Методическая разработка
методическая разработка
Методическая разработка Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями детей дошкольного возраста.
Семинар -практикум 2Словесные игры2
Круглый стол для родителей с использованием мультимедийной доски на тему:"Учите детей говарить правильно"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 17.6 КБ | |
| 39.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар- практикум «Словесные игры»
Собрались мы снова вместе
Чтоб нам было интересно
В словесные игры мы поиграем
Речь, мышление и логику поразвиваем
В: Словесные игры – огромная находка для вас родители. В них можно играть всегда и везде: на прогулке, по дороге в детский сад и обратно, когда дома моете посуду или готовите кушать, даже во время уборки. Словесными играми можно занять ребенка в поездке, или в длинной очереди в поликлинику.
Это универсальные и быстрые игры, не требующие подготовки. При этом игры со словами несут в себе огромный потенциал – они помогают развивать связную речь у ребенка пополняют словарный запас, тренируют память, внимание, быстроту реакции, дети учатся быстро находить нужный ответ, точно и четко формировать свои мысли.
Ну что поиграем
Тогда начинаем
Первая игра называется «Назови признак предмета».
В: По дороге в детский сад к любому предмету, который вы видите подбираете признак, передаем волшебную палочку и называем, например, какой снег (белый, холодный, блестящий, красивый, липкий, рассыпчатый, мягкий, тающий),
- какая машина? (Легковая, грузовая, новая, большая, красивая, металлическая, быстрая)
Теперь давайте образуем круг, и сейчас, поймав мяч, будем называть действия предметов. (Ведущей выбирается мама ребенка, она называет любой предмет, а мальчики - что предмет делает.)
Далее другая мама называет действия предметов, а девочки - предмет подходящий по смыслу. Н-р: что светит, висит, шелестит, тикает, ползет, кружится, греет, растет, звенит.
Следующая игра называется «Угадай предмет»
Например, вы готовите ужин и загадываете любой предмет, находящийся на кухне. (Мама загадывает предмет, дети задают вопросы:
- какого цвета?
- какой формы?
- какого размера?
- где находится?
- что делает?
- для чего нужен?
После загадывает ребенок предмет, который может находится в группе, в магазине, в больнице, на улице и т.д.
Третья игра «Угадай по описанию»
В ящик ощущений кладутся три предмета: карандаш, конфета, апельсин, книга, мяч. Один ребенок выходит выбирает себе любой предмет и описывает его, не называя название. Отгадавший вытаскивает, определив на ощупь.
Каждый предмет имеет положительные и отрицательные качества.
Вот конфета-это хорошо? Почему?
А может быть, что конфета-это плохо?
Мяч хорошо? А бывает, что плохо?
Вот мы и поиграли в игру, которая называется «Хорошо, плохо»
А сейчас в круг скорей встаем
Игру следующую начнем.
Игра называется «Почему, потому что».
В середину круга кладется стрелка, мы идем по кругу и произносим слова:
Мы по кругу идем и вопросы задаем,
После отвечаем, речь нашу развиваем.
По окончании слов, на кого укажет стрелка, отвечает на вопрос, начиная со слов: потому что.
- почему осенью много луж?
-почему котенок подошел к блюдечку?
- почему медведь зимой спит?
- почему снег скрипит под ногами?
- почему рыбы живут в воде?
- почему мороженое холодное?
- почему у зайца короткий хвост?
- почему корова дает молоко?
В этой игре можно задавать любые вопросы,
- почему наклеены обои? почему кран металлический? И т.д. Сидите дома перед телевизором и спрашиваете, а потом ребенок вас.
Продолжим знакомиться со словесными играми.
Игра называется Ищем цветок»
Искать можно любой предмет, игрушку. А сегодня мы будем искать цветы, ведь скоро у нас какой праздник? Вот для наших мам и подарим букет цветов. Эта игра закрепляет понятия: на, под, в, за, дети учатся отвечать предложением. (Дети и взрослые закрывают глаза, воспитатель прячет
- первый цветок желтого цвета на модулях
- второй, красного цвета в стаканчике с карандашами
- третий, голубого цвета под стульчиком какого-нибудь ребенка
- четвертый, розового цвета наверху на прищепке
- пятый, фиолетового цвета за книжкой
Дети находят глазами и отвечают предложением где находится цветок. После один из детей прикрепляет его на магнитную доску, после образуется букет цветов.
У нас недавно прошла проектная деятельность по теме мир профессий. Играем в игру «Я умею».
Ребенок называет, кто он по профессии и говорит, что умеет делать, после все изображают это действие. Н-р: «Я летчик, я умею управлять самолетом. Я художник, я умею рисовать картины»
Можно представлять себя и животным, и посудой, и игрушкой, развивается воображение, ассоциативное мышление и связная речь.
И последняя игра называется Угадаю, кто я»
Мы только начали учиться в нее играть, это пока для детей сложно, поэтому пока роль ведущего принимает взрослый. Берем картинки по теме животные, овощи, фрукты. Ведущий закрывает глаза, ребенок берет любую картинку и вставляет в ободок, после одевает его на голову ведущему, который начинает задавать вопросы:
- Я животное?
- Я фрукт?
- Я сладкий?
- Я круглый? И т.д.
После угадывания ведущим становится мама, потом и ребенок.
Здорово поиграли? Что развивали? Если играть с детьми в такие игры каждый день, мы воспитаем у детей желание заниматься умственным трудом, что является важным в подготовке их к школьному обучению.
Раздать памятки со словесными играми.
Предварительный просмотр:
Круглый стол для родителей с использованием мультимедийной доски на тему:
«Учите детей говорить правильно»
Цель: демонстрация родителям актуальности формирования у детей 3-4 лет правильной и красивой речи.
Задачи: познакомить родителей с особенностями речевого развития детей младшего дошкольного возраста; обучить правильному выполнению упражнений артикуляционной гимнастики; продемонстрировать использование наглядного материала по развитию речи в детском саду и игровой деятельности с детьми (с использованием наглядного материала); продолжить работу по взаимодействию с родителями.
Ход мероприятия:
I. Предварительный этап
1. Приглашение родителей на встречу.
2. Экспресс – интервью «Для чего нам нужна речь?».
II. Организационный этап
1. Подготовка материалов и оборудования:
- Мультимедийная доска, компьютер, презентация;
- Зеркала настольные на каждого участника, баночки с наполнителями (рис, горох, фасоль, соль, манка, проч.), раздаточный материал на каждого участника (ксерокопии игровых упражнений, упражнений артикуляционной гимнастики для использования дома), ватные шарики, демонстрационный материал.
III. Вступительный этап
Родители рассаживаются на стульчики, в центре зала располагается экран с мультимедийной техникой. На экране представлена тема круглого стола (слайд 1),
Здравствуйте, уважаемые родители! Компасом сегодняшнего собрания нам будут служить следующие строки.
Цитата о речи (слайд 2).
Прекрасна речь, когда она, как ручеек,
Бежит среди камней чиста, нетороплива,
И ты готов внимать ее поток
И восклицать: - О! как же ты красива!
Е.Щукина
«Для ребенка вы являетесь образцом в речи, поскольку дети учатся речевому общению, подражая, слушая, наблюдая за вами. Ваш ребенок будет говорить так, как его домашние. Вам, наверное, приходилось слышать: «Да он разговаривает точь-в-точь как его отец!
Тема нашей встречи: «Учите детей говорить правильно».
А сейчас для продуктивного сотрудничества я предлагаю вам ответить на некоторые вопросы, (слайд 3).
- Продолжите фразу: «Я мама (папа)… (имя ребёнка)».
- Ему… (возраст).
- Продолжите фразу: «Мой ребёнок начал говорить…
Ваши ответы показали, что некоторые дети начали говорить в период с 2 до 3 лет. У этих ребят наблюдается некоторая задержка. Многие родители отметили, что их ребята начали говорить в возрасте от 8-9 месяцев до 1 года 2 мес. Это является физиологической нормой. Поздравляю вас.
(слайд 4) Современный мир насыщен новейшими технологиями, дети живут в мощном потоке информации, где живое общение заменяется общением с компьютером и телевизором, планшетом или телефоном. Поэтому развитие речи становится все более актуальной проблемой.
IV. Основная часть
А сейчас предлагаю вам немного поиграть.
Игра «Вопрос – ответ»
- Поднимите руку те родители, которые заинтересованы в том, чтобы их ребёнок говорил правильно.
Очень приятно было видеть внимательных, заботливых, родителей.
- А теперь предлагаю поднять руку тем родителям, которые считают, что его ребёнок говорит чисто, внятно, правильно.
Посмотрите, как мало рук. Действительно, в этом возрасте дети говорят неправильно, звукопроизношение у них не сформировано – и это физиологическая норма, т.е. свойственно данному возрасту.
- Предлагаю теперь поднять руки тем из вас, кто дома читает своим детям небольшие стихотворения, заучивает их; читает сказки и ведёт беседу о прочитанном произведении.
В нашем зале не так много родителей, которые постоянно знакомят детей с произведениями художественной литературы.
- Поднимите руку те родители, которым тема нашей встречи интересна, кто хочет узнать, как должна в норме развиваться речь ребёнка 3-4 лет.
Ваша реакция показала, что тема нашей встречи актуальна и значима.
Сейчас мы поиграем в игру «Инртервью» я каждому из вас задам один вопрос «Для чего нам нужна речь?»
Ознакомление с результатами экспресс - интервью «Для чего нам нужна речь?»
Варианты ответов:
- общаться друг с другом;
- писать письма;
- благодарить любимых (маму, папу, дедушку, бабушку);
- оригинально выражать свои мысли;
- быть успешным на работе;
- рассказывать прекрасные стихи;
- петь песни.
Остановимся на возрастной норме детей от 3 до 4 лет.
- Педагогический всеобуч «Развитие речи ребёнка 3-4 лет»
Развитие словаря (слайд 5)
Существуют такие понятия, как активный и пассивный словарь.
Активный словарь – слова, которые ребёнок произносит в активной речи.
Пассивный словарь – слова, которые ребёнок не произносит, но соотносит с предметами.
В активном словаре детей 3-4 лет:
- существительные, глаголы, местоимения (мой, твой, наш), наречия (тут, там, здесь), числительные (один, два), притяжательные прилагательные (дядин, мамин);
- обобщающие понятия (дикие животные, домашние животные, детёныши животных, фрукты, овощи, игрушки, посуда).
Все мы хотим, чтобы речь нашего ребенка была грамотной, внятной. Ребенку 3-4 лет сложно овладевать сразу и грамматикой речи (согласовывать части речи в роде, числе, падеже, времени), и произношением звуков, и умением связно произносить свои мысли. Правильное произношение звуков идет параллельно с развитием фонематического слуха — как слышит, так и говорит. Поэтому ни в коем случае нельзя сюсюкать с ребенком, взрослый должен говорить четко, внятно.
Ребенок 3-4 лет еще не всегда регулирует свое речевое дыхание: не делает пауз между словами, фразами, проглатывает окончания слов, не всегда правильно ставит ударение в словах. А ведь от правильного речевого дыхания зависит красота и плавность звучания речи. Уметь правильно слышать и произносить звуки родного языка (в этом возрасте — кроме л, р, ш, щ) помогут специальные игры и упражнения.
Грамматический строй (слайд 6).
- Усвоение морфологических элементов слова (приставки, суффиксы, окончания).
- Усвоение правил построения предложений.
- Использование разных частей речи.
Дети 3-4 лет:
- Отвечают на вопросы взрослых развёрнутыми фразами, состоящими из трёх-четырёх и более слов;
- Составляют фразы из двух-трёх предложений;
- Используют в речи предлоги «за», «в», «на», «под», «над».
(Игры «Где сидит собачка?», «Где спряталась игрушка?» (с использованием игрушек).)
Звуковая культура речи
«Сколько тебе повторять: надо говорить «шапка», а не «сапка».
Когда наконец ты это запомнишь!» - сердится мама на трёхлетнего карапуза. Так бывает часто: малыш бойко тараторит, но не выговаривает отдельные звуки, по-своему переставляет слоги в словах. Не волнуйтесь, ничего страшного! В 3 года звукоподражание у ребёнка ещё до конца не сформировано. Усвоить все звуки он должен к 5 – 6 годам. Если и в этом возрасте в его речи останутся серьёзные дефекты, когда действительно стоит проконсультироваться у логопеда.
(Ознакомление родителей со статьёй «Сыски, фыфки, хыхки…» (приложение 1).)
Интонация – это фонетическое средство языка, позволяет выражать разные чувства.
Система фонем – усвоение и правильная передача отдельных звуков, их сочетаний.
Дети 3-4 лет произносят (слайд 7):
- все свистящие («с», «сь», «з», «зь», «ц»);
- все губные («п», «пь», «б», «бь»);
- все зубные («т», «ть», «д», «дь»);
- губно-зубные («ф», «фь», «в», «вь»);
- все гласные («а», «о», «у», «ы», «и», йотированные «я», «ю», «ё», «ю», «е»);
- шипящие («ш», «ж», «ч», «щ») заменяются на свистящие: вместо «каша» - «касса»;
- сонорные («р», «рь», «л», «ль») заменяются на «ль», реже – «й» - «йябота», «йека».
Следите за состоянием ротовой полости ребенка: здоровые зубы, гибкая уздечка, своевременное предотвращение хронических ларингитов.
Постепенно к 4-5 годам возрастные несовершенства исчезают из детской речи. Но роль взрослых необычайно велика в этом вопросе.
Речевой слух также очень важен в овладении ребёнком речью. Слыша слова, малыш начинает сам произносить их. Так как речь осуществляется на выдохе, то от силы и направления воздушной струи зависит правильное произношение многих звуков. Самый идеальный вариант развитие речи ребёнка – это развитие через игру.
Игровое упражнение «Узнай по интонации»
Скажите «ай-ай-ай» сначала грустно, затем весело и удивленно.
Развитие слухового внимания и речевого слуха
(Различение на слух звучания инструментов.)
Игра с родителями «Угадайте, что звучит».
(Используются стаканы с крупой и две-три коробки из-под йогурта, наполненные крупами.) Эти игры для занятий с детьми дома.
Чтение художественных произведений
Требования к литературному материалу:
- он должен затрагивать эмоциональную сферу ребенка;
- стихи, сказки, рассказы должны быть небольшие по объему, несложные по содержанию, доступные для понимания;
- «Читать – это еще ничего не значит; что читать и как понимать читаемое – вот в чем главное дело» ( К.Ушинский);
- одно и то же произведение дети любят слушать по несколько раз;
- спрашивайте, о чем говорится, что происходит с главными героями;
- учите пересказывать сказки, начиная задавать вопросы по содержанию; передавая содержание, ребенок учится четко, точно, полно, последовательно излагать свои мысли;
- учите с детьми стихи, потешки, загадки наизусть.
V. Практическая часть
Упражнение «Подбери слова» (слайд 8)
- Подберите эпитеты к словам:
- «снег» (белый, пушистый, сыпучий, холодный, мокрый, хрустящий, скрипучий);
- «человек» (замечательный, вежливый, участливый, предупредительный, доброжелательный, открытый, сердечный).
Упражнение «Положительный пример»
Старайтесь сами выражать как можно больше эмоций словами, чтобы подавать ребенку пример.
Ситуация 1. Вас подрезали на дороге. Вам хочется посигналить, опустить стекло, выглянуть из окна и начать ругаться. Вместо этого скажите: «Фу-ф, я так разозлилась и испугалась, когда эта машина пронеслась перед нами. Иногда я злюсь, когда мне страшно, а ты?».
Ситуация 2. Вы забыли ключи от дома. Вам хочется от досады ударить входную дверь, обвинить в случившемся кого-либо. Вместо этого скажите: «Как жаль, что я забыла ключи, и мы не можем попасть домой. Давай поиграем в слова и подождем, пока придет папа и откроет дверь».
Ситуация 3. Ребенок рассыпал банку с крупой. У вас резко портится настроение, и вы смотрите на пол с кислым лицом. Вместо этого скажите: «Хм, я только что убрала и не выношу грязный пол. Я гораздо быстрее подмету его, если ты мне в этом поможешь».
А сейчас я предлагаю вам посмотреть мастер-класс на тему «Работа по развитию артикуляционной моторики», но для начала мы разберём с вами все понятия, касающиеся данной темы, попробуем сделать сами все упражнения, а после сделаем выводы.
(слайд 9)
АРТИКУЛЯЦИОННЫЙ АППАРАТ – совокупность органов, обеспечивающих образование звуков речи. Включает голосовой аппарат, мышцы глотки, языка, мягкого нёба, щек, губ и нижней челюсти, зубы .
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ МОТОРИКА – совокупность скоординированных движений органов речевого аппарата и обеспечивающая одно из условий правильного звукопроизношения.
(слайд 10)
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
ЦЕЛЬ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.
(слайд 11)
ВИДЫ АРТИКУЛЯЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ
мимические упражнения,
упражнения для губ,
упражнения для щек и нижней челюсти,
упражнения для мягкого неба,
упражнения для языка
статические,
динамические.
Слайд (12, 13 ,14,15, 16)
Гимнастика для язычка (слайд 17)
Нередко ребенок неправильно произносит те или иные звуки, потому что у него пока еще «непослушный» язычок. Есть простые упражнения, помогающие отработать артикуляцию.
Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Артикуляционная гимнастика выполняется с детьми в игровой форме перед зеркалом 5-10 минут.
Предлагаем вашему вниманию несколько упражнений.
(Воспитатель предлагает выполнить данные упражнения самим родителям, раздаёт зеркала и карточки с изображение упражнения, по ходу выполнения объясняет, как правильно при этом артикулировать).
Усадите ребенка перед зеркалом и начинайте.
«Как едем на лошадке?» Предложите ребенку пощелкать язычком, прижимая кончик к верхним зубам. Для имитации звука придумайте игру, например: «Вот идет лошадка, цокает копытами: цок-цок-цок. Слышишь, она побежала. А теперь она бежит быстро-быстро!» ребенок щелкает язычком, ускоряя темп.
«Сердитый индюк». Пусть ребенок вообразит себя рассерженным индюком. Он должен при этом быстро произносить повторяющиеся звуки «бла-бла-бла». Такая «болтушка» развивает язычок, послушнее становятся губы, активизируется работа лицевых мышц.
Упражнения для губ: «Улыбка», «Заборчик», «Хоботок», «Трубочка» (удерживать, считая до пяти). Чередуйте эти упражнения.
Упражнение для язычка: «Блинок», «Лошадка», «Грибок», «Часики» (приложение 2).
Массаж:
1. «докусать язычок».
2. «язычок вырывается, а зубки стараются удерживать».
3. Расслабить язык, «наказать непослушный язычок».
(Воспитатель предлагает сделать массаж родителям, знакомит с правилами его выполнения, разбирает каждое отдельное упражнение.)
VI. Подведение итогов «круглого стола»
Рефлексия
Перед вами елочка (яблонька). Ее нужно украсить красивыми шарами (яблочками). Если вам понравилось наше мероприятие, вы получили новые знания, были активными участниками, украсьте елочку (яблоньку) красным шариком (яблочком). Если вам не понравилась наша встреча, вы считаете, что потеряли время, украсьте елочку (яблоньку) зеленым шариком (яблочком).
(Звучит музыка, родители поводят оценку данного мероприятия. Решение текущих вопросов.)
Приложение 1. «Сыски, фифки, хыхки…»
Существуют ли нормы развития ребенка?
Твердых, конечно, нет, потому что процесс освоения речи у каждого индивидуален.
Тем не менее есть определенные ориентиры, о которых родители должны знать.
Например, в 3 года ребенок должен уметь строить сложные предложения: «Я не пойду гулять, потому что на улице холодно».
Обратите внимание и на то, как он подбирает окончания слов. Если на вопрос: «Какого цвета шарик?» - он ответит «класного» вместо «красного», - все в порядке, хуже, если вы услышите «класная». В 3 года ребенок должен интуитивно чувствовать родной язык и првильно использовать в разговорной речи категории рода, падежа и предлоги. Какое отношение это имеет к произношению? Прямое: усвоение звуков тесно связано с общим развитием ребенка. Например, дети, которые в 3 года разговаривают легко и свободно, чуть позже без труда осваивают сложные звуки – «р» или шипящие.
Как проверить уровень развития речи?
- Если вам что-то настораживает в речи ребенка, сначала попробуйте определить, что именно. Подберите сюжетную картинку, рассмотрите и обсудите ее вместе. «Кто здесь нарисован?» - «Мальчик». – «Что он делает?» - «Играет».- «А во что он играет?» - «В мячик». – «Какого цвета мячик?» - «Синего». Проанализируйте, какие именно ошибки делает ребенок.
- Не умеет пользоваться падежами? Поиграйте с ним, склоняя слово (синий, нет синего мячика, беру синюю чашку и т.д.).
- Неправильно произносит звуки? Четко определите какие. Подберите картинки с «проблемными» звуками: например, если ребенку плохо удаются шипящие, значит, на картинках будут шарик, мишка, щенок; если «с» - солнышко, велосипед, часы и т.д.
- Бывает, что ребенок переставляет слоги или вместо одних звуков поизносит другие, например говорит «букек» вместо «букет». В таких случаях четко произнесите слово в двух вариантах и предложите ребенку выбрать правильный. Конечно, может случиться, что он выберет верный, но сам будет произносить слово по-прежнему. Ничего удивительного: он еще не научился слышать себя. Запишите разговор с ним на телефон и дайте ему послушать.
Развитие произношения (совместная работа с ребенком)
- Гимнастика для язычка.
- Игра – тренировки, позволяющие ребенку почувствовать звуки и научиться правильно их произносить.
1. Для начала отработайте с ребенком вдох и выдох: это важно для хорошего произношения. Объясните ребенку, что вдыхать воздух надо через нос, выдыхать – через рот, покажите, как это делать. Затем возьмите две картинки: на одной – нос, на другой – рот. Показывайте их ребенку поочередно – он должен делать вдох и выдох, ускоряйте или замедляйте темп, тренируя дыхание.
Многие звуки произносятся на выдохе. Предложите подуть на пальчик, задуть свечу и т.д. Очень полезно для отработки правильного выдоха следующее упражнение. Положите на стол маленький кусочек ватки, пусть малыш дует на него, заставляя двигаться.
2. Ребенок должен хорошо усвоить положение язычка при произнесении тех или иных звуков. Для начала задача должна быть совсем простой. Посадите его перед зеркалом: «Улыбнись, покажи зубки. Прижми язычок к нижним, теперь к верхним зубам». Научите ребенка чувствовать гласные звуки: «Положи ручку на грудь. Давай с тобой споем басом». Вместе с ребенком тяните гласные низким голосом: «а-а-а», «и-и-и», «о-о-о» и т.д. Ладошкой он будет ощущать вибрацию звука.
3. Теперь можно учиться правильному произношению.
а) Начнем со звука «с». Придумайте игру, которая бы облегчила ребенку звукоподражание: «Поработай, как велосипедный насос: с-с-с». Получается? Значит, беремся за слова: «Найди слова, в которых ты слышишь насос, и в каких нет» (нос, пес, мак и т.д.). Правильное произношение звука «с» на выдохе обеспечит ребенку в дальнейшем хорошее произношение звуков «э» и «ц».
б) Переходим к звуку «ш». («Как шипит змея?»)
в) Следующий шаг – добиваемся, чтобы ребенок уловил разницу: произносим слоги с гласными: «са-ша», «си-ши», «су-шу», «со-шо» и т.д.
г) По такому же принципу работаем со звуками «ж» и «з», «ш» и «з», «ч» и «щ», «л» и «н».
4. Теперь займемся мягкими и твердыми звуками.
Отличное упражнение – «язычок на качелях»: попеременно произносим «я-ля», «е-ле», надо пройтись по всем гласным, ускоряя темп. Мягкое «ль» учимся выговаривать так: «Открой ротик, пусть язычок потанцует по зубкам – ля-ля-ля! Быстрее, еще быстрее!»
5. Понять разницу между «ы» и «и» поможет такая игра. «Я –большой медведь, ты – маленький. Давай поговорим на медвежьем языке». Вы произносите слоги с «ы» прямо по алфавиту: «бы», «вы», «ды»…, ребенок те же самые слоги со звуком «и». Чтобы играть было интереснее, используйте разные интонации: медведь сердит, доволен и т. п. Звуки «ы» и «и» помогают разработать подъем спинки языка: она то напрягается, то расслабляется – ребенок начинает говорить более четко.
6. После таких упражнений можно переходить к контролю произношения. Проверьте, как получаются у ребенка свистящие звуки. Сначала он произносит их с одной гласной: «си», «цы», «ас», «ос», потом смягчает: «ась», «ось».
Через неделю-две ежедневных занятий с ребенком вы увидите результаты. Если перемен нет, стоит обратиться к логопеду. Занятия по исправлению дефектов речи обычно начинают с 5 лет.
Советы учителя-логопеда
Чтобы правильно развивать речь ребенка, нужно придерживаться некоторых советов:
- «Изучение языка должно идти рука об руку с изучением вещей. Вещь – есть сущность, а слово – нечто случайное, вещь – тело,а слово – одеяние, вещь – ядро, а слово – кора. Поэтому то и другое должно предлагаться человеческому уму одновременно; однако на первом месте вещь как предмет познания и речи» (Я.А.Коменский).
- Речь взрослых должна быть четкой, неторопливой, грамматически и фонетически правильно оформленной, не следует искажать слова, имитировать детскую речь: «Никакого сюсюканья, подделывания под лепет детей. Говорить с детьми надо обыкновенным, правильным языком, но языком простым; главное – говорить медленно, ясно и громко» (Е. Тихеева).
- Обращайте внимание детей на то, как они согласовывают слова в предложении, поправляйте ребенка (исправляйте допущенные ошибки).
- Играя с ребенком, упражняйте его в согласовании имен существительных с разными частями речи, например с глаголами. Возьмите куклу и спросите: «Кто к нам приехал в гости?», и ребенок дает полный ответ: « К нам в гости приехала кукла».
- Используйте игру «Чего не стало?». (В ответе используется имя существительное в родительном падеже единственного числа.)
- Используйте игрушку для обучения предлогам. (Ребенок отвечает на вопрос «Где игрушка?», используя предлоги.)
- Учите ребенка самостоятельно описывать игрушку. Для этого нужно поставить яркую игрушку перед ребенком, предложить ее рассмотреть, затем задать вопросы.
- Что это? (Кто это?)
- Какого цвета?
- Что есть у зайки? (Что это у зайки?)
- Как можно назвать зайку?
- Что с ним можно делать?
- Учите детей сравнивать предметы между собой (чем отличаются, что между ними общего).
- Учите подбирать слова к определенным глаголом («Собака бежит. А к
то еще может бегать?» и т.д.).
- Для совершенствования правильного звукопроизношения используйте артикуляционную гимнастику.
Приложение 2
Домик – открыть широко рот.
Заборчик (лягушка, улыбка) – эти термины имеют похожее значение — это беззвучная улыбка, видны сжатые зубы.
Труба – вытягиваем губы трубочкой.
Расческа – совершаем движения нижней челюстью вперед и назад, «расчесывая» верхнюю губу.
Пирожки (месим тесто) — шлепаем по языку губами «пя-пя-пя» и зубами «тя-тя-тя».
Блинчик — кладем расслабленный язык на поверхность нижней губы, так чтоб он касался краев губ. Если свернуть его, то получится трубочка языком. Если сразу не получится, можно помочь чистыми руками или положить на ложбинку тонкую палочку (спичку, зубочистку).
Конфета — рот широко распахнут, язык приподнят и присасывается к верхней губе.
Чашечка языком — язык прогибается, образуя чашечку.
Вкусное варенье – рот широко распахнут, языком оближите верхнюю губу сверху вниз, а затем вправо и влево.
Парус – рот широко распахнут, язык касается бугорков за верхними зубами.
Лошадка — щелкать языком как лошадка, затем делать губами звук «тпру» — лошадка остановилась.
Грибок – рот открыт, а язык присосать к нёбу.
Гармошка – рот открыт, язык присосать к нёбу, и, не отрывая, двигать вниз его нижнюю часть.
Индюк (болтушка) – рот открыт, кончик языка (язык широкий) поглаживает верхнюю губу, постепенно ускоряя темп. Добавляется голос, и получается звук «бл-бл».
Маляр – рот открыт, а кончик языка ходит туда и обратно (красит) по твердому нёбу.
Пчелки (дятел) – произнести сначала звук «ддд» (стучим по елке), затем «зззз» (вылетели пчелки).
Качели – высовываем язык и тянем поочередно к носу и подбородку.
Кошка сердится – рот открыт, язык упирается в нижние зубы.
Пароход – прикусить кончик языка между зубами, гудеть «ллл».
Змейка (иголка) – рот широко распахнут, постараться вытянуть как можно больше узкий напряженный язык.
Часики – рот открыт, узким языком упираться в левый и правый уголки рта.
Орехи (футбол) – рот закрыт, с силой упираемся языком поочередно в обе щеки.
Чистим зубки – языком проводим по верхним и нижним зубам снаружи и внутри.
Шарик – надуть щёки, как воздушный шарик, и постепенно выдыхать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка
Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...
Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»
Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...
Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.
В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....

Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»
Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...

Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».
Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...

Методическая разработка образовательного маршрута для организации совместной деятельности дошкольников с родителями и педагогом с использованием ресурсов Интернет Тема методической разработки: «Насекомые»
Материал на тему: "Насекомые" для родителей и детей 3 - 4 лет....

