Патриотическое воспитание в дошкольном возрасте.
материал
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образования. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, родному городу, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром. Это и расширение представлений о своей стране, знакомство с символами государства, правами и обязанностями граждан России и желание сохранять и приумножать богатство своей страны.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Патриотическое воспитание в дошкольном возрасте.
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образования. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, родному городу, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром. Это и расширение представлений о своей стране, знакомство с символами государства, правами и обязанностями граждан России и желание сохранять и приумножать богатство своей страны.
Патриотизм как нравственное качество является результатом целенаправленного воспитания, и дошкольное детство самый благоприятный период для приобщения ребенка к национальной культуре. На каждом возрастном этапе проявления патриотизма и патриотическое воспитание имеют свои особенности.
Первые и самые важные учителя своего ребенка - это семья. Первая его школа - это дом, который окажет огромное влияние на то, что он будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей.
Развитие патриотических чувств проходит более эффективно в тесной связи семьи и детского сада.
Семья совместно с педагогами детского сада могут заложить в детей то зерно патриотизма, которое в дальнейшей жизни уже взрослого человека будет твёрдой основой гражданственности, морали, воспитанности и любви к Родине.
Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первое представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству. Очевидно, что для этого необходимо определить нравственные ориентиры, способные вызвать чувства самоуважения и единения.
Системе образования принадлежит ведущая роль в гражданском и патриотическом становлении подрастающего поколения.
В детском саду патриотическое воспитание носит комплексный характер и осуществляется через все виды деятельности.
Формы работы с детьми самые разные: занятия, экскурсии, тематические беседы, дидактические и словесные игры, восприятие художественной литературы, сюжетно-ролевые игры, просмотр презентаций, фильмов, выставки детского творчества, участие в акциях, тематические праздники.
Серьезное направление в патриотическом воспитании – приобщение к традициям народа, к народному творчеству. Большой интерес вызывают у детей и предметы декоративно-прикладного искусства.
Неоценимую помощь может оказать и обращение к фольклору – сказки, пословицы и поговорки, песни. Последовательное ознакомление дошкольников с произведениями народного музыкального творчества помогает им лучше понять мудрость русского народа. В результате у детей развивается интерес, любовь и уважение к своему народу, восхищение его талантом.
Сильными средствами патриотического воспитания являются музыка, литература, изобразительное искусство. Детям понятна тема картин И. Левитана, И. Шишкина и других больших художников, которые с любовью изображали природу родной Отчизны. Стихи русских поэтов Ф. Тютчева, С. Есенина и других поэтов, музыка П. Чайковского, С. Прокофьева. Необходимо, чтобы отбирались только высокохудожественные произведения.
Слушание песен о Родине, Армии, песен военных лет способствует развитию у детей патриотических чувств.
Большое значение для детей имеет пример подвигов защитников Родины в годы Великой Отечественной войны, а так же близких героев семьи – прадедушки и прабабушки, приближавшие нашу Победу. В этом помогают рассказы взрослых, семейные фотографии, чтение художественных произведений о героях.
Чувство любви к Родине начинается у ребенка с привязанности к дому, к природе, окружающей его, к родному городу. Развитие, углубление патриотических чувств тесно связано с формированием представлений о родном крае. Поэтому необходимо постепенно расширять круг знаний ребенка о своей стране.
Важной частью работы по воспитанию любви к Родине является формирование у детей представлений о людях родной страны, тех которые прославили нашу Родину: знаменитых ученых, изобретателей, космонавтов, врачей, композиторов, писателей, художников, путешественников. Познакомить детей с лучшими качествами российского народа.
Большое значение в патриотическом воспитании дошкольников играет непосредственное участие их в праздниках (день города, день Космонавтики, День Победы, День защитника Отечества, День Флага, День Независимости России). Дети делают открытки, учат стихи, песни, выступают на утренниках. В результате такой работы у детей создаются не только представления об их городе, стране, но и возникает чувство сопричастности к важным происходящим событиям.
Воспитывать любовь к Родине, родному городу – значит связывать воспитательную работу с социальной жизнью, которая окружает ребенка.
В доступной форме можно знакомить дошкольников с историей создания нашего государства, государственными символами – герб, флаг, гимн.
В. В. Сухомлинский утверждал, что детство – это каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.
Положительного результата можно достичь только систематической работой. Использование данных подходов позволит формировать подлинно гражданственные и патриотические позиции у дошкольников, что затем ляжет в основу личности взрослого человека – гражданина своей страны.
С целью расширения у детей полученных знаний, в группе необходимо создавать предметно - развивающую среду. Оборудовать уголок по нравственно - патриотическому воспитанию. В этом уголке поместить флаг России и герб, портрет президента нашей страны. Дети должны знать нашего руководителя страны. Также рекомендуется иллюстрации столицы нашей Родины Москвы, фотографии родного города.
Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина. Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.
Правильная организация работы по патриотическому воспитанию дошкольников основана, прежде всего, на знании возрастных возможностей и психологических особенностей детей этого возраста. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы.
Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Пути, средства и методы патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Патриотическое воспитание в детском саду.»
Подготовила воспитатель группы детей раннего возраста МДОУ №30 «Родничок» г. Серпухова Короленко Любовь Валерьевна «Пути, средства и методы патриотического воспитания детей дошкольного возраст...

Педагогический проект по патриотическому воспитанию дошкольников «Значение устного – народного творчества в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста»
Для дошкольного воспитания особенно актуальны вопросы развития познавательно активной личности, роста ее духовного потенциала. Вот почему важно в жизнь ребенка включать знакомство с разнообразными фор...

«Русские педагоги о патриотическом воспитании детей дошкольного возраста» Педагогическая гостиная «Взаимодействие с семьями воспитанников по патриотическому воспитанию»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Веселоярский детский сад «Сказка» «Русские педагоги о патриотическо...

Самообразование по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». (Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка)
(Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка) « С любовью к родному краю, родной культуре, роднойречи начинается ...

Особенности планирования работы нравственно – патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Центр краеведения и нравственно-патриотического воспитания с детьми в младшей группе
Представлен опыт, система и последовательность информационной базы для нравственно - патриотического центра в средней группе...

Консультация.Тема: «Социально-значимые акции как эффективный инструмент патриотического воспитания дошкольников» (в рамках реализации годовой задачи по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста)
laquo;Социально-значимые акции как эффективный инструмент патриотического воспитания дошкольников»Патриотическое воспитание подрастающего поколения одна из самых актуальных задач нашего вр...
