Особенности реализации НОД и культурных практик как условие достижения качества образования.
статья на тему

Богушова Светлана Федоровна

Статья о реализации содержания ООП ДОУ через специально организованную образовательную деятельность взрослых и детей в НОД, в режимных моментах и самостоятельную деятельность, которая бывает индивидуальная, с подгруппой и группой детей. Представлены особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик, взаимосвязь культурных практик и целевых ориентиров дошкольного образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Слайд 1       

Тема сегодняшнего семинара «Особенности реализации НОД и культурных практик как условие достижения качества образования».

Качество – это соответствие объекта установленному стандарту.

Слайд 2         

В статье 2 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дано определение: «Качество образования – комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам … и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы».

Дошкольное образование переживает новую эпоху своего возрождения и развития. Основным вектором в этом процессе выступает Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Он по-новому трактует отношения участников образовательной деятельности, которая должна содействовать становлению у ребенка познавательной активности, формированию субъективной позиции и обеспечивать собственно развитие.

Согласно п. 2.7 ФГОС ДО конкретное содержание пяти образовательных областей может реализовываться в следующих видах деятельности:

Слайд 3

- игровая, 
- коммуникативная, 
- восприятие художественной литературы и фольклора, 
- конструирование из разных материалов, 
- изобразительная, 
- двигательная, 
- самообслуживание и элементарный бытовой труд.

Это определяет деятельностный подход.

Выбор видов деятельности осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения общеобразовательной программы дошкольного образования и решения конкретных образовательных задач.

Слайд 4      

Реализация содержания осуществляется через специально организованную образовательную деятельность взрослых и детей в НОД, в режимных моментах и самостоятельную деятельность, которая бывает индивидуальная, с подгруппой и группой детей.

Слайд 5     

Занятие-НОД – это занимательное дело, основанное на одной или нескольких детских деятельностях, которое осуществляется совместно со взрослым, и направлено на освоение детьми одной или нескольких образовательных областей. 

НОД должна обеспечить активность детей, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, поиск и экспериментирование. И хотя занятие переходит в другую форму, процесс обучения остается. Педагоги продолжают «заниматься» с детьми. Но он обучает детей так, чтобы они об этом не догадывались. Примерно 15 % материала занятия из ЗБР (зоны ближайшего развития) ребенка.

О том, как построить НОД много говорилось на районном уровне и на уровне ваших ДОУ. В помощь педагогам разработаны технологические карты НОД, одна из них – на сайте нашего сада.

На многие вопросы, связанные с изменениями в работе дошкольных образовательных организаций, ответы уже даны, но по-прежнему остаются темы, которые требуют дополнительного обсуждения в педагогическом сообществе. Например, в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования впервые появился термин, который до того не использовался в дошкольной педагогике.

Слайд 6

А именно, в пункте 2.11.2 ФГОС ДО указывается, что в содержательном разделе образовательной программы дошкольных образовательных организаций должны быть представлены «особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик».

Введение нового термина заставило задуматься о том, что такое культурные практики, и что нового они привносят в дошкольное образование.

Для многих педагогов понятие «культурная практика» оказывается непосредственно связано с понятием «культура». И тогда под культурной практикой понимается посещение музеев и театров, рисование, чтение и художественное слово, декламация. Мы - педагоги готовы признать, что игра, прежде всего театрализация, режиссерская или сюжетно-ролевая, является культурной практикой детства. Гораздо сложнее принять, что к культурным практикам относится практика общения, созерцания, размышления, практика заботы и помощи по хозяйству, практика преодоления страха, практика самоограничения и пр.

Слайд 7      

Хочу обратить ваше внимание на глоссарий – материал под номером 1.

Здесь даны определения таких понятий как культура, культурные умения, культурная память, культурный опыт, культурные практики.

Когда мы готовились к семинару, выяснилось, что в таких примерных основных образовательных программах дошкольного образования как «На крыльях детства» - Н.В. Микляевой, «Детство» - под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой, «Миры детства» - автор Т.Н. Доронова, термин «культурные практики» уже используется, хотя существенно отличается друг от друга.

Вариативность в трактовке того, что такое культурные практики в дошкольном образовании, заставляет обратиться к теоретическим работам в которых дается определение этого термина.

Слайд 8      

По определению Н.Б. Крыловой (она первая ввела этот термин) культурные практики – это разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения, душевного самочувствия, которые   складываются с первых дней жизни уникального индивидуального жизненного опыта.

Эти виды деятельности и поведения ребенок начинает практиковать как интересные ему и обеспечивают самореализацию.

Исходя из определения, можно сделать вывод, что введение понятия «культурные практики» в дошкольное образование означает не создание каких-то новых форм образовательной деятельности или переименование существующих в соответствии с новой терминологией, а изменение позиции взрослого в организации образовательной деятельности с дошкольниками. Взрослый перестает быть транслятором информации, которую дети должны запомнить и воспроизвести, а становится организатором осмысленной, понятной, интересной для детей совместной и самостоятельной деятельности.

Слайд 9

Выделим ключевые позиции, определяющие содержание культурных практик. Это:

  • получение опыта  игровой деятельности как результат и способ познания мира;
  • освоение детьми социокультурных норм поведения, деятельности, отношений как способ интеграции в ближайшем социуме;
  • приобретение опыта исследовательской деятельности и познавательных действий как способа преобразования окружающего мира.

Иными словами, культурные практики должны быть обеспечены созданием условий, которые позволят детям самостоятельно или совместно со взрослым открывать практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путем, анализировать и преобразовывать.

Слайд 10

  • К  культурным практикам можно отнести исследовательские, коммуникативные, художественные, организационные, образовательные, проектные способы и формы действий ребенка любого возраста.  (это чтение, проекты, игры, коллекционирование, импровизация, музицирование и т.д.)

В этих практиках-пробах он ребенок овладевает интересной для него информацией в соответствии с собственными мотивами и индивидуальной программой познавательной и творческой деятельности.

  • Следует отметить, что культурные практики не тождественны видам деятельности, поскольку формируют индивидуальный образ жизни.

Слайд 11       

Проектирование культурных практик в образовательном процессе идет по двум направлениям:

  • Культурные практики на основе инициатив самих детей

Это самостоятельная детская деятельность, которая протекает как индивидуально, так и в процессе сотрудничества со сверстниками.

Детская активность направлена на самостоятельное познание окружающего, поиски ответов на возникшие вопросы, индивидуальную и совместную со сверстниками  деятельность.

  • Культурные практики, инициируемые, организуемые и направляемые взрослыми

Направляются воспитателем на развитие самостоятельной  активности детей, основываются на поддержке детских инициатив и интересов.

Выбор культурных практик направлен на обогащение культурного опыта, самостоятельности поведения и деятельности, позитивной социализации и индивидуализации дошкольников.

Слайд 12                    

При проектировании культурных практик педагогу важно ответить на следующие вопросы:

  • Насколько инициируемые культурные практики позволяют решать поставленные образовательные задачи?
  • Какие деятельностные умения осваивают дети?
  • Какие творческие умения осваивают дети?
  • Какие способы общения и сотрудничества осваивают дети?
  • Какие чувства и эмоции развиваются у детей?
  • Развивается ли самостоятельность и инициативность у детей?

Слайд 13               

В литературе выделены следующие виды культурных практик:

- свободные практики детской деятельности  (игра, продуктивная, познавательно-исследовательская деятельность и др.);

- практики культурной идентификации и взаимодействия ребенка  с окружающим социумом (ознакомление с окружающим, продуктивная деятельность, игры и др.);

- практики игрового взаимодействия (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, подвижные игры и др.);

коммуникативные практики – (чтение художественной литературы, развитие речи, игры-драматизации и т.д.);

- культурные практики здорового образа жизни (физическое развитие, воспитание культурно-гигиенических навыков и др.);

- культурные практики формирования поведения и отношения (сюжетно-ролевые игры, бытовой труд и др.);

- культурные практики познания мира и самопознания (познавательно-исследовательская, продуктивная деятельность, нравственно-патриотическое воспитание, самопознание и др.)

Свободные практики детской деятельности – это практики выбора ребенком действий, деятельности  в условиях созданной педагогом предметно-развивающей и образовательной среды, позволяют ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.

Практики культурной идентификации и взаимодействия ребенка с окружающим социумом – это способы познания ребенком мира культуры, овладения специфическими, культурно фиксированными предметными действиями и способами социализации с целью вхождения в мир культуры и реализации себя в мире культуры.

Практики игрового взаимодействия – это способность к ролевому поведению и взаимодействию с игровыми партнерами, овладение способами использования игрового материала в различных видах игр (сюжетно-ролевых, дидактических, подвижных и др.)

Коммуникативные практики развивают и обогащают опыт коммуникации в условиях вербального и невербального общения; формируют способность договариваться и грамотно формулировать свои просьбы, высказывать мысли.

Культурные практики здорового образа жизни проявляются в умении заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих, во владении основными движениями и управлении ими.

Культурные практики формирования поведения и отношения  - это приобретение нравственного и эмоционального опыта сопереживания, помощи, альтруизма, эмпатии и т.д.; овладение правилами безопасного поведения.

Культурные практики познания мира и самопознания развивают способность познавать, созидать, преобразовывать природную и социальную действительность, планировать действия на основе первичных ценностных представлений, ощущать потребность познания себя как члена семьи, общества.

Слайд 14                  

Чтобы продолжить нашу работу дальше, найдите таблицу №2

Рассмотрим, как связаны между собой культурные практики и целевые ориентиры дошкольного образования. Связующим звеном выступают универсальные культурные умения, которыми овладевает ребенок, включаясь в различные виды деятельности, и которые содействуют достижению ребенком на каждом из этапов развития значимых личностных новообразований.

Слайд 15

Уникальный характер универсальных культурных умений, проявляется в самостоятельных действиях в виде собственных проб, поиска, выбора действий и поступков, манипулирования предметами, конструирования, продуктивной деятельности, творчества, исследования.

Слайд 16

В заключении можно сделать вывод: «Практика ребенка становится культурной,  когда она создает возможности для его повседневной активности, личной инициативы, осмысления повседневного опыта и создания собственных творческих продуктов деятельности на основе осваиваемых культурных норм (где культура – сущностное качество любой формы деятельности)».

(Крылова Н.Б. Развитие культурологического подхода в современной педагогике)

Содержание культурных практик обеспечивается содержанием основной образовательной программы дошкольного образования.

В материалах под № 3 предлагается примерная сетка совместной образовательной деятельности и культурных практик в режимных моментах (из программы «Детство»).

Согласно п. 4.7 ФГОС ДО «Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования.» и «…предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования».

Слайд  17            Используемая литература

1. Бабаева Т.И., Солнцева О.В. Проектирование культурных практик дошкольников в образовательном процессе детского сада //Журнал «Детский сад: теория и практика». 2015, № 5.

2. Вербенец А.М. Коллекционирование как культурная практика современного дошкольника: феномен, особенности, примеры поддержки. //Журнал «Детский сад: теория и практика». 2015, № 5.

3. Горина Л.В. Организация художественно-эстетической деятельности дошкольников как культурной практики. //Журнал «Детский сад: теория и практика». 2015, № 5.

4. Крылова Н.Б. Культурология образования/ Н.Б. Крылова. – М.: Народное образование, 2000.

5. Костюхина М.С. Культура детской настольной игры//Журнал «Детский сад: теория и практика». 2015, № 5.

6. Корепанова М.В. Культурные практики как основа проектирования образовательной деятельности дошкольников //Журнал «Детский сад: теория и практика». 2015, № 5.

7. Лыкова И.А., Протасова Е.Ю. Культурные практики в детском саду: современный подход и возможные трактовки //Журнал «Детский сад: теория и практика». 2015, № 5.

8. Новикова Е.Б. Опыт включения дошкольников в культурную практику импровизации. //Журнал «Детский сад: теория и практика». 2015, № 5.

9. Родина Н.М. Культурные практики в образовательном процессе детского сада  // Журнал «Детский сад: теория и практика». 2015, № 5.

10. Теплова А.Б. Культурные практики детства.  // Журнал «Детский сад: теория и практика».  2015, № 5.

11. Щетинина А.М. Условия овладения ребенком позиции субъекта деятельности // Журнал «Детский сад: теория и практика». 2015, № 1.



Предварительный просмотр:

Взаимосвязь культурных практик и целевых ориентиров дошкольного образования

Виды культурных практик

Универсальные культурные умения

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования

Свободные практики детской деятельности

Владеет основными культурными способами деятельности; самостоятельно действует (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности); выражает индивидуальное предпочтение видам деятельности, партнерам

Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности

Практики культурной идентификации и взаимодействия ребенка с окружающим социумом

Откликается на эмоции близких людей и друзей; умеет договариваться со сверстниками, контролировать свои действия; делится своими мыслями, переживаниями, мечтами; сопереживает неудачам и радуется успехам других

Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к различным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать  неудачам и радоваться успехам других, активно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты

Практики игрового взаимодействия

В творческой игре разыгрывает события из личной жизни, дополняя и приукрашивая действительность желаемым; согласовывает свои действия с действиями партнеров по игре; следует разным правилам и социальным нормам

Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам

Коммуникативные практики

Инициативен в общении; использует различные речевые формы: описания, повествования, рассуждения; адекватно использует невербальные средства общения

Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности

Культурные практики здорового образа жизни

Владеет основными движениями; контролирует и управляет ими

У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими

Культурные практики формирования поведения и отношения

Владеет конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми, основными культурно-гигиеническими навыками, соблюдает правила безопасного поведения

Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены

Культурные практики познания мира и самопознания

Обладает элементарными  представлениями из различных образовательных областей; использует свои знания и умения в различных сферах действительности

Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на собственные знания и умения в различных видах деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игр с песком как условие повышения качества образования детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС.

использование игр с песком в логопедической работе, позволяет заинтересовать детей с ОВЗ, а значить повысить эффективность коррекционной работы и в конечном счете качество образования....

Презентация "Особенности реализации НОД и культурных практик как условие достижения качества образования"

Презентация к выступлению на семинаре "Особенности реализации НОД и культурных практик как условие достижения качества образования"....

Статья "Сюжетно – ролевая игра как форма организации культурной практики в условиях реализации ФГОС дошкольного образования"

В данной статье освещены вопросы организации и разновидностей сюжетно-ролевых игр для дошкольников в условиях ФГОС ДОУ в рамках проведения культурных практик....

Доклад«Современные подходы к организации воспитательного процесса как условие повышения качества образования детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО» Тема: «ИЗО творчество как форма коррекционно – воспитательной работы для детей с нарушением интеллекта

В соответствии с законом РФ «Об образовании», с требованиями повышения качества образования детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО, в настоящее время возникает острая необходимость в новых современ...

Статья Современные подходы к организации воспитательного процесса как условие повышения качества образования детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДОУ.

        Данная статья посвящена проблеме развития художественно – творческих способностей старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (нарушением интел...

Панельная дискуссия «Моделирование образовательной среды в ДОУ в условиях достижения качества дошкольного образования»

Панельная дискуссияТема: «Моделирование образовательной среды в ДОУ в условиях достижения качества дошкольного образования»Цель: направлена на совершенствование профессиональных умений пед...

Технология исследовательской деятельности в ДОУ как условие повышения качества образования в условиях реализации ФГОС

Одним из эффективных методов познания закономерностей  и явлений окружающего мира является метод экспериментирования, который относится к познавательно-речевому развитию. Детское эксперимент...