Воспитывающая образовательная среда ДОО как условие развития базовых национальных ценностей, в том числе чувства патриотизма и гражданской позиции дошкольников
статья (подготовительная группа)
Патриотическое воспитание в детском саду - это процесс освоения, наследования традиционной отечественной культуры.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 22.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа № 17 г. Новокуйбышевск г.о. Новокуйбышевск Самарской области структурное подразделение«Детский сад «Алёнушка»
Сообщение на тему: Воспитывающая образовательная среда ДОО как условие развития базовых национальных ценностей, в том числе чувства патриотизма и гражданской позиции дошкольников
Подготовили:
воспитатели
Глущенко О.В., Басова И.А.
Новокуйбышевск, 2024
Дошкольная организация как первая ступень Российской системы образования призвана создать условия для позитивной социализации ребенка, «…усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности…развитие социального и эмоционального интеллекта; формирование первичных представлений…о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отеческих традициях и праздниках…»– задачи, стоящие перед педагогическим коллективом на этом пути».
Патриотическое воспитание в детском саду - это процесс освоения, наследования традиционной отечественной культуры. Народная культура несет в себе мудрые истины, дающие образец отношения к природе, семье, роду, Родине. Эти истины на протяжении многих веков выработаны, отшлифованы, проверены в практике личной жизни нашими предками.
Во все времена человечества ребенок впитывал нравственные установки в семье. Для дошкольника естественно «отзеркаливать» маму, папу, подражать им. Реалии современности таковы, что этот мощный воспитательный институт – семья, ушел на второй план. Большинство российских детей с 1,5 лет являются воспитанниками дошкольных учреждений. Снижен воспитательный потенциал семьи еще и по тому, что воспитание сегодняшних родителей пришлось на время, когда в Российском обществе был размыт нравственный идеал, когда «разумное, доброе, вечное» стало вытесняться чуждыми для нашего народа понятиями, базирующихся на возведении материального благополучия в единственную цель жизни человека. Великой воспитательной силой наделены современные СМИ, но его ориентиры далеки от нравственности, присущей нашему народу, лежащей в основе понятия «русская душа». Профессор доктор педагогических наук С. Казакова: отмечает, что «Национальное воспитание придает личности самобытность, индивидуальность, наделяет ее своим менталитетом, духовностью».
Под национальным воспитанием подразумевается созданная на протяжении веков самим народом система взглядов, убеждений, идей, идеалов, традиций, обычаев и др., призванных формировать мировоззренческое сознание и ценностные ориентации молодежи, передавать ей социальный опыт, достижения предыдущих поколений. То есть это все то, что сегодня принято называть «базовые национальные ценности».
В последние годы, ведущие исследователи проблем нравственного воспитания, выделяют следующие его составляющие: толерантность, воспитание у детей любви к Родине, гуманных чувств и отношений к людям, природе, окружающему миру, формирование основ культуры общения с близкими людьми, восприятие нравственно-волевых качеств, значимыми взрослыми, сверстниками, к самому себе, воспитание культуры поведения.
Перед дошкольной образовательной организацией стоит серьезная проблема: создать единое образовательное пространство в семье и детском саду для духовно – нравственного воспитания детей на основе базовых национальных ценностей. Модель данного пространства включает в себя участие всех субъектов образовательных отношений: родителей, детей, педагогов.
Обучение патриотизму это сложный и долгий процесс, многое из того, что должен знать каждый образованный человек трудно и сложно, особенно это сложно для восприятия ребёнком. Для реализации задач патриотического воспитания дошкольников необходим комплексный подход: на занятиях, в игре, прогулке, экскурсиях, на праздниках и развлечениях. Маленький ребенок ещё не в силах разобраться в вопросах политического, исторического, социального характера, для него важны конкретные примеры и наглядность, которые являются залогом понимания.
К основным организационным условиям, формирующим патриотизм у дошкольников можно выделить следующие: - целенаправленность (целевая установка деятельности на определенный период, основанная на учете прошлого опыта, анализе потенциала объекта управления); - объективность (разработка плана основывается на знании объективных условий деятельности объекта управления: экономических, материальных, социальных, географических и др.); - перспективность (цели деятельности принимаются как понятные и эмоционально окрашенные;как стратегия, хоть и намеченная на длительный срок, но реально осознаваемая); - оптимальность (выбор наиболее подходящих для определенных условий форм, содержания, технологий работы); - комплексность (при планировании предполагается использование разнообразных форм, средств, видов, методов, направлений деятельности в их взаимосвязи и единстве); - согласованность, скоординированность (координация и соотнесение плана работы отдельных подразделений и структур объекта управления друг с другом); - конкретность (четкость сроков, формулировок, с указанием исполнителей); - коллегиальность (формы коллективного планирования, оценка экспертов, учет мнения лиц и структур, заинтересованных в результате).
Самоуправление процессом формирования патриотизма дошкольников связано с выявлением влияния на этот процесс следующих компонентов: факторов, условий, а также методов, форм и средств формирования. К этим условиям относят: 1) осмысление воспитуемыми необходимости развития патриотизма и героизма; 2) наличие ценностной установки на овладение профессиональными знаниями и умениями; 3) включение в различные виды деятельности и выполнение различных ролей; 4) коррекция патриотических потребностей и их возвышение.
Патриотизм должен воспитываться в постоянном общении с родной природой, широком знакомстве с социальными условиями жизни народа. Такое общение при систематической образовательной деятельности осуществляется непрерывно. Для помощи ребёнку осознать, понять, что такое патриотизм, история и культура родной страны рекомендуется проводить патриотическое воспитание поэтапно от близкого, знакомого (семья, детский сад), к более сложному - город, страна. Ввиду этого, для каждого возраста дошкольников подготавливаются разного уровня занятия и игры, экскурсии, праздники и развлечения. Такие темы как «Семья», «Детский сад», «Родная страна» лежат в основе формирования у детей социального опыта, воспитания привязанности к близким людям. В процессе работы у ребёнка начинает постепенно складываться образ собственного дома с его укладом, традициями, стилем взаимоотношений. Это чувство «родительского дома» ложится в основу любви к Родине, Отчизне. Чрезвычайно важно для формирования у детей чувства эмоциональной привязанности к ближайшему окружению, воспитания уважения к людям, работающим в детском саду. В отношении к семье данная задача решается легче, так как опирается на естественную связь ребёнка с родным домом.
Дошкольное учреждение тоже должно стать местом, в котором ребёнок чувствовал бы себя комфортно и уверенно. Знакомство с двором, улицей, на которой живёт ребёнок, кладут начало формирования у детей представлений о родном городе, его устройстве, истории, достопримечательностях. Наиболее запоминающимися для детей событиями могут стать экскурсии и походы, во время которых дети не только знакомятся с местностью, в которой расположен микрорайон, но и любуются самыми красивыми местами малой родины, замечательной природой: аллеями, прудами, речками и парками. Для многих детей это станет открытием и оставит неизгладимый след в памяти. После проведённой работы с детьми по данной теме они лучше узнают свой микрорайон, в котором живут, научатся видеть красоту родной природы, красоту улиц, по которым они проходят каждый день. Также, рекомендуется проведение целевых экскурсий в магазин, в школу, в парк, на почту, на стадион, что поможет детям познакомиться с назначениями и устройством различных учреждений микрорайона. Эта работа поможет сформировать у старших дошкольников представление о разнообразных потребностях людей и о том, кто и как заботится о жителях города.
Основная работа по знакомству детей с родным городом, селом проходит на занятиях. Рекомендуется провести цикл занятий о родном районе или городе. При ознакомлении с историей района или города, прежде всего, необходимо организовать поисковую деятельность: расспросить родителей, дедушек и бабушек об истории названия города, улицы, на которой живут дети, известных людях малой родины. На занятиях дети обмениваются полученной информацией, рассматривают иллюстрации, фотографии. Всё это способствует уточнению и пополнению знаний детей о родном городе или районе. В результате возрастёт познавательный интерес к истории города, уважение к знаменитым землякам. Необходимо предложить детям совместно с родителями поработать со схемой своего района: нарисовать при помощи взрослых дорогу из дома в детский сад, на схеме обозначить название улиц, места перехода через дорогу, достопримечательности. При этом дети запоминают адрес детского сада, свой домашний адрес, уточняются правила безопасного поведения на улице. На примере своего района дети познакомятся с устройством города, его структурой, назначением различных учреждений и служб, им станут более понятны материальные и духовные потребности людей; они узнают, что люди разных профессий трудятся на благо района, города, стараются сделать жизнь горожан удобнее, интереснее.
Знакомя детей с родным городом и родной страной, необходимо учитывать, что информация, данная воспитателем, должна вызвать в детях не только положительные чувства и эмоции, но и стремление к деятельности. Это может быть желание ребёнка нарисовать то, о чём он только что услышал, рассказать родителям или друзьям то, что он узнал от воспитателя; посадить около дома цветы, чтобы его двор был красивее; не сорить и т.д. Воспитатель должен научить дошкольников замечать вокруг, то положительное, что создаётся руками людей, восхищаться этой работой, ценить и беречь то, что окружает детей, любить свою малую родину и свою страну и гордиться городом.
Таким образом, патриотическое воспитание детей - одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения, важным условием которой является тесная взаимосвязь с родителями, семьей, как ячейкой общества и хранительницей национальных традиций. Наследование и преемственность нравственных и эстетических ценностей родной культуры в детском возрасте - это и есть самый естественный, а потому и верный способ патриотического воспитания, которое ребёнок пронесёт через всю жизнь. Культурное наследие народа - огромное богатство, которым каждому нужно научиться правильно распоряжаться, владеть им так, чтобы сохранить и приумножить, воплотить его в сокровище своего внутреннего мира, своей личности, в дальнейшем творческом созидании.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме: «Формирование у дошкольников первоначальных чувств патриотизма через раннюю профориентацию».
На мой взгляд, воспитание патриотических чувств у современного дошкольника является одной из основных задач дошкольного образования. Но так, как наши воспитанники – дети работников ОАО «РЖ...

Сценарий спортивного развлечения посвящённого 23 февраля. Такие мероприятия развивают у детей двигательные навыки, силу, скорость, выносливость, координацию, воспитывают чувства патриотизма, дружелюбие, чувство сопереживания, стремление к взаимовыручке.
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"9886854","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"313","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"9886868","at...

Консультация для воспитателей "Взаимодействие детского сада и семьи по формированию основ патриотизма и гражданского достоинства в ДОУ.
Консультация для воспитателей "Взаимодействие детского сада и семьи по формированию основ патриотизма и гражданского достоинства в ДОУ"...

«Ознакомление дошкольников с картинами Ставропольских художников: воспитываем в детях чувство прекрасного, чувства патриотизма».
«Ознакомление дошкольников с картинами Ставропольских художников: воспитываем в детях чувство прекрасного, чувства патриотизма»....

"Воспитание чувства патриотизма через вовлечение дошкольников в подвижные народные игры" (выступление на научно-практической конференции «Формирование гражданственности и патриотизма через познание многообразия мира»)
На современном этапе отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника, так как за последнее время - время продолжительных кризисных явлений в социально-экономиче...

Патриотическое воспитание у детей дошкольного возраста. По моему глубокому убеждению, с дошкольного возраста необходимо воспитывать у детей чувство патриотизма, любовь, чувство гордости за свою страну.
В жизни каждого человека есть памятные даты, свои праздники. Но весь многонациональный народ России объединят великий день 9 мая – День Победы. У нас создан не один проект по патриотическом...
сообщение по теме: "Воспитание патриотизма и гражданской позиции для детей старшего дошкольного возраста"
Патриотическое воспитание - процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников, направленный на развитие патриотических чувств, формирование патриотических убеждений и устойчивых норм патриотического...
