«Предметно-манипулятивная игра, как основной вид системообразующей деятельности детей младшего дошкольного возраста»
статья (младшая группа)
Игра- это особый вид деятельности, представляющий собой совокупность осмысленных действий, не имеющий продуктивного завершения.
Предметно-манипулятивная игра -это ведущий вид деятельности у детей с 1 года до 3 лет. Это многократно повторяющееся действие с предметом или предметами с помощью зрительно-моторной координации. Такие игры необходимы для детей с 1 года до 3 лет, так как предметно-манипулятивная игра – это ведущий вид деятельности в этом возрасте.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 18.1 КБ | |
| 2.7 МБ |
Предварительный просмотр:
«Предметно-манипулятивная игра, как основной вид системообразующей деятельности детей младшего дошкольного возраста»
Игра- это особый вид деятельности, представляющий собой совокупность осмысленных действий, не имеющий продуктивного завершения.
Ребенок получает удовлетворение от процесса игры.
Мы познакомимся с предметно- манипулятивными играми.
Предметно-манипулятивная игра -это ведущий вид деятельности у детей с 1 года до 3 лет. Это многократно повторяющееся действие с предметом или предметами с помощью зрительно-моторной координации. Такие игры необходимы для детей с 1 года до 3 лет, так как предметно-манипулятивная игра – это ведущий вид деятельности в этом возрасте.
К первому году у ребенка появляются два важнейших новообразования: ходьба и речь, это позволяет приобрести самостоятельность от взрослого, самому обследовать мир предметов. На этом этапе взрослый необходим для показа, объяснения и демонстрации способов действия с предметами.
Предметно-манипулятивная игра не имеет конкретной цели, в отличие от сюжетно-ролевой игры -не является попыткой воспроизведения чего-либо, имитации. Для ребенка ценны сами по себе действия, т.е. манипуляции с предметами.
Знакомясь с предметом, ребенок выделяет его качества, признаки и свойства, следовательно, развивается восприятие. Он запоминает предметы, действия с ними и их названия, а значит, развивается память и речь.
Предметно-манипулятивная игра обеспечивает развитие мышления и формирование мелкой моторики рук т.к. пытаясь понять, как действовать с предметом, ребенок размышляет и практически действует с ним. Развитие мелких мышц, движений рук, в свою очередь влияет на развитие речи, интеллекта.
Манипулирование и экспериментирование с предметами сопровождается разнообразными эмоциональными проявлениями, значит, наряду с предметным происходит эмоциональное освоение мира (удивление или страх перед неизвестным, радость от получившегося и обида от неудавшегося действия…). Таким образом, в предметно-манипулятивной игре происходит психическое и физическое развитие ребенка.
Создавая условия для развития предметно-манипулятивной деятельности надо учитывать следующие условия:
1.Психологические и физические особенности детей раннего возраста.
2. Второе условие - постепенное расширение круга предметов, осваиваемых ребенком. В поле зрения ребенка попадают различные предметы, привлекающие его внимание. От взрослого зависит обеспечение богатства, разнообразия и изменчивости предметной среды. Имеются в виду не только специальные дидактические игрушки, но и предметы быта.
3.Третье условие– любое действие осваивается ребенком постепенно.
Внешние свойства предмета должны быть особым образом учтены при выполнении действия с ним, иначе не будет результата. Т.к. сенсорные процессы находятся у ребенка в стадии формировании, то ему трудно осваивать любое действие.
4. Четвертое условие – помощь взрослого. Сначала нужно понаблюдать за ребенком и определить какая помощь и в какой мере ему нужна. Т.е. надо учитывать опыт ребенка.
Содержание работы с детьми от 1 года до 3 лет по предметно-манипулятивной деятельности:
1.Выделение признаков объектов.
Цвет – задание вопросы, игры в которых дети упражняются в различении и названии основных цветов.
Обсуждаются любые предметы окружающей обстановки – игрушки, одежда кукольная и детская, предметы быта.
Величина: большой – маленький, высокий – низкий, широкий – узкий, длинный – короткий, тяжелый – легкий.
Любая величина изучается в сопоставлении и сравнении. Объекты сравнивают по размеру: визуально (на глаз), путем накладывания, прикладывания, помещение одного в другой (матрешки, бочонки, ведерки, формочки – вкладыши), по весу – путем взвешивания на руке.
Сюда же относятся ситуации, в которых ребенок учиться характеризовать количество и объемного - мало (например: много воды в банке, мало в чашке; много булочек в тазу, мало – в тарелке).
Форма: одинаковая – разная.
Существует множество заданий типа «найди пару», «найди такой же» – для этого используются детали мозаики, конструктора, детской посудки.
2. Выделение количественных характеристик множеств
а) один – много. Характеристика «много» оценивается визуально, но не требует пересчета, «один» - это уже начало обучения отсчитыванию.
Ее встраивают в контекст практических действий (например: на подносе много булочек, а у каждого на блюдце - по одной булочке).
б) один, два – через рассматривание частей тела, парных предметов (рукавички две, а шарф шапочка – одна…).
3. Пространственное расположение предметов
а) Расположение относительно замкнутой линии (внутри - снаружи) – эти характеристики формируются в речи во время игры и различной деятельности детей: кукла в домике, она внутри; пуговицы в коробке, они внутри; дверь закрыли, зайка остался снаружи; что внутри этой матрешки? и т.д.
б) Расположение в пространстве – в играх и речевом общении постоянно используются предлоги и наречия, характеризующие пространственное положение самого ребенка и окружающих предметов. Надо стараться не просто употреблять их, характеризуя готовую организованную ситуацию, а делать малыша главным организатором пространства. Для этого используют «ситуации по заданию»: встань на коврик; спрячь под стол; поставь сандалики под стульчик…
в) Расположение на линии (между, за, перед, следом) – эти характеристики фиксируются в речи и практической деятельности. Понимание такого расположения предметов (упорядочение) является основой для понимания принципа порядка при построении множества натуральных чисел: кукла перед мишкой; кто следом за куклой?; кто между мишкой и зайкой? Классический пример упорядочения последовательности – сказка «Репка»: дедка за репку, бабка за дедку…
Используют другие сказки с упорядоченным появлением героев: «Теремок», «Колобок»… Также можно использовать пальчиковые игры с последовательным касанием пальчиков.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Игра – основной вид деятельности детей младшего дошкольного возраста»
Известно, что понятие ребёнок и игра неразделимы. В детском саду игра занимает главную роль в развитии и воспитании дошкольника....

Учебная рабочая программа по реализации основной общеобразовательной программы для детей младшего дошкольного возраста (3-4 года)
Основой для разработки рабочей учебной программы для детей общеразвивающей направленности от 3 до 4 лет стали следующие нормативно-правовые документы:- закон РФ «Об образовании» №273-ФЗ от 29.12...

Игра как основной вид деятельности детей младшего дошкольного возраста
Игра как основной вид деятельности детей младшего дошкольного возраста...

"Развивающие игры как основной фактор развития речи детей младшего дошкольного возраста"
Экспериментально - авторская разработка...

Презентация: "Дидактическая игра, как средство активизации познавательной деятельности детей младшего дошкольного возраста"
Что такое дидактическая игра:Это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в ...
Игра как основной вид деятельности детей младшего дошкольного возраста
Для детей один из главных видов деятельности — игра. Ребенок живет играя. Игра — это самостоятельный вид деятельности, в котором малыши ативно вступают в общение со сверстниками. Играющих ...

