Методические рекомендации: работа с картиной с детьми дошкольного возраста: Открываем мир искусства вместе!
учебно-методический материал

Гантимурова Оксана Юрьевна
Открываем мир искусства вместе!
Работа с картиной – это увлекательный способ развития речи, воображения, внимания и эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста. Это возможность прикоснуться к миру искусства, научиться видеть красоту в деталях и выражать свои мысли и чувства. Эти методические рекомендации помогут вам организовать интересное и познавательное занятие, которое принесет радость и пользу вашим воспитанникам.
Цель: Развитие у детей умения воспринимать и понимать произведения искусства, формирование эстетического вкуса и обогащение словарного запаса.
Задачи:
Развитие восприятия: Учить детей внимательно рассматривать картину, выделять основные объекты и детали.
Развитие речи: Активизировать словарный запас, учить описывать увиденное, отвечать на вопросы и составлять небольшие рассказы.
Развитие воображения: Стимулировать творческое мышление, предлагать детям придумывать истории, связанные с картиной.
Развитие эмоционального интеллекта: Учить распознавать и выражать эмоции, которые вызывает картина.
Формирование эстетического вкуса: Знакомить с различными жанрами живописи, учить видеть красоту и гармонию в произведениях искусства.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации: работа с картиной с детьми дошкольного возраста:

Открываем мир искусства вместе!

Работа с картиной – это увлекательный способ развития речи, воображения, внимания и эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста. Это возможность прикоснуться к миру искусства, научиться видеть красоту в деталях и выражать свои мысли и чувства. Эти методические рекомендации помогут вам организовать интересное и познавательное занятие, которое принесет радость и пользу вашим воспитанникам.

Цель: Развитие у детей умения воспринимать и понимать произведения искусства, формирование эстетического вкуса и обогащение словарного запаса.

Задачи:

Развитие восприятия: Учить детей внимательно рассматривать картину, выделять основные объекты и детали.

Развитие речи: Активизировать словарный запас, учить описывать увиденное, отвечать на вопросы и составлять небольшие рассказы.

Развитие воображения: Стимулировать творческое мышление, предлагать детям придумывать истории, связанные с картиной.

Развитие эмоционального интеллекта: Учить распознавать и выражать эмоции, которые вызывает картина.

Формирование эстетического вкуса: Знакомить с различными жанрами живописи, учить видеть красоту и гармонию в произведениях искусства.

Этапы работы с картиной:

Подготовка:

Выбор картины: Выбирайте картины, соответствующие возрасту и интересам детей. Лучше начинать с простых и понятных сюжетов. Важно, чтобы картина вызывала положительные эмоции и была эстетически привлекательной.

Изучение картины: Внимательно изучите картину сами, чтобы быть готовым ответить на вопросы детей и предложить интересные задания.

Подготовка материалов: Подготовьте картину (репродукцию, слайд, плакат), а также необходимые материалы для игр и творческих заданий (карандаши, краски, бумага, пластилин и т.д.).

Вводная беседа:

Приветствие и создание эмоционального настроя: Начните занятие с приветствия и создания положительной атмосферы. Можно использовать стихотворение, загадку или небольшую игру, связанную с темой картины.

Представление картины: Назовите автора и название картины (если это возможно). Расскажите немного об авторе и времени создания картины.

Первичное восприятие: Предложите детям просто посмотреть на картину и поделиться своими первыми впечатлениями.

Рассматривание картины:

Общее впечатление: Спросите детей, что они видят на картине. Какие предметы, люди, животные изображены?

Детали: Обратите внимание на детали: цвет, свет, тени, позы, выражения лиц.

Вопросы: Задавайте вопросы, стимулирующие детей к размышлению и описанию увиденного:

"Что делает этот человек?"

"Какое у него настроение?"

"Что происходит вокруг?"

"Какие цвета использовал художник?"

"Что вам больше всего понравилось на картине?"

Описание: Помогите детям описать увиденное, используя разнообразные прилагательные и глаголы.

Беседа по содержанию картины:

Сюжет: Обсудите сюжет картины. Что происходит? Что было до этого? Что может произойти потом?

Персонажи: Поговорите о персонажах картины. Кто они? Какие у них характеры? Что они чувствуют?

Эмоции: Обсудите, какие эмоции вызывает картина у детей. Радость, грусть, удивление, страх? Почему?

Связь с жизнью: Постарайтесь связать содержание картины с жизненным опытом детей. Напоминает ли им что-то увиденное на картине о их собственной жизни? Может быть, они видели похожий пейзаж, играли в похожие игры или испытывали похожие чувства?

Сравнение: Если есть возможность, можно предложить детям сравнить две картины на схожую тему, но выполненные разными художниками. Это поможет им увидеть разнообразие художественных подходов и научиться сравнивать, анализировать и делать собственные выводы.

Эмоциональный отклик: Важно не только спрашивать, что дети видят, но и как они себя чувствуют, глядя на картину. "Какое настроение у этой картины? Она веселая или грустная? Что вы чувствуете, когда смотрите на нее?" Помогите им подобрать слова для выражения своих эмоций, используя такие понятия, как радость, грусть, спокойствие, волнение, удивление.

Игры и творческие задания: Этот этап является ключевым для закрепления впечатлений и развития творческих способностей. Игры должны быть разнообразными и соответствовать возрасту детей.

5. Игры и творческие задания:

Словесные игры:

      "Найди и назови": Назовите предмет или цвет, а дети должны найти его на картине.

      "Что изменилось?": Покажите картину на несколько секунд, затем уберите и спросите, что изменилось.

      "Придумай историю": Предложите детям придумать историю, связанную с картиной.

       "Опиши героя": Выберите одного из персонажей картины и предложите детям описать его внешность, характер и настроение.

Рисование:

       "Нарисуй продолжение": Предложите детям нарисовать, что могло произойти после событий, изображенных на картине.

      "Нарисуй свое настроение": Попросите детей нарисовать, какие эмоции вызывает у них картина.

       "Нарисуй пейзаж": Предложите детям нарисовать пейзаж, похожий на тот, что изображен на картине.

Лепка

      "Слепи героя": Предложите детям слепить одного из персонажей картины.

       "Слепи предмет": Попросите детей слепить предмет, изображенный на картине.

Аппликация

      "Сделай коллаж": Предложите детям сделать коллаж, используя вырезки из журналов и газет, чтобы создать свою версию картины.

Драматизация:

       "Разыграй сценку": Предложите детям разыграть сценку, изображенную на картине.

Подведение итогов:

Обсуждение: Обсудите с детьми, что нового они узнали о картине, что им больше всего понравилось, какие эмоции они испытали.

Оценка: Похвалите детей за их активное участие и творческие работы.

Повторное восприятие: Предложите детям еще раз посмотреть на картину и поделиться своими новыми впечатлениями.

Домашнее задание (по желанию):

Предложить детям рассказать о картине своим родителям или друзьям.

Попросить детей найти другие картины этого же художника.

Предложить детям нарисовать свою собственную картину на похожую тему.

Рекомендации по выбору картин:

Возраст: Для младших дошкольников выбирайте картины с простыми и понятными сюжетами, яркими цветами и небольшим количеством деталей. Для старших дошкольников можно выбирать картины с более сложными сюжетами и большим количеством деталей.

Тема: Выбирайте картины, соответствующие интересам детей. Это могут быть картины с изображением животных, природы, сказочных персонажей или сцен из жизни детей.

Жанр: Знакомьте детей с различными жанрами живописи: пейзаж, портрет, натюрморт, бытовой жанр.

Художник: Знакомьте детей с творчеством известных художников. Рассказывайте им о жизни и творчестве художников, показывайте другие их картины.

Важные моменты:

Не навязывайте свое мнение: Дайте детям возможность самостоятельно воспринимать и интерпретировать картину.

Будьте терпеливы: Не торопите детей, дайте им время внимательно рассмотреть картину и выразить свои мысли.

Поощряйте творчество: Поддерживайте любые творческие проявления детей, даже если они кажутся вам странными или необычными.

Создавайте положительную атмосферу: Занятие должно быть интересным и радостным для детей.

Используйте разнообразные методы: Комбинируйте словесные, игровые и творческие задания, чтобы сделать занятие максимально эффективным и увлекательным.

Связывайте с другими видами деятельности: Работа с картиной может стать отправной точкой для других занятий: чтения художественной литературы, разучивания стихов, музыкальных игр, прогулок на природу.

Примеры картин для работы с дошкольниками:

Младший возраст (3-4 года):

И.И. Шишкин "Утро в сосновом лесу" (фрагмент с медвежатами)

В.М. Васнецов "Три медведя" (иллюстрация к сказке)

Картины с изображением домашних животных (кошки, собаки, птицы).

Средний возраст (4-5 лет):

И.И. Левитан "Золотая осень"

А.К. Саврасов "Грачи прилетели"

Картины с изображением детей, играющих на улице.

Старший возраст (5-7 лет):

И.Е. Репин "Запорожцы пишут письмо турецкому султану" (фрагмент)

В.А. Серов "Девочка с персиками"

Картины с изображением исторических событий или сказочных сюжетов.

Ожидаемые результаты:

После работы с картиной дети должны:

Уметь внимательно рассматривать картину, выделять основные объекты и детали.

Расширить свой словарный запас, научиться описывать увиденное, отвечать на вопросы и составлять небольшие рассказы.

Развить воображение, придумывать истории, связанные с картиной.

Научиться распознавать и выражать эмоции, которые вызывает картина.

Проявить интерес к искусству, начать формировать эстетический вкус.

Работа с картиной – это не просто занятие, это путешествие в мир красоты, фантазии и познания. Предоставляя детям возможность исследовать произведения искусства, мы открываем перед ними новые горизонты, развиваем их личность и обогащаем их внутренний мир. Пусть каждое знакомство с картиной станет для ребенка незабываемым приключением!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«СИСТЕМА РАБОТЫ ПЕДАГОГА ПО ВОСПРИЯТИЮ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРОИЗВЕДЕНИЙ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА»

Методическая разработка в помощь музыкальным руководителям о работе над восприятием музыки детьми старшего дошкольного возраста....

«Система работы педагога по восприятию детьми дошкольного возраста произведений изобразительного искусства»

Развитие дошкольника осуществляется в тесном взаимодействии с окружающим миром на уровне микросистемы – семья; мезосистемы – детский сад, соседи; экзосистемы – родственники, социальные службы; макроси...

«Система работы педагога по восприятию детьми дошкольного возраста произведения словесного искусства (фольклора)»

«Фольклор создаётся всеми для всех и в рамках многовековых традций. Во всём, что делал народ, - единые представления о красоте.Здесь нет разноречий.Единство представлений о красоте создавалоединс...

«Система работы педагога по восприятию детьми дошкольного возраста произведения словесного искусства (фольклора)

«Фольклор создаётся всеми для всех и в рамках многовековых традций. Во всём, что делал народ, - единые представления о красоте.Здесь нет разноречий.Единство представлений о красоте создавалоединс...

"Система работы педагога по восприятию детьми дошкольного возраста произведений изобразительного искусства

.«В период детства мышления мыслительные процессы должны быть, как можно теснее связаны с живыми, яркими, наглядными предметами окружающего мира… Эмоциональная насыщенность восприятия – это духовный з...