Игровой материал на формирование грамматического строя речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня
картотека (старшая группа)
Словообразование. Предложно-падежное управление.
Игра «Убираем урожай»
Цель:закрепление формы винительного падежа существительных для обо- значения объекта
Логопед объясняет детям, что овощи убирают по-разному. Морковь, свеклу, репу, редис дергают.
Огурцы, помидоры, горох срывают. Картофель выкапывают.
Затем логопед показывает картинки овощей и просит детей ответить на во- прос: «Как убирают данный овощ?
Дети составляют предложения типа: Морковь дергают. Картофель копают.
Капусту срезают. Горох срывают. Свеклу дергают. И т. д.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 27.08 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА НОВОСИБИРСКА
«Детский сад №2”
630075 г. Новосибирск, ул. Танковая 31/1, тел: (383) -209-28-03
Игровой материал на формирование грамматического строя речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня
Учитель-логопед
Кожевникова М.Ю.
Новосибирск, 2023
Словообразование. Предложно-падежное управление.
Игра «Убираем урожай»
Цель:закрепление формы винительного падежа существительных для обо- значения объекта
Логопед объясняет детям, что овощи убирают по-разному. Морковь, свеклу, репу, редис дергают.
Огурцы, помидоры, горох срывают. Картофель выкапывают.
Затем логопед показывает картинки овощей и просит детей ответить на во- прос: «Как убирают данный овощ?
Дети составляют предложения типа: Морковь дергают. Картофель копают.
Капусту срезают. Горох срывают. Свеклу дергают. И т. д.
Игра «Огород»
Цель: закрепление формы винительного падежа существительных для обо- значения объекта
Логопед предлагает детям «посадить» овощи, затем спрашивает каждого ре- бенка, что он делает: «Лена, что ты сажаешь?» (Я сажаю огурцы.) «Ира, что ты посадила?» (Я посадила редис.) «Вова, что ты посадишь?» (Я посажу капусту) и т. д. Игра «Кто подберет больше слов?»
Цель: закрепление формы винительного падежа существительных для обо- значения объекта
Логопед предлагает детям назвать как можно больше слов, отвечая на во- просы. При этом можно использовать предметы или картинки.
Что можно шить? (Платье, пальто, сарафан, рубашку, шубу, сапоги, пана- му, юбку, блузку и т. д.)
- Что можно связать? (Шапочку, варежки, шарф, кофту, жилетку, платье, скатерть, салфетку и т. д.)
- Что можно штопать? (Носки, чулки, варежки, шарф и т. д.)
- Что можно завязывать? (Шапку, шарф, ботинки, платок, косынку и т. д.)
- Что можно надеть? (Пальто, платье, кофту, шубу, плащ, юбку, колготки и т.
д.)
- Что можно обуть? (Тапки, туфли, ботинки, сапоги и т. д.)
- Что можно «надвинуть» на голову? (Шапку, фуражку, панаму, кепку и т. д.) Побеждает тот, кто подобрал больше слов.
Игра «Кто, чем управляет?»
Цель: закрепление формы творительного падежа существительных для обо- значения орудийности
На доске картинки с изображением различных видов транспорта. Логопед показывает картинку и задет вопросы: «Кто управляет ... автобусом, самолетом и т. д.)?» Дети должны ответить полным предложением.
Автобусом управляет водитель. Грузовиком управляет шофер. Поездом управляет машинист. Вертолетом управляет вертолетчик. Самолетом управляет летчик.
Кораблем управляет капитан. Мотоциклом управляет мотоциклист. Велосипедом управляет велосипедист. Ракетой управляет космонавт.
Цель: закрепление формы творительного падежа существительных для обо- значения орудийности
Детям предлагаются картинки с изображением людей различных профессий (парикмахер, маляр, плотник, портниха, дворник, садовник и др.). Логопед пред- лагает детям ответить на вопрос «Кто, чем работает?»
Парикмахер – ножницами, маляр – кистью,
плотник – топором, дворник – метлой, лесоруб – пилой, садовник – лопатой.
Игра «Назвать пары предметов»
Цель: закрепление формы творительного падежа с предлогом с (для обозна- чения совместности).
Детям предлагаются картинки, например: чашка с блюдцем, кружка с клуб- никой, корзина с яблоками, ваза с цветами, стакан с молоком. Логопед предлагает детям назвать «что с чем» изображено на картинке.
Игра «С чем корзинка, с чем ящик?»
Цель: закрепление формы творительного падежа с предлогом с (для обозна- чения совместности).
У детей игрушечные корзинки, ящички, муляжи овощей и фруктов. Логопед: Куда мы положим фрукты?
Ребенок: В корзинку.
Логопед: А куда мы положим овощи? Ребенок: В ящик.
Игра в лото «Два и пять»
Цель: закрепление формы существительных родительного падежа единст- венного и множественного числа
Детям раздают карточки лото с изображением двух и пяти предметов. На- пример, два шарфа, три горки, четыре гирлянды, пять шаров. Логопед называет предмет. Дети находят на карточке изображение предмета и определяют количест- во, называют словосочетание числительного с существительным и закрывают картинку фишкой.
Выигрывает тот, кто правильно называл количество предметов и раньше других закрыл все карточки лото.
Словоизменение. Согласование разных частей речи.
Игра «Умная стрелка»
Цель: закрепление согласования глагола и существительного в числе Используется наглядное пособие: круг, разделенный на части, и подвижная
стрелка, закрепленная в центре круга. На круге различные сюжетные картинки, изображающие действия. Логопед называет действие (копает, рисует, играют, строят, умывается, причесывается и т. д.). Дети ставят стрелку на соответствующую картинку и придумывают предложение по ней.
Игра «МОЙ, МОЯ, МОЕ, МОИ»
Цель: закрепление согласования притяжательных местоимений с существи- тельными
Логопед: Назовите предметы, про которые можно сказать «это мой» (мой карандаш, мой мяч, мой мишка, мой дом, мой котенок и т. д.); «это моя» (моя кук- ла, моя груша, моя сумка, моя машинка и т. д.); «это моё» (моё платье, моё дерево, моё пальто, моё кашне и т. д.).
Игра «Чьи предметы?»
Цель: закрепление согласования притяжательных местоимений с существи- тельными
На доске картинки с изображением мальчика, девочки, детей. У каждого ре- бенка предметные картинки (например, кукла, мяч, дерево, шарф, машинка и т.д.). Игра может проводиться в нескольких вариантах.
- й вариант. Один из детей кладет свою предметную картинку к изображе- нию девочки, мальчика или детей и называет, чей это предмет (например, это ее мишка, или это его мишка, или это их мишка). Игра заканчивается, когда все дети положат свои картинки около изображений детей и правильно назовут словосоче- тания притяжательных местоимений с существительными.
- й вариант. Логопед выставляет на доске предметную картинку и называет местоимение: мы, вы, они. Дети называют словосочетание притяжательного ме- стоимения с существительным (наш мишка, ваш мишка, их мишка).
- й вариант. Около доски выстраиваются две группы детей: одна группа – мы – слева, другая группа – вы – справа. Сначала называет предметы группа сле- ва. Логопед выставляет предметную картинку справа или слева от середины доски
и задает одному из детей левой группы вопрос «Чей это предмет?» (Это наш мяч, это ваш мяч, это наша кукла или это ваша кукла.)
Словообразование.
Игра «Ералаш».
Цель – словообразование притяжательных прилагательных
Использовались картинки с изображением животных, разрезанных на три части. Детям раздавались части разрезанных картинок. На доску была выставлена одна из частей, какой-либо картинки, например, изображение туловища животно- го. Дети находили у себя изображения других частей (головы, хвоста).
Они должны были правильно назвать, чья это голова, хвост или ноги: «У меня на картинке заячья голова», «У меня на картинке лисий хвост». Затем из час- тей дети составляли целое изображение животного.
Игра-лото «Найти действие».
Цель - словообразование глаголов приставочным способом
У детей карточки с картинками, изображающими действия. Назывались сло- ва, обозначающие действия, дети закрывали соответствующую картинку фишкой. Затем детей просили назвать действие и придумать предложение с этим словом. Речевой материал: входит – выходит, подлетает – отлетает, подходит – отходит, влетает – вылетает, переходит – перебегает, наливает – выливает, залезает – слеза- ет.
Игра «Найти общую часть в словах» (по картинкам).
Цель - словообразование глаголов приставочным способом
Детям были предложены картинки: переходит – перебегает, наливает – вы- ливает, подходит – подбегает, подходит – уходит, подлетает – отлетает. Задание: назвать общую часть.
Игра «Назови ласково».
Цель: формирование навыков словообразования нарицательных имен суще- ствительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами –ик, -чик, -очк, -ечк через осознание смысловых оттенков, на основе которых противопоставлен пред- лагаемый лексический материал.
Детям предлагалось пригласить в гости куклу. Кукла маленькая, и ее можно назвать "куколка". Все предметы для куколки тоже маленькие и поэтому их надо называть ласково.
В процессе игры дети воспроизводили уменьшительно-ласкательные формы существительных (столик, шкафчик, стульчик, вазочка, салфеточка, тарелочка, ложечка, вилочка, огурчик,. помидорчик, яблочко и др.).
Затем, эта игра неоднократно была развернута в современной деятельности детей и воспитателя в группе, а также в некоторых режимных моментах. Так, дети играли в данную игру во время накрывания на стол, сбора на прогулку: "у нас – шапка, а у куколки – шапочка, у нас куртка, а у куколки – курточка" и т.д.).
Игра «Чай Танечке».
Цель: формирование навыков словообразования собственных существи- тельных с ласкательным значением при помощи суффикса -ечк-.
Оборудование: кукольный чайный сервиз, куклы, булочки, печенье, калачи из глины.
Детям было предложено пригласить в гости любимых кукол, дать им имена и назвать их ласково ("Анечка", "Танечка"), рассадить за стол. Участникам форми- рующего эксперимента был продемонстрирован следующий образец: "Я беру чайник, наливаю чай в чашечку и подаю Танечке… А ты что делаешь, Настя?"… Далее дети уже самостоятельно сопровождали все свои действия словами.
Игра «Кто у кого?»
Цель: формирование навыков словообразования детенышей животных
В процессе игры использовались картинки с изображением животных и их детенышей.
Вначале мы задали детям загадку про животного. Например:
Хитрая плутовка,
Рыжая головка, Хвост пушистый – краса! А зовут ее
Кто это? (Это лиса)
А как называют детеныша лисы? (Лисенок)
Сейчас мы поиграем в игру, которая называется "Кто у кого?". Посмотрите на картинки и вспомните названия детенышей животных. (Лисенок, ежонок, слоненок, тигренок, лосенок, гусенок, котенок)
Воспитатель показывал картинку и задавал вопрос типа: "Кто у лисы?" Дети отвечали: "У лисы лисенок" и т.д.
Игра «Назови картинку»
Цель: Закрепление навыков словообразования существительных с уменьшительно-ласкательным значением через зрительное восприятие называемых пред-метов.
Оборудование: картинки, изображающие предметы разного размера.
Детям раздавался дидактический материал, и воспитатель показывал образец игры: демонстрируя одну картинку с изображением предмета большого размера, он произносил: "У меня снеговик". Ребенок, у которого оказывался на картинке тот же предмет, но меньшего размера, отзывался: "А у меня - снеговичок". Игра продолжалась до тех пор, пока все дети не назовут, что изображено на их картинках.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преодоление нарушений лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи через игровую деятельность.
Анализируя лексико-грамматическую сторону речи детей с нарушением речи я отметила, ограниченность словарного запаса, расхождение объема активного и пассивного словаря, неточное употребление слов, верб...

Конспект открытого подгруппового логопедического занятия по развитию лексико - грамматического строя речи с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня речевого развития. Тема: «Гости из Простоквашино»
Лексическая тема "Домашние животные"...

«Формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством использования ИКТ в коррекционно-развивающей работе»
Формирование речи детей в дошкольные годы - одна из основных задач воспитания, так как овладение родным языком тесным образом связано с развитием сознания ребенка, с познанием окружающего мира, с...

«Формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством использования ИКТ в коррекционно-развивающей работе»
Формирование речи детей в дошкольные годы - одна из основных задач воспитания, так как овладение родным языком тесным образом связано с развитием сознания ребенка, с познанием окружающего мира, с...

Консультация для воспитателей "Методы и приемы формирования грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня"
Грамматические формы словоизменения, словообразования, типы предложений появляются у детей с ОНР, как правило, в той же последовательности, что и при нормальном речевом развитии. Своеобразие овладения...

Особенности грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня
В статье раскрываются особенности грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста общим недоразвитием речи 3 уровня....
