Теоретико-методологические основы поликультурного образования.
консультация (подготовительная группа)
Поликультурное образование (гр. – многокультурное) – это образование, построенное на идеях подготовки подрастающего поколения к жизни в условиях многонациональной и поликультурной среды.
В России проблема поликультурного образования приобрела особую актуальность и сложность в 90-е годы, когда в условиях социально-экономических и политических реформ сложилась новая образовательная ситуация, для которой характерны усиление этнизации содержания образования, возрастание роли родного языка обучения, идей народной педагогики, рост влияния религии на формирование самосознания личности. В этих условиях поликультурное образование, с одной стороны, способствует этнической идентификации и формированию культурного самосознания обучаемых, а с другой стороны, препятствует их этнокультурной изоляции от других стран и народов. [2]
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 23.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Машадаева Наталья Николаевна
Учитель-логопед, первой квалификационной категории
МДОУ «Детский сад № 98», г. Саранск,
Теоретико-методологические основы
поликультурного образования.
Поликультурное образование (гр. – многокультурное) – это образование, построенное на идеях подготовки подрастающего поколения к жизни в условиях многонациональной и поликультурной среды.
В России проблема поликультурного образования приобрела особую актуальность и сложность в 90-е годы, когда в условиях социально-экономических и политических реформ сложилась новая образовательная ситуация, для которой характерны усиление этнизации содержания образования, возрастание роли родного языка обучения, идей народной педагогики, рост влияния религии на формирование самосознания личности. В этих условиях поликультурное образование, с одной стороны, способствует этнической идентификации и формированию культурного самосознания обучаемых, а с другой стороны, препятствует их этнокультурной изоляции от других стран и народов. [2]
Целью поликультурного образования является формирование умения общаться и сотрудничать с людьми разных национальностей, рас, вероисповеданий, воспитание понимания своеобразия других культур, искоренение негативного отношения к ним. Современный человек должен быть толерантным, терпимым, с развитым чувством уважения к людям иной культуры, умеющим жить с ними в мире и согласии, с готовностью к активному взаимодействию. В конце ХХ века в мире пошел процесс сближения стран и народов, произошла мощнейшая миграция населения (в мире 2000 народов и более 200 стран), превращая планету в «глобальную деревню». Это потребовало сменить ценностные ориентации и переориентироваться с монокультурного образования на многокультурное, т.е. поликультурное при сохранении в качестве стержня свою собственную культуру. Поликультурность также является качеством личности.
Специфическими целями поликультурного образования являются:
- формирование всесторонне и гармонически развитой личности, способной к творческому саморазвитию и осуществляющей этнокультурное и гражданское самоопределение на основе национальной традиции, ценностей российской и мировой культуры;
- воспроизводство и развитие национальных культур и родных языков народов России как необходимых инструментов социализации подрастающих поколений и важнейшей основы становления и функционирования российской гражданской нации на ее базовых уровнях - этнокультурном и национально-территориальном;
- формирование российской гражданской идентичности в условиях социально-политической неоднородности регионов Российской Федерации, поликультурности и полилингвальности многонационального народа России;
- создание условий для сохранения и развития комплиментарного сотрудничества всех этнокультурных групп в едином экономическом, социальном, политическом и культурном сообществе, именуемом российской гражданской нацией;
- эффективная подготовка выпускников школы и вуза к жизни в условиях федеративного государства и современной цивилизации, расширение возможностей самореализации, социального роста, повышения качества жизни;
- развитие образовательного и профессионального потенциала России, воспитание молодежи, подготовленной к ответственной и продуктивной интеллектуальной, организаторской, производственной деятельности в открытом поликультурном и полилингвальном мире. [1]
Задачи поликультурного образования:
-приобщение к истокам национальной культуры народо , формирование у детей нравственности на основе национальной культуры, традиций и обычаев;
-предоставление детям возможности обучения и воспитания на родном языке; изучение русского и татарского языка как средства общения;
-формирование основ поликультурной личности, расширение знаний детей о родном крае, России и мире.
-формирование культурной направленности личности дошкольника, на основе обновления содержания регионального компонента дошкольного образования;
-подготовка педагогического коллектива к реализации культурной направленности регионального компонента дошкольного образования;
-создание культурно-развивающей среды дошкольного образовательного учреждения;
-организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи. [1]
Достижение указанных целей обеспечивается следующими принципами образовательной политики Российской Федерации:
- сохранение целостности культурного и образовательного пространства России;
-приобщение подрастающих поколений к традиционному духовному наследию и профессиональной национальной культуре народов России;
- гуманистический, светский и поликультурный характер образования;
- ответственность государства за получение детьми полноценного образования;
- научная основа содержания образования и принципов воспитания;
- вариативность выбора родителями образовательного траектории ребенка;
- формирование морально-этических стереотипов и воспитание трудовых навыков, необходимых для активной профессиональной деятельности. [3]
Важнейшими критериями качества поликультурного образования являются системность, фундаментальность и практическая ориентация. Только функциональная грамотность (владение современной техникой, языками и т. п.) позволяет современному человеку осваивать социальную и природную среду, активно работать в условиях интенсивной экономики и постиндустриальной цивилизации, стать гражданином мира в широком смысле.
Поликультурное образование формируется, функционирует и развивается как открытая система, призванная удовлетворять насущные социокультурные и образовательные интересы граждан. В условиях приоритетной поддержки образования со стороны государства система поликультурного образования призвана обеспечить наиболее эффективное использование кадровых, информационных, материальных и финансовых ресурсов. [4]
Органы управления образованием обеспечивают: право граждан на доступное и качественное поликультурное образование, охрану здоровья обучающихся, социальную защиту работников образовательных учреждений, создание социальных и материальных условий для подготовки кадров.
В системе поликультурного образования с необходимостью должны быть представлены все существующие уровни российского образования.
В учреждениях дошкольного образования общей основой воспитания и обучения является овладение родной и русской речью, становление основ мировоззрения, национально-культурной и гражданской идентичности, духовно-нравственное развитие с принятием моральных норм и национальных ценностей.
Базовым учреждением поликультурного образования является одиннадцатилетняя школа с тремя ступенями - начального (1-4 классы), основного общего (5-9 классы) и полного общего (10-11 классы) образования.
Поликультурные учреждения профессионального образования - надежный инструмент повышения социальной мобильности специалистов, вместе с полным общим образованием получающих профессию для промышленности, сельского хозяйства, сферы услуг. [5]
Расширение масштабов межкультурного взаимодействия в современном мире настоятельно требует развития поликультурных составляющих высшего образования, повышения требований к овладению будущими специалистами мировым культурным наследием и иностранными языками.
Поликультурная ориентация существующих учреждений среднего, высшего и дополнительного педагогического образования позволит организовать подготовку и переподготовку кадров для системы поликультурного образования.
Российское законодательство защищает культурные интересы каждой личности, этноса, локальной этнической или этноконфессиональной группы, в том числе потребности народов, не имеющих собственных национально-государственных институтов, и всех диаспор. Однако право на родной язык и культуру отнюдь не противопоставлено государственным языкам и региональным предметам в составе федерального государственного образовательного стандарта. [1]
Содержание поликультурного образования можно условно разделить на четыре взаимосвязанные культурные части:
- этнокультурная, или обеспечивающая человеку возможность идентификации в качестве представителя конкретной этноязыковой и этноконфессиональной группы;
- национально-территориальная, или обеспечивающая человеку возможность идентификации в качестве представителя национально-территориального сообщества конкретного субъекта Российской Федерации;
- общероссийская (национальная), или обеспечивающая человеку возможность идентификации в качестве представителя российской гражданской нации;
- мировая, или обеспечивающая человеку включенность в глобальные цивилизационные процессы и возможность идентификации в качестве равноправного члена международного сообщества.
Таким образом, одной из ключевых задач в реализации поликультурного образования является формирование у детей высокого уровня межкультурной компетенции, включающей в себя способность к диалогу с представителями иных культурных, этнонациональных, расовых и конфессиональных сообществ. [4]
Литература.
1. Бессарабова И.С. Цели, задачи и принципы поликультурного образования в России и США // Современные наукоемкие технологии. – 2008. – № 8 – С. 97-99.
2. Манойлова, М.А. Поликультурное образование в современном обществе /М.А. Манойлова// Психологические основы педагогической деятельности. Матер. 34-й научн. конференции. — СПб.: СПб. ГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2007. — С. 28-31
3. Хакимов Э.Р. Поликультурное образование как фактор формирования конкурентоспособности учащихся // Вектор науки. Серия: Педагогика, психология. — 2011. — № 2(5). С. 200-204.
4. Хакимов Э.Р. Появление и развитие понятия «Поликультурное образование» в российской педагогике. // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. – 2011. – № 3. – С. 317-320.
5. Шеметова, А. Б. Поликультурное образование как направление в профессиональной школе / А. Б. Шеметова // Педагогическое образование в России. — 2013. — № 1. — С. 159-162
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теоретико - методологические основы социокультурной адаптации детей младшего возраста
В современном российском обществе происходят радикальные изменения. Нет ни одной сферы общественной жизни, в которой не произошли бы значимые преобразования, требующие от человека иные образцы поведен...

Интегрированное обучение детей с нарушениями зрения на подгрупповых занятиях тифлопедагога (разработка и теоретико-методологическое обоснование)
По мнению многочисленных исследователей, интегрированное обучение способствует формированию у детей целостной картины мира, дает возможность реализовать творческие способности, развивает коммуникативн...

«Теоретико - методологические основы формирования здоровьесберегающего поведения педагогов.»
Научная публикация содержит материал по теориям формированию мотивации....

«Теоретико – методологические основы принципа развивающего обучения»
Контрольная по учебной дисциплине«Педагогика среднего специального образования» Тема: «Теоретико – методологические основы принципа развивающего обучения»...
Теоретико-методологические основы управления непрерывным образованием детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях социально-образовательного пространства
Теоретико-методологические основы управления непрерывным образованием детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях социально-образовательного пространства§1. Непрерывное естес...

Научная статья. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПОНЯТИЯ «ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ»
В статье раскрываются методологические основания исследования творчества и творческих способностей в философии и психологии. Способность к творчеству рассматривается как сущностная характеристика чело...

