Выступление на круглый стол. Тема: Использование дидактических игр в работе с детьми дошкольного возраста.
методическая разработка

Кольцова Татьяна Сергеевна

Актуальность темы: Основой  современного дошкольного образования является – игра. В своем выступлении постараюсь раскрыть современный подход к организации дидактической игры в ДОУ, позволяющий обеспечить реализацию эффективных психолого – педагогических условий для развития игровой деятельности дошкольников.                                                                  Дети дошкольного возраста познают окружающий мир в игре, на занятиях, прогулке, в общении со сверстниками и взрослыми. И поэтому, моя задача  дать возможность детям самостоятельно находить ответы на свои вопросы в дидактических играх. Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Возможность обучать маленьких детей посредством активной интересной для них деятельности – отличительная особенность дидактических игр. [1]

Цель: Изучение влияния предметно- игровой среды на развитие детей дошкольного возраста и определение педагогических условий её организации.                                                                                                             Задачи:     

·        на основе научных и психолого – педагогических источников проследить становление воззрений на предметно – развивающую и предметно – игровую среду, теоретически обосновать подходы к её организации;

·        опытно – экспериментальным путём выявить воздействие предметно – игровой среды на развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста;

·        определить педагогические условия организации предметно – игровой среды в ДОУ;

·        найти и экспериментально обосновать совокупность педагогических условий организации дидактических игр с дошкольниками, влияющих на эффективность воспитательно – образовательного процесса;

·        вызывать интерес у детей к дидактическим играм;

·        обучать детей, используя различные игровые ситуации;

·        развивать любознательность, внимание, воображение, память, наблюдательность, творческий потенциал, фантазию  детей;

·        воспитывать в детях стремление к новым знаниям;

·        продолжать развивать навыки самостоятельной деятельности детей, умение сосредотачиваться  на одном объекте, коммуникативные навыки, умственные способности;

·        способствовать формированию дружеских взаимоотношений со сверстниками, умению договариваться, уступчивости;

·        обогатить  предметно – развивающую среду группы.         

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_kruglyy_stol.docx18.69 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Использование дидактических игр в работе с детьми

дошкольного возраста.

Актуальность темы: Основой  современного дошкольного образования является – игра. В своем выступлении постараюсь раскрыть современный подход к организации дидактической игры в ДОУ, позволяющий обеспечить реализацию эффективных психолого – педагогических условий для развития игровой деятельности дошкольников.                                                                  Дети дошкольного возраста познают окружающий мир в игре, на занятиях, прогулке, в общении со сверстниками и взрослыми. И поэтому, моя задача  дать возможность детям самостоятельно находить ответы на свои вопросы в дидактических играх. Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Возможность обучать маленьких детей посредством активной интересной для них деятельности – отличительная особенность дидактических игр. [1]

Цель: Изучение влияния предметно- игровой среды на развитие детей дошкольного возраста и определение педагогических условий её организации.                                                                                                             Задачи:     

  • на основе научных и психолого – педагогических источников проследить становление воззрений на предметно – развивающую и предметно – игровую среду, теоретически обосновать подходы к её организации;
  • опытно – экспериментальным путём выявить воздействие предметно – игровой среды на развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста;
  • определить педагогические условия организации предметно – игровой среды в ДОУ;
  • найти и экспериментально обосновать совокупность педагогических условий организации дидактических игр с дошкольниками, влияющих на эффективность воспитательно – образовательного процесса;
  • вызывать интерес у детей к дидактическим играм;
  • обучать детей, используя различные игровые ситуации;
  • развивать любознательность, внимание, воображение, память, наблюдательность, творческий потенциал, фантазию  детей;
  • воспитывать в детях стремление к новым знаниям;
  • продолжать развивать навыки самостоятельной деятельности детей, умение сосредотачиваться  на одном объекте, коммуникативные навыки, умственные способности;
  • способствовать формированию дружеских взаимоотношений со сверстниками, умению договариваться, уступчивости;
  • обогатить  предметно – развивающую среду группы.        

    Значительное место в процессе обучения и воспитания имеют дидактические игры. Есть много формулировок дидактическим играм.

   Дидактическая игра – средство обучения, поэтому она может быть использована при усвоении любого программного материала и использоваться в организованной образовательной деятельности, а также включаться в музыкальные занятия, быть одним из занимательных элементов на прогулке, в режимных моментах. [2]

    Народная мудрость создала дидактическую игру, которая является для маленького ребенка наиболее подходящей формой обучения. [3]

   Важно, чтобы дети играли в разное  время дня: утром до завтрака, между завтраком и занятием, в перерывах между занятиями, на прогулке, во второй половине дня. Игры в утренние часы способствуют созданию у детей бодрого, радостного настроения на весь день. На занятиях используются те дидактические игры, которые можно проводить со всеми детьми. Они используются в качестве метода закрепления, систематизации знаний детей; С помощью дидактической игры можно проверить усвоили ли дети знания полностью или поверхностно и умеют ли они их применить, в нужной ситуации.                                                                                                            

    По формированию элементарных математических представлений можно использовать такие дидактические игры как: « Найди пару», на развитие памяти и зрительного восприятия дошкольников;

    «Собери предмет правильно», на развитие зрительного восприятия и  закрепления знаний у детей геометрических фигур. «Сосчитай и составь правильно», на соотношение количества предметов и числа.  

   По развитию речи можно использовать такие дидактические игры как: «Собери лото», на изучение и закрепление звуков. «Составь правильно», на развитие памяти и зрительного восприятия дошкольников;

    По окружающему миру можно использовать такие дидактические игры как: «Экологическое лото», на развитие памяти и зрительного восприятия дошкольников. «Телевизор»; «Лото», на развитие у детей  памяти,  

   По правилам дорожного движения можно использовать такие дидактические игры как: Домино «Дорожные знаки», «Составь правильно»  на закрепление у детей знаний дорожных знаков.

   По основам безопасности жизнедеятельности «Определи правильно», на развитие у детей основ безопасного поведения, памяти. «Телевизор»,

В режимные моменты и на прогулке можно использовать словесные игры и игры с предметами (игрушки, природные материалы и т. д.).                            «Петушок – Золотой гребешок», «Матрешка».    

       Воспитание ребенка – это нелегкий труд, который требует от педагога и родителей  много времени, терпения. И поэтому, задача взрослых, дать возможность детям самостоятельно находить ответы на свои вопросы в играх. При помощи игры ребенок учится управлять различными предметами. У детей развиваются самостоятельность, любознательность, умение общаться с окружающими людьми, применять имеющиеся знания на практике и получать новые. Непросто сегодня педагогу увлечь ребенка на занятии, чтобы донести до его сознания те или иные знания. Результат продуктивнее там, где эти знания подаются не скучной и угрожающей моралью, а доброй беседой, игрой. Дети мыслят образами. Они уже умеют делать выводы. [4]                                                                                                       Игра, как и сказка, учит ребёнка проникаться мыслями и чувствами изображаемых людей, выходя за круг обыденных впечатлений в более широкий мир человеческих стремлений и героических поступков.[5]                                                                                             Именно поэтому очень важно формировать навыки у детей в процессе игры.                                                                                                                                                                        

                                     

                                                 

Список литературы:

1. С. А. Козлова, Т. А. Куликова «Дошкольная Педагогика»,                                         М.2001г. 322-   335с.                                                                                                                                            

2. А. А. Катаева, Е. А. Стребелева «Дидактические игры и упражнения»,                     М.   «Просвещение» 1991г.4-7с.                                                                                                          

3. Е. В. Зворыгина, Н. С. Карпинская, И. М. Кононова и др. под редакцией    С. Л. Новоселовой.«Дидактические игры и занятия с детьми раннего   возраста», М. «Просвещение»1985 с.5                                                                                                                                                                                                            

4.П. П. Дзюба «Дидактическая копилка воспитателя детского сада»,                              Ростов-на-Дону, 2008,  4с.247с.                                                                                          

5.www/maam/ru

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план работы по повышению профессионального уровня по теме: «Использование дидактических игр в работе с детьми дошкольного возраста» На 2015 – 2020 годы.

Можно выдвинуть     гипотезу: Предположим, что систематически и правильно организованные дидактические игры способствуют улучшению процесса воспитания и обучения детей младшего дошкольн...

Выступление на тему: "Использование дидактических игр в работе с детьми дошкольного возраста"

В данном выступлении освещена важность игры в жизни детей. Подчеркнута значимость игры, а именно дидактической игры, для развития умственных  и творческих способностей детей дошкольного возраста....

Выступление на педагогическом часе на тему: «Использование дидактических игр в работе воспитателя»

Дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста. Таким образом, дидактическая игра ...

Выступление в ДОУ на тему "Использование речевых игр в работе воспитателя логопедических групп".

Использование речевых игр в работе воспитателя логопедических группВсем известно, что правильная речь – одно из важнейших условий успешного развития личности. Чем более развита у ребенка речь, т...

Выступление на круглом столе Тема:Организация летней оздоровительной работы в МАДОУ детский сад № 4 в 2021 году

Самой актуальной проблемой на сегодняшний день является сохранение и укрепление здоровья детей.Здоровье рассматривается как полное физическое, психическое и социальное благополучие, как гармоничное со...

Сценарий круглого стола Тема «Использование современных технологий в образовательном процессе в соответствии ФГОС ДО по ОО «Познавательное развитие»

В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы...