Мои достижения
материал

Евгения Клячева

Августовская конференция Доклад «Сказка как средство духовно – нравственного  воспитания дошкольников» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_madou_orlenok_klyacheva_e.a._2.docx25.84 КБ

Предварительный просмотр:

Здравствуйте, Уважаемые коллеги, представляю вам опыт работы по теме

1 слайд

«Сказка как средство духовно – нравственного воспитания дошкольников»

2 слайд

«Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое

детское творчество - верная дорога к сердцу ребенка.

Сказка, фантазия- это ключик, с помощью которого

можно открыть эти истоки, и они забьют животворными

ключами…»

В. А. Сухомлинский.

2 слайд:

В наше время мы живем в таких условиях, когда главным приоритетом в воспитании ребенка являются его раннее развитие и обучение для обеспечения успешности и процветания во взрослой самостоятельной жизни. А такие категории, как нравственность и духовность занимают далеко не первые места.

В погоне за развитием интеллекта многие родители упускают из виду необходимость работы над духовно- нравственным воспитанием своего ребёнка, над развитием нравственных и духовных качеств маленького человека, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

Одним из самых доступных средств в духовно – нравственном воспитании детей дошкольного возраста является сказка, которую во все времена использовали педагоги и родители. Сказки помогают детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло. Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества.

3 слайд: (не читаю)

В своей работе я уделяю большое внимание духовно-нравственному воспитанию детей посредством сказки - это стало основной целью моей работы: способствовать формированию духовно-нравственных ценностей у детей младшего дошкольного возраста посредством сказки.

Задачи:

Воспитательные:

- Воспитывать в детях милосердие, сострадание, умение прощать обиды, желание помогать нуждающимся, быть терпимыми, мирными во взаимоотношениях со всеми.

Развивающие:

- Развивать у детей интерес к сказкам, умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, давать оценку поведению своему и других.

- Развивать способность детей отличать добро и зло, хорошее от плохого в сказке и жизни, умение делать нравственный выбор.

- Развивать у детей социальные умения и навыки поведения;

Образовательные:

- Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей. Знакомить детей с нормами и ценностями, принятыми в обществе, через восприятие сказки.

Для родителей:

Помочь родителям понять ценность сказки, её особую роль в воспитании ребенка.

4 слайд

Чтобы работа по данной теме шла в системе, подобрали методическую литературу. дополнили развивающую предметно-пространственную среду в группе:

- книжный уголок - пополнили с помощью родителей народными и авторскими сказками, иллюстрированные разными художниками;

- в центр речевого развития - внесены дидактические и настольно-печатные игры по теме; изготовление и постепенное внесение театров (на фланелеграфе, плоскостной, настольный на конусах, перчаточный, пальчиковый);

- в центр театрализации - реквизиты для разыгрывания сценок и спектаклей, набор кукол, ширму для кукольного театра, элементы костюмов героев сказок, маски.

- в центр творчества - раскраски с изображением сюжетов и героев сказок, материалы для творческих работ, репродукции картин к сказкам.

5 слайд

В работе с детьми были использованы прежде всего - Традиционные методы: чтение воспитателя, рассказывание, беседы, пересказ, просмотр иллюстраций. драматизация сказки.

Еще одна из форм работы со сказкой - дидактические игры. Они не только способствуют развитию речи детей, обогащению словаря, но и учат слушать товарища, работать в команде, умения уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь. В своей работе используем игры: «Будьте внимательны и найдите ошибки», «Кто лишний», «Из какой сказки фраза?», «Какие сказки перепутались?» (сгруппировать героев по сказкам), «Что сначала, что потом?» или «Собери сказку по порядку и наоборот», «Какая сказка спряталась?», «Назови сказку по предмету» ,

Драматизация является одной из форм активного восприятия сказки. В ней ребенок выполняет роль сказочного персонажа. Привлечение детей к участию в драматизации способствует воспитанию таких черт характера, как смелость, уверенность в своих силах, самостоятельность, артистичность.

Беседы по моральному воспитанию играют очень важную роль, так как они помогают освоить нормы и правила нравственного поведения. В процессе беседы задаю вопросы для обсуждения, ищу то главное, что стимулирует стремление детей думать, высказывать свою точку зрения. Например, такие как «Заболел друг», «Заболела бабушка», «Жадный кармашек», «Правда-неправда», «Вежливость», «Доброта» и др. Тем самым побуждают детей проявлять заботу о людях, быть внимательными, чуткими.

6 слайд

В своей работе использую так же нетрадиционные методы работы со сказкой, предложенные Ларисой Борисовной Фесюковой. Используя эти методы работы со сказкой, воздействуем на характер детей, мягко и бережно формируем положительные черты и корректируем негативное поведение.

1.Игра «хорошо – плохо», ее можно использовать в любой сказке. Например «Рукавичка» – хорошо, что звери встретились в рукавичке (чем хорошо? и т.д.). Плохо деду без рукавички, бабе нужно шить новую и т.д.

2.Метод «Интервью» - приходит «корреспондент» и берет интервью, спрашивая мнения о героях сказки. Например, в сказке о «Лиса и заяц» просит рассказать о Лисе, о Зайце т.д.

#1052;етод «Превращения». Дети любят «превращаться» в героев сказки, высказывать «свои» чувства, рассказывать «о себе». Этот метод позволяет ребенку говорить правду о своем герое, даже если он отрицательный. Дети думают, рассуждают, оценивают различные характеры, ситуации, учатся нравственным нормам жизни.

4. Д/и «Нравится, не нравится». Например: «Сказка «Гуси- лебеди» Нравится Маша за то, что она… (заботливая, ласковая, преданная, чуткая…) Не нравится за то, что е в нем Гуси злые, и т.д.

7 слайд Проект «В гостях у сказки»

Инновационным в моей работе является метод проектирования, так как проектная деятельность обеспечивает развитие творческой инициативы и самостоятельности участников проекта; открывает возможности для формирования собственного жизненного опыта общения с окружающим миром; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых.

В содержание проекта были включены разнообразные мероприятия, с применением различных форм и методов работы: непосредственно-образовательная деятельность, подвижные, дидактические, пальчиковые и настольная игры, чтение на протяжении проекта любимых сказок детей, беседа по сказкам,; отгадывание загадок о героях сказок; разучивание потешек и скороговорок, рассматривание иллюстраций к сказкам, трудовая деятельность: «Покажем Лисичке, как мы трудимся», показ настольного театра, инсценировка сказки «Репка».

Слайд 8 Не менее важной, считаю Взаимодействие с родителями.

С целью установления контактов с семьей для обеспечения единства в воспитании духовно-нравственной культуры использовались следующие формы работы:

  • Анкетирование родителей на тему «Стили воспитания в семье»;
  • оформление памятки на тему о воспитательно-образовательных возможностях художественной литературы «Значение сказки в нравственном воспитании детей дошкольного возраста»;
  • создание театрализованного уголка в группе, оформление уголка книги, подготовка костюмов и атрибутов к театрализованным играм, праздникам, участие в них.

Считаю, что работа с родителями, отдельные задания, поручения, ситуации, помогающие ребенку развить или приобрести то или иное положительное качество - наиболее эффективная форма единого воспитания детей в семье.

Слайд 9 Результат работы над темой:

У детей:

Слайд 10 - Дети стали добрее, отзывчивее, внимательнее к окружающим;

Слайд 11 - Расширились представления детей о доброте, справедливости, сострадании и о зле, жадности и лживости;

Слайд 12 - Дети научились отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, получили навык умения делать нравственный выбор.

- Значительно усовершенствовалась диалогическая, монологическая речь и грамматический строй речи детей, пополнился словарный запас

Слайд 13 - Чтение сказок стала доброй семейной традицией, которая создаёт теплую, задушевную атмосферу в доме.

У родителей:

- Повысился уровень компетенции родителей по вопросу эффективности использования сказки в духовно-нравственном воспитании детей.

Слайд 14 Недаром говорится: «Дети – наше будущее».

И каким оно будет, зависит от нас взрослых: родителей, педагогов, общественности. Необходимо создавать такие условия, в которых формировалось бы и закреплялось изначальное стремление ребенка к возвышенному, святому и доброму, так как привычки и ценности, заложенные в детстве, станут нравственным фундаментом для принятия жизненно важных решений в будущем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мои достижения и достижения воспитанников

Диплом за победу в городском конкурсе "Юные таланты г.Покачи".Диплом за победу во Всероссийской музыкальной  викторине для педагогов ДОУ.Диплом победителя городского фестиваля Юные тала...

Мои достижения и достижение мои детей.

1. Диплом о высшем образовании2. Диплом о профессиональной переподготовке3. Курсы повышения квалификации4. Участие в  веб-семинарах5. Участие в вебинарах6. Участие в  онлайн-конференциях...

Достижения воспитанников и профессиональные достижения воспитателя

Достижения воспитанников и воспитателя за 5лет...

Методическая разработка "Итоговое общее родительское собрание "Наши достижения и успехи" (конспект), презентация с демонстрацией фото, результатов и достижений, анализ анкетирования, отчет по финансированию, анкета для родителей "Оценка качества ДОО"

Цель собрания: Подведение итогов совместного воспитательно-образовательного процесса  как средства всестронеего развития ребенка.задачи: -проанализировать результаты  образовательной и ...

«Пути достижения целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования. Проблемы на пути достижения целевых ориентиров и способы их решения»

В материале перечислены целевые ориентиры, пути их достижения, трудности, встречающиеся при формировании целевых ориентиров и пути их преодоления, такие как методы и формы организации детских видов де...

Мои достижения и достижения воспитанников

     Участие детей в олимпиадах и конкурсах 2023-2024 уч. год Стихотворение о Великой Отечественной Войне рассказывает воспитанник старшей группы Тверентинов Кирилл на между...

Достижение качества образования через достижения личности

Статья содержит материал необходимый для работы старшего воспитателя по  обеспечению условий для непрерывного профессионального самообразования педагогов ДОУ....