и их сыновья.

Их умелые руки не знают скуки,

Засиделись в избушке братцы,

Захотел большой прогуляться,

Да скучно ему гулять одному,

Зовет он братцев всех прогуляться.

Слова сопровождаются движением рук.

Дети прорисовывают на полосках бумаги элементы деревянной резьбы простым карандашом, разукрашивают красками. Воспитатель осуществляет индивидуальную работу.

 

НОД « Познавательное развитие»:

«Путешествие по русской избе» в подготовительной группе.

Задачи:

Образовательные: формировать представления о предметах быта в Русской избе: печь, самовар, ухват, кочерга, коромысло, ведро

Развивающие: обогатить словарный запас детей.

Воспитательные: воспитывать устойчивый интерес и уважение к истории и культуре русского народа.

Материал: иллюстрации с изображением предметов быта.

Предварительная работа: изучение пословиц и поговорок о предметах быта в старину.

Ход: Воспитатель рассказывает детям о предметах быта в русской избе, их назначении, используя иллюстрации.

 Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю совершить путешествие в прошлое и посмотреть как жили люди в старину, какие у них были жилища, чем и как они устраивали свой быт.

Входя в избу, волей-неволей каждый должен поклониться хозяевам, а то и шишку на лбу можно набить: дверь в избу низкая. А порог, наоборот, высокий, чтоб меньше дуло. Войдя в избу, на печь сразу обратишь внимание: она занимает почти пол-избы.

Без печи хата - не хата.

С печью связаны весь быт, вся жизнь крестьянина. Народ недаром наделял печь волшебными свойствами, а образ печи стал традиционным для русских сказок. Ребята вспомните в каких сказках вы слышали о печке? (она прячет Машу и её братца от злых гусей-лебедей, везёт Емелю к царю и т.д.) Печь складывали из кирпича, а сверху обмазывали глиной. Такой русская изба дожила и до наших дней. Как вы думаете, как называли человека, который клал печь?(ответы детей).Правильно, человек который умел класть печь, - печник - пользовался почётом и уважением. Слава о хорошем печнике шла по всей округе. Важно было не просто сложить печь: она должна была как можно дольше держать тепло, а дров требовать как можно меньше.

Печь не только обогревала избу, как вы думаете, для чего ещё люди использовали печь?(ответы детей). Правильно, в  печи пекли хлеб, готовили еду себе и домашней живности. На печи сушили одежду, обувь, грибы, ягоды, мелкую рыбёшку. Здесь можно было спать. Для этого делалась специальная лежанка. Правый от печи угол назывался бабий кут. Здесь командовала хозяйка, всё было приспособлено для приготовления пищи, стояла прялка. Отсюда и слово закуток, то есть отгороженное где-нибудь в помещении место, обособленный уголок. Другой, левый от печи угол, назывался красный, то есть красивый. Здесь стояли стол, скамейки, висели иконы. Это было особое место для гостей. Русский народ всегда славился своим гостеприимством , а какие поговорки вы знаете о печи и об избе?

Что есть в печи - всё на стол мечи.

Когда в печи жарко - тогда и варко.

Не красна изба углами, а красна пирогами.

Умей в гости звать, умей и угощать.

 А теперь послушайте загадку:

У носатого, у Фоки

Постоянно руки в боки.

Фока воду кипятит, и как зеркало блестит.

Самовар изобрели очень давно в городе Туле. Вода в нём быстро закипала и долго не остывала. Несмотря на изобретение газа и электричества, самовар сохранился до наших дней. Наши предки, в отличие от нас, пили чай не просто из стаканов и чашек, а наливали его в блюдце, которое держали за донышко.

Для приготовления пищи люди в старину пользовались различными предметами, а какими вы узнаете, если отгадаете загадки.

Чёрный конь скачет в огонь. (Кочерга)

Длинная рука чугунок держит за бока. (Ухват)

На плечах дуга держит вёдра, в них - вода. (Коромысло)

Новая посуда, а вся в дырках. (Решето)

Воспитатель: Почти всё в избе делалось своими руками. Люди долгими зимними вечерами резали миски и ложки, долбили ковши, ткали, вышивали, плели лапти, корзины. Хотя и не отличалось убранство избы разнообразием мебели: стол, лавки, скамьи, сундуки, - всё делалось тщательно, с любовью и было не только полезным, но и красивым, радующим глаз. Это мастерство передавалось от поколения к поколению. Поэтому неудивительно, что обычные бытовые предметы становились всё совершеннее. Появлялись народные умельцы, зарождались промыслы. Любая вещь, будь то детская люлька или ковш, - всё украшалось резьбой, вышивкой, росписью или кружевом. Самой распространённой обувью русского народа были лапти. Недаром говорится - "лапотная Русь". Не только для крестьян, но и для большинства небогатых горожан лапти были единственной доступной обувью. Материал для лаптей было найти нетрудно: их плели из липы, ивы, вяза, берёзы, дуба. На одну пару лаптей требовалось ободрать три-четыре деревца. Для прочности и утепления лаптей внутрь стелили солому, а подошвы подшивали конопляной верёвкой. Ноги в таких лаптях не промокали и не замерзали. Плелись лапти без различия правой и левой ноги. А какие поговорки вызнаете о лаптях?

Только лапоть на обе ноги плетётся, а рукавички -розни.

Торопясь, и лаптей не сплетёшь.

Не учась и лапти не сплетёшь.

Плетением лаптей занимались, в основном, старики. Хороший мастер мог за день сплести две пары лаптей:

Носились лапти недолго: в горячую крестьянскую пору - четыре дня, а зимой -десять дней.

Но зато и стоили лапти дёшево - не более пяти копеек (а сапоги несколько рублей). Отсюда их доступность и распространённость.

Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Найди такой же».

Сопоставить  современные предметы с предметами старины.

Печь-плита электрическая

Самовар-чайник

Котелок-кастрюля

Утюг чугунный - утюг электрический

Люлька-кроватка

Лапти-туфли

Сундук-шкаф

Воспитатель: ну вот мы с вами и побывали в прошлом, узнали как жили наши предки, какими предметами быта они пользовались.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Словарь

 Амбар - Строение для хранения зерна, муки, припасов,

Венец - четыре скреплённых брёвен, образующих              один ярус деревянного сруба.

Горница - чистая половина крестьянской избы, как гостиная

Зодчий  - строитель, архитектор.

Изба - деревянный срубный (бревенчатый) жилой дом в сельской местности России.

Изгородь - лёгкий забор, ограда (обычно из вбитых в землю кольев с поперечно укрепленными жердями).

Клеть  - отдельная нежилая постройка для хранения имущества; кладовая.

Конёк -  украшение и оберег дома, помещался на крышу избы.

Кочерга - толстый железный прут, загнутый на конце под прямым углом, используется для выгребания углей, перемещения дров в горящем камине или печи.

Коромысло  - дугообразное деревянное приспособление для ручного ношения двух вёдер

Комли - вкопанные по углам в землю смоляные и обожженные толстые деревья.

Кровля - покрытие крыши.

Лемех - фигурная дощечка (наподобие черепицы).

Лобовая доска  - крепилась над окнами на верхние бревна сруба.

Люлька  - кроватка для младенца.

Матица - мощная балка, к которой крепится потолок. Матица  скрепляет отдельные потолочные бревна.

Наличник - узоры на деревянных дощечках, расположенные  вокруг окна.

Околица  - улица в деревне и местность вокруг поселения.

Орнамент - узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов.

Очелье  -  расположено в верхней  части окна, служит не только для украшения, но и предохраняет окно от осадков, т.к. немного выступает за его плоскость.

Палати на печи  -  самое теплое место в доме (спальное место детей и стариков).

Полотенце  - один из элементов украшения деревянной избы.

Плотник -  тот, кто занимается обработкой древесины, постройкой деревянных зданий.

Подызбица - нежилая нижняя часть избы (для кладовой или для содержания мелких домашних животных).

Полотенце - створка двери или окна в избе.

Порог -   деревянный брус на полу в нижней части дверного проёма.

Причелина  - доски с резным орнаментом, покрывающие края крыши.

Печь -  для приготовления пищи и обогрева помещений.

Резьба – один  из видов художественной обработки дерева наряду с выпиливанием, токарным делом.

Розетка - декоративный мотив в виде распустившегося цветка, применяемый в убранстве фасадов и интерьеров зданий.

Рубленая изба - деревянный срубный (бревенчатый) жилой.

 Сени -  пристройка к деревенскому дому.

Свётелка - небольшая светлая комната в верхней части дома.

Слеги - продольные брёвна, которые несли на себя всю тяжесть крыши.

 Сруб - стены рубленого деревянного сооружения, собранные из обработанных брёвен.

Самовар - устройство для кипячения воды и приготовления чая.

Ставня  - деревянная створка, чтобы прикрывать окна в избе.

Ухват - приспособление для подхватывания в печи горшков, чугунов -  железное полукольцо в виде двух рогов на длинной рукояти.

Ухожи - надворные постройки, которые располагались отдельно от жилой избы.

Хлев - Помещение для скота (коров, телят, овец), а также для крупной домашней птицы.

Чугунок  - металлический горшок для приготовления пищи в печи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Русские народные пословицы и поговорки.

 

Своя избушка - свой простор.

Криком изба не рубится, а шумом дело не спорится.

Красна изба углами, а человек добрыми делами.

Всего дороже честь сытая и изба крытая.

Мой дом  - моя крепость.

Всякий дом хозяином держится.

Без хозяина дом  - сирота.

Дом красится хозяином.

Коли изба крива -  хозяйка плоха.

Хоть худ дом, да крыша крепка.

Своя хатка - родная матка.

Изба не без крыши.

Без хозяина двор плачет, а без хозяйки  - изба. 

Изба детьми весела. 

Изба красна углами, обед пирогам.

Изба крепка запором, а двор - забором.

Что есть в печи, все на стол мечи

Хочешь, есть калачи, так не лежи на печи.

Хоть три дня не есть, лишь бы с печи не слезть.

 Хлебом не корми, только с печи не гони!

У холодной печи не согреешься.

Был бы лес, а топор всегда найдется!

Не бравшись за топор, избу не срубишь!

Без топора по дрова не ходят.

Только лапоть на обе ноги плетётся, а рукавички - розни.

Торопясь, и лаптей не сплетёшь.

Когда в печи жарко - тогда и варко.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Русские народные подвижные игры

Игра «Заплетись, плетень!»

Играющие делятся на две равные по силам команды – зайцы и плетень. Чертят две параллельные линии – коридор шириной 10– 15 см. Игроки-плетень, взявшись за руки, становятся в центре коридора, а зайцы – на одном из концов площадки. Дети-плетень читают:

         Заяц, заяц не войдет

         В наш зеленый огород!

         Плетень, заплетайся,

         Зайцы лезут, спасайся!

При последнем слове зайцы бегут к плетню и стараются разорвать его или проскочить под руками играющих. Зайцы, которые проскочили, собираются на другом конце коридора, а тем, кого задержали, говорят: «Иди назад, в лес,осинку погрызи!» И они выбывают из игры. Дети-плетень поворачиваются лицом к зайцам и читают:

         Не войдет и другой раз,

         Нас плетень от зайцев спас.

Игра повторяется, пока не переловят всех зайцев. После этого меняются ролями. Побеждает та группа, которая переловит всех зайцев при меньшем количестве запевов.

Игра «Золотые ворота»

Двое ведущих берутся за руки и строят «ворота» (поднимают сомкнутые руки вверх). Остальные берутся за руки и хоровод начинает двигаться, проходя под «воротами». Хоровод нельзя разрывать! Все хором произносят такие слова (сначала, пока ребята не разучили присказку, взрослый может говорить ее один):

 «Золотые ворота, проходите, господа:

Первый раз прощается,

Второй раз воспрещается,

 

А на третий раз не пропустим вас!»

Когда звучит последняя фраза, «ворота закрываются» — водящие опускают руки и ловят, запирают тех участников хоровода, которые оказались внутри «ворот». Тех, кого поймали, тоже становятся «воротами». Когда «ворота» разрастутся до 4-х человек, можно разделить их и сделать двое ворот, а можно оставить и просто гигантские «ворота». Игра, обычно, идет до двух последних не пойманных игроков Они становятся новыми воротами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Консультация для родителей «Мини-музей в детском саду»

 Мини-музей даёт возможность формировать, обогащать представления детей об окружающем мире, расширять кругозор, поддерживать интерес к коллекционированию, развивать любознательность и творческие способности.

В группе у детей игрушки, а в мини-музее их привлекают именно настоящие вещи, которыми пользуются взрослые, орудия труда, предметы быта, украшения. Дети берут в руки экспонаты (в настоящих музеях нельзя трогать, а в детском музее – можно), начинают исследовать, экспериментировать, действовать с ними. Дети получают знания о разных предметах и явлениях, об отношениях с другими людьми и многое другое, что складывалось веками и передавалось от поколения к поколению. Любой предмет мини-музея может подсказать тему для интересного разговора.

На базе мини-музеев можно организовать различные выставки. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно со взрослыми. Каждый мини-музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

В работе по созданию мини-музея можно условно выделить несколько этапов:

•           Обозначение темы, согласно комплексно-тематическому планированию ДОУ, с актуализацией на развитие познавательной активности воспитанников.

•           Привлечение детей и родителей к пополнению коллекции экспонатов мини-музея по теме, с последующим совместным изготовление экспонатов.

•           Изучение экспонатов (составление описательных рассказов по теме, опираясь на экспонаты, развитие творческих способностей путём изображения данных экспонатов на листе бумаге, придумывание загадок и сказок по тематике, отображение в театральной деятельности и др.).

•           Самостоятельная деятельность детей в мини-музеи (рассматривание, исследование, работа в парах, игры с экспонатами). Организация различных выставок детских работ, выполненных совместно с взрослыми.

•           Приглашение детей других групп на экскурсию в мини-музей (в данной ситуации дети пробуют себя в роли экскурсовода).

•           Совместные мероприятия с родителями по заданной теме (праздники, конкурсы, развлечения).

Работая по данной теме, обратила внимание на то, какое бесценное влияние оказывает музей на воспитание дошкольников: расширение кругозора, обогащение словарного запаса, формирование познавательно-исследовательских способностей. Дети узнают интересные факты об исторических событиях, об истории происхождения предметов старины; у них развиваются тактильные ощущения, так как они могут потрогать, поиграть, поэкспериментировать с объектами мини-музея. При создании детьми музейных экспонатов, развиваются творческие способности, фантазия, воспитанники с огромным интересом создают поделки в нетрадиционных техниках, очень любят демонстрировать их при проведении экскурсий, делятся опытом со сверстниками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мир русской деревни.

(народное искусство в жизни человека: обычаи, традиции, праздники).

Экспозиция «Мир русской деревни» знакомит посетителей с одним из самых полных в стране собраний русского народного искусства XVIII - начала XX века. Посетители музея на примере большого круга памятников традиционной культуры имеют возможность получить объемное представление о среде, в которой жили и творили народные мастера, наиболее значимых обрядах, семейных, календарных и трудовых праздниках русской деревни. 

Первый зал экспозиции  посвящен рассказу об архитектурном наружном и внутреннем убранстве крестьянского жилища конца ХIХ – начала ХХ века. Богатое собрание архитектурной резьбы музея-заповедника свидетельствует о разнообразии и богатстве техник, приемов, композиционно-образных решений памятников народного зодчества Русского Севера и Поволжья. Особую ценность представляет резной фронтон дома, выполненный в 1882 году мастером Михаилом Малышевым из Нижегородской губернии. Свобода творческого мышления, легкость и непринужденность исполнения характеризуют М. Малышева как одного из самых талантливых мастеров поволжской домовой резьбы.   


Зал 1. Охлупень. XIX век

Зал 1. Фронтон дома

 

 


Зал 1. Наличники на окна

Вера крестьян в существование «иного» мира» подтверждается такими, часто встречающимися в народном искусстве добрыми и злыми персонажами, как русалки, водяные, птицы–сирины. Почти весь спектр мифологических образов и мотивов, используемых в архитектурной поволжской резьбе, представлен в наличнике светелочного окна конца ХIХ века из Нижегородской губернии. В нем нашли отражение представления наших предков о древней картине построения мира.

Решение внутреннего пространства жилища, предметов его обстановки было строго установлено традицией и передавалось из поколения в поколение. В условно-сценической форме в экспозиции зала воссоздан интерьер крестьянского дома конца ХIХ – начала ХХ века из Вятско-Вологодского региона. Каждый угол жилой, отапливаемой части дома, имел свое, особое значение и как бы заменял отдельную комнату. Четыре угла избы соответствовали, используя современную терминологию, кухне, передней, гостиной и спальне. Главными для русского крестьянина были печной и «красный» углы дома, представлявшие особые сакральные центры.


Зал 1. Фрагмент экспозиции: красный угол крестьянского дома


Зал 1. Фрагмент экспозиции: печной угол

Согласно северо-русской традиции «русская» печь располагалась справа или слева от входа. Рядом с ней обычно оставался проход, где помещались кадка или лохань для воды, рукомойник с полотенцем. Сбоку, вдоль печи, устраивался голбец – расписная дощатая пристройка, конструктивно связанная с печью. Обстановка дома отличалась простотой и лаконичностью. Древними видами мебели являлись лавки и полки, которые изготавливались из широкого бруса, врубленного одной стороной в стену.

Полки использовались для хранения посуды и различной утвари, а лавки - для сидения и сна, для чего к ним приставлялись скамьи. Убранство комнаты дополняли переносные предметы мебели: столы, скамьи, различные короба. Со второй половины XIX века широкое распространение получают сундуки, шкафы, стулья, кровати, диваны, которыми вначале обставляли только горницы. Нередко предметы имели «рубленные» скульптурные или токарные формы, украшались яркой многоцветной росписью.

Второй зал экспозиции знакомит посетителей с кругом произведений, раскрывающих родильно–крестильные, предсвадебные, свадебные и поминально-погребальные обычаи и традиции русской деревни конца XIX – начала XX века. Образцы детской народной одежды редко встречаются в музейных собраниях страны. Большую ценность представляет группа предметов младенческой и детской одежды из Курской и Рязанской губерний: свивальник, детские одеяла, пеленки и изготовленные на Русском Севере золотошвейные наголовники для детских пеленок.

Как правило, в крестьянских семьях детей не баловали. Часто единственным лакомством ребенка и желанным подарком были печатные пряники. Свое название они получили от деревянных резных досок-форм с контррельефным, т.е. углубленным орнаментом. С помощью этих форм хозяйки отпечатывали на тесте изображения с фигурками птиц, рыбок, лошадок и цветов.


Зал 2. Фрагмент экспозиции: «Приготовление приданого»


Зал 2. Пряничные доски

Большой раздел экспозиции посвящен свадебному обряду. Создание новой семьи в крестьянском быту никогда не было делом частным, внутрисемейным, оно принадлежало к числу ритуалов общественной важности. Крестьянских детей готовили к будущей семейной жизни с самого раннего возраста. Девочки с 7-8 лет начинали участвовать в приготовлении приданого. Его размеры зависели от уровня материального благосостояния семьи будущей невесты. В экспозиции эта тема раскрыта определенным смысловым комплексом предметов: прялками, вальками, рубелями из северных и поволжских районов, богато украшенных сценами посиделок, сватовства, полотенцами, в орнаментации которых присутствует детородная символика, а также сундуками для хранения приданого.


Зал 2. Фрагмент экспозиции: «Свадьба»


Зал 2. Свадебные костюмы

Деревенская молодежь брачного возраста активно участвовала в посиделках, хороводах, играх. В виде «хоровода» в зале представлена ценная коллекция праздничных, богато декорированных костюмов северо-русских губерний России XIX – начала XX века. Ее дополняют свадебные комплекты одежды из Воронежской губернии начала XX века. Они отличаются от одежды иного назначения своей многопредметностью, насыщенной колористической гаммой и богатым орнаментальным убранством, наделенным особой благопожелательной символикой.


Зал 2. Намогильные кресты и полотенца

Свадебные костюмы крестьяне бережно хранили всю жизнь. Часто они использовались в качестве похоронной одежды – отсюда поговорка: «В чем венчаться – в том и скончаться». В связи с древними верованиями крестьян в загробную жизнь в экспозиции нашли место предметы, которые по традиции помещались в гроб для того, чтобы умерший мог ими пользоваться на «том свете»: мыло, гребень, деньги. Отдельную группу экспонатов составляют намогильные кресты и полотенца с изображением процветших намогильных крестов, символизирующих веру в бессмертие души.

Третий зал экспозиции знакомит с праздничной культурой русской деревни конца XIX – начала XX века. Содержание основных традиционных праздников годового цикла - Рождества Христова, Масленицы, Егорьева дня, Троицы – раскрывается через комплексы предметов, являющихся их яркими атрибутами. Уникальное трехстворчатое зеркало ХVII века, выполненное в форме киота, ассоциируется с широко распространенным обычаем святочных гаданий, основными темами которого были брак и семья.   А нарядные конские дуги, изящные расписные выездные сани Олонецкой губернии середины XIX века, предназначенные для праздничных прогулок и маленькие саночки Вологодской губернии, на которых, крепко обнимая друг друга, катались с гор в молодожены – с праздником Масленицы.


Зал 3. Фрагмент экспозиции. Масленица
    Зал 3. Трёхстворчатое зеркало


Зал 3. Девичьи головные уборы

В Троицу было принято украшать дома и церкви ветками березы, водить хороводы вокруг берез, что имело ритуальное значение. В условно-сценической форме в экспозиции зала воссоздан «троицкий хоровод», который составляют праздничные женские и мужской костюмы южнорусских губерний. Они отличаются подчеркнутой декоративностью, гармоничным сочетанием разнообразных техник, приемов и материалов. Представление о крестьянском костюме дополняет коллекция женских и девичьих головных уборов Европейских областей России.  

Зал 3. Фрагмент экспозиции: «Троицкий хоровод»

 

 

 

Четвёртый зал  экспозиции «Мир русской деревни» посвящен трудовым занятиям русских крестьян XVIII – начала XX века: гончарному, кузнечному и набивному делу, вышивке, ткачеству, плетению кружев и поясов. В каждом большом селении в те времена работала кузница, в которой мастер мог изготовить любую нужную вещь от простого гвоздя, топора до изящного светца или хитроумного замка.


Зал 4. Фрагмент экспозиции

Изготовлением глиняной посуды занимались по всей России. В одних местах применяли древнейшую технику лощения и задымления сосудов, в других они обваривались в горячих растворах молока и муки, но чаще всего изделия украшали разноцветными поливами, нередко дополненными росписью. В экспозиции можно познакомиться с традиционными формами корчаг, мисок, кувшинов, а также давно исчезнувшими рукомойниками с одним или двумя рыльцами, кубышками для хранения растительного масла, латками для киселя и холодца. Здесь же, в зале представлен гончарный круг, на примере которого можно проследить, как из комочка глины постепенно получается керамический сосуд.
Украшение тканей при помощи деревянных резных досок имело в России широкое распространение. В домашних «красильнях» или у мастеров, которые ходили по деревням с запасом инструментов и красок, крестьянки выбирали узор по специальным «заказникам». Один из них, из Каргопольского уезда Олонецкой губ. с 55 образцами узоров, представлен в экспозиции. Из набивных тканей шили женскую и мужскую одежду, скатерти, полотенца, занавеси и др. В зале представлены не только готовые изделия, но и набивные доски XVII – начала XX века, молотки, которыми набивали узор на ткань.


Зал 4. Фрагмент экспозиции


Во второй половине зала рассказывается о том, «как рубашка в поле выросла» - как пучки льна постепенно превращались в мягкое волокно, затем в нити, а нити в тканое полотно, из которого шили всё необходимое. Экспонаты, созданные руками крестьянских ткачих, вышивальщиц, кружевниц восхищают мастерством исполнения, разнообразием технических приёмов, образной наполненностью, жизнеутверждающей силой цветовой гаммы. 
Большой раздел экспозиции посвящен прялке, которая сопровождала русскую женщину от рождения до старости. Среди них – дышащие архаикой резные и расписные тверские и вологодские прялки со множеством солярных символов, мезенские прялки Архангельской губернии с красно – чёрными узорами, напоминающие древние петроглифы, белофонные прялки Северной Двины с многоцветной сюжетной росписью.

Особенностью экспозиции зала является то, что посетитель музея имеет возможность познакомиться с интересным комплексом интерактивных экспонатов начала XX века из Вятской губернии. Они помогут наглядно разобраться с назначением предметов, использовавшихся при изготовлении ткани: трепалом, с помощью которого пучки льна освобождались от внешней оболочки–костры, прялкой и веретеном – предметами для прядения нитей, ткацким станом, за которым опытная ткачиха ткет разноцветный половик.

По мнению устроителей, экспозиция «Мир русской деревни» возвращает к истокам национальной культуры, помогает понять оптимистическое мировоззрение народа, его насыщенный образ жизни, представления о добре и красоте. 

 

Используемая литература: 

1.         М.В.Короткова «Путешествие в историю русского быта». Москва, «Дрофа», 2008 – 256 с.

2.         Г.В.Лунина «Воспитание детей на традициях русской культуры». Москва, «Элизе трейдинг», 2007– 128 с

3.         http://planetadetstva.net/vospitatelam/starshaya-gruppa

4.         http://www.karakyli.ru/2016/10/21/kurilka-starinnaya-russkaya-     narodnaya-igra/

5.         http://www.edu.yar.ru/safety

6.           http://museum-sp.ru/department/konny-dvor/


Проект

«Русская изба»

Подготовительная группа №2

«Теремок»

 

 

 

 

 

Подготовили: Чиркова Т.С.

Мальцева А.В.

                                                                                      

Тотьма

 2021 г.

 

Оглавление:

1. Введение

∙€€€€€€€€€Актуальность

∙€€€€€€€€€Цель проекта

∙€€€€€€€€€Задачи проекта

∙€€€€€€€€€Вид проекта

∙€€€€€€€€€Сроки реализации

∙€€€€€€€€€Участники проекта

∙€€€€€€€€€Основные формы, средства и методы реализации проекта

2. Подготовительный этап

3. Основной этап:

∙€€€€€€€€€Чтение с детьми литературы

∙€€€€€€€€€НОД и беседы с детьми о народных традициях, обычаях, обрядах

∙€€€€€€€€€Продуктивная деятельность вместе с детьми

∙€€€€€€€€€Индивидуальные консультации родителей

4. Заключительный этап

5. Список литературы

 

Паспорт проекта

Название проекта

«Русская изба»

Авторы проекта

Чиркова Татьяна Сергеевна

Мальцева Антонина Владимировна

Руководители проекта

Чиркова Татьяна Сергеевна

Мальцева Антонина Владимировна

Название учреждения

МБДОУ «Тотемский детский сад №5 «Кораблик»

Тип проекта

Тематический, творческий

Продолжительность

Краткосрочный

Сроки реализации

С 1.10.21- 31.10.21 октября

Цель проекта

Воспитание духовно-нравственных качеств у дошкольников, на культурных традициях своего народа

Объект проекта

Воспитатели, дети, родители

Задачи проекта

1.Познакомить детей с предметами быта, постройками, интерьером, одеждой наших предков.

2.Расширить представления о народных традициях, обычаях, обрядах.

3.Создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детей

4. Приобщить детей к общечеловеческим нравственным ценностям (гостеприимство, трудолюбие).

5.Воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине.

6.Привлечь родителей в воспитательный — образовательный процесс.

Ожидаемый результат

Данный проект пополнит знания детей  о культуре и быте предков, поможет прикоснуться к наследию прошлого русского народа, приобщит к разным видам национального искусства (архитектура, музыка, песня, танец, живопись).

1.Дети получат знания об истории русского жилища – избы, о ее быте.

2.Познакомятся со старинными предметами домашнего обихода.

3.Словарный запас обогатится названиями предметов русского быта: прялка, веретено, ухват, чугунок и др.

4.Узнают русские народные игры: «Лиса и зайцы», «Горелки», «У медведя во бору», «Жмурки», «Зайка беленький сидит»; хороводные: «Ровным кругом», «Вставай, вставай Иванушка», «Колпачок» и др.

5.Формировать традиции русского народа: гостеприимства, почитание старости.

6.Узнают русские народные пословицы, поговорки по теме.

7.Положительная динамика взаимодействия с родителями.

8.Положительные эмоции и взаимоотношения в группе.

9.Пополниться предметно-развивающая среда в группе.

10.Дети покажут театрализованный спектакль по русской народной сказке «Колобок».

11. Побываем в творческом пространстве «Антресоль»

12.Итог проекта: Изготовление и сбор предметов для мини - музея «Русская изба».

 

 

Актуальность проекта: Одной из задач по нравственно – патриотическому воспитанию является – развитие интереса к русским традициям. Но в наши дни дети мало получают информации о русской культуре, быте. Нашим  детям следует  хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры. Мы желаем, чтобы наши воспитанники   выросли  любящими свою Родину, свой народ и культуру.

Народные игры, способствующие воспитанию  дисциплины, воли, приучают быть детей честными и правдивыми. С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формируют основы самосознания и индивидуальности. К.Д. Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…». Именно поэтому мы серьезно задумалась над проблемой  приобщения детей к истокам русской народной культуры.

Использование устного народного и декоративно – прикладного художественного творчества для формирования патриотических чувств, общечеловеческих ценностей дошкольников особенно актуально в настоящее время. Анализируя результаты мониторинга детей, выявлено, что дети недостаточно знают русское народное творчество. Для повышения уровня знаний мы решили организовать проект -знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры - «Русская изба».

Цель проекта: Воспитание духовно-нравственных качеств у дошкольников, на культурных традициях своего народа

Задачи:

1.Познакомить детей с предметами быта, постройками, интерьером, одеждой наших предков.

2.Расширить представления о народных традициях, обычаях, обрядах.

3.Создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми.

4. Приобщить детей к общечеловеческим нравственным ценностям (гостеприимство, хлебосольство, трудолюбие).

5.Воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине.

6.Привлечь родителей в воспитательный — образовательный процесс.

Вид проекта: Творческий, коллективный.

Тип проекта: духовно – нравственный, тематический, творческий

Продолжительность: Краткосрочный

Сроки реализации: С 1.10.21- 31.10.21 октября

Участники: дети старшей группы, воспитатели, родители.

Основные формы, средства, методы реализации проекта:

Формы: НОД, развлечения, совместная деятельность педагогов и детей в режимных моментах, совместная деятельность детей и родителей.

Средства: игровая деятельность: сюжетно – ролевые, подвижные, дидактические, театрализованные; продуктивная деятельность; трудовая деятельность.

Методы: наглядные: рассматривание иллюстраций, картин, альбомов, фотографий, книг.

Словестные: беседы, решение игровых ситуаций, рассказ педагога, чтение литературы, отгадывание загадок. Практические: выполнение творческих заданий, проигрывание и анализирование проблемных ситуаций.

Ожидаемые результаты:

Данный проект пополнит знания детей  о культуре и быте предков, поможет прикоснуться к наследию прошлого русского народа, приобщит к разным видам национального искусства (архитектура, музыка, песня, танец, живопись).

1.Дети получат знания об истории русского жилища – избы, о ее быте.

2.Познакомятся со старинными предметами домашнего обихода.

3.Словарный запас обогатится названиями предметов русского быта: прялка, веретено, ухват, чугунок и др.

4.Узнают русские народные игры: «Лиса и зайцы», «Горелки», «У медведя во бору», «Жмурки», «Зайка беленький сидит»; хороводные: «Ровным кругом», «Вставай, вставай Иванушка», «Колпачок» и др.

5.Формировать традиции русского народа: гостеприимства, почитание старости.

6.Узнают русские народные пословицы, поговорки по теме.

7.Положительная динамика взаимодействия с родителями.

8.Положительные эмоции и взаимоотношения в группе.

9.Пополниться предметно-развивающая среда в группе.

10.Дети покажут театрализованный спектакль по русской народной сказке «Колобок».

11. Побываем в творческом пространстве «Антресоль»

12.Итог проекта: Изготовление и сбор предметов для мини - музея «Русская изба».

Предполагаемый результат: Данный проект пополнит знания детей о культуре и быте предков, поможет прикоснуться к наследию прошлого русского народа, приобщит к разным видам национального искусства (архитектура, музыка, песня, танец, живопись).

Формы работы для решения поставленных задач:

-Сюжетно - ролевые игры, инсценировки, подвижные игры;

-Ежедневные тематические  мероприятия;

-Чтение художественной литературы,

-Изучение истории русского жилища, быта

-Дидактические игры;

-Работа с родителями.

-Выучить наизусть русские народные пословицы, поговорки, скороговорки по теме

Продукты реализации проекта:

-Подборка дидактических игр;

-Выставка детских рисунков «Русские народные сказки»

-Информационный материал в родительском уголке;

-Оформление макета «Русская изба»

-Инсценировка русских народных сказок

-Презентация  проекта;

Работа с родителями:

-Помочь родителям и детям обрести целостный чувственный опыт партнерского, доверительного взаимодействия друг с другом, в совместной двигательно-игровой деятельности.

-Эмоциональное взаимодействие родителей с детьми

- Активизация творческого потенциала родителей.

-Консультации: «Русские народные игры», «Любовь к Родине», «Устный народный фольклор»

Этапы реализации проекта:

Этап:

Вид деятельности:

Подготовительный

-Изучение литературы по музейной педагогике.

-Диагностика знаний детей о русской культуре и традициях.

-Беседы с детьми о русском народном творчестве.

- Консультации для родителей:  «Как люди на Руси жили?»  «Предметы быта дедушек и бабушек»

-Подготовка необходимого дидактического и иллюстрационного материала для реализации проекта. Составление  плана работы. Подбор сценариев.

-Изучение методической литературы по теме

-Анкетирование родителей с целью выявления компетентности по теме

Основной (Работа с родителями)

-Разместить информацию о проведении проектной деятельности в группе (сроки, тема, план-задание для родителей).

- Беседы, консультации, родительские собрания по темам проекта;

- Посещение краеведческого музея города Тотьма.

- Изготовление и сбор предметов для мини - музея «Русская изба».

- Изготовление мебели и элементов подворья для мини – музея «Русская изба».

- Шитье  предметов постельного белья, костюмов для кукол мини – музея «Русская изба».

Основной (Реализация проекта)

-Совместная познавательно-исследовательская и творческая деятельность.

-Разучивание частушек, пословиц, поговорок, потешек, танцев, песен, русских народных игр.

-Рассматривание «Старинные предметы домашнего быта»

-Проведение совместных развлечений

-Организация предметно – развивающей среды.

-Беседы: «Что такое русская изба?»,  «Русские народные игры для детей», «Русские народные музыкальные инструменты», «Гости в горнице», «Русский народный костюм», «Посуда на Руси».

-Беседы по безопасности:

-«Огонь-друг, огонь-враг».

Рассказы воспитателя: о русской печи; о традициях русского чаепития; о русской матрешке; о дымковских игрушках; о деревянных ложках.

-Рассматривание предметов домашнего обихода, кухонной утвари, народных костюмов.

-Рассматривание иллюстраций, фотографий.

-Чтение художественной литературы

-Рассказывание и рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам:

«Заюшкина избушка», «Маша и медведь», « Три медведя», «Зимовье зверей», «Лиса и журавль», «Лиса и кувшин» и т.д.

-Чтение стихотворений: А.Богомазов «Как будто бы вернулся в детство я» Л.Мей «В низенькой светелке со створчатым окном»

-Дидактические, пальчиковые игры.  Д/и «В русской горнице», «Подбери головной убор к сарафану», т«Подбери мебель для избы», «Собери посуду», «Построй избу», «Составь узор».

- Пальчиковая игра «Маланья»

-Сюжетно – ролевая игра: «Семья», «Дом», «Дочки — матери», «Встречаем гостей»

-Игры — драматизации: «Теремок», «Заюшкина избушка»,  «Художественно – эстетическое  развитие»

-Конструирование:

-Изготовление народных кукол «Мастерская старинных кукол» (куклы-закрутки)

-Аппликация: «Русская изба»

-Рисование: «Фартук в русском народном стиле» Роспись « Дымковских игрушек», «Матрешек».

-Подвижные игры: русская народная игра «Ворота», «Заплетись плетень», «Репка», «Горшки», «Ручеек», «Салки», «Сидит Яша», «Горелки»

-Создание условий для самостоятельной деятельности детей.

-Книжный уголок: Рассказы и сказки: «Три медведя», «Маша и медведь», «Заюшкина избушка», «Сивка-бурка», «Зимовье зверей», «Лиса и кувшин», «Лиса и журавль», «Теремок»

Заключительный (Итоги проекта)

-Обобщение результатов работы, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов.

-Повышение  познавательной активности, общей культуры и компетентности всех участников проекта.

-Укрепление  взаимосвязи между детьми, родителями и педагогами.

-Создание предметно-развивающей среды, способствующей нравственно-патриотическому воспитанию детей.

-Информационный материал в родительском уголке;

-Презентация  проекта;

Вывод: Одним из решений патриотического воспитания становится организация единого воспитательно -образовательного пространства для воспитанников, которое поддерживается в детском саду и семье.  Таким образом, погрузить детей в атмосферу старины способствует организация мини – музея «Русская изба». Знакомство  детей с народным творчеством, его разнообразием через материал, роспись, характер может подвести к пониманию того, что любой предмет – отражение времени, память о человеке.  Даёт представление о том, что в разных уголках нашей большой Родины живут и трудятся мастера народных промыслов.  Воспитывает  интерес к старинным русским обрядам.

Цель и задачи проекта – реализованы, поэтому предполагаемый результат достигнут.

Используемая литература:

1. В.С.Горичева, М.И.Нагибина «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина». Ярославль, «Академия развития», 1998- 190 с.

2. Н.М.Калашникова «Народный костюм». Москва, «Сварог и К», 2002 – 374 с.

3. М.Ю.Картушина «Русские народные праздники в детском саду». Москва, «Сфера», 2006 – 319

4. О.Л.Князева «Как жили люди на Руси». Санкт – Петербург, «Детство-Пресс», 1998 – 24 с.

5. М.В.Короткова «Путешествие в историю русского быта». Москва, «Дрофа», 2003 – 256 с.

6. О. Л. Князева, М. Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ. : Детство-Пресс,2010.

7. И.Н.Котова, А.С.Котова «Русские обряды и традиции. Народная кукла». Санкт – Петербург, «Паритет», 2003 – 236 с.

8. Л.С.Куприна, Т.А.Бударина и др. «Знакомство детей с русским народным творчеством». Санкт – Петербург, «Детство- Пресс», 2004 – 400 с.

9. Г.В.Лунина «Воспитание детей на традициях русской культуры». Москва, «Элизе трейдинг», 2004 – 128 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Вместе мы избу построим", "Устройство русской избы".

Воспитание детей не может быть успешным без познания жизни своих предков. Приобщая к русской культуре, пробуждается интерес к прошлому народа: его традициям, самобытности. Богадство родного языка форм...

«Гостеприимная русская изба» организация детско-родительского творчества, как форма взаимодействия музея детского сада «Русская изба» и семьи

Не так давно воспитанники нашего детского сада стали посещать музей «Русская изба», нет, им не приходиться ездить за город в «Ангарскую деревню», дело в том, что музей находится совсем рядом – на втор...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе "Без печи изба - не изба"

Занятие представлено в рамках знакомства дошкольников с культурой и бытом Руси....

конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе Тема : " Без печи изба - не изба

конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в старшей группе Тема : " Без печи изба - не изба"...

Совместное мероприятие с «Чайной избой»: «Сказочное путешествие в русскую избу»

Совместное мероприятие с «Чайной избой»: «Сказочное путешествие в русскую избу»...

Экскурсия в мини-музей «Русская изба» Тема: Милости просим в нашу избу Старшая группа

Данный материал будет полезен воспитателям, студентам дошкольных образовательных учреждений...