Дидактические игры как средство формирования знаний о России, ее народах, символах и воспитания патриотизма
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Иванова Ольга Михайловна

Воспитание патриотизма сейчас актуально как никогда.Средствами игры, без назиданий и излишней назидательности можно сделать этот процесс увлекательным и заставляющим детей задуматься, в какой стране мы живем, каковы ее традиции и ценности, ценить их. Картотека дидактических  игр поможет педагогам осуществлять совсем не простую деятельность по воспитанию маленьких патриотов нашей родины

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактические игры как средство формирования знаний о России, ее народах, символах и воспитания патриотизма

Игра «Что рассказывает карта»

 

Цель:  закрепить умения детей «читать» карту России

Задачи: Закрепить знания детей о значении каждого цвета на карте (синий – море, зеленый – леса и т.д.) («Познавательное развитие»)

Ход игры:

Воспитатель показывает иллюстрацию с изображением моря, леса, гор, пустыни и просит показать, как они обозначены на карте.

 

Игра «Сложи из букв название нашей страны»

Цель:  закрепить знание детей о названии нашей Родины.

Задачи: 1.Формирование первичных представлений о Родине, развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации. («Познавательное развитие»)                                                                                           2.Обучение детей элементам грамоты: закрепить знания о буквах, умение составлять из букв слова. («Речевое развитие»)

Ход игры: Воспитатель показывает картинку и рассказывает детям:

Ребята идут на праздник. В руках у них флажки с буквами, из которых должно получиться название нашей Родины. Помоги ребятам составить это слово из букв: Россия.

 

Игра «Разгадай ребус»

Цель:  учить детей разгадывать ребус.

Задачи: 1.Развитие интереса детей, любознательности и познавательной мотивации, внимания и логического мышления («Познавательное развитие»). 2.Формировать интерес к речевой деятельности («Речевое развитие»). 3.Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками («Социально-коммуникативное развитие»).

Ход игры:

Назовите первый предмет. Напишите вместе с воспитателем название предмета. Далее, воспитатель объясняет, что количество запятых, показывает сколько надо убрать последних букв в слове и потом из оставшихся букв дети с воспитателем составляют слово «Россия».

 

Игра «Отбери картинку»

Цель: закрепить знания детей о президенте России.

Задачи: 1.Формировать умение детей находить среди руководителей других стран президента России, называть его фамилию и имя,отчество («Познавательное развитие»).                                                                                                                      2.Учить детей подбирать слова-действия к ответу на вопрос «Что делает президент России?» («Речевое развитие»).

Ход игры: Воспитатель рассказывает:

В детском саду есть заведующая, в школе – директор, у папы и мамы на работе – начальники.  В каждой стране есть свой самый главный человек, который руководит ею. В одних странах – это король, в других – королева, а в третьих – к примеру, султан. Но в большинстве стран сегодня главным человеком является президент.  Вот и у нас в России свой Президент. А теперь посмотри на картинки и скажи, где тут король, где царь, где султан, а где президент. Назови его имя, фамилию. Расскажи, что делает президент для России.

 

Игра «Раскрась российский флаг»

Цель: закрепить знания детей о расположении последовательности цвета на российском флаге.

Задачи: 1.Закрепить умение находить российский флаг среди флагов других стран. Развивать зрительное восприятие. Закреплять навыки количественного счёта. («Познавательное развитие»).                                                                                       2.Реализация самостоятельной изобразительной деятельности детей, умение детей закрашивать флаг,  не заходя за контуры предмета, соблюдая последовательность цвета каждой полосы флага. («Художественно-эстетическое развитие»)

 Игра «Покажи птицу,  которая изображена на гербе России»

 Цель: закрепить знания детей о государственном символе России – гербе.              Задачи:Учить детей находить птицу, которая изображена на гербе России («Познавательное развитие»).

История возникновения:

Однажды (это было давным-давно) на большой поляне собрались звери и птицы, которые живут в российских лесах. Стали они думать и решать, кому из них быть на гербе России. Первой выскочила попрыгунья белка: «Посмотрите, какой у меня красивый и пушистый хвост.  Мы, белки, живем почти во всх лесах этой страны. Мне и быть на гербе!» Звери и птицы засмеялись: «Да что ты, белочка! Ты вон какая маленькая, а Россия такая большая. Куда уж тебе!». Тут вперед вышел огромный бурый медведь: «Ну мне-то вы не скажете, что я ростом не велик. Я сильный и могучий, как сама Россия. Мне и быть на гербе!» Звери уже готовы были согласиться с медведем, но вдруг заговорила мудрая сова: «Вы, медведи, на земле живете и ничего кроме своего леса, не видите. А мы, птицы, высоко  в небе летаем, с высоты  всю страну видим: и леса, и моря, и степи. Есть у нас  король птиц – орёл с двумя головами. Он самый умный, самый сильный, летает выше облаков и может смотреть сразу в две стороны: направо и налево.  Он всегда знает, что в разных концах страны делается.  Вот кому надо быть на гербе!» Все звери и птицы согласились с мудрой совой. И сразу же в лучах яркого света с неба спустился прекрасный двуглавый орёл, а его изображение появилось на гербе.

Игра «Найди и покажи флаг России»

Цель:  закрепить знания детей о государственном символе России – флаге.

Задачи: 1.Закрепить знания детей о том, что обозначают три цвета. Развивать умение находить российский флаг среди флагов других стран. («Познавательное развитие»).                                                                                         2.Учить детей рассказывать о значении каждого цвета флага. Развивать речевое творчество. Обогащать активный словарь детей. («Речевое развитие»).

Ход игры:

Воспитатель показывает детям флаги нескольких стран и просит детей найти и показать среди них российский флаг. Воспитатель просит рассказать что обозначают каждый цвет флага.

Белый цвет – это цвет мира. Он говорит о том, что наша страна миролюбивая, она ни на кого не нападает.

Синий цвет – это вера, верность. Народ любит свою страну, защищает её, верен ей.

Красный цвет – цвет силы. Это кровь, пролитая за Родину.

 

Музыкальная игра «Отгадай торжественную песню России» 

Цель: закрепить знания детей о государственном символе  России-гимне.

Задачи: 1.Учить детей узнавать гимн России, закрепить знания о том, что гимн-это торжественная, главная песня России. Знать поэта, который сочинил гимн (Сергей Михалков) («Познавательное развитие»).

 2.Учить детей рассказывать о том, где и когда звучит гимн страны (на праздниках, важных событиях, на соревнованиях и т.п.); давать определение к слову гимн. («Речевое развитие») 

3.Закрепить умение детей определять музыкальный жанр и характер песни гимна. («Художественно-эстетическое развитие»).

Материал: диск с записью гимна России.

 

Игра «Найди и покажи  герб России»

Задачи:  1.Развивать у детей умение находить Российский герб среди других гербов, а также показывать герб своего города. («Познавательное развитие») 2.Учить детей рассказывать историю возникновения герба России (почему изображен орел с двумя головами, кто изображен в центре герба и почему, и т.д.) («Речевое развитие»).

 

Игра «Расскажи гостям о столице нашей Родины и её достопримечательностях»

Цель: закрепить знания детей о главном городе столицы России – Москва.

Задачи: 1.Уточнить знания детей о том, что такое столица, о достопримечательностях Красной площади. Учить определять на иллюстрации местоположение сооружений относительно себя и обозначать его словами: впереди, сзади, слева, справа. («Познавательное развитие»).                            2.Развитие речи как средство общения. Развитие связной речи детей. Обогащение активного словаря детей наречиями и определениями. («Речевое развитие»).                                                                                                           3.Формирование в детях уважительного и доброжелательного отношения к гостям России. («Социально-коммуникативное развитие»).

Игра «Найди и покажи, где находятся эти сооружения на Красной площади». «Кто быстрее найдёт сооружения на Красной площади»

Цель:  закрепить знания о сооружениях Красной площади.

Задачи: 1.Закрепить знания детей о сооружениях Красной площади. Развивать зрительную память и быстроту реакции.                                                                      2.Учить детей знать название сооружений Красной площади (Храм Василия Блаженного, Мавзолей В. И. Ленина, Сенатская башня, Спасская башня) («Познавательное развитие»).

 

Игра «Народы России»

Цель: закрепить знания детей о том, что Россия – страна многонациональная, воспитать в них чувство уважения к особенностям жизни людей других национальностей.

Задачи: 1.Закрепить знания детей о национальностях России, чем они отличаются друг от друга (цветом кожи, формой глаз, обычаями). Знать и называть несколько национальностей России. («Познавательное развитие»). 2.Учить детей описывать национальный костюм народов России. Развивать речевое творчество. («Речевое развитие»).

Ход игры:

Воспитатель читает детям стихотворение и просит детей выбрать и показать национальность, которую услышал в стихотворении. Описать его национальный костюм. Также воспитатель просит детей рассказать, чем отличаются люди разных национальностей.

А у нас в стране живут

Русский, коми и якут,

И нанаец, и мордвин,

И калмык, и осетин,

И тувинец, и бурят –

Все они дружить хотят!

Кабардинец и чуваш,

В хоровод вставайте наш!

Адыгеец и хакас,

Вместе пустимся мы в пляс!

И татарин, и башкир –

Все за счастье, все за мир!

Игра «Угадай, кому какая вещь принадлежит» 

Задачи: Учить детей находить элементы одежды и других предметов к национальным костюмам народов России. Развивать внимание. («Познавательное развитие»).

Ход игры:

Детям предлагаются куклы в национальных костюмах и карточки с изображением вещей.  Предлагает ребёнку угадать, кому какая вещь принадлежит.

 

Игра «Отгадай три важных слова» 

Задачи: 1.Учить выделять звуки из слов, обозначать звуки буквами. («Речевое развитие»). 

2.Закрепить знания порядкового счета. Учить отгадывать ребусы. («Познавательное развитие»).

Ход игры:

Составь, пожалуйста, и запиши три очень важных слова. Посмотри на картинки: из каждого слова, которое они обозначают, надо взять по одной букве – первую, вторую или третью (смотри на цифры под картинками) – и из этих букв составить слова.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Дидактическая игра как средство формирования экологических знаний детей дошкольного возраста»

Дидактическая игра как средство формирования экологических знаний детей дошкольного возраста....

Игра как средство формирования знаний о семье у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью в условиях детского дома

Дошкольное детство — уникальный период в жизни человека, время интенсивного вхождения в мир социальных отношений, усвоения социального опыта, или, по словам Л.С. Выготского, «врастания в к...

статья "Дидактическая игра как средство формирования экологических знаний детей дошкольного возраста"

Цель: главная цель экологического воспитания детей- формирование основ экологической культуры, под которой следует понимать совокупность экологического сознания, экологических чувств и экологической д...

Дидактическая игра, как средство формирования экологических знаний у детей дошкольного возраста

Экологическое воспитание является одной из актуальных проблем на сегодняшний день. В основе этого лежит формирование правильного отношения к природным явлениям, объектам природы, элементарные знания о...

"Дидактическая игра как средство формирования знаний о природе детей дошкольного возраста"

Мир вокруг нас удивителен и бесконечно разнообразен. Ежедневно дети получают новые представления о живой и неживой природе и их взаимосвязях.Природа - это все то, что нас окружает, но не создано челов...

защита курсовой работы "Дидактическая игра как средство формирования знаний о природе детей дошкольного возраста "

Формирование экологической грамотности у населения страны подразумевает создание системы непрерывного экологического образования, первым звеном которого является дошкольное.Именно в этом возрасте закл...

Дидактические игры как средство формирования знаний о растительном мире старших дошкольников

Статья на тему: «Дидактические игры как средство формирования знаний о растительном мире старших дошкольников» Выполнила: Воспитатель ГБОУ Прогимназии №675 «Талант»Соколов...