Дидактические игры для детей 5-6 лет..
картотека (старшая группа)
Дидактические игры для детей 5-6 лет..
Игра 1. «СТУК ДА СТУК, НАЙДИ СЛОВО, МИЛЫЙ ДРУГ»
Цель. Учить детей делить слова на слоги (части
Ход игры. Дети становятся в круг, воспитатель – в центре с бубном в руках. Воспитатель ударяет в бубен 2 раза, дети должны назвать насекомых, имеющих в названии 2 слога (му-ха, ко-мар). Затем ударяет 3 раза – трёхсложные слова (стре-ко-за, му-ра-вей, ба-боч-ка и т.д.)
Игра 2. «КТО ЗНАЕТ, ПУСТЬ ПРОДОЛЖИТ».
Цель. Закреплять употребление в речи обобщающих слов.
Ход игры. Воспитатель называет обобщающие слова, а дети – видовое понятие, например, «Насекомое – это…». Дети: «Муха, комар,…».
Игра 3. «НАЗОВИ НАСЕКОМОЕ С НУЖНЫМ ЗВУКОМ».
Цель. Развивать фонематический звук, быстроту мышления.
Ход игры. Воспитатель просит детей вспомнить названия насекомых, в которых есть звуки (а), (к). Кто больше назовёт слов, тот и выиграл. Например: бабочка, комар, стрекоза и т.д.
Игра 4. «О ЧЁМ ЕЩЁ ТАК ГОВОРЯТ?».
Цель. Закреплять и уточнять значение многозначных слов.
Ход игры. Скажите, пожалуйста, о чём ещё можно так сказать: Идёт дождь: идёт… (снег, зима, собака, дым, человек). Играет … (музыка, девочка). Горький … (перец, лекарство).
Игра 5. «КТО НАЙДЁТ КОРОТКОЕ СЛОВО?»
Цель. Учить делить слова на слоги.
Ход игры. Воспитатель говорит детям, что узнать длину слова можно по шагам (или хлопкам). Он произносит слово «суп» и одновременно шагает. Педагог говорит, что получился только один шаг, так это короткое слово. Дети выстраиваются вдоль линии, и по одному начинают произносить слова и делать шаги. Кто неверно разделит слово на слоги, выходит из игры.
Игра 6. «ЧТО НЕВЕРНО?»
Цель. Развивать слуховое внимание и речь; приучать обнаруживать смысловые несоответствия; подбирать нужные слова с учётом содержания текста.
Ход игры. Детям дважды читают стихотворение и предлагают найти несоответствие. Это верно или нет, что, как сажа, чёрен снег, Сахар – горек, уголь – бел, ну а трус, как заяц, смел? Что летать умеет рак, а медведь плясать мастак, Что растут на вербе груши, что киты живут на суше, Что с зари и до зари сосны валят косари? Ну а белки любят шишки, а лентяи любят труд, А девчонки и мальчишки в рот пирожных не берут? Если дети назовут не все ошибки, то воспитатель читает стихотворение ещё раз.
Игра 7. «НАДО СКАЗАТЬ ПО-ДРУГОМУ»
Цель. Учить детей подбирать слова, близкие по смыслу.
Ход игры. Воспитатель говорит: «У одного мальчика было плохое настроение. Какими словами можно о нём сказать? Я придумала слово «печальный». Давайте также попробуем заменить слова в других предложениях». Дождь идёт (льёт). Воздух чистый (свежий).
Игра 8. «ГДЕ Я БЫЛ?»
Цель. Учить детей образовывать формы винительного падежа множественного числа одушевлённых существительных.
Ход игры. Педагог говорит: «Ребята, отгадайте, где я была? Я видела медуз, морских коньков, акул. Где же я была? (На море). — А теперь вы загадайте мне загадки о том, где вы были. Расскажите, кого вы видели. Главное в этой игре – не отгадывание, а составление загадки.
Игра 9. «СКАЖИ СЛОВО С НУЖНЫМ ЗВУКОМ»
Цель. Развивать фонематический слух, быстроту мышления.
Ход игры. Воспитатель говорит: «Придумайте слово со звуком (а) – и бросает мяч любому из играющих. Ребёнок отвечает: «Шапка» — и бросает мяч следующему игроку, и т.д. по кругу. Затем воспитатель называет другой звук, и игра повторяется снова. Игра 10. «НАЙДИ ПРОТИВОПОЛОЖНОЕ СЛОВО»
Цель. Учить детей подбирать противоположные по смыслу слова в заданиях разного типа.
Ход игры. Педагог задаёт предложение и предлагает детям ответить на вопросы: «Если суп не горячий, то, значит, он какой?», «Если в комнате не светло, то как?», «Если нож не острый, то он…», «Если сумка не лёгкая, то она…» и т.д.
Игра 11. «ДОПОЛНИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Цель. Развивать речевую активность детей, быстроту мышления.
Ход игры. Воспитатель говорит начало предложения, а дети должны дополнить его новыми словами, чтобы получилось законченное предложение. Например, педагог: «Мама купила…»»…книги, тетради, конфеты…», продолжают дети.
Игра 12. «СКАЖИ, ЧТО ТЫ СЛЫШИШЬ»
Цель. Развивать фразовую речь. Ход игры. Педагог предлагает детям закрыть глаза, внимательно послушать и определить, какие звуки они услышали (сигнал машины, шорох падающего листа, разговор прохожих и т.д.) Дети должны отвечать полным предложением.
Игра 13. «СКАЖИ ПО-ДРУГОМУ»
Цель. Учить подбирать синонимы.
Ход игры. Воспитатель говорит, что в этой игре дети должны будут называть слова, близкие по значению (например, стужа – мороз).
Игра 14. «ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО»
Цель. Учить детей подбирать однокоренные слова.
Ход игры. Воспитатель читает стихотворение, а дети должны добавить слова, связанные со словом «снег». Тихо, тихо, как во сне, Падает на землю…(снег). С неба все скользят пушинки – Серебристые…(снежинки). Вот веселье для ребят – Всё сильнее…(снегопад). Все бегут вперегонки, Все хотят играть в …(снежки). Словно в белый пуховик Нарядился…(снеговик). Рядом снежная фигурка Эта девочка…(снегурка). Словно в сказке, как во сне, Землю всю украсил…(снег). (И.Лопухина) — Какие слова вы подобрали? На какое слово они все похожи?
Игра 15. «ДОБАВЬ СЛОГ»
Цель. Развивать у детей фонематический слух, быстроту мышления.
Ход игры. Воспитатель (или ребёнок) называет один слог и бросает мяч. Поймавший мяч должен дополнить слово, например, ма – ма, кни – га и т.п. Дополнивший слово ребёнок снова бросает мяч воспитателю (или ребёнку).
Игра 16. «НАОБОРОТ»
Цель. Развивать у детей сообразительность, быстроту мышления.
Ход игры. Воспитатель (или ребёнок) называет слово, дети подбирают к нему слово с противоположным значением (далёкий – близкий, высокий – низкий).
Игра 17. «О ЧЁМ Я СКАЗАЛА?»
Цель. Учить детей различать в слове несколько значений, сравнивать их, находить общее и различное.
Ход игры. Воспитатель говорит, что есть слова, которые мы употребляем часто, и много разных предметов называем одним и тем же словом: головка (куклы, лука, чеснока, голова человека); иголка (у шприца, у ели, у сосны, швейная, у ёжика); нос (у человека, у чайника, у самолёта); ножка; ручка; крыло и т.д.
Игра 18. «ПРИДУМАЙ ДРУГОЕ СЛОВО»
Цель. Расширять словарный запас детей.
Ход игры. Педагог предлагает детям бутылка из-под молока – молочная бутылка. Кисель из клюквы — …(клюквенный кисель). Суп из овощей — …(овощной суп). Пюре из картофеля — …(картофельное пюре). И т.д.
Игра 19. «КТО БОЛЬШЕ ВСПОМНИТ»
Цель. Расширять словарный запас детей.
Ход игры. Воспитатель просит посмотреть на картинки и рассказать, что делают предметы: метель (метёт, вьюжит, пуржит); дождь (льёт, моросит, накрапывает, капает, начинается); ворона (летает, каркает, сидит, ест).
Игра 20. «КАКАЯ, КАКОЙ, КАКОЕ?»
Цель. Учить подбирать определения, соответствующие данному примеру, явлению.
Ход игры. Воспитатель называет какое-нибудь слово, а играющие по очереди подбирают как можно больше признаков, соответствующих данному предмету. Белка – рыжая, шустрая, большая, маленькая, красивая. Пальто – тёплое, зимнее, новое, старое. И т.д.
Игра 21. «СТОП! ПАЛОЧКА, ОСТАНОВИСЬ!»
Цель. Упражнять в самостоятельном назывании слов и чётком произношении звуков в них.
Ход игры. Дети становятся в круг, воспитатель – в центре. Воспитатель говорит, что они будут описывать животное, и каждый ребёнок должен что-то сказать о нём. Например, воспитатель говорит: «Медведь!» — и передаёт палочку ребёнку, тот отвечает: «Бурый!» — и передаёт палочку следующему. Кто не сможет ничего сказать о животном, выходит из игры.
Игра 22. «ВСПОМНИ РАЗНЫЕ СЛОВА»
Цель. Учить вслушиваться в звучание слов; упражнять в самостоятельном назывании слов и чётком произношении звуков в них.
Ход игры. Дети становятся в круг. Каждый ребёнок должен назвать какое-нибудь слово и сказать его следующему участнику; следующий участник говорит тоже одно слово. Так, по очереди все дети должны произнести по одному слову. Через три круга игра останавливается. Нельзя повторять одно слово дважды. Тот, кто не сумел быстро назвать слово или повторил уже названное, выходит из круга.
Игра 23. «ИСПРАВЬ ОШИБКУ»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактические игры для детей 5-6 лет..
Игра 1. «СТУК ДА СТУК, НАЙДИ СЛОВО, МИЛЫЙ ДРУГ»
Цель. Учить детей делить слова на слоги (части
Ход игры. Дети становятся в круг, воспитатель – в центре с бубном в руках. Воспитатель ударяет в бубен 2 раза, дети должны назвать насекомых, имеющих в названии 2 слога (му-ха, ко-мар). Затем ударяет 3 раза – трёхсложные слова (стре-ко-за, му-ра-вей, ба-боч-ка и т.д.)
Игра 2. «КТО ЗНАЕТ, ПУСТЬ ПРОДОЛЖИТ».
Цель. Закреплять употребление в речи обобщающих слов.
Ход игры. Воспитатель называет обобщающие слова, а дети – видовое понятие, например, «Насекомое – это…». Дети: «Муха, комар,…».
Игра 3. «НАЗОВИ НАСЕКОМОЕ С НУЖНЫМ ЗВУКОМ».
Цель. Развивать фонематический звук, быстроту мышления.
Ход игры. Воспитатель просит детей вспомнить названия насекомых, в которых есть звуки (а), (к). Кто больше назовёт слов, тот и выиграл. Например: бабочка, комар, стрекоза и т.д.
Игра 4. «О ЧЁМ ЕЩЁ ТАК ГОВОРЯТ?».
Цель. Закреплять и уточнять значение многозначных слов.
Ход игры. Скажите, пожалуйста, о чём ещё можно так сказать: Идёт дождь: идёт… (снег, зима, собака, дым, человек). Играет … (музыка, девочка). Горький … (перец, лекарство).
Игра 5. «КТО НАЙДЁТ КОРОТКОЕ СЛОВО?»
Цель. Учить делить слова на слоги.
Ход игры. Воспитатель говорит детям, что узнать длину слова можно по шагам (или хлопкам). Он произносит слово «суп» и одновременно шагает. Педагог говорит, что получился только один шаг, так это короткое слово. Дети выстраиваются вдоль линии, и по одному начинают произносить слова и делать шаги. Кто неверно разделит слово на слоги, выходит из игры.
Игра 6. «ЧТО НЕВЕРНО?»
Цель. Развивать слуховое внимание и речь; приучать обнаруживать смысловые несоответствия; подбирать нужные слова с учётом содержания текста.
Ход игры. Детям дважды читают стихотворение и предлагают найти несоответствие. Это верно или нет, что, как сажа, чёрен снег, Сахар – горек, уголь – бел, ну а трус, как заяц, смел? Что летать умеет рак, а медведь плясать мастак, Что растут на вербе груши, что киты живут на суше, Что с зари и до зари сосны валят косари? Ну а белки любят шишки, а лентяи любят труд, А девчонки и мальчишки в рот пирожных не берут? Если дети назовут не все ошибки, то воспитатель читает стихотворение ещё раз.
Игра 7. «НАДО СКАЗАТЬ ПО-ДРУГОМУ»
Цель. Учить детей подбирать слова, близкие по смыслу.
Ход игры. Воспитатель говорит: «У одного мальчика было плохое настроение. Какими словами можно о нём сказать? Я придумала слово «печальный». Давайте также попробуем заменить слова в других предложениях». Дождь идёт (льёт). Воздух чистый (свежий).
Игра 8. «ГДЕ Я БЫЛ?»
Цель. Учить детей образовывать формы винительного падежа множественного числа одушевлённых существительных.
Ход игры. Педагог говорит: «Ребята, отгадайте, где я была? Я видела медуз, морских коньков, акул. Где же я была? (На море). — А теперь вы загадайте мне загадки о том, где вы были. Расскажите, кого вы видели. Главное в этой игре – не отгадывание, а составление загадки.
Игра 9. «СКАЖИ СЛОВО С НУЖНЫМ ЗВУКОМ»
Цель. Развивать фонематический слух, быстроту мышления.
Ход игры. Воспитатель говорит: «Придумайте слово со звуком (а) – и бросает мяч любому из играющих. Ребёнок отвечает: «Шапка» — и бросает мяч следующему игроку, и т.д. по кругу. Затем воспитатель называет другой звук, и игра повторяется снова. Игра 10. «НАЙДИ ПРОТИВОПОЛОЖНОЕ СЛОВО»
Цель. Учить детей подбирать противоположные по смыслу слова в заданиях разного типа.
Ход игры. Педагог задаёт предложение и предлагает детям ответить на вопросы: «Если суп не горячий, то, значит, он какой?», «Если в комнате не светло, то как?», «Если нож не острый, то он…», «Если сумка не лёгкая, то она…» и т.д.
Игра 11. «ДОПОЛНИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Цель. Развивать речевую активность детей, быстроту мышления.
Ход игры. Воспитатель говорит начало предложения, а дети должны дополнить его новыми словами, чтобы получилось законченное предложение. Например, педагог: «Мама купила…»»…книги, тетради, конфеты…», продолжают дети.
Игра 12. «СКАЖИ, ЧТО ТЫ СЛЫШИШЬ»
Цель. Развивать фразовую речь. Ход игры. Педагог предлагает детям закрыть глаза, внимательно послушать и определить, какие звуки они услышали (сигнал машины, шорох падающего листа, разговор прохожих и т.д.) Дети должны отвечать полным предложением.
Игра 13. «СКАЖИ ПО-ДРУГОМУ»
Цель. Учить подбирать синонимы.
Ход игры. Воспитатель говорит, что в этой игре дети должны будут называть слова, близкие по значению (например, стужа – мороз).
Игра 14. «ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО»
Цель. Учить детей подбирать однокоренные слова.
Ход игры. Воспитатель читает стихотворение, а дети должны добавить слова, связанные со словом «снег». Тихо, тихо, как во сне, Падает на землю…(снег). С неба все скользят пушинки – Серебристые…(снежинки). Вот веселье для ребят – Всё сильнее…(снегопад). Все бегут вперегонки, Все хотят играть в …(снежки). Словно в белый пуховик Нарядился…(снеговик). Рядом снежная фигурка Эта девочка…(снегурка). Словно в сказке, как во сне, Землю всю украсил…(снег). (И.Лопухина) — Какие слова вы подобрали? На какое слово они все похожи?
Игра 15. «ДОБАВЬ СЛОГ»
Цель. Развивать у детей фонематический слух, быстроту мышления.
Ход игры. Воспитатель (или ребёнок) называет один слог и бросает мяч. Поймавший мяч должен дополнить слово, например, ма – ма, кни – га и т.п. Дополнивший слово ребёнок снова бросает мяч воспитателю (или ребёнку).
Игра 16. «НАОБОРОТ»
Цель. Развивать у детей сообразительность, быстроту мышления.
Ход игры. Воспитатель (или ребёнок) называет слово, дети подбирают к нему слово с противоположным значением (далёкий – близкий, высокий – низкий).
Игра 17. «О ЧЁМ Я СКАЗАЛА?»
Цель. Учить детей различать в слове несколько значений, сравнивать их, находить общее и различное.
Ход игры. Воспитатель говорит, что есть слова, которые мы употребляем часто, и много разных предметов называем одним и тем же словом: головка (куклы, лука, чеснока, голова человека); иголка (у шприца, у ели, у сосны, швейная, у ёжика); нос (у человека, у чайника, у самолёта); ножка; ручка; крыло и т.д.
Игра 18. «ПРИДУМАЙ ДРУГОЕ СЛОВО»
Цель. Расширять словарный запас детей.
Ход игры. Педагог предлагает детям бутылка из-под молока – молочная бутылка. Кисель из клюквы — …(клюквенный кисель). Суп из овощей — …(овощной суп). Пюре из картофеля — …(картофельное пюре). И т.д.
Игра 19. «КТО БОЛЬШЕ ВСПОМНИТ»
Цель. Расширять словарный запас детей.
Ход игры. Воспитатель просит посмотреть на картинки и рассказать, что делают предметы: метель (метёт, вьюжит, пуржит); дождь (льёт, моросит, накрапывает, капает, начинается); ворона (летает, каркает, сидит, ест).
Игра 20. «КАКАЯ, КАКОЙ, КАКОЕ?»
Цель. Учить подбирать определения, соответствующие данному примеру, явлению.
Ход игры. Воспитатель называет какое-нибудь слово, а играющие по очереди подбирают как можно больше признаков, соответствующих данному предмету. Белка – рыжая, шустрая, большая, маленькая, красивая. Пальто – тёплое, зимнее, новое, старое. И т.д.
Игра 21. «СТОП! ПАЛОЧКА, ОСТАНОВИСЬ!»
Цель. Упражнять в самостоятельном назывании слов и чётком произношении звуков в них.
Ход игры. Дети становятся в круг, воспитатель – в центре. Воспитатель говорит, что они будут описывать животное, и каждый ребёнок должен что-то сказать о нём. Например, воспитатель говорит: «Медведь!» — и передаёт палочку ребёнку, тот отвечает: «Бурый!» — и передаёт палочку следующему. Кто не сможет ничего сказать о животном, выходит из игры.
Игра 22. «ВСПОМНИ РАЗНЫЕ СЛОВА»
Цель. Учить вслушиваться в звучание слов; упражнять в самостоятельном назывании слов и чётком произношении звуков в них.
Ход игры. Дети становятся в круг. Каждый ребёнок должен назвать какое-нибудь слово и сказать его следующему участнику; следующий участник говорит тоже одно слово. Так, по очереди все дети должны произнести по одному слову. Через три круга игра останавливается. Нельзя повторять одно слово дважды. Тот, кто не сумел быстро назвать слово или повторил уже названное, выходит из круга.
Игра 23. «ИСПРАВЬ ОШИБКУ»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра для детей 4-7 лет "Профессии" с приложенным дидактическим материалом
Цель: знакомить детей с особенностями разных профессийЗадачи:1) Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых и сверстников;2) Расширять представления детей об особенностях профессий3) Продолжат...

Музыкально - дидактическая игра для детей 4-5 лет «Угадай, на чём играю».
Музыкально-дидактическая игра для развития у детей тембрового слуха. С помощью игры у детей закрепляются знания о детских музыкальных инструментах и навыки игры на них....
«Лучшая научно-исследовательская или дидактическая игра». Дидактическая игра для детей раннего возраста «Нарядим ёлочку».
Дидактическая игра:-обеспечивает накопление представлений у детей раннего возраста о форме, цвете, величине предметов, их свойствах, которые составляют фундамент общего умственного развития ребенка и ...
Дидактические игры в младшей группе. Картотека Дидактические игры для детей 3-4 лет в детском саду по ФГОС
Дидактические игры в младшей группе. КартотекаДидактические игры для детей 3-4 лет в детском саду по ФГОС...

Дидактическая игра для детей дошкольников старшей -подготовительной группы. Православные праздники Дидактическая игра «Православные праздники» для детей 5-7 лет
Цель: приобщение детей к истокам и традициям православной культуры через знакомство с церковными праздниками.Задачи:• вызвать интерес к истории и традициям православных праздников;• фор...

Музыкально-дидактические игры для детей старшего возраста. Примерное планирование освоения музыкально – дидактических упражнений и игр детьми подготовительной группы на занятиях в течение учебного года (с сентября по май)
Перечень музыкально-дидактических игр для детей старшего возраста (подготовительной группы).ФПАГМЕНТЫ ЗАНЯТИЙ 1. Узнай песню по двум звукам 2.Бубенчики 3.Музы...

Музыкально-дидактические игры для детей среднего возраста. Примерное планирование освоения музыкально – дидактических упражнений и игр детьми средней группы на занятиях в течение учебного года (с сентября по май)
Перечень музыкально-дидактических игр для детей среднего возраста (средней группы). Фрагменты занятий 1. Птица и птенчики 2.Качели 3.Эхо 4.Курицы...