Программа по самообразованию на тему «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности»
материал

Новикова Вероника Сергеевна

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

         Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu_2023g.docx25.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированной направленности №4 «Родничок»

Программа

по самообразованию

Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности».

2024-2025

Выполнила:

воспитатель:

Новикова В.С.

Харламова Е.В.

г. Сосновоборск

Актуальность выбранной темы:

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.

И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?

Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают

умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка. Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворениями, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Цель: Развивать мелкую моторику и координацию движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.

Задачи:

1. Улучшить координацию и точность движений рук, гибкость рук;

2. Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;

3. Улучшить общую двигательную активность;

4. Содействовать нормализации речевой функции;

5. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие;

6. Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.

7. Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.

Основные направления работы с детьми на занятиях.

- Пальчиковая гимнастика

- Игры с мелкими предметами (камешки, пуговицы, мелкие игрушки, крышки от пластиковых бутылок)

- Завязывание бантиков, шнуровка, застёгивание пуговиц, замков.

-Работа с бумагой (складывание, сминание, обрывание, вырезание, выкладывание узоров).

- Работа с карандашом (обводка, раскрашивание, выполнение графических заданий).

- Игры в “сухом бассейне”, наполненном фасолью или цветными крышками.

Формы работы:

-совместная деятельность воспитателя с детьми

-индивидуальная работа с детьми

-свободная самостоятельная деятельность самих детей.

План работы на 2024-2025 учебный год

Работа с детьми

Месяц

Содержание

Задачи

Сентябрь

Самомассаж рук

Упражнять детей в поглаживании тыльной и ладонной поверхностей кисти рук подушечками 2-5 пальцев.

Д/и «Чудесный мешочек»

Определять на ощупь предметы, развивать тактильные ощущения.

Перекладывание из одной емкости в другую

Формировать умения действовать по указанию педагога-брать большим и указательным пальцем фасоль. Развивать гибкость пальцев.

Д/и «Прищепки»

Способствовать формированию умений пользоваться прищепками, держать прищепку тремя пальцами , сжимать и разжимать ее.

Анкетирование родителей на тему « Развитие мелкой моторики у дошкольников».

Октябрь

Подвижная игра «Зарядка»

Упражнять детей в выполнении движений, согласно тексту.

Д/и «Рисуем на крупе»

Укреплять и развивать мелкую моторику пальцев рук.

Настольная игра «Мозаика»

Развивать координацию движений пальцев ведущей руки.

«Пальчиковая гимнастика «Семья»

Собирать пальчики в ладошку и разгибать поочередно, начиная с мизинца.

Консультация для родителей « Игры и упражнения для развития мелкой моторики».

Ноябрь

Графическое упражнение «Проведи дорожку»

Формировать умения проводить линию от одной картинки к другой.

Игра «Веселые упражнения с карандашом»

Формировать умения раскатывать карандаш между ладошками. Улучшать координацию движений кисти, движения пальцев рук.

Пальчиковое рисование «Букетик для мамы»

Развивать умения детей рисовать пальчиками.

Игра «Лепим снежки»

Развивать умения скатывать шарики разного размера из салфеток.

Памятка « Пальчиковые игры для малышей».

Декабрь

Пальчиковая гимнастика «Новогодние игрушки»

Упражнять в поочередном соединении большого пальчика с остальными левой и правой рукой вместе.

Пальчиковая гимнастика « Пять пальцев»

Упражнять детей в поочередном касании пальчиков, начиная с большого, запоминать названия каждого из них.

Д/и «Массажный мячик»

Развивать сгибательные и разгибательные мышцы кистей рук. Отрабатывать слаженность движений обеих рук.

Индивидуальные беседы: « Развивая мелкую моторику, развиваем навыки самообслуживания».

Январь

Самомассаж «Добываем огонь»

Формировать умения энергично растирать ладони друг о друга..

Д/и «Уложим куклу спать»

Упражнять в закреплении навыков раздевания.

Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик..»

Формировать умения поочередно разгибать пальчики.

Рекомендации для родителей « Развитие мелкой моторики или несколько идей, чем занять ребенка дома ».

Февраль

Самомассаж «Стряпаем»

Развивать умения имитировать скатывание колобков.

Застегивание и расстегивание пуговиц

Формировать умения детей просовывать пуговицу в большое отверстие.

Создание картотеки потешек для работы с детьми.

Март

Рисование «Дорисуй ниточки к шарикам»

Развивать умения правильно держать карандаш.

Игра «Спрячь в ладошке»

Укреплять мышцы пальцев и кистей рук

Упражнение «Обведи шаблон»

Развивать умения детей левой рукой крепко прижимать шаблон к бумаге, а правой обводить его карандашом.

Фотовыставка « Наши с мамой руки».

Апрель

Упражнение «Фонарики»

Формировать умение сжимать и разжимать кулачок.

Игра «Собери бусы»

Упражнять детей в нанизывании крупных деталей на шнурок.

Папка – передвижка « Рисуем без кисточки».

Май

Пальчиковая гимнастика «Пальчики, здравствуйте»

Формировать умения детей соединять поочередно пальчики одной ладони с другой, начиная с большого пальчика.

Игра «Где же, где же наши ручки?»

Развивать умения подражать движениям взрослого.

Складывание в бутылочку

Формировать умения бросать мелкие предметы в бутылочку, у которой узкое горлышко.

Самореализация:

*Изучение литературы по данной теме.

*Подбор материала по теме.

*Консультация для педагогов: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста».

*Оформить картотеку пальчиковых игр.

Изучение методической литературы:

Сентябрь-май

#1057;околова Ю. А. Игры с пальчиками. – М.: ООО«ЭКСМО», 2006.

2. «Энциклопедия развивалок» под.ред. Т. Решетник, Е. Анисина и др.-М.:ООО «ЭКСМО»,2011.

3. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ «Сфера», 2006.

4. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.

5. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.

6. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по самообразованию Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности».

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение                   «Детский сад №195», 2 корпус...

Программа по самообразованию Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности». 2020-2021 г.

Пояснительная запискаИстоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, ...

Материалы по самообразованию на тему: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности»

Материалы по самообразованиюАлинагиевой Элеоноры Эльмановны,воспитателя первой младшей группы «Теремок»Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды д...

План самообразования на тему «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности»

План самообразования на тему «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности»...

Самообразование по теме: " Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности"

Начиная работу в группе детей раннего возраста, я обратила внимание на то, что не у всех детей в достаточной мере сформированы такие важные навыки, как координация, сенсорика, ловкость. Большая часть ...

План по самообразованию на тему: "Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности"

Развитие мелкой моторики у детей ранненго возраста через различные виды деятельности...

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности». 2 группа раннего возраста

Муниципальное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад № 7г. Хвалынска Саратовской области       ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГАМавлютова Елена Александровн...