Организация развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе детского сада: создаем условия для гармоничного развития
статья (старшая группа)
Статья посвящена актуальной проблеме организации развивающей предметно-пространственной среды (РППС) в старшей группе дошкольного образовательного учреждения в соответ ствии с требованиями ФГОС ДО. В статье рассматриваются ключевые принципы организации РППС, такие как насыщенность, трансформируемость, полифункциональность, вариативность, доступность и безопасность. Представлены конкретные рекомендации и примеры по созданию функциональных центров активности (сюжетно-ролевых игр, конструирования, искусства и творчества, книги и грамотности, науки и экспериментирования, математики, физической культуры), способствующих всестороннему развитию детей. Особое внимание уделяется созданию комфортной и стимулирующей среды, учитывающей возрастные особенности и интересы воспитанников. Статья предназначена для воспитателей старших групп ДОУ, методистов, студентов педагогических вузов и всех, кто заинтересован в создании оптимальных условий для гармоничного развития детей дошкольного возраста.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 15.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе детского сада: создаем условия для гармоничного развития
Развивающая предметно-пространственная среда (РППС) в старшей группе детского сада – это не просто набор игрушек и мебели, а тщательно организованное пространство, стимулирующее познавательную активность, творческое самовыражение и социальное развитие детей. Она должна соответствовать требованиям ФГОС ДО, учитывать возрастные особенности детей и быть гибкой, трансформируемой и безопасной.
В данной статье мы рассмотрим ключевые принципы организации РППС в старшей группе, а также предложим конкретные идеи для создания различных центров активности, способствующих всестороннему развитию детей.
Ключевые принципы организации РППС в старшей группе:
• Насыщенность: Среда должна быть наполнена разнообразными материалами, оборудованием и игрушками, стимулирующими все виды детской деятельности. Важно учитывать гендерные особенности и интересы детей.
• Трансформируемость: Среда должна легко изменяться в соответствии с образовательной ситуацией, интересами детей и задачами образовательной деятельности. Мебель должна быть мобильной и позволять создавать различные конфигурации.
• Полифункциональность: Материалы должны быть многофункциональными и использоваться в различных видах деятельности. Например, обычные кубики могут служить строительным материалом, счетным пособием и элементом сюжетно-ролевой игры.
• Вариативность: Среда должна предлагать детям различные возможности для выбора деятельности, материалов и партнеров.
• Доступность: Все материалы и оборудование должны быть доступны для детей, соответствовать их росту и возможностям.
• Безопасность: Среда должна быть безопасной для жизни и здоровья детей. Все материалы должны быть сертифицированы и не содержать вредных веществ.
• Учет возрастных особенностей: Среда должна соответствовать возрасту детей и учитывать их психофизиологические особенности. В старшей группе акцент делается на развитие самостоятельности, инициативности и познавательной активности.
Организация центров активности в старшей группе:
Для организации эффективной РППС в старшей группе целесообразно разделить пространство на функциональные центры активности:
1. Центр сюжетно-ролевых игр:
• Оборудование: куклы, коляски, мебель для кукол, посуда, одежда для переодевания, атрибуты для игр в "Семью", "Больницу", "Магазин", "Парикмахерскую" и др.
• Цель: развитие воображения, коммуникативных навыков, социальных ролей.
• Совет: регулярно обновляйте атрибуты в соответствии с интересами детей и текущими темами.
2. Центр конструирования:
• Оборудование: конструкторы различных видов (деревянные, пластиковые, магнитные), строительные наборы, схемы и чертежи.
• Цель: развитие конструктивных навыков, пространственного мышления, мелкой моторики.
• Совет: предложите детям строить не только по образцу, но и по собственному замыслу.
3. Центр искусства и творчества:
• Оборудование: бумага, карандаши, краски, кисти, пластилин, глина, ножницы, клей, природные материалы.
• Цель: развитие творческих способностей, воображения, мелкой моторики.
• Совет: используйте нетрадиционные техники рисования (рисование пальцами, ватными палочками, штампами) и различные материалы (ткань, крупы, нитки).
4. Центр книги и грамотности:
• Оборудование: книги разных жанров и тематики, азбука, карточки с буквами, настольные игры с буквами и словами, дидактические игры на развитие речи.
• Цель: развитие интереса к чтению, формирование грамотности, расширение словарного запаса.
• Совет: организуйте уголок для чтения с мягкими подушками и уютным освещением.
5. Центр науки и экспериментирования:
• Оборудование: наборы для проведения простых экспериментов, микроскоп, лупы, магниты, колбы, мензурки, песочные часы, весы.
• Цель: развитие познавательной активности, исследовательских навыков, любознательности.
• Совет: проводите эксперименты вместе с детьми, вовлекая их
в процесс обсуждения и анализа результатов.
6. Центр математики:
• Оборудование: счетный материал, геометрические фигуры, настольные игры с цифрами и счетом, математические пазлы, весы.
• Цель: формирование элементарных математических представлений, развитие логического мышления.
• Совет: используйте игровые методы обучения, чтобы заинтересовать детей математикой.
7. Центр физической культуры:
• Оборудование: мячи, обручи, скакалки, кегли, коврики, шведская стенка (если есть возможность).
• Цель: развитие двигательной активности, координации движений, укрепление здоровья.
• Совет: организуйте подвижные игры и спортивные эстафеты на свежем воздухе.
Создание комфортной и стимулирующей среды:
• Учитывайте интересы и потребности детей при организации РППС.
• Привлекайте детей к созданию и обновлению среды.
• Регулярно меняйте материалы и оборудование, чтобы поддерживать интерес детей.
• Организуйте пространство так, чтобы оно было удобным и привлекательным для детей.
• Сделайте среду "говорящей", размещая на стенах детские работы, фотографии и полезную информацию.
Организация развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе – это важный аспект образовательного процесса, который требует от педагога творческого подхода, внимания к потребностям детей и знания основных принципов ФГОС ДО. Создание комфортной, насыщенной и трансформируемой среды позволит раскрыть потенциал каждого ребенка, стимулировать его познавательную активность, творческое самовыражение и социальное развитие. Помните, что РППС – это не статичный набор предметов, а живой, динамичный организм, который развивается вместе с детьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе детского сада (из опыта работы)
Современный детский сад - это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее важных для его развития сфе...

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в условиях ФГОС ДО
Организация развивающей предметно- пространственной среды в физкультурном зале в структурном подразделении "ОДОД" в условиях ФГОС ДО...

СООБЩЕНИЕ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ) НА ПЕДСОВЕТЕ: «Организация развивающей предметно-игровой среды в средней группе детского сада»
Развитие ребенка во многом зависит от нас, взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная организация жизни детей, из каких игрушек и дидактических пособий она с...

Презентация "Развивающая предметно-пространственная среда в старшей группе детского сада"
Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного с...

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в подготовительной группе.
Предметно- развивающаяся среда в детсаде....

Организация развивающей предметно - пространственной среды в старшей группе детского сада
В статье рассказывается какие уголки созданы воспитателями группы, как удобно их расположить и какой материал содержится в тематических уголках....

Представление опыта на ГМО по теме "Организация развивающей предметно-пространственной макро-среды территории детского детского сада"
1. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому мы испытываем повышенный интерес к насыщению и об...