ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ О РАСТИТЕЛЬНОМ МИРЕ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ
статья (средняя группа)

Вердиханова Севиндж Гезаловна

В статье рассматривается дидактическая игра как эффективное педагогическое средство формирования знаний о растительном мире у детей среднего дошкольного возраста. Актуальность исследования обусловлена необходимостью экологического воспитания дошкольников и формирования у них целостного представления о природе.

Целью исследования — является изучение возможности формирования знаний о растительном мире детей 4-5 лет посредством дидактической игры.

 

 В работе анализируются особенности восприятия детьми дошкольного возраста информации о растениях, раскрываются методические подходы к организации игровой деятельности.

В ходе исследования определены основные виды дидактических игр (игры с предметами, настольно-печатные, словесные), их влияние на познавательное развитие детей. Особое внимание уделяется использованию природного материала в игровой деятельности, формированию у дошкольников навыков наблюдения, сравнения, классификации растений.

Практическая значимость работы заключается в разработке конкретных игровых методик, способствующих развитию познавательного интереса к растительному миру, формированию бережного отношения к природе. Представленные материалы могут быть использованы педагогами дошкольных учреждений в образовательной практике.

Ключевые слова: дидактическая игра, экологическое воспитание, дошкольное образование, познавательное развитие, растительный мир, игровая деятельность, методика дошкольного образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ О РАСТИТЕЛЬНОМ МИРЕ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ

                           

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ        3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЛИЯНИЯ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ НА ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ О РАСТИТЕЛЬНОМ МИРЕ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ        7

1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме    формирования знаний о растениях у детей 4-5 лет        7

1.2. Особенности ознакомления детей 4-5 лет с растительным миром        14

1.3. Роль дидактической игры как средства формирования знаний о растительном мире детей 4-5 лет        16

Выводы по 1-ой главе        19

2. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ О РАСТИТЕЛЬНОМ МИРЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ        20

2.1. Цель, задачи, описание методики диагностики и результаты констатирующего эксперимента        20

2.2. Проектная деятельность педагога по использованию дидактических игр о растительном мире        25

2.3. Практические рекомендации по использованию дидактических игр для формирования знаний о растительном мире детей 4-5 лет        28

Выводы по 2-й главе        30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ        31

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ        33

ПРИЛОЖЕНИЕ А        36

ПРИЛОЖЕНИЕ Б        40

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Растительный мир является одним из самых важных компонентов нашей планеты, который играет ключевую роль в поддержании жизни на Земле.

Растения обеспечивают нас пищей, кислородом и другими необходимыми элементами для существования, однако многие люди не имеют достаточных знаний о растительном мире, что может привести к негативным последствиям для окружающей среды и здоровья человека.  

Леса, луга, реки, озера - это наш общий дом, а животные и растения - наши соседи на планете Земля. Надо жить в мире и согласии со своими соседями. Ко всему, что движется, и растет нужно относится бережно. И именно экология учит, как можно использовать природу, не нанося ей ущерба. В Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» одним из основных принципов государственной политики в области образования называется принцип воспитания любви к окружающей природе, Родине, семье [1].

Принимая во внимание особенности возраста детей 4-5 лет их можно назвать «почемучками» и «исследователями». В этом возрасте дети начинают проявлять интерес к окружающей среде, растениям и животным, а также к их свойствам и особенностям.

Важность ознакомления детей 4-5 лет с растительным миром отражена авторами в исследованиях. Анализ авторских программ по экологическому образованию (Н. А. Рыжовой, С.Н. Николаевой, И.А. Комаровой, Н.Н. Кондратьевой В.Г.Гревцовой, Л.С. Ягнитиной, Е.Ф. Терентьевой, А. М. Федотовой, И. А. Хайдуровой, Т.В.Христовский) позволяют сделать вывод, что ознакомление детей 4-5 лет с растительным миром предусматривается в каждой программе и включает в себя содержание знаний о деревьях, травах, кустарниках. А также направлены на изучение способности детей дошкольного возраста к усвоению систематизированных знаний о мире растений с помощью игровой деятельности. Особое значение педагоги и ученные придавали дидактической игре.

Дидактические игры являются одним из эффективных средств формирования знаний и развития ребенка. Они помогают развивать логическое мышление, внимание, речь, память и воображение, а также способствуют усвоению новых знаний и умений. В данном случае, игры с использованием растений и их свойств могут помочь детям лучше понять, как они растут, какие условия необходимы для их роста и развития, а также какие свойства растений могут быть использованы в жизни человека [20].

Дидактические игры могут быть различными по форме и содержанию, но все они имеют общую цель - помочь детям усвоить новую информацию или закрепить уже имеющиеся знания. Кроме того, знание о растительном мире может помочь ребенку лучше понимать природу и ее законы, а также научиться беречь и заботиться о ней.

Характерные особенности дидактических игр заключаются в том, что они создаются взрослыми с целью обучения и воспитания детей. Однако, созданные в дидактических целях, они остаются играми. Ребенка в этих играх привлекает, прежде всего, игровая ситуация, а, играя, он незаметно для себя решает дидактическую задачу. Дидактические игры по экологии на тему растительного мира могут быть интересными и познавательными, если они будут включать в себя различные аспекты растений и их взаимодействия с окружающей средой.  Дидактические игры могут быть разных видов: настольные, подвижные, словесные, музыкальные и т.д. они могут быть как индивидуальными, так и групповыми.                      

 А.С. Макаренко писал: «Игра имеет большое значение в жизни ребенка, имеет то же значение, что у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре. И вся история отдельного человека, как деятеля и работника, может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу» [16].

Воспитательное значение дидактической игры заключается в формировании взаимоотношений детей, умения вместе играть, согласовывать свои интересы с интересами коллектива, помогать друг другу и радоваться успеху товарища. Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности и, прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношения с окружающими людьми. Уже на ранних и младших возрастных ступенях именно в игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, по своему желанию общаться со сверстниками, реализовывать и углублять свои знания и умения. Чем старше становятся дети, чем выше уровень их общего развития и воспитанности, тем более значимой является педагогическая направленность игры на формирование поведения, взаимоотношений детей, на воспитание активной позиции. Н.К. Крупская писала: «Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная школа воспитания. Игра для дошкольников – способ познания, окружающего» [16].

Согласно ФГОС ДО, познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности. Дидактические игры занимают важное место в реализации ФГОС ДО, поскольку, обязательным элементом в них является познавательное содержание и умственные задачи. Многократно участвуя в игре, ребёнок прочно осваивает знания, которыми он оперирует. А решая умственную задачу в игре, ребёнок учится запоминать, воспроизводить, классифицировать предметы и явления по общим признакам. [2]

В группе детского сада созданы все необходимые условия для познавательного развития детей, однако, несмотря на это, можно заметить некоторые противоречия. Например, у детей наблюдается низкая мотивация к изучению растительного мира.

Что может затруднить формирование у них правильных представлений о растениях и их роли в природе и жизни человека. Кроме того, низкая мотивация может привести к снижению интереса к учебе в будущем, что в свою очередь может повлиять на успеваемость и развитие детей.

Проведенное нами исследование было направлено на изучение формирования знаний о растительном мире детей 4-5 лет посредством дидактической игры.

 Данная постановка проблемы определила цель, задачи, объект, предмет проведенного исследования, содержание научных гипотез, выбор методов и методик.

Целью исследования является изучение возможности формирования знаний о растительном мире детей 4-5 лет посредством дидактической игры.

Объект исследования: процесс формирования знаний о растительном мире детей 4-5 лет посредством дидактической игры. 

Предмет исследования: изучение влияния дидактической игры, на формирование знаний у детей 4-5 лет.

Гипотеза: мы полагаем, что подборка серий дидактических игр, направленных на формирование знаний о растительном мире, будет способствовать успешному усвоению знаний детей 4-5 лет при соблюдении следующих условий:

- разнообразие дидактических игр (настольно-печатных, словесных, игр с предметами);

- последовательность проведения игр;

- включение игр в ОП ДО.

Задачи исследования:

1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.

2. Подобрать и провести диагностическую методику на выявление уровня знаний о растительном мире детей 4-5 лет

3. Подобрать серию дидактических игр, направленных на формирование знаний о растительном мире детей 4-5 лет

4. Разработать рекомендации по внедрению серий дидактических игр по теме исследования

Структура и объем работы: Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, выводов, списка литературы, приложения.

Глоссарий

Дидактические игры это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения (В. Н. Кругликов).

 Классификация растений – это система разделения растений на группы, исходя из их родственных связей.(Научно-технический энциклопедический словарь)

Растительный мир – это совокупность диких растений (наземных и водных), произрастающих в состоянии естественной свободы на территории государство, а также в пределах его континентального шельфа (Большая российская энциклопедия)

Экосистема (от др.-греч. -жилище, местопребывание и – система)- основная природная единица на поверхности Земли, совокупность совместно обитающих организмов и условий их существования, находящихся в закономерной взаимосвязи друг с другом и образующих систему (И.И. Дедю 198) 

Содержание экологии – отношение живых организмов и образуемых ими сообществ между собой и с окружающей средой. (Большой энциклопедический словарь)

Знания – это отражение человеком объективной деятельности в форме фактов, представлений, понятий и законов науки; коллективный опыт человечества, результат познания объекта и деятельности (И.П.Подласый).

Средство – приём, способ действия для достижения чего-нибудь (С.И.Ожигов)

Методы исследования:

- Теоретический (анализ и синтез источников литературы);

- Эмпирический (диагностика).

Исследование проводилось в средней группе «Светлячки» ГБДОУ № 71 Центрального районе, г. Санкт-Петербурга.       

                                                 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЛИЯНИЯ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ НА ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ О РАСТИТЕЛЬНОМ МИРЕ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ

1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме    формирования знаний о растениях у детей 4-5 лет

Экологическое образование представляет целостную систему, охватывающую всю жизнь человека, и должно начинаться с раннего детства, когда закладываются первые основы миропонимания и нравственно ценностного опыта взаимодействия с предметно - природной средой. У дошкольников еще недостаточно сформирован опыт в общении с природой и положительного, бережного отношения к ней.                               Непосредственный контакт ребенка с объектами природы, т.е. «живое» общение с растениями, должно стать потребностью детей, источником радости, непрерывного обогащения их новыми впечатлениями [3].

Растительный мир - главный компонент биосферы, собственно, и возникший - то только тогда, когда появились растительные организмы, способные преобразовывать солнечную энергию и осуществлять синтез биоорганического вещества на Земле [15].

 Дети 4-5 лет получают знания как в процессе системного обучения на занятиях в детском саду, так и в процессе повседневной жизни. Детский сад – первое самое ответственное звено в общей системе народного образования. В дошкольном возрасте закладывается фундамент представлений и понятий детей, который обеспечивает успешное умственное развитие и экологическое образование является важной частью развивающей экологической среды в дошкольном образовательном учреждении.  В психологических исследованих проведенных под руководством (А.В.Запорожец, Л.А.Венгер, В.С.Мухина) исследователи пришли к выводу, что темп умственного развития детей дошкольного возраста очень высок по сравнению с более поздними возрастными периодами.  Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я.А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К.Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. Знания формируются как в стихийном познании природы, так и в процессе направленного умственного воспитания. Знания являются результатом умственного воспитания. Умственное воспитание – это специально организованный педагогический процесс, направленный на формирование у дошкольников системы элементарных знаний и умений, способов умственной деятельности, а также на развитие способностей детей. Глубокому изучению формирования знаний посвятил свои работы Л.С.Выготский. Благодаря этим исследованиям стало возможно комплексное изучение интеллекта на всех его уровнях, что позволяет разносторонне воздействовать на умственное развитие [19].

Как показал ряд педагогических и психологических исследований, дошкольное детство нельзя рассматривать как период накопления лишь отдельных конкретных представлений о вещах. На протяжении этого периода наблюдаются существенные сдвиги в умственном развитии, формируются общие представления и понятия, складываются важные мыслительные операции - умение анализировать, сравнивать, обобщать. Знания рассматриваются как аспект умственного развития. Умственное развитие – это количественные и качественные изменения, происходящие в мыслительной деятельности ребёнка в связи с возрастом, обогащением опыта и под влияние воспитательных воздействий. Вопросом развития умственного воспитания занимались такие ученые, как Н.Н.Поддьяков, А.Н.Леонтьев, А.В.Запорожец. Результаты этих исследований показывают, что возможности умственного развития детей дошкольного возраста значительно выше, чем это предполагалось ранее. Важная и наиболее сложная проблема умственного развития дошкольников – формирование у них активности и самостоятельности мыслительной деятельности. В процессе умственного развития ребёнка тесно взаимодействуют три основные формы мышления: наглядно – действенная, наглядно – образная и логическая. Тесная взаимосвязь этих мышлений позволяет говорить об общих закономерностях развития мыслительной деятельности у дошкольников. Вместе с тем каждая форма характеризуется своими особыми средствами и способами осуществления и выполняет специфические функции в общем процессе умственного развития детей. Успешность умственного развития зависит от характера усваиваемых знаний, а также от методов обучения. Впервые она была представлена в работах Л.С.Выготского. Методы обучения рассматриваются как способы работы педагога с детьми с целью приобретения последними знаний, умений, навыков, формирования мировоззрения и развития способностей. В обучении познавательная деятельность детей тесно связана с практической деятельностью, имеющей образовательное и воспитательное значение [19].

Обучение – процесс целенаправленной передачи общественно- исторического опыта, организация формирования знаний, умений, навыков. Обучение представляет собой общение между теми, кто обладает знаниями, определённым опытом, и теми, кто их усваивает (А.Н.Леонтьев). Обучение затрагивает всю жизнедеятельность обучаемого: обеспечивает усвоение знаний, умений, навыков, опыта творческой деятельности, эмоционально- оценочного отношения к миру, к самому себе (И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин). Существенный вклад в разработку содержания и методики дошкольного обучения внесли Е.Н.Водовозова, П.Ф.Лесгафт, Е.И.Флерина. Они тесно связывали дошкольное обучение с ознакомлением с окружающей жизнью, подчеркивали особую роль природоведческих знаний в содержании образовательной работы. Исследования А.В.Запорожца, Н.Н.Поддьякова, П.Г.Саморуковой выявили, что наиболее высокого уровня умственного развития можно добиться в том случае, если давать детям не разрозненные сведения, а систематизированный круг знаний, отражающих существенные связи и зависимости в той или иной области действительности (связь между ростом растений и условиями их существования). Условия систематизированных знаний развивают у ребенка умение вычленять основные стороны действительности и увязать их в целостное знание о мире, создают важные предпосылки для владения такими формами теоретического мышления, которые особенно ценны при современных требованиях к обучению в детском саду (В.В.Давыдова, Л.Ф.Обухова) [14].

Ознакомление с природой занимает особое место в умственном воспитании детей. Большая часть знаний, которыми дети овладевают в детском саду – это конкретные сведения и факты из области живой и неживой природы. При знакомстве дошкольников с растениями следует учитывать, как своеобразие познаваемого объекта, так и познавательные возможности, и особенности (возрастные и индивидуальные) самих детей. Экологические знания – это знания, которые помогают сформировать у детей определённое отношение к природе, экологически грамотное и безопасное поведение, активную жизненную позицию, познавательный опыт в целом. В дошкольном возрасте необходимо учить детей различать и называть наиболее типичные, часто встречающиеся в данной местности деревья, кустарники, травянистые растения. Воспитанников детского сада знакомят и с комнатными растениями, учат узнавать, различать и называть наиболее яркие, часто встречающиеся из них [25].

В дошкольном возрасте детям доступны знания о потребностях растений: для жизни, роста и развития растения нуждаются в свете, тепле, влаге, почвенном питании. Ребята учатся различать части растений (лист, стебель, корень, цветок), узнают о функциях некоторых из них. Очень важно дать воспитанникам элементарные знания об охране растений. Возможность усвоения таких знаний детьми 4-5 лет доказана психолого-педагогическими исследователями: П.Г.Саморуковой, И.А.Комаровой, И.А.Федотовой, Н.Н.Кондратьевой, Е.Ф.Терентъевой .

  В начале 1970-х годов начали проводиться педагогические исследования, которые в дальнейшем вошли в ядро теоретико-экспериментального обоснования методики экологического воспитания дошкольников. Это было связано с новыми идеями, инициированными Академией педагогических наук. Детские психологи (В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин и др.) провозглашали необходимость:

· усложнения содержания обучения – привнесения в него теоретических знаний, отражающих закономерности окружающей деятельности;

· построения системы знаний, усвоение которых обеспечило бы эффективное умственное развитие ребенка [21].

Введение в детские сады систематического обучения на занятиях явилось важным этапом развития дошкольного воспитания в нашей стране.  В процессе обучения на занятиях, которые в связи с этим рассматриваются как главный фактор умственного воспитания, начинается систематизация представлений детей об отдельных сторонах явлений природы. Занятия являются основной формой обучения в детском саду. Именно на занятиях процесс обучения может быть построен в соответствии со всеми основными требованиями дидактики. В ходе обучения ребёнок овладевает знаниями постепенно, поэтапно. Условно можно выделить несколько таких этапов. Каждому этапу соответствует определённый уровень знаний и возможностей ребёнка в осмыслении природных явлений, а также определённая направленность педагогического руководства умственной деятельностью дошкольников. На первом этапе происходит количественное накопление конкретных сведений о конкретном явлении. Задача педагога – управлять процессом ознакомления детей с определёнными явлениями таким образом, чтобы они усваивали наиболее существенные его признаки, чтобы представления складывались у детей отчётливо, неискажённо. На втором этапе под руководством воспитателя продолжается увеличение общего объёма конкретных признаков и одновременно опыта, которое, взаимодействуя с вновь усваиваемыми знаниями, обусловливает порождение новых, неожиданных знаний, выступающих в виде догадок, предположений. Эти знания не всегда отчётливы, однако, они дают тот материал, который является основой активной мыслительной деятельности детей, на определённом этапе которой ребёнок приходит к достаточно ясным суждениям. Отбор сведений о природе осуществляется с учётом их воспитательного характера, научной достоверности, конкретности и доступности детям дошкольного возраста. Знания должны быть доступными всем дошкольникам; они усложняются от группы к группе, становятся более детализированными и в то же время более обобщёнными. Знания должны быть конкретными. Содержание и структура усваиваемых знаний формируют познавательные способности и мышление воспитанников. Освоение способов умственной деятельности осуществляется лишь в процессе усвоения и применения знаний. Переход от одного этапа к другому происходит в ходе целенаправленного педагогического руководства процессом детского познания. Соблюдение определённой последовательности в формировании знаний детей о растениях делает этот процесс более управляемым [16].

  В 90-е годы в России было создано значительное количество программ, направленных на экологическое воспитание дошкольников. Рядом психологов созданы авторские программы, в которых представлены психологические аспекты экологического образования дошкольников.

Одной из первых в 90-х годах появилась программа С. Николаевой «Юный эколог», созданная на основе собственной Концепции экологического воспитания дошкольников. «Юный эколог» включает две подпрограммы – программу экологического воспитания дошкольников программу повышения квалификации дошкольных работников в области экологического воспитания детей, т.е. одновременно решается вопрос становления начал экологической культуры у детей и развития ее у взрослых, их воспитывающих (ведь воспитатель, являющийся носителем экологической культуры важнейшее условие развития детей). Программа имеет обстоятельное теоретическое и экспериментальное обоснование, сориентирована на личностный подход к ребенку и всестороннее его развитие.

Содержание программы отражает биоцентрический взгляд на природу, прослеживает взаимосвязь организма со средой обитания в разных аспектах как закономерные проявления морфофункциональной приспособленности любимых растений и животных к среде, как смену форм приспособительной взаимосвязи организма со средой в процессе его онтогенетического развития, как сходство разных живых существ, проживающих в однородной среде. Решить эти вопросы можно при наличии в жизненном пространстве детей (в помещении и на участке ДОУ) в достаточном количестве самих объектов природы – растений и животных.

Программа А. Вересова «Мы земляне» имеет своей целью развитие в детях элементов экологического сознания, она демонстрирует всеобщую взаимосвязь природы, человека и его деятельности.

 Программа Е. Рылеевой «Открой себя» создана на основе авторской концепции, предполагающей индивидуализацию личностного развития ребенка. Программа предусматривает развитие у детей естественнонаучных представлений и экологической культуры, начальные формы экологического сознания формируются через цикл занятий «Мир нерукотворный».

 Программа «Паутинка» Ж.Л. Васякиной-Новиковой развивает в детях планетарное мышление: разумное отношение к миру и к себе как к жителю Земли. У детей формируется представление о мире по четырем параметрам: «где я живу» (окружающая среда), «как я живу» (поведение и ответственность), «с кем я живу» (соседи по планете, взаимосвязь с ними), «когда я живу» (взаимодействие во времени). Экологические представления о ценности природы и ее единстве с человеком, о жизненно необходимых проявлениях человека, растений и животных помогают развить в детях сопереживание, сочувствие, которые потом трансформируются в содействие. Программа А. Вересова «Мы земляне» имеет своей целью развитие в детях элементов экологического сознания, она демонстрирует всеобщую взаимосвязь природы, человека и его деятельности.

Программа Е. Рылеевой «Открой себя» создана на основе авторской концепции, предполагающей индивидуализацию личностного развития ребенка. Программа предусматривает развитие у детей естественнонаучных представлений и экологической культуры, начальные формы экологического сознания формируются через цикл занятий «Мир нерукотворный».

Программа «Паутинка» Ж.Л. Васякиной-Новиковой развивает в детях планетарное мышление: разумное отношение к миру и к себе как к жителю Земли. У детей формируется представление о мире по четырем параметрам: «где я живу» (окружающая среда), «как я живу» (поведение и ответственность), «с кем я живу» (соседи по планете, взаимосвязь с ними), «когда я живу» (взаимодействие во времени). Экологические представления о ценности природы и ее единстве с человеком, о жизненно необходимых проявлениях человека, растений и животных помогают развить в детях сопереживание, сочувствие, которые потом трансформируются в содействие.

Творческий поиск педагогов и психологов в целом ряде программ направлен на развитие в детях эстетического отношения к природе и окружающему миру.

Программа В.И. и С.Г. Ашиковых «Семицветик» нацелена на культурно-экологическое образование детей, развитие в них начал духовности, богатой, творческой саморазвивающейся личности. Авторы считают от того, как ребенок научится мыслить и чувствовать окружающий мир природы, как воспримет ценности мировой культуры, зависит то, как он будет действовать, какие поступки совершать. Программа предполагает совместную творческую деятельность детей и взрослых в детском саду, детских студиях или в семье. В процессе обучения дошкольники приобретают широкий кругозор, нравственное начало отношении к окружающему миру. Основой программы является восприятие красоты в природе, в созданных человеком творениях и самом человеке его внутреннем мире и созидательных проступках. В программе имеются две базовые темы «Природа» и «Человек». Тема природы включает не только четыре ее царства на Земле (минералы, растения, животные и человек), но и выходит за пределы планеты – в ближнее и дальнее космическое пространство. Вторая тема рассматривает человека-созидателя народных и национальных героев, подвижников мировой культуры, вошедших в летописи и оставивших добрый след на Земле.

Программа Н.А. Рыжовой «Наш дом – природа» (1998) нацелена на воспитание гуманной, социально активной и творческой личности ребенка 5-6 лет, с целостным взглядом на природу, с пониманием места человека в ней. В соответствии с программой детей получают представления о взаимосвязях в природе, которые и помогают им обрести начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде и своему здоровью. Программа предусматривает выработку у детей первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и быту, навыков практического участия в природоохранной деятельности в своем крае.

Программа «Наш дом-природа» состоит из десяти блоков. Каждый включает обучающий и воспитывающий компоненты-знания о природе и развитие детей разных аспектов отношения к ней (бережной заботы, умения видеть красоту и др.) Половина программы (пять блоков) рассматривает область неживой природы (вода, воздух, почва и др.), три блока посвящены живой природе – растениям, животным и экосистеме леса, два – взаимодействию человека с природой. Программа имеет методическое обеспечение – разработку по созданию развивающей среды в дошкольном учреждении, рекомендации по ознакомлению детей с водой, воздухом. Ценным аспектом программы является то, что автор обращает внимание на отходы, которые в большом количестве производит человечество и которые составляют реальную опасность для природы планеты. Методические рекомендации предусматривают эмоциональное воздействие на детей автором, написаны экологические сказки, придуманы «письма животным», создан экологический проект «Мое дерево». Программа Н.А. Рыжовой имеет продолжение в начальной школе [16].

Экологические знания становятся основой экологического воспитания. Экологическое воспитание тесно связано с развитием эмоций ребёнка, умением сочувствовать, удивляться, заботиться о живых организмах, умением видеть красоту окружающего мира.

1.2. Особенности ознакомления детей 4-5 лет с растительным миром

Дети 4-5 лет продолжают знакомиться с растительным миром, если малыши только начинают видеть некоторые взаимосвязи природы, то дети средней группы могут освоить конкретные представления об отдельных объектах: более точные сведения о строении растений (стебель, лист, цветок), их потребностях во влаге, особенностях питания. Детям дают первые знания об отличительных признаках растений.

Дети 4-5 лет осваивают и разнообразные по содержанию связи: морфофункциональные, временные, причинно-следственные.

Очень интересным делом для дошкольника является выращивание растений: лука, корнеплодов, картофеля. Для этого нужно только выделить на окошке место, где бы ребёнок имел возможность выращивать лук, а в ящике на окне – корнеплоды.

Вместе с детьми можно выращивать растения из черенков, наблюдать за распусканием почек деревьев и кустов, срезанных в конце зимы и поставленных в воду.

Задачи и содержание знаний о растительном мире, навыки и умения детей расширяются и усложняются от одной возрастной группы к другой. На каждой возрастной ступени совершенствуется достигнутое.

В 4-5 лет у детей формируются знания о том, что растения нуждаются в тепле и влаге. Дети усваивают обобщенные понятия, такие, как: деревья, кустарники, травянистые растения, растения огорода, цветника. И названия этих растений: Лиственные деревья (дуб, клен, береза); хвойные деревья (сосна, ель, пихта); кустарники (малина, смородина, розы, сирень); травянистые растения (подсолнечник, ромашка, крапива, одуванчик).

Дети в этом возрасте продолжают учиться наблюдать за растениями. Эта деятельность по сравнению с предыдущими группами усложняется. Детей учат определять задачу наблюдения, они овладевают обследовательскими действиями, пытаются сравнивать, связно рассказывать о наблюдаемом, делать выводы.

в 4-5 лет у детей продолжают воспитывать любовь к растениям, но теперь они должны проявлять ее на деле - ухаживая за ними в уголке природы.

Необходимо учить детей различать растения, наиболее типичные, часто встречающиеся в данной местности (деревья, кустарники, травянистые растения). Воспитатель выбирает наиболее ярко цветущие в разные времена года растения и показывает их детям. На огороде он предлагает понаблюдать за ростом и развитием овощных культур, в цветнике - полюбоваться декоративными растениями, расцветающими в разные поры года. В дошкольном возрасте детям доступны знания о потребностях растений; для их роста и развития растения нуждаются в свете, тепле, организованным человеком питании. Ребят учат различать части растений (стебель, корень, цветок, бутон, семя, плод). Они узнают о функциях некоторых из них. Детей знакомят с различными способами ухода за комнатными растениями, а также за растениями огорода и цветника [25].

На протяжении дошкольного возраста у детей формируются знания об изменении состояния растений в разные сезоны: пробуждение, быстрый рост и развитие весной и летом, созревание плодов и семян летом и осенью, состояние покоя зимой. Необходимо добиться того, чтобы дети понимали сущность состояния известных им деревьев, кустарников трав в тот или иной сезон и могли объяснять причины таких изменений. Все эти знания постепенно усваиваются детьми к концу дошкольного возраста.

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение знаний о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост.

Растения нашей планеты чрезвычайно разнообразны и представлены большим многообразием форм. Для того, чтобы разобраться в мире растений, необходимо изучить их, расположить в определенной системе. Современная систематика устанавливает сходство растений по строению и происхождению, отражает родственные, т. е. эволюционные, взаимоотношения между растительными организмами [15].

В 4-5 лет у детей накапливаются конкретные знания о некоторых объектах и явлениях природы. Наиболее распространенными в средней группе являются занятия, проводимые методом наблюдения. Широко используют сравнение наблюдаемого предмета с другим, или изображенном на картинке. Результатом наблюдения являются новые знания об объекте, уходе за ним.

Могут проводиться природоведческие экскурсии - в лес, в парк, на водоем и т. д. и экскурсии на сельскохозяйственные объекты. Проводятся и экскурсии эстетической направленности.

В этом возрасте на занятиях с детьми впервые начинают проводиться беседы природоведческого содержания.

Таким образом, в возрасте 4-5 лет используются разнообразные виды занятий, позволяющие решать задачи программы. Эффективным средством приобщения детей 4-5 лет к миру природы являются прогулки, во время которых мы можем знакомить его с явлениями живой и неживой природы, рассказывая о жизни и разнообразии растений и животных.

А также с помощью различных игр с природным содержанием: дидактических, настольно-печатных, словесных, сюжетно-ролевых и т.д. Играть в них можно в группе и на природе. Все формы работы с детьми воспитатель использует для воспитания бережного отношения к природе.

Родная природа является эффективным средством всестороннего воспитания ребёнка. С раннего возраста важно приобщать детей к таинствам и красотам природы, чтобы уже с детства в каждом ребёнке зарождалось чувство общности с ней.

1.3. Роль дидактической игры как средства формирования знаний о растительном мире детей 4-5 лет

Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Исследования большинства авторов В.Г Гревцовой, Л. С. Игнаткиной, Н. Н. Кондратьевой, С. Н. Николаевой, Е. Ф. Терентьевой, А. М. Федотовой, И. А. Хайдуровой, Т. В. Христовской   направлены на изучение способности детей дошкольного возраста к усвоению систематизированных знаний о мире растений с помощью игровой деятельности.  

Одним из эффективных средств ознакомления детей с растениями является дидактическая игра. В теории и методике дошкольного образования накоплен достаточный опыт по проблеме использования дидактических игр в формировании знаний о растительном мире.

По мнению ряда авторов, дидактическая игра содержит в себе большие возможности в обучении и воспитании дошкольников. Она может успешно использоваться и как форма обучения, и как средство, для воспитания различных сторон личности ребенка. Исследования советских педагогов и психологов показали, что организованное обучение на занятиях является наиболее продуктивным. Такое обучение способствует лучшему приобретению детьми знаний, умений и навыков, а также развитию у них речи, мышления, внимания и памяти. Естественно, что с введением обучения в детском саду изменилась роль и место дидактической игры в педагогическом процессе. Она стала одним из средств закрепления, уточнения и расширения тех знаний, которые дети получают на занятиях. Характерные особенности дидактических игр заключаются в том, что они создаются взрослыми с целью обучения и воспитания детей. Однако, созданные в дидактических целях, они остаются играми. Ребенка в этих играх привлекает, прежде всего, игровая ситуация, а, играя, он незаметно для себя решает дидактическую задачу[5].

В процессе ознакомления дошкольников с природой используются такие виды дидактических игр как предметные, словесные, настольно-печатные.

Предметные игры – это игры с использованием различных предметов природы (листья, фрукты, овощи, семена и т.д.). В работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста в процессе использования предметных игр решаются следующие задачи:

1.Учить находить предметы по сходству.

2. Находить предметы по слову-названию.

3. Выделять отдельные признаки растений.

4. Узнавать предметы с помощью одного органа чувств (на ощупь, на вкус, по запаху) и называть их.

5. Группировать предметы по внешнему признаку (окраске, форме и т.д.).

6. Находить целое по части.

7. Находить по описанию.

Предметные игры природоведческого содержания делятся на: игры для ознакомления детей с овощами и фруктами; игры по ознакомлению с комнатными растениями; игры по ознакомлению с деревьями и кустарниками. Игры для ознакомления с овощами и фруктами детей среднего дошкольного возраста: «Найди, что покажу», «Найди, что назову», «Угадай, что в руке», «Чудесный мешочек», «Угадай, что съел». Игры для ознакомления комнатными растениями детей среднего дошкольного возраста: «Что изменилось», «Найди такой же», «Угадай растение по описанию», «Найди растение по названию», «Чего не стало», «Опиши, я отгадаю», «Продайте то, что назову». Игры по ознакомлению детей с деревьями и кустарниками среднего дошкольного возраста: «Найди листок, какой покажу», «Найди в букете такой же листок», «Найди листок», «Кто быстрее найдет березу (ель, дуб)», «Найди листок как на дереве», «Найди дерево по описанию», «К названному дереву беги», «Лесник», «Найди дерево по семенам».

 Словесные игры – это игры, содержанием которых являются разнообразные знания, имеющиеся у детей и само слово. Проводятся они для закрепления знаний детей о признаках тех или иных предметов и явлений природы, классификации, систематизации и обобщения знаний о природе, развития внимания, сообразительности, быстроты реакции, связной речи Словесные игры условно можно подразделить на 4 группы:

 1 группа. Словесные игры, с помощью которых формируют умение выделять существенные (главные) признаки предметов, явлений природы. Например, игра «Отгадай-ка», в процессе которой педагог или ребенок описывает предмет или явление природы, все остальные отгадывают.

2 группа. Словесные игры, которые используются для развития у детей умения сравнивать, сопоставлять предметы природы, делать правильные умозаключения. Например, игра «Так бывает или нет?», в процессе которой детям предлагается послушать ситуацию и ответить на вопрос: так бывает или нет? - Яблоко не соленое…, - На дерево залез не бегемот… Или игра «Закончи предложение», когда детям предлагается закончить предложение, начатое педагогом или другим ребенком: - Лимоны кислые, а клубника …, - Собака лает, а кошка…, - Трава зеленая, а небо…, - Птица летает, а змея…

3 группа. Словесные игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы природы по различным признакам. Например, игра «Назови одним словом». Детям предлагается назвать одним словом: - Снегирь, ворона, синица, воробей – птицы; - Марс, Юпитер, Венера, Земля – планеты; - Береза, тополь, дуб, ель – деревья и т.д. Игра «Найди лишнее слово». Детям предлагается выслушать названия четырех предметов и явлений природы, назвать лишнее и объяснить почему оно лишнее: - Лето, осень, день, весна; - Роза, ветка, ромашка, колокольчик; - Береза, сирень, тополь, липа

 4 группа. Словесные игры, которые развивают внимание, сообразительность, быстроту мышления, выдержку. Например, игра «Повтори-ка!» проводится как по изучению растительного, так и животного мира. В процессе игры один из играющих называет какое-либо растение. Например, «ромашка». Следующий игрок повторяет слово «ромашка» и добавляет свое название - «роза». Третий называет два предыдущих и добавляет свое. Побеждает тот, кто без ошибки повторит больше названий.

Настольно-печатные игры – это игры типа лото, домино, парные картинки и т.д. В этих играх уточняются, систематизируются, классифицируются представления детей о растениях, животных, явлениях неживой природы. Особенности настольно-печатных игр: Игры традиционно сопровождаются словом, которое либо претворяет восприятие картинки, либо сочетается с ним (у детей формируется умение по слову восстанавливать образ), а это требует быстрой реакции и мобилизации знаний. Данные игры предназначены для небольшого числа играющих и используются чаще в повседневной жизни.  Для детей среднего дошкольного возраста используют картинки на 4–8 частей разрезанные по прямой предметные и сюжетные, различной тематики, на 4–6 частей по прямой, контурные на 8–16 частей, сюжетные, разделенные прямыми и изогнутыми линиями Парные картинки: предметные, разной тематики, на соотнесение (сравнение): найди отличия, ошибки на сопоставление реалистических и условно-схематических изображений.

Методика обучения настольно-печатным играм. Каждой новой игре детей надо обучать. Обучение носит поэтапный характер.

 1 этап - перед игрой педагог рассказывает содержание игры, предварительно вычленяя 1-2 важных правила. По ходу игры он еще раз подчеркивает эти правила, показывает игровые действия, дает дополнительные правила.

 2 этап – дети играют самостоятельно. Педагог наблюдает за игрой, помогает, исправляет ошибки, разрешает конфликты.

 3 этап – когда интерес к игре угасает, педагог дает новый вариант игры.

Выводы по 1-ой главе

Таким образом, можно сделать выводы, что именно в дошкольном возрасте закладывается умственное развитие ребенка, а успешность умственного развития зависит от характера знаний и от методов обучения. Как считали великие педагоги прошлого и настоящего природа является идеальным средством для воспитания и получения знаний детьми. Чтобы добиться высокого уровня умственного развития детей необходимо систематизировать знания.

Формирование знаний о растительном мире должно начинаться уже в раннем возрасте, когда ребенок знакомится с первыми растениями в своей жизни. Знания о растениях являются важным компонентом развития ребенка, так как они помогают ему лучше понимать окружающий мир и его законы.

 Дети 4-5 лет уже имеют достаточный уровень развития, чтобы начать изучать растения более подробно. Они могут наблюдать за растениями, узнавать их названия и свойства.  В проведенных педагогических исследованиях 1970 года детские психологи (В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин и др.) провозглашали необходимость:

· усложнения содержания обучения – привнесения в него теоретических знаний, отражающих закономерности окружающей деятельности;

· построения системы знаний, усвоение которых обеспечило бы эффективное умственное развитие ребенка.

По мнению ученых - педагогов также важным этапом развития дошкольного воспитания явилось систематическое обучение на занятиях в детских садах. В процессе обучения на занятиях, которые в связи с этим рассматриваются как главный фактор умственного воспитания, начинается систематизация представлений детей об отдельных сторонах явлений природы.  В 90-е годы было создано значительное количество программ, направленных на экологическое воспитание дошкольников. Рядом психологов созданы авторские программы, в которых представлены психологические аспекты экологического образования дошкольников.

Для эффективного формирования знаний о растениях необходимо использовать различные методы и приемы, такие как игры, чтение книг, экскурсии.  

Неоспорима роль дидактической игры в ознакомлении с окружающим миром детей дошкольного возраста.

Одним из основных преимуществ дидактической игры является ее доступность для детей. В ходе игры дети получают новые знания, учатся анализировать и сравнивать различные объекты, а также развивают свои творческие способности.  В процессе ознакомления дошкольников с природой используются такие виды дидактических игр как предметные, словесные, настольно-печатные.

         Ознакомление детей 4-5 лет с растительным миром посредством дидактических игр делает процесс обучения   продуктивным и увлекательным для детей.

2. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ О РАСТИТЕЛЬНОМ МИРЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ

2.1. Цель, задачи, описание методики диагностики и результаты констатирующего эксперимента

Экспериментальное исследование сформированности знаний о растительном мире у детей 4-5 лет была организована в ГБДОУ №71 Центрального района Санкт-Петербурга, в группе «Светлячки»

В данном исследовании приняло участие 1 5детей 4-5 лет.

Целью констатирующего этапа эксперимента было выявить исходный уровень сформированности знаний о растительном мире детей 4-5 лет.

Задачи экспериментального исследования:

1. Подобрать диагностику по выявлению уровня сформированности знаний о растительном мире детей 4-5 лет

2. Провести диагностику уровня сформированности знаний о растительном мире у детей 4-5 лет.

3. Проанализировать результаты диагностики сформированности знаний о растительном мире.

 Экспериментальное исследование проходило в два этапа.

Первый этап- констатирующий эксперимент. Целью, которого было выявить исходный уровень сформированности знаний о растительном мире детей 4-5 лет.

Второй этап- формирующий эксперимент.

Диагностический инструментарий по выявлению уровня сформированности знаний детей дошкольного возраста разработан на основе рекомендаций С.Н. Николаевой, Л.М. Маневцовой [21].

Содержание данной педагогической диагностики направлено на выявление   степени сформированности знаний о растительном мире у детей 4-5 лет.  

1.Знание основных видов растений.

2.Определять части растения, например, показать корни, стебли, листья, цветы, и плоды.

3.Сравнение растений по различным признакам, например, сравнить дуб и березу по высоте, толщине ствола, форме листьев, цвету коры.

4.Классифицировать растения по разным признакам

5. Имеет ли ребенок знания о стадиях роста растений.

Задание 1. Беседа по картинкам.

Цель. Выяснить, имеет ли ребенок знания о разнообразии растений, местах их произрастания.

Материал. Карточки с изображением деревьев, кустов, травянистых растений.

Методика. Ребёнку предлагают рассмотреть все картинки и выбрать растения, растущие в лесу, на клумбе, на грядке, на лугу.

1.Назови, какие растения ты знаешь. В какие группы можно объединить растения? (Деревья: дуб, клен, каштан, ель, береза) (Кусты: малина, роза, сирень, черника, калина, (Травы: крапива, одуванчик, ромашка, подорожник, мак).

 2.Назови это растение.

 3. Где оно растет?

 4. Что нужно растениям для того, чтобы они хорошо росли?

 5. Назови и покажи растения, которые любят много света, влаги.

 6. Почему они любят много света, влаги?

 7. Что бывает с растениями зимой, весной, летом?

 8. Почему это происходит?

Задание 2.

Цель. Выяснить, знает ли ребенок части растений и их функции.

Материал. Карточки с изображением деревьев, цветов, овощей, фруктов, травянистых растений.

Методика. Ребёнку предлагают рассмотреть все картинки и показать у растений корень, стебель (ствол), лист, цветок, плод.

Для этого задания мы использовали куст помидора для определения и называния частей растений. Вопросы, которые мы задавали, были:

-Где находится корень у помидора?

-Где находятся листья у помидора?

-Где находятся цветы у помидора?

-Где находятся плоды у помидора?

Задание 3.

Детям предложили сравнить дуб и березу, на картинке, задав следующие вопросы:

- Как ты думаешь, что нарисовано на этой картинке?

- Какие деревья изображены на картинке?

- Какое дерево выше, дуб или береза?

- Какой цвет у листьев дуба и березы?

- Чем отличаются эти деревья друг от друга?

Задание 4.

Классификация растительного мира по признакам:

-сначала деревья, потом кустарники (осина, сирень, береза)

-лиственные и хвойные деревья (ель, дуб, сосна, тополь)

-цветы сада и цветы леса (роза, подснежник, ландыш, нарцисс)

Задание 5.

Цель. Выяснить, имеет ли ребенок знания о стадиях роста растений.

Материал. Карточки с изображением стадий роста одуванчика.

Методика. Ребёнку предлагают рассмотреть карточки и разложить их в нужной последовательности, объясняя свой выбор.                                                                                                                                        Критерии оценки:                                                

  •  1 балл – если нет ответа или ребёнок затрудняется ответить на вопрос, путается
  • 2 балла – у ребёнка имеется определённый объём знаний, но отвечает с помощью наводящих вопросов
  • 3 балла – ребёнок отвечает самостоятельно, может сформулировать выводы

Подсчёт результатов:

  • 6 – 9 баллов – низкий уровень
  • 10 –12 – средний уровень
  • 13– 15 – высокий уровень

Таблица 1. Результаты обследования уровня сформированности знаний о растительном мире у детей 4-5 лет на констатирующем этапе эксперимента

Ф.И. ребенка

Зада       ния

Баллы

Уровень сформированности знаний

1

2

3

4

5

1

Б. Коля

1

2

1

1

2

7

Н

2

В. Андрей

2

2

2

1

2

9

Н

3

И. Айза

2

3

2

2

2

11

С

4

К. Катя

2

3

3

2

3

13

В

5

К. Алеша

1

2

2

2

2

9

Н

6

К. Саша

2

3

2

2

3

12

С

7

К. Аня

2

3

2

2

3

12

С


Продолжение таблицы 1

8

Л. Таисия

3

3

2

2

3

13

В

9

М. Аня

2

3

2

2

3

12

С

10

 О. Максим

2

3

2

1

2

10

С

11

  Р .Саната

2

2

2

1

2

9

Н

12

Ш. Мухаммед

1

2

1

1

2

7

Н

13

Ш. Макар

1

2

2

1

1

7

Н

14

Ю. Лева

2

3

3

2

3

13

В

15

Н. Митрофан

1

2

2

1

2

8

Н

По результатам проведенной нами диагностики уровня сформированности знаний о растительном мире у детей 4-5 лет мы видим, что только 3 дошкольника (20%) имеют высокий уровень сформированности знаний о растительном мире. Дети (К. Катя, Л. Таисия, Ю. Лёва) продемонстрировали глубокое понимание этой темы включая знания о растительном мире, показав знание основных видов растений определив их части и сравнив их между собой. Они также смогли классифицировать растения по различным признакам таким как строению листьев, размеру, и местах их обитания. Это свидетельствует о том, что у детей есть понимание и интерес к растительному миру, а также о их способности к анализу и логическому мышлению.

   Средний уровень имеют 5 дошкольников (33,4%).  Это означает, что они (К. Аня, К. Саша, М. Аня), имеют хорошее понимание основных растений и их свойств, но недостаточно знают о сложных видах растений и их особенностях. (И. Айза и О. Максим) не имели представления о том, как правильно классифицировать растения, какие условия необходимы для роста и развития растений. Кроме того, анализ показал, что дошкольники имеют разные уровни знаний. Некоторые из них имеют более глубокие знания о растениях, чем другие. Поэтому важно проводить дополнительные занятия для улучшения знаний дошкольников.

Таким образом, результаты диагностики показали, что пять дошкольников имеют хороший уровень знаний о растительном мире, но нуждаются в дополнительном обучении и развитии своих знаний.

Низкий уровень наблюдается у 7 дошкольников (46,6%). (Б. Коля, В. Андрей, К. Алеша, Р. Саната, Ш. Макар, Н. Митрофан) плохо понимали, какие растения растут в лесу, на лугу, в саду. Испытывали затруднения в классификации растений, из -за того, что не имели достаточного опыта и знаний о различных видах растений, их характеристиках и особенностях. Также дети испытывали трудности в сравнении деревьев друг с другом, так как они не знали, какие признаки деревьев наиболее важны для классификации. Например, размер, форма листьев, цвет коры, форма ствола.  

В целом, низкий уровень знаний о растительном мире у дошкольников может указывать на необходимость организации дополнительных занятий, улучшения образовательных программ, и методик для детей этого возраста.

Для наглядности представим данные на рисунке.

Рис.1 Диаграмма результата обследования знаний о растительном мире детей 4-5 лет на начальном уровне в %

2.2. Проектная деятельность педагога по использованию дидактических игр о растительном мире

На формирующем этапе исследования по результатам проведенной диагностики, необходимо было подобрать серию дидактических игр.    Подбирая серию дидактических игр, мы опирались на рекомендации В. А. Дрязгуновой [5].

Серия включает в себя 10 дидактических игр. Подробное их описание можно найти в приложении (ПРИЛОЖЕНИЕ А).

При подборе серий дидактических игр опирались на следующие принципы:

Учет возраста детей; доступность содержания; постепенное усложнение.      

Были подобраны дидактические игры:

Настольно-печатные;

Словесные;

Игры с предметами.

Варианты серий дидактических игр представлены в таблице 2, 3, 4.

Таблица 2. Словесные игры

Название игры

Цель

1.«Угадай растение по описанию»

Угадывание растения по перечисленным признакам

        

2.«Узнай растение»

Нахождение растения по слову-названию.

3.«Найди в букете такой же листок»

Нахождение предмета по сходству.

Таблица 3. Предметные игры

Название игры

Цель

1«Где спряталась матрешка!»

 Нахождение предмета по перечисленным признакам

2.«Что изменилось?»

Запоминание изменения в их расположении, найти изменение в их расположении

3.«Одуванчик»

Формирование у детей знаний о строении растений

Таблица 4. Настольно-печатные игры

Название игры

Цель

1.« Отгадай-ка»

Формирование у детей умений узнавать и называть растения

2.«С какого дерева листок»

Формирование знаний детей о названиях деревьев, атак же о понятиях хвойные и лиственные, способствовать развитию умения узнавать растения по листу

3.«Чудо цветок»

Формирование знаний  детей о внешнем виде цветка его строении

4.«Волшебный поезд»

Формирование знаний детей о деревьях, кустарниках

В течение 3 недель была подобрана серия разных видов дидактических игр на формирование знаний о растительном мире детей 4-5 лет. И для упрощения работы на формирующем этапе был составлен календарно-тематический план.

Календарно-тематический план представлен в Приложении Б.

Важным аспектом для работы с детьми является также развивающая часть.

Для развивающей части можно выделить следующее направление:

- обогащение развивающей предметно пространственной среды для организации самостоятельной деятельности детей;

- индивидуальная работа с детьми имеющие недостаточный уровень знаний.

С этой целью были проанализированы рекомендации В.А.Зебзеевой[9].

Остановимся на каждом направлении деятельности:

1. Обогащение предметно пространственной среды:

- оснащение среды группы должно соответствовать требованиям Федерального государственного образовательного стандарта и возрастным особенностям детей. Необходимо иметь разнообразные виды игр. В группе должна быть организована дидактическая зона, в которой осуществляется совместная деятельность воспитателя с детьми и игры по желанию детей.

2. При организации индивидуальной работы необходимо опираться на главные ее принципы:

- опора на имеющиеся знания;

- учет интересов ребенка.

Главное в работе с такими детьми является развитие интереса и уверенности в себе. Заинтересовать таких детей можно только используя игры, которые ему нравятся. Индивидуальную работу можно проводить в утренний отрезок времени и на прогулке.

   

2.3. Практические рекомендации по использованию дидактических игр для формирования знаний о растительном мире детей 4-5 лет

Дидактическая игра - это игра, которая используется в обучении и предназначена для достижения определенных целей. Дидактические игры могут быть различных видов, включая настольные, подвижные, словесные и т.д. Дидактические игры являются одним из эффективных средств формирования знаний о растительном мире у детей дошкольного возраста. Они помогают детям развивать познавательную активность, мышление, воображение, память, внимание, речь и другие психические процессы. Кроме того, дидактические игры способствуют развитию интереса к природе, формированию экологической культуры и осознанного отношения к растительному миру.

Актуальность использования дидактических игр в формировании знаний о растительном мире заключается в том, что они позволяют детям усваивать знания в игровой форме, что способствует лучшему запоминанию и усвоению материала. Кроме того, дидактические игры могут быть использованы как на занятиях, так и в свободное время, что делает их доступными для использования в любом месте и в любое время.

В данных методических рекомендациях даны советы воспитателям по использованию и организации дидактических игр для формирования знаний о растительном мире у детей в дошкольном возрасте.

Для формирования знаний о растительном мире детей 4-5 лет опираясь на рекомендации из пособия В.А. Дрязгуновой «Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями», были ли подобраны 10 дидактических игр [5].

Последовательность проведения игр дается в соответствии с постепенным усложнением дидактических задач, с учетом уровня знаний детей о разных группах растений. Иногда одни и те же игры в разных вариантах рекомендуются для детей разного возраста. Они усложняются за счет увеличения количества растений, более разнообразных правил и игровых действий.

Воспитатель сам может придумать различные варианты игр: ввести в них дополнительные задания, новые роли, обогатить сведениями об окружающей детей природе.

Они помогают детям развивать свои навыки и умения, а также получать удовольствие от процесса игры, так как:

1.Позволяют детям изучать растения и их свойства в игровой форме, что делает процесс обучения более интересным и запоминающимся.

2. Развивает у детей внимание, память, мышление и воображение, а также способность анализировать и сравнивать различные растения.

3. Помогают детям развивать навыки коммуникации и сотрудничества, так как в процессе игры они могут общаться друг с другом и работать в команде.

4. Способствуют развитию у детей интереса к природе и ее изучению, что может стать основой для дальнейшего развития эко-культуры и бережного отношения к окружающей среде.

    В организации совместной деятельности воспитателя и ребенка можно использовать следующие приемы:

1. Предварительная работа (обсуждение игры).

2. Объяснение правил игры: дети должны понимать, что от них требуется и какие действия нужно выполнять.

3. Использование наглядных пособий: карточки, картинки, природный материал может помочь детям лучше понять тему игры.

4. Контроль за выполнением правил: во время игры необходимо контролировать выполнение правил всеми участниками.

5. Оценка результатов игры: после завершения игры необходимо оценить результаты и обсудить их с детьми.

6. Повторение игры может помочь закрепить знания и навыки, полученные в ходе игры.

Принцип проведения игр можно осуществлять следующим образом: Например, проводим игру «Узнай растение по описанию» (дуб, береза).

Подготовить дидактическое пособие, например, листочки дуба и березы.

  1. Настольно-печатное. Дети получают набор карточек с изображением деревьев и листьев. Они должны найти правильные листья для каждого дерева на картинке и расположить их на соответствующие деревья.
  2. Словесные. Загадывание загадок.
  3. Предметные. Проводим игру на прогулке узнай по описанию дуб и березу, например, описание дуба:

Это высокое дерево с толстыми ветвями и широкой кроной. Листья у дуба продолговатые с большими округлыми зубцами.

Выводы по 2-й главе

Для определения уровня знаний детей была подобрана диагностическая методика, разработанная на рекомендациях Николаевой С.Н. и Маневцовой Л.Н.

По результатам констатирующего эксперимента мы выяснили, что дети показали разные уровни сформированности знаний. Из 15 детей, принимавших участие в эксперименте высокий уровень, показали только лишь 3 детей, 5 детей средний уровень, 7 детей низкий уровень. Результаты диагностики детей позволили получить необходимые знания для выстраивания дальнейшей работы по формированию знаний о растительном мире. Для проведения практической деятельности на формирующем этапе была подобрана серия дидактических игр составлен календарно – тематический план.

В развивающей работе были выделены 2 направления:

1.Обогащение предметно пространственной среды группы;

2.Индивидуальная работа.

Также разработаны практические рекомендации по использованию дидактических игр по формированию знаний о растительном мире.

Таким образом, мы делаем вывод, что использование дидактических игр как средства формирования знаний о растительном мире детей 4-5 лет является эффективным и необходимым инструментом в образовательном процессе. Игры позволяют детям лучше понимать различные виды растений, их свойства и функции, а также то, как они связаны друг с другом и окружающей средой. Они также способствуют развитию логического мышления, памяти и внимания у детей, что очень важно для усвоения новых знаний о растительном мире. В целом, использование дидактических игр - это важный аспект образования, который помогает детям стать более экологически грамотными и осознанными гражданами, способными беречь окружающую среду и заботиться о ней.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В первой главе анализа психолого-педагогической литературы можно прийти к такому выводу, что самый идеальный возраст для формирования знаний детей о растительном мире — это возраст 4-5 лет. Возраст «почемучек», когда дети начинают задавать множество вопросов и исследовать окружающий мир.

Педагоги прошлого и современности в своих исследованиях доказали эффективность использования природы в обучении и воспитании детей. Они считают, что природа может помочь детям развить свои умственные способности. Поэтому важно создавать условия для того, чтобы дети могли наблюдать за растениями в природе, изучать их свойства и особенности, умели классифицировать, а также проводить эксперименты и исследования.

Дидактическая игра во все времена имела важное значение для ученых-педагогов и психологов. Ф. Фребель, М. Монтессори и другие выдающиеся ученые занимались исследованием роли игры в обучении детей дошкольного возраста и подчеркивали ее важность для развития ребенка. К. Д. Ушинский, П. Ф. Лесгар, Л. Н. Толстой и другие педагоги и психологи также изучали проблему игры в процессе образования детей. Е.И. Тихеева и Л.А. Венгер, А.П. Усов и другие ученые активно занимались данной проблемой и внесли свой вклад в развитие дидактической игры.

Основываясь на их исследованиях в области дидактических игр, мы провели экспериментальное исследование в средней группе «Светлячки» ГБДОУ № 71 в Центральном районе, г. Санкт-Петербурга.

Целью эксперимента было доказать, что использование дидактических игр как средства формирования знаний о растительном мире может привести к улучшению успеваемости и развитию познавательных навыков.

При проведении констатирующего эксперимента исходного уровня знаний детей 4-5 лет о растительном мире было выявлено, что высокий уровень сформированности знаний о растительном мире имеют только 3 дошкольника (20%). В то время как остальные имели средний 5 (33,4%) и низкий 7 (46,6%).

На формирующем этапе работы была подобрана серия дидактических игр в соответствии календарно - тематическому плану.

Эти игры использовались для того, чтобы пополнить знания о растениях у детей, которые имеют ограниченное представление о них, а также расширить свои знания о растениях и изучить новые темы, закрепить знания, развить творческие способности детей, обладающих высоким и средним уровнем знаний о растительном мире.

В развивающей работе были выделены два направления:

  1. Обогащение предметно пространственной среды
  2. Индивидуальная работа с детьми.

А также разработаны практические рекомендации по использованию дидактических игр, которые помогут воспитателю сформировать знания о растительном мире детей 4-5 лет.

Таким образом, мы надеемся, что гипотеза, выдвинутая в начале исследования, подтвердится.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Нормативные документы:

1.Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. От 17.02.2023) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. И доп., вступ. В силу с 28.02.2023)

2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. №1155-Пункт 3.2 изменен с 17 февраля 2023 г. – Приказ Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. N 955/ Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013г.

Электронные ресурсы:

3. Антонова, А.В. Развитие познавательных интересов дошкольников в игровой деятельности / А. В. Антонова, Ю. Ю. Таранникова, Л. Н. Шарамок. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 23 (157). — С. 291-295. — URL: https://moluch.ru/archive/157/44396/

4.Безматерных, Т. В. Игра — ведущая деятельность ребёнка дошкольного возраста / Т. В. Безматерных. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы V Междунар. Науч. Конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — Москва : Буки-Веди, 2014. — С. 135-137. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/144/6503/

5.Горбатенко, О. Ф. Дидактические игры в экологическом образовании дошкольников. Актуальные вопросы теории и практики биологического образования./ О. Ф. Горбатенко, Г.В.Шарафиева. 176-178, 2014 -Электронный ресурс

6.Дедю, И. И. Экосистема // Экологический энциклопедический словарь. / И.И. Дедю — Кишинев: Главная редакция Молдавской советской энциклопедии. — 1989.

7.Дрязгунова, В. А. Дидактические игры для ознакомления дошколь¬ников с растениями: Пособие для воспитателя дет сада./В.А.Дрязгунова.— М.: Просвещение, 1981.— 80 с, ил.

8.Заренок, Т. В. Дидактическая игра как средство развития экологического воспитания (из опыта работы) / Т. В. Заренок, О. В. Барыкина, О. М. Баранова. — Текст: непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 3 (9). — С. 89-91. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/63/2552/

9.Зебзеева, В. А. Теория и методика экологического образования детей. Учебное пособие. / В. А. Зебзеева. – Москва творческий центр 2015.

10.Камелин, Р. В. // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов./ Р.В.Камелин. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.)

11.Коновалова, О. В. Классификация дидактических игр как теоретическая основа их выбора и практического применения / О. В. Коновалова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы V Междунар. Науч. Конф. (г. Челябинск, июнь 2014 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2014. — С. 35-36. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/104/5815/

11.Кругликов, В. Н.  Дидактические игры. Материал из Википедии — свободной энциклопедии. // В.Н. Кругликов. Проект Яндекса. М. 2021.

12.Мишечкина, Н. А. Представление о дидактической игре и её роли в процессе обучения младших школьников / Н. А. Мишечкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 52 (186). — С. 201-204. — URL: https://moluch.ru/archive/186/47571/

13.Николаева, Л. Ю. Игровая деятельность дошкольников / Л. Ю. Николаева, Е. А. Николаева. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2016. — № 2 (7). — С. 25-29. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/29/859/

14.Николаева, С.Н. Диагностический инструментарий по выявлению уровня сформированности экологических знаний детей дошкольного возраста.//С.Н. Николаевой, Л.М. Маневцовой- https://nsportal.ru/

15.Николаева, С. Н. Система экологического воспитания дошкольников: // С.Н. Николаева. - Мозаика-Синтез; Москва; 2011 ISBN 978-5-86775-729-8

16.Особенности ознакомления дошкольников с многообразием растительного мира. Содержание знаний, умений и навыков при ознакомлении детей с миром растений «Доступная среда». -Текст: электронный//официальный сайт https://studbooks.net/

17.От рождения до школы». Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой.

18.Подласый, И. П. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов: учеб. Пособие для вузов/ И. П. Подласый. – М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. – 365 с.

19.Психолого-педагогические подходы к проблеме формирования знаний о растениях у детей дошкольного возраста «Доступная среда». -Текст: электронный// официальный сайт.https://kazedu.com/referat/128976/1

20.Синяпкина, Е, И. Организация игровой деятельности детей раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО / Е. И. Синяпкина, О. Н. Звягина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 3 (9). — С. Эх100-103. — URL:https://moluch.ru./th/1/archive/63/2584.

21.Современные исследования проблем умственного воспитания дошкольников «Доступная среда». -Текст: электронный// официальный сайт. – https://poisk-ru.ru/s40490t4.html

22.Советова  Т. М. Формирование начал экологической культуры у дошкольников посредством дидактических игр / Т. М. Советова, О. В.

23.Сорокина, И. В. Современные тенденции игровой деятельности у дошкольников / И. В. Сорокина. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VIII Междунар. Науч. Конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара : ООО «Издательство АСГАРД», 2016. — С. 106-108. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/188/9786/

24.Султанахмедова, С.Н. Игра — ведущая деятельность в дошкольном возрасте / С. Н. Султанахмедова, Л. Д. Мусина. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VIII Междунар. Науч. Конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара : ООО «Издательство АСГАРД», 2016. — С. 108-112. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/188/9835/

25.Теоретические основы ознакомления детей дошкольного возраста с природой «Доступная среда». -Текст: электронный// официальный сайт https://studbooks.net/1754276/pedagogika/teoreticheskie_osnovy_oznakomleniya_detey_doshkolnogo_vozrasta_prirodoy.

26.Шмырёва, А. Н. Использование дидактических игр в экологическом образовании дошкольников. Новая наука: Современное состояние и пути развития. /А.Н.Шмырёва. -  2015 -Электронный ресурс.

http://www.bestreferat.ru/referat-138254.html 

https://infourok.ru/konsultaciya-dlya-pedagogov-tema-didakticheskaya-igra-eyo-rol-v-razvitii-doshkolnikov-662722.html

                                   

ПРИЛОЖЕНИЕ А                                                  

1. «С какого дерева листок» (настольно-печатная)

Цель: Формирование знаний детей о названиях деревьев, атак же о понятиях хвойные и лиственные, способствовать развитию умения узнавать растения по листу

Дидактический материал: Картинки с изображением деревьев и их листья.

Ход игры: Предложить ребенку соединить листочки с деревьями соответствующего вида и назвать их.

2. «Чудо цветок» (настольно-печатная)

Цель: Формирование знаний детей о внешнем виде цветка, его строении (корень, стебель, листья, цветок, плод). Знакомство с потребностями растения в определенных условиях (вода, почва, солнечный свет, воздух, тепло) для нормального роста и развития. Знакомство с этапами развития живого существа, со свойствами, с качествами живого. Формирование общепринятых эстетических эталонов. Развитие мышления, воображения, речи. Прививание любви к природе, потребности заботиться о живых существах (в данном случае — о растении).

Материал: Дидактическая картина, поделенная на две половины: па одной половине изображен слой почвы и воздух, на другой -  карточки с изображением благоприятных условий для роста и развития растения, этапов жизни растения, которые возможно вставлять на первую половину дидактической картины в определенной последовательности, иллюстрируя тем самым цикл жизни растения.

Задания:

1. Подобрать только те карточки, на которых изображены условия для благополучного развития растения, и вставить на первую половину картины.

2. Внимательно рассмотреть этапы жизни растения, последовательно рассказать о них и расставить их на дидактической картине.

Правило:

1.  Количество играющих не более 5 человек.

2. Играть по очереди.

3. Тот, кто правильно справился с заданием, считается знатоком.

Игровые действия:

1. Педагог проводит краткую беседу с детьми, настраивает их на будущую игру.

-  Все мы любим цветы — и взрослые, и дети. За что мы их любим? (За красоту.)

- Хорошо, когда цветов много. Они украшают наше жилье, поднимают нам настроение. А как вы думаете, цветы живые, они что-нибудь чувствуют? Оказывается, цветам, как и любому живому существу, требуется забота, любовь, определенные условия проживания. У вас дома есть цветы? Как вы о них заботитесь? Что им необходимо каждый день?

2. Педагог предлагает детям рассмотреть наглядный материал и догадаться, о чем будет игра.

3. Педагог знакомит с правилами игры и заданием.

4. В конце игры подводится итог.

3. «Отгадай-ка» (настольно-печатная)

Цель: Формирование у детей умений узнавать и называть растения (деревья, травянистые и комнатные растения) по отличительным особенностям внешнего вида.

Дидактический материал: карточки с изображением деревьев (береза, дуб), травянистых растений (астра, бархатцы), комнатных растений (фикус, аспидистра).

Игровая задача: назвать растения, изображенные на карточках.

4. «Волшебный поезд» (настольно-печатная)

Цель: Формирование знаний детей о деревьях, кустарниках.

Дидактический материал: Два поезда, вырезанных из картона (в каждом поезде по 4 вагона с 5 окнами); два комплекта карточек с изображением растений.

Игровые действия: На столе перед детьми лежит «поезд» и карточки с изображением растений.

Воспитатель: «Перед вами поезд и пассажиры. Их нужно разместить по вагонам (в первом – кустарники, во втором – цветы и т.д.) так, чтобы в каждом окне был виден один пассажир. Тот, кто первый разместит растения по вагонам правильно, станет победителем».

Аналогично эта игра может проводиться для закрепления представлений о различных группах растений (леса, сада, луга, огорода), а также животных (домашние и дикие). 

5. «Узнай растение по описанию» (словесная)

Цель: Формирование знаний детей о деревьях.

Оборудование. Листочки деревьев.

Ход игры. Воспитатель загадывает детям загадки, кто отгадал находит листочек и поднимает руку вверх.

  1. Я из крошки-бочки вылез,

Корешки пустил и вырос.

Я кормлю свиней и белок-

Ничего, что плод мой мелок. / Дуб

  1. Стоит Алена – платок зеленый,

Тонкий стан, белый сарафан. / Береза

6. «Узнай растение» (словесная)

Цель: Формирование знаний детей о растении по слову-названию.

Игровые действия: Поиски названного растения.

Правило: Смотреть, куда прячут растение, нельзя.

Ход игры: Воспитатель называет комнатное растение, стоящее в групповой комнате, а дети должны найти его. Сначала педагог дает задание всем детям: «Кто быстрее найдет у нас в групповой комнате растение, которое я назову?» Затем просит некоторых детей выполнить задание. Если детям трудно будет найти названное растение на большой площади комнаты среди многих других, игру можно провести по аналогии с предыдущими, то есть отобранные растения поставить на стол. Тогда поиск растения в комнате станет усложненным вариантом игры.

7. «Найди в букете такой же листок» (предметно-словесная)

Цель: Формирование знаний детей в умении различать кустарники.

Правило: листок поднимать после того, как назовет и покажет его воспитатель.

Дидактический материал: подобрать одинаковые букеты из 3 – 4 разных листьев. Игра проводится на прогулке.

Ход игры: воспитатель раздает детям букеты, такой же оставляет себе. Затем показывает им какой-нибудь лист кустарника, и предлагает: «Раз, два, три – такой лист покажи!» Дети поднимают руку с листом.

Игру повторяют несколько раз с остальными листиками букета.

Вариант 2.

Ребенок (ведущий) описывает лист из букета по внешним признакам, дети находят в своем букете такой же лист.

8. «Где спряталась матрешка»! (предметная)

Цель: Нахождение предмета по перечисленным признакам.

Игровое действие: Поиск спрятанной игрушки.

Правило. Смотреть, куда воспитатель прячет матрешку, нельзя.

Оборудование: На столе расставляют 4—5 растений, или картинки с изображением растений.

Ход игры: Детям показывают маленькую матрешку, которая «захотела поиграть с ними в прятки». Воспитатель просит детей закрыть глаза и в это время прячет игрушку за одно из растений. Затем дети открывают глаза. «Как же найти матрешку? — спрашивает воспитатель. — Сейчас я расскажу вам, куда она спряталась». И педагог говорит, на что похоже растение, за которым «спряталась» матрешка (на дерево, травку), описывает его стебель, листья (форму, величину, поверхность), цветы, их количество, окраску. Дети слушают, а затем указывают растение и называют его.

9. «Что изменилось?» (предметная)

Цель: Запоминание расположения, найти изменение в их расположении

Игровое действие: Поиск похожего предмета.

Правило: Показывать узнанное растение можно только по сигналу воспитателя, выслушав его описание.

Оборудование: Одинаковые растения (по 3—4) расставлены на двух столах.

Ход игры: Воспитатель показывает какое-нибудь растение на одном из столов, описывает его характерные признаки, а затем предлагает ребенку найти такое же на другом столе. (Можно попросить детей найти такие же растения в групповой комнате.)

Игру повторяют с каждым из растений, находящихся на столах.

10. «Одуванчик» (предметная)

Цель: Формирование у детей элементарных знаний о строении растений.  

Дидактический материал: разрезные картинки с изображением частей одуванчика (стебель, лист, цветок)                                                                                            

Игровая задача: сложить из карточек одуванчики назвать его части.

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Таблица 5. Календарно-тематический план

Название игры. Цель.

недели

1.«Узнай растение по описанию»                 Цель: Формирование знаний детей о растении по перечисленным признакам.

1 неделя

2.«Волшебный поезд»                      

Цель: Формирование знаний детей о деревьях, кустарниках

1неделя

3.«Отгадай-ка»                                  

Цель: Формирование у детей умений узнавать и называть растения

1 неделя

4.«Где спряталась матрешка!»

Цель: Нахождение предмета по перечисленным признакам

1 неделя

5.«С какого дерева листок»

Цель: Формирование знаний детей о названиях деревьев.

2 неделя

6.«Узнай растение»

Цель: Формирование знаний детей о растении по слову-названию.

2 неделя

7.«Что изменилось?»

Цель: Запоминание расположения, найти изменение в их расположении.

2 неделя

8.«Чудо цветок»

Цель:        Формирование знаний  детей о внешнем виде цветка его строении

3 неделя

9.«Найди в букете такой же листок»

Цель: Формирование знаний детей в умении различать кустарники.

3 неделя

10.«Одуванчик»        

Цель: Формирование у детей знаний о строении растений

3 неделя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Дидактическая игра как средство формирования морфологической стороны речи у детей среднего дошкольного возраста

Игра - основной вид деятельности дошкольников. В играх нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством, временем. Дети - творцы настоящего и будущего. В этом - обаяние. К.Д. Ушинский писа...

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ

Экологическое воспитание — это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного — ознакомления детей с природой. Наиболее сложной категорией детей для форм...

"Дидактическая игра как средство формирования знаний о природе детей дошкольного возраста"

Мир вокруг нас удивителен и бесконечно разнообразен. Ежедневно дети получают новые представления о живой и неживой природе и их взаимосвязях.Природа - это все то, что нас окружает, но не создано челов...

защита курсовой работы "Дидактическая игра как средство формирования знаний о природе детей дошкольного возраста "

Формирование экологической грамотности у населения страны подразумевает создание системы непрерывного экологического образования, первым звеном которого является дошкольное.Именно в этом возрасте закл...

Дидактические игры как средство формирования знаний о растительном мире старших дошкольников

Статья на тему: «Дидактические игры как средство формирования знаний о растительном мире старших дошкольников» Выполнила: Воспитатель ГБОУ Прогимназии №675 «Талант»Соколов...

Дидактические игры как средство формирования знаний о России, ее народах, символах и воспитания патриотизма

Воспитание патриотизма сейчас актуально как никогда.Средствами игры, без назиданий и излишней назидательности можно сделать этот процесс увлекательным и заставляющим детей задуматься, в какой стране м...