"Значение пальчиковых игр в развитии речи детей"
консультация по развитию речи
Консультация для педагогов
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 16.29 КБ |
Предварительный просмотр:
«Значение пальчиковых игр в развитии речи детей» «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». В. А. Сухомлинский. «Рука – это инструмент всех инструментов». Аристотель. «Рука – это своего рода внешний мозг». Кант. «Пальчиковая гимнастика»- это весёлое, увлекательное и полезное занятие! Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Простые движения помогают убрать не только напряжение самих рук, но и ослабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношения многих звуков, чем лучше работаю пальцы и вся кисть в целом, тем лучше ребенок говорит! Речь, сопровождаемая подвижными образами, более выразительная и доступна пониманию малыша. Стихотворная форма подачи материала имеет соответствующий ритм, который помогает координировать речь и движения. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями. Пальчиковые игры влияют на пальцевую пластику, руки становятся послушными, что помогает ребенку в выполнении мелких движений, необходимых в рисовании, а в будущем и при письме. Ученые рассматривают пальчиковые игры как соединение пальцевой пластики с выразительным речевым интонированием, создание пальчикового театра, формирование образно-ассоциативного мышления. А это значит, что пальчиковая гимнастика влияет не просто на развитие речи, но и на ее выразительность, формирование творческих способностей. Память. Играя, пальчиками, ребёнок развивает память, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений. Малыш легче и разучивает и запоминает потешку, стихотворение, сказку уже после нескольких прочтений. Текст, подкреплённый действием, запоминается очень быстро и надолго, в несколько раз быстрее, чем при обычном прочтении. Ребёнок довольно быстро начинает связывать в сознании зрительные образы с соответствующим текстом. Подготовка руки к письму. В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма. Сильные, умелые, ловкие пальчики малыша – это залог его будущих успехов в письме. Рисовании, рукоделии, конструировании т. д. Ручки ребёнка ещё не слишком скоординированы, а умственное развитие малыша опережает его графические навыки. Внимание. Важнейшим способом обучения и развития ребёнка дошкольного возраста является подражание. Наши дети подражают всему, что видят, хорошему и плохому, просто потому, что подражание является их врождённой способностью и ведущим видом деятельности. Но подражание не у всех детей развито одинаково. Это зависит от умения удерживать внимание. Воображение. Поначалу детский взгляд притягивает движение. Пальчики создают некие формы, которые благодаря речи складываются в образы. Невероятная фантазия малыша начинает активно работать, и вместо простых пальчиков появляется целая галерея образов. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории. Артистизм. Как правило, эмоциональная речь подкрепляется жестами, а они, в свою очередь, добавляют выразительности словам. Дети прошедшие «школу пальчиковой игры», легче овладевают динамикой жестов, более раскованы и коммуникабельны.
Первые математические понятия. «Пальчиковая гимнастика» - это замечательный материал для формирования элементарных математических представлений (ФЭМП, начиная от счёта и заканчивая такими категориями: вправо- влево, выше – ниже, дальше - ближе, длиннее-короче, больше – меньше, день - ночь и т. д. Эти понятия подкреплены сюжетом и жестами. Поэтому они наглядны и доступны малышу. Все игры лучше распределить на три группы. 1 группа. Упражнение для кистей рук: -развивают подражательную способность, достаточно простые, не требуют тонких дифференцированных движений; -учат напрягать и расслаблять мышцы; -развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время; -учат переключаться с одного движения на другое. Например: «Шарик». Исходное положение. Пальчики обеих рук собраны «Щепотью» и соприкасаются кончиками. «Надуваем шарик»: придаем пальцам такое положение, какое бывает, когда руки держат мяч или шарик. «Шарик лопнул»: пальцы возвращаются в исходное положение. Я надул упругий шарик, Укусил его комарик. Лопнул шарик – не беда, Новый шар надую я. 2 группа. Упражнение для пальцев условно статическое. -совершенствует полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений. Например: «Очки». Исходное положение. Сделать двумя руками колечки. Поднести к глазам имитируя очки. Вот колечки – посмотри! Превращаются в очки! 3 группа. Упражнения для пальцев динамические: -развивают точную координацию движений; -учат сгибать и разгибать пальцы рук; -учат противопоставлять большой палец остальным. Например: «Цветы». Движения пальцев иллюстрируют стихотворные строки. Исходное положение. Кисти рук поставить вертикально и соединить. Округлённые ладони с раздвинутыми пальцами отвести в стороны. Утром алые цветки Раскрывают лепестки. Двигают ладонями, сложенными «цветком», вправо – влево, одновременно шевеля пальцами. Ветерок подует- цветики волнует. Постепенно смыкают пальцы, выполняя упражнение БУТОН. Покачивают «бутонами» вперед- назад. А под вечер все цветки Закрывают лепестки, Головой качают, Тихо засыпают. Подкладывают сложенные вместе ладони под щёку. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Значение пальчиковых игр в развитии речи детей дошкольного возраста"
Консультация для родителей о значении развития речи детей с использованием элементов пальчиковой гимнастики, потешек....
Статья: "Значение пальчиковой гимнастики для развития речи детей"
Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок начал разговаривать раньше, нужно развивать мелкую моторику рук. Уже доказанным фактором является связь между мелкой моторикой рук и уровнем развития речи ребёнка....
Значение пальчиковых игр для развития речи детей
Значение пальчиковых игр для развития речи детей...

Значение пальчиковых игр в развитии речи детей.
Консультативный материал "Значение пальчиковых игр в развитии речи"...

Консультация для родителей на тему: "Значение пальчиковых игр в развитии речи детей"
Консультация для родителей на тему: "Значение пальчиковых игр в развитии речи детей"...

Консультация для родителей на тему "Значение пальчиковых игр в развитии речи детей"
Автором представлен материал для родителей о значении пальчиковых игр в развитии речи детей....

Конспект заседания детско-родительского клуба НА ТЕМУ: "Значение пальчиковой гимнастики в развитиии речи детей дошкольного возраста"
Конспект предназначен воспитателям детского сада и родителям детей дошкольного возраста...
