Панельная дискуссия «Моделирование образовательной среды в ДОУ в условиях достижения качества дошкольного образования»
статья на тему

Рожкова Лариса Алексеевна

Панельная дискуссия

Тема: «Моделирование образовательной среды в ДОУ в условиях достижения качества дошкольного образования»

Цель: направлена на совершенствование профессиональных умений педагогов ДОУ моделировать образовательную среду, на поддержку развития ребёнка, умение педагогов сегодня рефлексировать, анализировать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл modelirovanie_obrazovatelnoy_sredy_v_dou_.docx55.81 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

детский сад № 20 города Свободного

Тема: Моделирование образовательной среды в ДОУ в условиях  достижения качества дошкольного образования

                                                                     Разработала Рожкова Лариса

                                                                                Алексеевна, старший воспитатель

                                                                         МДОАУ д/с № 20 г. Свободного

                                                                         I квалификационной  категория

г. Свободный

2016 г.

Панельная дискуссия

Тема: «Моделирование образовательной среды в ДОУ в условиях достижения качества дошкольного образования»

Цель: направлена на совершенствование профессиональных умений педагогов ДОУ моделировать образовательную среду, на поддержку развития ребёнка, умение педагогов сегодня рефлексировать, анализировать.

(Перед началом дискуссии ведущий предлагает группе участвующих педагогов взять смайлик, чтобы разбиться на рабочие группы и группу экспертов. У тех педагогов и гостей если оказались смайлики с улыбкой они то и будут экспертами).

Ведущий: Эксперты- ваша цель наблюдать за всем тем, что будет происходить, будете анализировать всё то, что будут выполнять подгруппы

Если внимательно вдуматься в формулировку темы (показываю на слайд), то есть два очень важных ключевых понятия «моделирование» и «образовательная среда». Это те составляющие, которые сегодня являются важным ориентиром: к требованию стандарта по отношению к дошкольному образованию, чтобы поддержать потенциал образования ребёнка.

        И принципиальным сегодня становится ситуация, ни проведения и даже наверно ни создание чего-то, а исключительно ситуация с моделированием, проектированием. То есть вот тем гибким видоизменениям, которые необходимы в соответствующих условиях.

Конечно же моделирование образовательной среды имеет свои результаты и важным результатом являются образовательные эффекты ребёнка дошкольного возраста. Поэтому если вот так вот выстроить логику нашего сегодня семинара относительно понятийного аппарата, то мы можем определить, что победила идея развития ребёнка (на мольберт помещаю «развитие ребёнка»),а под развитием ребёнка появляются новые нормативные документы и требования.

(Спрашиваю у участников дискуссии о двух важных и известных нормативных документах – ФГОС ДО и ПС. После сообщения этих двух документов, я помещаю их под «развитием ребёнка», где рисую стрелки для дальнейшего составления таблицы).

Как раз таки содержат в себе набор тех условий, которые позволяют педагогу быть компетентным, видоизменяться, и как раз таки, включаться в моделирование, в проектирование и причём в моделирование и проектирование образовательной среды.

        Та смена образовательной парадигмы, которая ориентирует современное образование на ситуацию, что личность учится постоянно, в любой ситуации, тому сопутствующей, как раз таки подводит нас к важным таким ориентирам основных понятий- образовательная среда ( под ФГОС ДО помещаю карточку образовательная среда).

Образовательная среда - совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей.

Сегодня, для того, чтобы реализовать современные требования, каждый педагог, наверно, однозначно должен принимать, учитывать логику детского развития и только тогда, можно создавать полноценные условия, адекватные к той или иной ситуации и значит тогда можно говорить о том, что да, я сегодня моделирую, я сегодня проектирую, а не просто провёл какое-то занятие.

        Есть логика детского развития в этом специфика дошкольного детства. Мотив детства в самом процессе развития, и поэтому когда создаются условия через понятия образовательная среда, для того чтобы обеспечить расширение степеней свободы, поддержку инициативы, для того, чтобы обеспечить активность, креативность ребёнка, как залог будущей личности. Ну вот поэтому и требуется гибкое моделирование образовательной среды.

        Мы как педагоги дошкольного образования, сегодня обязуемся поддержать логику детского развития. Поддержать, поэтомуя сегодня моделирую, что-то видоизменяю, я так перестраиваюсь, потому что это нужно в логике детского развития.

        Так что же такое условия? (даю полминутки подумать и дать ответ)

Условия как требование и обязательства для достижения целей, задач, которые лежат в основе той ситуации планирования образовательного процесса (выставляю карточку «условия»).

        А что же такое моделирование? (Полминутки подумать и дать ответ).

Моделирование – метод исследования определённых объектов, явлений путём воспроизведения их характеристик на другом объекте, модели, которая представляет собой аналог (выставляю карточку «моделирование»).

        А чтобы всё это уметь делать, значит надо быть кем? (Компетентным)

Компетентный педагог –это педагог, который на высоком уровне осуществляет образовательную деятельность, педагогическое общение, успешно решая профессиональные задачи разного уровня сложности и достигая высоких результатов профессионального труда.

Быть компетентным –значит многое уметь: уметь моделировать образовательную среду, уметь подбирать те условия в состав которых входят способы включения детей в деятельность, способы общения детей друг с другом, способы общения взрослого с группой детей, способы сопровождения детской группы, очень часто наши дети сами выбирают содержание деятельности. Выбирают себе партнёра, какие-то игрушки, поэтому педагог на этом этапе, мог быть полезным и компетентным.

ЗАЧЕМ?

Кроме того нам сегодня поможет в нашей деятельности по моделированию образовательной среды финская пословица:

«Кто спрашивает, тот не собьётся с пути»( в этом  тоже есть залог логики детского развития, то как продвигается ребёнок дошкольник, с точки зрения проявления самостоятельности).

Сейчас мы с вами и с нашими экспертами будем активно работать:

Даю 0,5 мин. дать ответ на вопрос

- Кто такой воспитатель?

(воспитатель –это человек, который направляет, сопровождает, идёт рядом. Подпитывает, питает. У вас очень много аналогичного и поэтому подведу итог). В словаре Ирины Ивановны Зимней написано:

Воспитатель- человек, на основе имеющихся у него квалификации и опыта, способный развивать другого (растущего) человека средствами своей личности.

Поэтому мы сегодня моделируем, вы тоже придёте завтра и после завтра будете проектировать тот образовательный процесс, процесс взаимодействия с детьми с точки зрения своей квалификации. Когда вы что-то знаете, способны и умеете делать, т.е. вот это принцип характеристик того, кто подпитывает.

- Кто такой ребёнок? (Вопрос одной группе).

- Какова миссия воспитателя (педагога) ДОУ? (Вопрос другой группе).

Итог всех ответов:

Ребёнок – это активно развивающая и растущая личность, способная познавать мир и себя в нём с помощью взрослого.

Цель воспитателя идеальныйвариант – это перестать быть нужным ребёнку. Вот он этого хочет и я его поддержу, он же личность.


Что нужно делать современному педагогу, чтобы это умение проявить?

Умения

Условия

Умение «приплести» к делу различные движения, перемещения, действия.

Умение использовать сразу время и для дела, и для потехи

Умение каждый раз не столько воспроизводить точный методический приём, сколько каждый раз заново воссоздавать жизнь комфортную для воспитанников

Умение создавать условия формирования личного багажа для оценки ребёнком своих возможностей (самооценка, самоконтроль)

Умение действовать по своему усмотрению


Условия моделирования образовательной среды


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция - один из путей достижения качества дошкольного образования

Организация образовательного процесса в детском саду опирается на умения воспитателя осуществлять последовательно все режимные моменты и встраивать в них содержание программы с учетом возраста, индиви...

Статья "Использование здоровьесберегающих приёмов Су-джок терапии в коррекционно-образовательной деятельности с детьми с ОВЗ" в сборнике "Реализация ФГОС дошкольного образования как условие повышения качества дошкольного образования" 07 июня 2018г.

Одной из главных задач ФГОС ДО является охрана и укрепление физического и психического здоровья, в том числе их эмоционального благополучия. Поэтому деятельность педагогов направлена на то, чтобы дети...

Открытый методический день "Новая образовательная среда, как средство и условие достижения образовательных результатов дошкольников

Необходимым условием успешной реализации основной образовательной программы дошкольного образования по ФГОС ДО является создание образовательной среды....

Трансформация образовательного пространства современного ДОУ как одно из главных условий обеспечения качества дошкольного образования.

В статье представлен опыт работы по созданию и преобразованию развивающей предметно - пространственной среды с учетом специфики детского сада и реализации приоритетных направлений в сфере образования ...

Технология «Самостоятельная исследовательская деятельность» в дошкольном образовательном учреждении как условие повышения качества дошкольного образования

Аннотация: описание технологии по исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста....

Разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута как условие обеспечения качества дошкольного образования

Индивидуализация психолого-педагогического сопровождения обучающихся ( в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов) является одной из специальных технологий дошкольного образования. Она предполагает про...