"Использование нейроигр в работе с детьми дошкольного возраста"
методическая разработка

Шарова Елена Юрьевна

С каждым годом увеличивается количество детей в дошкольных организациях с различными нарушениями развития, которые нуждаются в специализированной помощи. Но не всегда есть возможность оказать такую помощь ребёнку, привлечь к работе, например, дефектолога. Вся нагрузка ложится на обычных педагогов дошкольных учреждений – воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, педагога – психолога.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект

Самообразование

на тему:

«Использование нейроигр в работе с детьми дошкольного возраста».

Педагог-психолог Е.Ю.Шарова

        

Эффективность нейропсихологического (психомоторного) подхода доказана наукой и практикой. Он является здоровьесберегающей и игровой технологией. Нейропсихологический подход предполагает коррекцию нарушенных психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи и др.), эмоционально-волевой сферы ребёнка через движение. Многие исследователи указывают на взаимосвязь психического и моторного развития ребенка. Александр Романович Лурия отмечал, что высшие психические функции возникают на основе относительно элементарных моторных и сенсорных процессов. Например, развивая телесную моторику в подвижных играх, танцах, на занятиях ритмики, при игре на музыкальных инструментах, создаются предпосылки для становления таких процессов как речь и мышление. Отечественная нейропсихология базируется на принципах, разработанных классиками психологии – Л. С. Выготским, А. Р. Лурией, Л. С. Цветковой, А. В. Семенович, А. Л. Сиротюк, А. Н. Леонтьевым, А. В. Запорожцем, Л. А. Венгер, Д. Б. Элькониным.

Методы нейропсихологической психодиагностики включают изучение состояния мнестических функций, мышления, активного внимания, особенностей эмоционально-волевой сферы и других особенностей. Психокоррекционные занятия содействуют частичному или полному возобновлению повреждённых психических функций, которые необходимы для успешного обучения и полноценного развития, за счёт других сохранных функций.

Заданием нейропсихологической коррекции есть стимуляция развития и формирование скоординированной работы различных структур мозга. С помощью специальных двигательных упражнений и формирующих игр стимулируется развитие отдельных компонентов психической деятельности (контроль и регуляция психической деятельности, пространственное, зрительное и слуховое восприятие, моторные способности) и другое.

Жизнь современного человека переполнена трудностями, с которыми нужно справляться, как взрослому, так и ребенку. Неуверенность в себе, страхи, обиды, неприятие окружающими, проблемы коммуникативного характера часто сопровождают современных детей. Во время занятий родители учатся развивающему общению с ребенком, что действительно необходимо, потому что детский возраст сильно связан с овладением ребенка учебным способностями и школьными знаниями.

Цель самообразования: повышение эффективности психологической помощи детям дошкольного возраста посредством нейропсихологических приемов.

Задачи:

  • изучить опыт по теме - нейропсихологические приемы, профилактика и коррекция развития детей дошкольного возраста;
  • познакомиться с основами нейропсихологической коррекции когнитивных дефицитов у воспитанников ДОО;
  • освоить базовые нейропсихологические, телесно-ориентированные, игровые коррекционные техники.

Направления самообразования:

Профессиональное:

  1. Знакомиться с современными тенденциями в нейропсихологии.
  2. Внедрять в педагогический процесс современные нейропсихологические технологии.
  3. Создать базу игр, заданий, упражнений.

Психолого-педагогическое:

  1. Совершенствовать свои знания в области нейропсихологии.
  2. Знакомиться с новыми нейропсихологическими технологиями, формами, методами и приемами обучения через издания и Интернет - ресурсы.
  3. Изучать опыт коллег.
  4. Разработать методические мероприятия с применением нейропсихологических технологий.

Ожидаемые результаты работы по теме самообразования:  

  • Изучена теоретическая база по заявленной теме самообразования.
  •  Повышения своих теоретических и практических знаний, умений и навыков, профессионализма и творчества.

  • Подготовлен необходимый нейродиагностический инструментарий по возрастам (5-7 лет).
  • Владение инновационными педагогическими технологиями воспитания и обучения    детей дошкольного возраста;

Источники самообразования:

  • специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная);
  • интернет-ресурсы;
  • медиа - информация на различных носителях

Форма самообразования: индивидуальная

Основные этапы работы по самообразованию.

Реализация программы по самообразованию рассчитана на 1 год, с разбивкой по месяцам.

План работы по самообразованию

ПЛАН

работы над темой

Сроки

Цель

Содержание работы

Ожидаемый результат

1.Этап «Организационно-диагностический»

Сентябрь –октябрь

Определение  цели и задач работы

  • подбор и изучение литературы по теме;
  • планирование работы по теме самообразования
  • Изучены нормативные документы.
  • Изучена психолого-педагогическая, научно-методическая литература.
  • Изучены  нейропсихологические технологии в коррекционной работе педагога-психолога.

2.Этап Основной

Ноябрь

Теоретическое изучение проблемы.

  • теоретическое изучение проблемы (знакомство с предметом, анализ);

  • Изучена психолого-педагогическая, научно-методическая литература, изучен педагогический опыт работы по нейропсихологии.
  • Составлены картотеки:
  • Упражнения на развитие слухового и зрительного восприятия
  • Игры и упражнения для формирования навыков внимания и переключения.
  • Игры и упражнения для развития пространственных представлений. Игры с водой.
  • Разработан дидактический материал по теме самообразования.

3.Заключительный (обобщающий этап)

Май

Подведение итогов работы

-оформление результатов работы по теме самообразования;



Предварительный просмотр:

Индивидуальный план по самообразованию

2023г.- Курсы повышения квалификации, ООО«Инфоурок» г. Смоленск «Подготовка к школе. Нейропсихологический подход» 72 ч.

2024г. – представила опыт работы по теме «Использование нейроигр в работе с детьми дошкольного возраста" (Благодарственное письмо);

2024г.- XVIII педагогическая конференция работников муниципальных образовательных организаций г. Канска и группы восточных районов Красноярского края «Инновационный опыт-основа системных изменений»- выступление Сертификат;

2024г.- опыт работы в родительском форуме по теме: «Родительская компетенция» Сертификат;

2024г-. представила опыт на межрайонной фестивале мастер-классе «К вершинам мастерства-2024 г» «Инновационный опыт- основа системных изменений» «Эффективная практика использования нейроигр в работе узких специалистов по сопровождению детей с ОВЗ в ДОУ» с. Дзержинское- Сертификат.

2025г.-участник во Всероссийском мастер-классе «Внедрение нетрадиционных педагогических технологий в рамках реализации ФГОС» «Акватерапия: нейроигры с водой в коррекционной работе с детьми ОВЗ».Сертификат

2025 г.-участник в работе XIX педагогической конференции работников муниципальных образовательных организаций г. Канска и группы восточных районов Красноярского края «Инновационный опыт- основа системных изменений» «Эффективная практика использования нейроигр в работе узких специалистов по сопровождению детей с ОВЗ в ДОУ» Сертификат.

2025г.- участник Всероссийский конкурс профессионального мастерства для педагогов, работающих с детьми ОВЗ «Использование нейроигр в работе узких специалистов по сопровождению детей с ОВЗ в ДОУ» Диплом 1 место.

2023 10 28 21 14 48

2023 10 28 21 15 56

.

2023 10 28 21 16 59


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Использование ИКТ в работе с детьми дошкольного возраста" "Использования элементов степ-аэробики в дошкольной образовательной организации"

Опыт работы "Использование ИКТ в работе с детьми дошкольного возраста"опыт работы "Использования элементов степ-аэробики в дошкольной образовательной организации" "Фестив...

Методическая разработка "Использование нейроигр в работе с детьми дошкольного возраста".

В данной методической разработке представлен опыт работы воспитателя Григорьевой Ольги Сергеевны. Данная методическая разработка «Использование нейроигр в работе с детьми дошкольного возрас...

«Нейроигры в работе с детьми дошкольного возраста» Советы родителям

Нейроигры – это специальные игровые комплексы, способствующие развитию психических процессов.Использование нейропсихологических игр и упражнений позволяют решать следующие задачи:➡️развитие прос...

"Мастер - класс "Использование нейроигр и нейроупражнений с детьми дошкольного возраста в режимных моментах" - 2025 г.

Мастер – класс«Использование нейропсихологических игр и упражнений в режимных моментах для детей дошкольного возраста» Воспитатель: Тестова Ирина Валентиновнавысшая квалификацио...

Сообщение на педсовете для педагогов ДОУ "Использование нейроигр в работе с детьми дошкольного возраста"

laquo;Использование нейроигр в работе с детьми дошкольного возраста» направлена на развитие интегрированного межполушарного взаимодействия у детей. В нее включены игры и упражнения, кинезологич...

Выступление на педагогическом совете на тему: «Использование нейроигр в работе с детьми дошкольного возраста».

Нейроигры – это различные телесно-ориентированные упражнения, которые позволяют через тело воздействовать на мозговые структуры.Нейроигры значительно улучшают интеллектуальные, коммуникати...