Игровые технологии как средство развития речи у детей с ТНР
методическая разработка (старшая группа)

Морозова Мария Игоревна

применение игровых технологий в развитие речи у детей старшего дошкольного возраста у детей с ТНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobr._morozova_m.i.docx28.32 КБ

Предварительный просмотр:

Программа профессионального саморазвития педагога.

Сроки реализации программы 2023-2024 учебный год.

«Игровые технологии как средство развития речи у детей дошкольного возраста с ТНР»

Разработала Морозова Мария Игоревна

Воспитатель старшей группы компенсирующей направленности

Пояснительная записка.

Актуальность проблемы:

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чистой речи — одна из важнейших задач в общей системе обучения  ребенка. Правильная речь является одним из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залогом успешного усвоения грамоты и  чтения. Поэтому воспитанию правильной речи в дошкольном возрасте следует уделять особое внимание. Работу по формированию правильной речи необходимо начинать уже в среднем дошкольном возрасте (4 - 5 лет). В настоящее время в дошкольном образовании для развития речи детей широко применяются игровые технологии. Такой выбор не случаен, поскольку игра является ведущим видом деятельности дошкольников. Игровая мотивация, как известно, доминирует над учебной, но, что особенно важно, на ее базе формируется готовность к обучению в школе.

Психологопедагогические исследования доказали положительную роль игры в развитии и обучении детей. В работе по развитию речи дошкольников использование игровых технологий оптимизирует коррекционное воздействие,  делает процесс обучения более интересным и занимательным для детей, а, следовательно, и более эффективным.

Дошкольный возраст является самым благоприятным периодом для применения игровых технологий в обучении.

Назовём одни из самых эффективных:

  1. логопедические игры;
  2. интерактивные игры;
  3. дидактические игры;
  4. игры на развитие мелкой моторики рук.

Таким образом, развитие речи в игровой форме деятельности дает большой результат: наблюдается желание абсолютно всех детей участвовать в этом процессе, который активизирует мыслительную деятельность, обогащает словарный запас детей, развивает умение наблюдать, выделять главное, конкретизировать информацию, сопоставлять предметы, признаки и явления, систематизировать накопленные знания.

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности; создание благоприятных условий для развития речи у детей с ТНР; развитие у детей грамматически правильной речи и коммуникативных навыков.

Работа педагога

  • Изучение методической литературы по выбранной теме.
  • Изучение игровых технологий.
  • Создать развивающую предметно- пространственную среду для использований игровых технологий.
  • Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы, работы с банком педагогической информации в системе Интернет;
  • Разработать и реализовать работу по  взаимодействию с родителями
  • Разработать и апробировать  перспективный план работы с детьми в соответствие с комплесно –тематическим планированием АОП ;
  • Обогатить РППС
  • Обобщить свой педагогический опыт и распространить его посредством выступления на педагогическом совете, участия в семинарах, проведения мастер-класса для педагогов, открытых занятий с детьми, участия в Интернет – конкурсах.

          Работа с детьми:

  •  Формирование и совершенствование грамматического строя речи дошкольников.
  • Формирование правильного звукопроизношения у детей;
  • Пополнение пассивного и активного словаря у детей
  • Развитие коммуникативных навыков

Работа с родителями:

  • Повышать компетентность родителей в вопросах внедрения игровых технологий в развитие речи у детей дошкольного возраста
  • Изучить, насколько готовы родители к сотрудничеству с ДОУ  с помощью анкетирования
  • Вовлечь и заинтересовать родителей к совместному проведению исследования, подготовке к предстоящему творчеству
  • Обеспечить открытость ДО для родителей через включение их в образовательную деятельность.

Источники самообразования: Специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная), интернет-ресурсы.

Планируемый результат самообразования:

  • Развитие речи у детей дошкольного возраста с помощью игровых технологий.
  • Повышение компетентности родителей по данному направлению.
  • Повысить собственный уровень знаний.

Дата начала работы над темой: сентябрь 2023 учебный год

Предполагаемая дата окончания работы: май 2024 учебного года

2023-2024 учебный год

Месяц, тема проекта

Цель

Деятельность воспитателя с воспитанниками

Обогащение РППС

Взаимодействие с родителями

Сентябрь,

Подбор диагностики

Изучение литературы по выбранной теме

Составление перспективного плана

Октябрь

Повышать компетентность родителей по данному вопросу

Конкультация для родителей   на тему «Игровые технологии как средство развития речи у детей»

Ноябрь

Пополнение активного и пассивного словаря у детей старшего дошкольного возраста, развитие мелкой моторики.

Знакомство с пальчиковыми играми «Грибы», «Семья», «Инструменты»

Декабрь

Развитие коммуникативных навыков, активизация речь у детей

Знакомство с игрой «Чей малыш?»

«Дружные семейки»

Изготовление картинок с изображением зверят и их детенышей

Январь

Развитие мелкой моторики у детей

Знакомство с игрой «Собери рисунок»

Изготовление :

  • картотека пальчиковых игр с массажным мячом;
  • картотека пальчиковых игр с карандашом;
  • картотека пальчиковых упражнений со стихами;
  • штриховки и раскраски;
  • тренажеры для вырезания;
  • игры со счетными палочками (выложи рисунок);
  • игры с пинцетом;

игры-моталки.

Февраль

Упражнять в правильном выполнение дыхательных упражнений.

Знакомство с игрой «Ветерок», «Лабиринт»

Изготовление игр для дыхательных упражнений.

Март

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста

Знакомство с кинезиологическими упражнениями

Изготовление картотеки с кинезиологическими упражнениями

Апрель

Активизация речи детей с помощью кинезиологических сказок и упражнений, развитие мелкой моторики.

Знакомство с кинезиологическими сказками «Два котенка», «Лесные истории»

Изготовление для игры картинок (корзиночки, грибы)

Май  

Продолжать формировать у детей связанную речь, правильное произношение звуков.

Знакомство с игрой «Расскажи по схеме»

 Изготовление картотеки с мнемотаблицами

Май

Подведение итогов работы по теме самообразования

Список используемой литературы:

  1. Васильева С.А., Соколова Н.В. Логопедические игры для дошкольников. - М.: Школа-Пресс, 1999.
  2. Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. - М.: Лабиринт, 1999.
  3.  Нищева Н.В.: Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики.
  4. Интернет-ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию "Игровые технологии как средство развития речи у детей дошкольного возраста с ТНР"

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой ифонетически чистой речи — одна из важнейших задач в общей системе обучения  ребенка. Правильная речь я...

Игровые технологии как средство развития речи детей дошкольного возраста

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день особенно актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Дети испытывают тр...

Игровая деятельность и игровые технологии как средство развития речи детей дошкольного возраста с ОВЗ

Доклад о роли  игровой деятельности и игровых технологии в развитии речи детей с ОВЗ...

Консультация для педагогов "Игровые технологии как средство развития речи детей среднего дошкольного возраста в рамках ранней профориентации"

Консультация для педагогов«Игровые технологии как средство развития речи детей среднего дошкольного возраста в рамках ранней профориентации»...

Программа самообразования «Игровые технологии как средство развития речи у детей дошкольного возраста с ТНР».

Программа  саморазвития для повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности; создание благоприятных условий для развития речи у детей с ТНР; развитие у детей...

План по самообразованию «Игровые технологии как средство развития речи у детей дошкольного возраста с ТНР»

Педагогические исследования доказали положительную роль игры в развитии и обучении детей. В работе по развитию речи дошкольников использование игровых технологий оптимизирует коррекционное воздей...

«Игровые технологии как средство развития речи у детей дошкольного возраста с ТНР».

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой ифонетически чистой речи — одна из важнейших задач в общей системе обучения  ребенка. Правильная речь я...