"Речевое развитие по ФГОС"
консультация

Омельчук Марина Николаевна

Данный материал будет полезен для педагогов дошкольных учреждений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevoe_razvitie_po_fgos.docx256.92 КБ

Предварительный просмотр:

«Речевое развитие по ФГОС ДО»

учитель-логопед: Омельчук М.Н.

Образовательная область «Речевое развитие по ФГОС»

     Речевое развитие дошкольников происходит очень стремительно. В словарном запасе трехлетнего ребенка уже около 1200 слов. Словарный запас шестилетнего ребенка включает в себя около 4000 слов.

     Формирование правильной речи является одной из основных задач дошкольного образования. Однако динамический анализ практической ситуации за последние несколько лет свидетельствует о ежегодном увеличении количества дошкольников с речевыми нарушениями.

     На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое.

    Поэтому необходимо заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых форм русского языка.

Основная цель: формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.

Задачи речевого развития в ФГОСе дошкольного образования:

1.Овладение речью как средством общения и культуры.

2.Обогащение активного словаря.

3.Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.

4.Развитие речевого творчества.

5.Знакомство с книжной литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.

6.Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

7.Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.

Принципы развития речи:

1.Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития.

2.Принцип коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи.

3.Принцип развития языкового чутья.

4.Принцип формирования элементарного осознания явлений языка.

5.Принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи.

6.Принцип обогащения мотивации речевой деятельности.

7.Принцип обеспечения активной языковой практики.

Основные направления работы по развитию речи детей в ДОУ:

1.Развитие словаря: освоение значений слов и их уместное употребление в соответствие с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение.

2.Воспитание звуковой культуры речи: развитие восприятия звуков родной речи и произношения.

3.Формирование грамматического строя: морфология (изменение слов по родам, числам, падежам), синтаксис (освоение различных типов словосочетаний и предложений), словообразование.

4.Развитие связной речи: диалогическая (разговорная) речь, монологическая речь (рассказывание).

5.Формирование элементарного осознания явлений языка и речи:

Различение звука и слова, нахождение места звука в слове.

6.Воспитание любви и интереса к художественному слову.

Методы развития речи:

НАГЛЯДНЫЕ

1.Непосредственное наблюдение и его разновидности

(наблюдение в природе, экскурсии).

2.Опосредованное наблюдение

(изобразительная наглядность: рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам).

СЛОВЕСНЫЕ

1.Чтение и рассказывание художественных произведений.

2.Заучивание наизусть.

3.Пересказ.

4.Обобщающая беседа.

5.Рассказывание без опоры на наглядный материал.

ПРАКТИЧЕСКИЕ

1.Дидактические игры.

2.Игры-драматизации.

3.Инсценировки.

4.Дидактические упражнения.

5.Пластические этюды.

6.Хороводные игры.

Средства развития речи:

1.Общение взрослых и детей.

2.Культурная языковая среда.

3.Обучение родной речи на занятиях.

4.Художественная литература.

5.Изобразительное искусство, музыка, театр.

6.Занятия по другим разделам программы.

Воспитание любви и интереса к художественному слову

Знакомство детей с художественной литературой

Цель: формирование интереса и потребности в чтении

(восприятии книг).

Задачи:

1.Вызывать интерес к художественной литературе как средству познания, воспитания культуры чувств и переживаний.

2. Приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

3.Развитие литературной речи.

4.Формировать и совершенствовать связную речь, поощрять собственное словесное творчество через прототипы, данные в художественном тексте.

Формы:

1.Чтение литературного произведения.

2.Рассказ литературного произведения.

3.Беседа о прочитанном произведении.

4.Обсуждение литературного произведения.

5.Инсценирование литературного произведения.

Театрализованная игра.

6.Игра на основе сюжета литературного произведения.

7.Продуктивная деятельность по мотивам прочитанного.

8.Сочинение по мотивам прочитанного.

9.Ситуативная беседа по мотивам прочитанного.

Основные принципы организации работы по воспитанию у детей интереса к художественному слову

1.Ежедневное чтение детям вслух является обязательным и рассматривается как традиция.

2.В отборе художественных текстов учитываются предпочтения педагогов и особенности детей.

3.Способность книги конкурировать с видеотехникой не только на уровне содержания, но и на уровне зрительного ряда.

4.Создание по поводу художественной литературы детско-родительских проектов с включением различных видов деятельности: игровой, продуктивной, коммуникативной, познавательно-исследовательской, в ходе чего создаются целостные продукты в виде книг-самоделок, выставок изобразительного творчества, макетов, плакатов, карт и схем, сценариев викторин, досугов, детско-родительских праздников и др

5.Отказ от обучающих занятий по ознакомлению с художественной литературой в пользу свободного непринудительного чтения.

Picture background


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Требования к речевому развитию по ФГОС ДО

Требования к речевому развитию по ФГОС ДО...

Взаимодействие работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников Из опыта работы РМО «Речевое развитие дошкольников в современной образовательной системе. Направления речевой работы с детьми в соответствии с ФГОС ДО»

Взаимодействие  работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников  Сегодня произошли изменения в системе Российского образования, обновления его качества. В связи с утверждением ...

Образовательная область «Речевое развитие» в ФГОС ДО. "Игры по формированию грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста"

rdquo;Игры по формированию грамматического строя речи для детей старшего дошкольного возраста&rdquo...

Конспект по речевому развитию по ФГОС в средней группе ДОУ. Дикие животные.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждениеЮрасовская  основная общеобразовательная школа      Конспект по речево...

речевое развитие по ФГОС

направления речевого развития, задачи и результаты...