Достижение качества образования через достижения личности
методическая разработка на тему

Романова Ирина Владиславовна

Статья содержит материал необходимый для работы старшего воспитателя по  обеспечению условий для непрерывного профессионального самообразования педагогов ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kachestvo_obrazovaniya_-_dostizheniya_lichnosti.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Достижение качества образования через достижения личности

Модернизация образования, требования социального заказа к педагогу ДОУ,  ставят дошкольное образовательное  учреждение  перед необходимостью работать в условиях развития. Развитие образовательного учреждения подразумевает качественные позитивные изменения, как в организации педагогического процесса, так и в управленческой деятельности всей системой ДОУ.

Эффективность инновационных процессов в первую очередь зависит от степени мотивации персонала ДОУ к участию в изменениях, обеспечения необходимой ресурсной базой для их реализации (финансовой, материальной, информационной). Одновременно необходима целенаправленная работа по развитию   знаний педагогов  о способах эффективного взаимодействия со всеми участниками педагогического процесса для осуществления этих изменений и деятельности ДОУ в режиме развития.

Сегодня педагогические работники ДОУ должны обладать основными компетенциями:

 в организации мероприятий, направленных на укрепление здоровья воспитанников и их физическое развитие;

в организации различных видов деятельности и общения воспитанников; организации образовательной деятельности по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования;

в осуществлении взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников и работниками образовательного учреждения;

в методическом обеспечении воспитательно-образовательного процесса, владении информационно-коммуникационными технологиями и умением применять их в воспитательно-образовательном процессе». С учетом новых требований  реализация инновационных процессов ведет  к изменениям  деятельности занимающегося обеспечением этих процессов старшего воспитателя и поиску таких форм работы с педагогическим коллективом, которые действительно станут толчком для раскрытия в каждом педагоге возможностей для качественных изменений в системе  воспитательно-образовательной  работы с дошкольниками.  Не требует доказательства тот факт, что непрерывность профессионального развития педагогических работников  и совершенствования перечисленных выше компетенций обеспечивается деятельностью методических служб разных уровней (регионального, муниципального уровня и уровня образовательного учреждения)

Такие негативные явления, как формализм, пассивность некоторых  педагогов и родителей, наблюдаемые на современном этапе развития общества, можно преодолеть  только находясь в постоянном поиске рычагов создания такой образовательной среды, в которой будет полностью реализован творческий потенциал каждого в отдельности педагога и всего педагогического коллектива в целом.  Старший воспитатель  должен постоянно искать новые пути для изучения возможностей педагогов и в этой связи становится актуальным не просто организация традиционной методической работы в детском саду, а создание методической службы, умеющей работать дифференцированно с разной категорией подготовленности педагогов.

    Методическая служба должна быть для образовательного учреждения  инновационной структурой, деятельность которой  стимулирует развитие педагогического творчества  педагогов. Методическая служба может включать в себя несколько структурных компонентов.                                                                        

«Методический совет», основными задачами которого являются:

  • Анализ воспитательно-образовательного процесса, освоение педагогами образовательных программ и технологий;
  • Оценка результативности освоения детьми дошкольного возраста образовательных программ;
  • Обобщение педагогического опыта;
  • Определение содержания,  форм и методов повышения  педагогической компетенции педагогических кадров;
  • Разработка  учебно-методических материалов и электронных продуктов для организации педагогической деятельности;
  • Внедрение ИКТ в практику работы с детьми;
  • Проведение на базе детского сада семинаров, практикумов, методических объединений педагогических дошкольных работников.

«Клуб педагогического мастерства» может быть создан для обеспечения:

  • Организации  и участия  воспитанников и педагогов  в грантовой деятельности, конкурсах разного уровня, выставках, форумах, фестивалях, исследовательских и творческих проектах, в выставках-ярмарках
  • Организации и участия воспитанников и педагогов ДОУ в спортивных соревнованиях разного уровня;
  • Участия работников ДОУ в  художественной самодеятельности;
  • Участия сотрудников в туристической деятельности.

Творческая мастерская «Мудрый педагог» призвана решать следующие задачи:

  • Создание единого пространства развития ребенка: новое направление в работе «Детский сад – семья» и «Родитель тоже педагог»;
  • Поиск и внедрение новых форм сотрудничества с родителями воспитанников ДОУ;
  • Обобщение лучшего опыта семейного воспитания и т.д.

На методическую помощь воспитателям и специалистам ДОУ по организации различных видов детской деятельности может быть нацелена «Школа развития педагога», работа в которой организована  по направлениям:

  • Художественно-эстетическое направление: например, «Музыкальный киоск»; «В гостях у Карандаша»;
  • Здоровьесберегающее направление: например, «Здоровей - Ка»; «Говорушка»; «Мы вместе»; Клуб любителей физкультуры»;
  • Социально-правовое направление: например, «Право». Проведение юридической консультации по трудовым вопросам и правоведению.

Можно реализовать в виде газеты, сайта  детского сада;  личных сайтов педагогов ДОУ «Центр СМИ и сетевого взаимодействия», который будет решать следующие задачи:

  • Освещение деятельности учреждения и педагогов через средства массовой информации и Интернет,
  • Организация пиар-компаний и рекламы учреждения, педагогического коллектива, педагогов ДОУ;
  • Организация взаимодействия с социальными институтами города и республики и участие в совместных проектах.

Новыми формами  организации деятельности по повышению квалификации педагогов  можно считать   «Вечерний факультет» и «Интернет - консультация».

«Вечерний факультет» - это непрерывное повышение уровня теоретической подготовки и профессионального мастерства педагогов. Важную роль при этом имеет систематическое, самостоятельное ознакомление воспитателей и других специалистов ДОУ с новейшими достижениями педагогики, с передовой практикой работы других образовательных учреждений, а также изучение программно-методических материалов и нормативно – правовых документов.

Начинающему педагогу самостоятельная работа по самообразованию позволит пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций.

Педагог со стажем будет имеет возможность не только пополнить копилку своих знаний, но и найти эффективные, приоритетные для себя приемы развивающей и коррекционной работы с детьми и родителями, овладеть элементарной диагностической и исследовательской деятельностью.

«Интернет - консультация» - использование Интернет - ресурсов. Отслеживание, переработка и обмен опытом последних достижений педагогической науки.

Информчас    - практическая тренировка использования информационно - коммуникативной техники в  образовательно-воспитательной работе. Смена парадигмы образования заставила по-новому взглянуть на процесс воспитательно-образовательной работы в ДОУ. В период, когда процесс воспитания из бытового превратился в научно-обоснованный перед ДОУ возникла проблема поиска новых технологий, с помощью которых можно осуществить воспитание творческой личности.

Для каждого педагога дошкольного учреждения такая организация методической  службы станет школой позитивного профессионального развития.    

Достижение качества образования на дошкольной ступени обеспечивается готовностью   старшего воспитателя  занять тьюторскую позицию по отношению ко всем участникам педагогического процесса, готовностью педагогов  к освоению и реализации разнообразных вариативных программ и технологий, соответствующих запросам детей и родителей.  

Использованная литература:

  1. Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утвержденные Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 июля 2011 № 2151.  
  2. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации  23  ноября 2009 г. № 655.
  3. Лагода Т. С. Методическая служба в ДОУ// Справочник руководителя дошкольного учреждения. -  2007. - № 9.
  4. Лагода Т. С., Киселева Л. С., Зуйкова М. Б. Организация деятельности методической службы в ДОУ// Справочник старшего воспитателя. – 2007. - № 2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Повышение качества образования через реализацию развивающих программ дошкольного образования"

Качество дошкольного образования – гарантия успешного освоения образовательных программ на следующих ступенях системы образования, а также в целом успешности человека.Актуальность проблемы качества до...

Особенности реализации НОД и культурных практик как условие достижения качества образования.

Статья о реализации содержания ООП ДОУ через специально организованную образовательную деятельность взрослых и детей в НОД, в режимных моментах и самостоятельную деятельность, которая бывает индивидуа...

Презентация "Особенности реализации НОД и культурных практик как условие достижения качества образования"

Презентация к выступлению на семинаре "Особенности реализации НОД и культурных практик как условие достижения качества образования"....

Творческий отчет «Организация экспериментально-исследовательской деятельности детей как средство достижения качества образования в ДОУ»

Экспериментально-исследовательская деятельность одна из ведущих методов формирования познавательной активности ребенка – дошкольника....

Открытый показ театрализованного представления «Красная шапочка» в рамках методическая неделя «Повышение качества образования и достижение новых образовательных результатов соответствующих современным технологиям через реализацию ФГОС ДОО»

Красная шапочкаРассказчикЛес дремучий сладко спитНа холмах подушки,Домик маленький стоитНа его опушке.В доме девочка живет,И поверьте, дети,Что прелестнее ееНет на целом свете.Из дома выходит Красная ...