Выступление на педагогическом совете на тему: «Использование нейроигр в работе с детьми дошкольного возраста».
материал (старшая группа)
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 22.82 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД
КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №4 «ЕЛОЧКА» ГОРОДА ДЮРТЮЛИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ДЮРТЮЛИНСКИЙ РАЙОН
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Выступление на педагогическом совете на тему:
«Использование нейроигр в работе с детьми дошкольного возраста».
Воспитатель
Шарифуллина А.А.
2024
«Использование нейроигр в работе с детьми дошкольного возраста».
Я все время нахожусь в поиске интересных форм работы с детьми дошкольного возраста. Мной для работы в этом учебном году была выбрана тема по самообразованию – « Нейроигры на занятиях в ДОУ».
Нейроигры – это различные телесно-ориентированные упражнения, которые позволяют через тело воздействовать на мозговые структуры.
Нейроигры значительно улучшают интеллектуальные, коммуникативные, познавательные и поведенческие процессы у детей дошкольного возраста.
Нейроигры развивают у детей психические способности, помогают максимально активизировать заложенные в ребенке природные задатки, раскрыть их.
Преимущества использования нейроигр и упражнений:
- Ребенок учится чувствовать свое тело и пространство вокруг.
- Развивается зрительно-моторная координация (глаз – рука, способность точно направлять движение)
- Развивается слуховое и зрительное внимание.
- Ребенок учится последовательно выполнять действия, разбивая его на ряд задач, и другое.
Игровые технологии повышают интерес и мотивацию. Ведь игра — это естественное состояние и потребность любого ребенка.
Используется игровая форма обучения, эмоциональная привлекательность,
Многофункциональность, а так же автоматизация звуков в сочетании с двигательной активностью, а не статичное выполнение заданий только за столом. Формируется стойкая мотивация и произвольные познавательные интересы партнерского взаимодействия между ребенком и педагогом.
Использование нейроигр перед началом занятий способствует улучшению концентрации внимания, обучаемости, развитию памяти, интеллектуальных способностей, улучшение мелкой моторики, пространственного восприятия и воображения.
Нейропсихологи утверждают, что нарушение межполушарного взаимодействия является одной из причин недостатков речи, чтения и письма.
Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушария в единую интегративную, целостно работающую систему. Развитие межполушарных связей построено на упражнениях и играх, в ходе которых задействованы оба полушария мозга. Одним из вариантов межполушарного взаимодействия является работа двумя руками одновременно, в процессе чего активизируются оба полушария, и формируется сразу несколько навыков: согласованность движений рук и согласованность движений глаз.
Дети развиваются играя, получая удовольствие от взаимодействия друг с другом .
Данная методическая разработка «Нейроигры как средство развития межполушарных связей у детей дошкольного возраста»направлена на развитие интегрированного межполушарного взаимодействия у детей. В нее включены игры и упражнения, кинезологические сказки, картотека кинезиологических упражнений, консультации для педагогов и родителей. Данные игровые приемы помогают синхронизации работы полушарий мозга, что повышает его функциональные возможности.
Введение
Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушария в единую интегративную, целостно работающую систему. Развитие межполушарных связей построено на упражнениях и играх, в ходе которых задействованы оба полушария мозга. Одним из вариантов межполушарного взаимодействия является работа двумя руками одновременно, в процессе чего активизируются оба полушария, и формируется сразу несколько навыков: согласованность движений рук и согласованность движений глаз. А если мы параллельно отрабатываем и правильное произношение звука – то еще и согласованность языка.
Основоположник отечественной нейропсихологии Александр Романович Лурия отмечал, что высшие психические функции возникают на основе относительно элементарных моторных и сенсорных процессов.
Нейропсихологи утверждают, что нарушение межполушарного взаимодействия у детей в дальнейшем является одной из причин недостатков речи, чтения и письма.
В настоящее время актуальным является использование нейропсихологического подхода в развитии детей дошкольного возраста.
Данный подход основывается на последних современных исследованиях в области физиологии, и нейропсихологии, в которых рассматриваются пути коррекции психического развития детей.
Эффективность нейроигр состоит в том, что они являются прежде всего здоровьесберегающей технологией, способствуют развитию всех психических процессов. Посредством применения нейроигр замечено улучшение когнитивного развития дошкольников.
Нейроигры способствуют улучшению всех психических процессов ребенка (внимания, памяти, мышления, речи и др.), а так же развитию его эмоционально-волевой сферы. Улучшение мозгового кровообращения, развитие новых нейронных связей в коре головного мозга, приводит к повышению стрессоустойчивости, обучаемости, адаптированности, снижению конфликтности, возбудимости.
Основная часть
Можно выделить цели и задачи использования нейроигр в работе с детьми дошкольного возраста.
Основная цель применения нейрогимнастики с детьми — это активизация развития речи.
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
- стимулировать речевую активность детей;
- развивать слухоречевое внимание детей;
- развить нейродинамические процессы головного мозга, отвечающие за речь ребёнка;
- развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление).
Применение нейроигр при коррекции речевых нарушений у детей.
Нейроигры – это различные телесно-ориентированные упражнения, которые позволяют через тело воздействовать на мозговые структуры. Основная их задача - формирование новых нейронных связей. Именно нейронные связи помогают в формировании высших психических функций в том числе и коррекции некоторых речевых нарушений. Нейроигры будут полезны для всех детей, а особенно для детей с особыми возможностями здоровья, это универсальный инструмент в работе педагога.
Ежедневное применение нейроигр в работе с детьми способствует достижению следующих результатов:
- синхронизируется работа полушарий;
- повышается стрессоустойчивость, устойчивость и произвольность внимания, снижается утомляемость;
- развивается мелкая и крупная моторика, ускоряется формирование пространственных представлений;
- совершенствуются мыслительная деятельность, память, речь.
Какие проблемы можно решить с помощью Нейроигры:
- ребенок слишком активен, или, наоборот, медлителен;
- не способен концентрироваться;
- долго "включается" в задание;
- для переключения с одного задания на другое, необходимо время,
- ему сложно запомнить и выполнить инструкцию из 2-4 действий;
- нетерпелив, раздражителен, возбудим, проявляет необоснованную
агрессию;
- быстро утомляется, часто отвлекается.
Замечено, что использование нейроигр способствует улучшению концентрации внимания, обучаемости, развитию памяти, интеллектуальных способностей, улучшение мелкой моторики, пространственного восприятия и воображения.
Таким образом, использование нейроигр в практике работы с детьми дошкольного возраста оправдано и способствует развитию личности дошкольника.
Заключение
В условиях модернизации дошкольного образования развитие познавательных способностей стало одним из главных направлений в работе с детьми. Эффективность работы по данному направлению зависит от уровня сформированности межполушарных связей - способности полушарий головного мозга обмениваться друг с другом информацией для получения целостного образа. Нарушение межполушарной передачи информации искажает познавательную деятельность детей. А, значит, без слаженной работы обоих полушарий головного мозга не будет ни общения, ни познания. Поэтому с самого раннего детства следует развивать межполушарные связи. Чем лучше будут развиты межполушарные связи, тем выше у ребенка будет интеллектуальное развитие, память, внимание, речь, воображение, мышление и восприятие. Важным помощником в решении этого вопроса являются нейроигры, как универсальный инструмент в работе педагога для создания новых нейронных связей. Именно нейронные связи помогают в формировании высших психических функций, в том числе и коррекции некоторых речевых нарушений. Таким образом, приобщение детей к нейроиграм является важнейшим компонентом воспитания и обучения дошкольников. При использовании их в работе с детьми прослеживается положительная динамика в формировании речевых компетенций дошкольников и интеллекта через движение. Нейроигры могут использоваться в своей деятельности не только дети, но и их родители и педагоги, повышая уровень своего интеллекта через развитие межполушарных связей.
Список использованной литературы и Интернет-ресурсы:
1. Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. – М.: ТЦ Сфера, 2003
2. Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. — М: ТЦ Сфера, 2001.
3. Павлова Н.Н, Руденко Л.Г. Экспресс-диагностика в детском саду. - С-П. : «Генезис», 2017
4. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. М.: Академия, 2002
5. https://razvivashka.online/metodiki/gimnastika-dlya-mozga#i
6. Семенович А.В./Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. -М.: Генезис,2012
7. Нейропсихологическая профилактика и коррекция. Дошкольники: Учебнометодическое пособие/ под ред. А.В. Семенович. – М.: Дрофа, 2014
8. http://www.myshared.ru/slide/1344762/
9. https://pandia.ru/text/86/111/49485.php
11. https://vk.com/wall-165852117_46825
13. https://logoportal.ru/statya-18172.html
Применение нейроигр с дошкольниками (игры и упражнения)
Игра «По камушкам».
На ковре раскладываются морские гладкие камни и карточки. Дети двигаются по кругу, наступая на камушек и карточку под речитатив:
Мы по камушкам пойдем,
Гладкий камушек возьмем.
При этом ребенок берет тот камушек, на который наступил.
Мы по камушкам пойдем,
И сюрприз себе возьмем.
При этом ребенок берет ту карточку, на которую наступил. На карточках могут быть изображены фрукты, овощи, игрушки.
В конце игры педагог спрашивает, кто больше всего нашел овощей, фруктов или камней.
Игра «Передай письмо слону».
При выполнении игры, педагог предлагает детям встать в круг и изобразить слона: ухо плотно прижать к плечу, вытянуть одну руку, как хобот слона, и начать рисовать ею восьмерку. Педагог держит в своей руке-хоботе письмо и сообщает: «Мама слон пишет письмо своему слоненку Олечке». Затем письмо передается по кругу от «слона к слону» таким способом. Это одно из наиболее эффективных упражнений «Гимнастики мозга», которые разработал Пол Деннисон. Оно активизирует и балансирует всю целостную систему организма «интеллект – тело», улучшает у детей концентрацию внимания.
Игра «Полоса препятствий».
Для этой игры необходимо подготовить отпечатки ладоней и ступней, которые раскладываются в две линии. Затем дети строятся в две колонны. Проходят препятствие, наступая руками и ногами на отпечатки. Можно использовать соревновательный момент, проводить игру по типу веселых стартов.
Среди игр малой подвижности хорошо использовать русскую народную игру «Ладушки», в которую играют по парам. Вначале при обучении этой игре применяется упрощенный вариант: на раз – хлопок своими ладонями друг об друга, на два – хлопок о ладони друга. По мере усвоения навыка игра усложняется: на раз – хлопок своими ладонями друг об друга, на два – хлопок правой ладони о правую ладонь друга, на три – хлопок своими ладонями друг об друга, на четыре — хлопок левой ладони о левую ладонь друга, на пять игра повторяется. Можно использовать речитатив Кони-кони-кони, сидели на балконе». Замечено, что такая игра дается детям не сразу, но по мере ее освоения, дети начинают очень хорошо в ней ориентироваться, у них улучшается не только ловкость и координация, но и развиваются мыслительные процессы.
Игра «Цапля».
Все дети двигаются по коврику босиком. По команде «Цапля» дети должны встать одной стопой на деревянный брусочек, другую согнуть в колене, прижать к ноге и замереть. Водящий медленно обходит детей, замечает того, кто пошелохнется.
Такая игра эффективно воздействует на стопу. Осуществляется ее самомассаж. Игра способствует активизации подвижности стопы, суставов и пальцев ног.
Игра «Орел».
Все дети гуляют по коврику босиком. По команде «орлы замрите», дети должны встать на одну ногу, другую закинуть на колено, присесть в полуприсед и переплести руки перед собой. Поза напоминает позу орла из йоги. Водящий медленно обходит детей, замечает того, кто пошелохнется. Этот игрок становится водящим.
Дидактические нейроигры
«Прищепки».
Игра проводится с цветными прищепками, которые необходимо собирать двумя руками. Левая рука, например, собирает желтые прищепки, а правая, красные.
«Лабиринты».
Игра представляет собой поле, на которую наклеен шнурок, необходимо левой и правой рукой одновременно двигаться по лабиринтам.
«Кристаллы».
Игра представляет собой большое поле (45 на 45 см.), на которое нанесены квадраты, указаны стрелочки и разложены цветные кристаллы. Играют два игрока. Они передвигают фишки от старта к финишу и собирают кристаллы. Для определения количества ходов используют кубик. При этом игрок должен в слух произнести, сколько ему клеток и в каком направлении нужно пройти. Например: «Три клетки прямо, повернуть на одну клетку налево и две клетки вверх». Выигрывает тот, кто соберет больше кристаллов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ на тему: «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми раннего возраста»
Одной из актуальных задач воспитательно-образовательного процесса в ДОУ является совершенствование физического воспитания детей посредством внедрения технологий стимулирования и сохранения здоровья. Д...

Выступление на тему: "Использование дидактических игр в работе с детьми дошкольного возраста"
В данном выступлении освещена важность игры в жизни детей. Подчеркнута значимость игры, а именно дидактической игры, для развития умственных и творческих способностей детей дошкольного возраста....

Выступление на педагогическом часе на тему: «Использование информационных технологий в работе с детьми с ограниченными возможностями»
Одним из важнейших направлений коррекционно-развивающей работы является формирование представлений об окружающем мире. Их недостатки у детей с нарушениями интеллектуального разви...

Выступление на тему: "Использование кинетического песка в работе с детьми дошкольного возраста"
Выступление на семенаре с докладом на тему: "Использование кинетического песка в работе с детьми дошкольного возраста"...

Выступление в педагогическом совете на тему "Использование интерактивных технологий в работе ДОУ"
Выступление в педагогическом совете на тему "Использование интерактивных технологий в работе ДОУ"...

Выступление на круглый стол. Тема: Использование дидактических игр в работе с детьми дошкольного возраста.
Актуальность темы: Основой современного дошкольного образования является – игра. В своем выступлении постараюсь раскрыть современный подход к организации дидактической игры в ДОУ, позволяю...

Выступление к педагогическому совету по теме «Использование техники самомассажа в работе с детьми старшего возраста.
laquo;Использование техники самомассажа в работе с детьми старшего возраста....
