отчет по самообразованию
материал (средняя группа)

Тупицына Евгения Викторовна

Развитие речи с использованием мнемотаблиц

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx18.41 КБ

Предварительный просмотр:

Отчет по самообразованию воспитателя средней группы «Непоседы» Тупицыной Е.В.

Актуальность:

На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем:

− речь односложная, состоящая лишь из простых предложений;

 − неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение;

 − недостаточный словарный запас;

 − неспособность построить диалог и монолог;

 − отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;

 − отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи.

Ребенок в дошкольном возрасте на протяжении всего времени формирует свой лексикон, свой словарный запас. Он учится выстраивать речь, излагать свои мысли, красиво говорить. Для того, чтобы помочь ребенку в развитии речи и памяти, мы прибегаем к помощи такого метода как мнемотехника.

Мнемотехника облегчает детям овладение связной речи; использование обобщений позволяет ребенку систематизировать свой непосредственный опыт. Ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы.

  Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

План работы по самообразованию.

I этап:

1.Подбор нормативно – правовых документов, методической литературы, передового педагогического опыта по вопросам речевого развития дошкольников и привлечение родителей к непосредственному участию в деятельности по развитию речи детей.

Статьи и источники к рассмотрению:

Т.А. Ткаченко «Использование схем в составлении описательных рассказов»

Т.Б. Полянская «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста»

«Учим стихи — развиваем память», Широких Т.Д./ Ребёнок в детском саду. 2004. №2. С.59- 62.

«Мнемотехника как прием в обучении детей связной речи». Статья с Фестиваля педагогических идей «Открытый урок».

«Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи», Омельченко Л.В. / Логопед. 2008. №4. С.102 -115.

Козаренко В.А. Учебник мнемотехники. – Сайт Mnemonicon (http://www.mnemotexnika.narod.ru): Москва, 2007

Степанов О. Мнемоника (правда и вымыслы), 1991-2001гг.

2.Изучить опыт работы других педагогов по теме на Интернет-сайтах, форумах для педагогов.

3.Подобрать дидактические игры и упражнения, сюжетные картины.

II этап:

1.Оснащение педагогического процесса:

Разработка упражнений по развитию речи детей дошкольного возраста при помощи схем-моделей.

Составление с детьми схем-моделей и мнемотаблиц для составления описательных рассказов, рассказов по сюжетным картинам, заучивания стихотворений, составление и отгадывание загадок, для работы над пересказами.

2.Познакомить родителей с упражнениями, помогающими развивать речь детей. Консультация «Использование схем и моделей для развития речи детей дошкольного возраста».

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

III этап:

1.Работа с детьми:

Составление описательных рассказов о временах года при помощи мнемосхем. Формирование умения детей составлять связный рассказ по картинке с помощью схемы, пополнять и активизировать словарный запас детей.

Заучивание стихотворений. Учить детей заучивать стихотворения с помощью схем-моделей. Работать над выразительным чтением стихотворения перед слушателями. Вызвать интерес к поэзии. Пополнять и активизировать в речи словарный запас детей на сезонные лексические темы.

Работа над пересказами с использованием опорных схем. Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий. Обучение детей приемам планирования собственного пересказа, активизация и обогащение словарного запаса детей.

2.Работа с родителями:

Консультации для родителей на тему: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подводя итоги за 2024 – 2025 учебный год, могу отметить, что уровень речевого развития детей нашей группы заметно вырос. Сравнительный анализ результатов показал, что используемые в течение года метод мнемотехники по развитию связной речи детей способствовали положительной динамике и заметно облегчили детям овладение связной речью.

Разнообразнее стали типы связей между предложениями, рассказы стали более четкими, полными, связными, последовательными.

Словарный запас детей из пассивного (в основном) превратился в активный.

Повысился интерес детей к данным видам занятий и мотивация деятельности.

Выводы:

Теоретическое исследование проблемы показало, что средний дошкольный возраст - период качественного преобразования восприятия и внимания, воображения и памяти, период бурного развития речи, языковых способностей ребёнка, что к моменту поступления в школу связная речь у детей развита достаточно хорошо. Выявлено, что монологическая речь психологически сложнее, диалогической, она отличается большей развернутостью, что монолог требует лучшей памяти, более напряженного внимания к содержанию и форме речи и опирается на мышление. Отмечено, что монологическая речь сложнее и в лингвистическом отношении.

При изучении литературы было выделено, что мнемотехника многофункциональна, на основе ее создаются разнообразные дидактические игры, модели, компьютерные программы по развитию связной речи детей, что систематическая работа с использованием нетрадиционных приемов и методов мнемотехники дает достаточно высокие результаты по формированию связной речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План и отчет по самообразованию учителя-логопеда ДОУ.

План по самообразованию на учебный год....

Планирование по самообразованию + Отчет по самообразованию на тему: "Творческое самовыражение детей дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмической и танцевальной деятельности"

Планирование по самообразованиюОтчет по самообразованию на тему: "Творческое самовыражение детей дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмической и танцевальной деятельности"...

Итоговый отчет по самообразованию (по окончании работы над темой самообразования)

Итоговый отчет по самообразованию (по окончании работы над темой самообразования)...

Отчет по самообразованию воспитателя. Тема самообразования: "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольника"

Отчет по самообразованию воспитателя. Тема самообразования: "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольника"...

Отчет по самообразованию (Самообразование)

В настоящее время актуальной является задача сохранения национальных традиций, формирование национального самосознания человека....

План самообразования. Отчет по самообразованию.

Тема самообразования: «Фольклорные праздники в детском саду как средства духовно – нравственного развития детей»...