отчет по самообразованию
материал (средняя группа)
Развитие речи с использованием мнемотаблиц
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 18.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Отчет по самообразованию воспитателя средней группы «Непоседы» Тупицыной Е.В.
Актуальность:
На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем:
− речь односложная, состоящая лишь из простых предложений;
− неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение;
− недостаточный словарный запас;
− неспособность построить диалог и монолог;
− отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;
− отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи.
Ребенок в дошкольном возрасте на протяжении всего времени формирует свой лексикон, свой словарный запас. Он учится выстраивать речь, излагать свои мысли, красиво говорить. Для того, чтобы помочь ребенку в развитии речи и памяти, мы прибегаем к помощи такого метода как мнемотехника.
Мнемотехника облегчает детям овладение связной речи; использование обобщений позволяет ребенку систематизировать свой непосредственный опыт. Ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы.
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.
План работы по самообразованию.
I этап:
1.Подбор нормативно – правовых документов, методической литературы, передового педагогического опыта по вопросам речевого развития дошкольников и привлечение родителей к непосредственному участию в деятельности по развитию речи детей.
Статьи и источники к рассмотрению:
Т.А. Ткаченко «Использование схем в составлении описательных рассказов»
Т.Б. Полянская «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста»
«Учим стихи — развиваем память», Широких Т.Д./ Ребёнок в детском саду. 2004. №2. С.59- 62.
«Мнемотехника как прием в обучении детей связной речи». Статья с Фестиваля педагогических идей «Открытый урок».
«Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи», Омельченко Л.В. / Логопед. 2008. №4. С.102 -115.
Козаренко В.А. Учебник мнемотехники. – Сайт Mnemonicon (http://www.mnemotexnika.narod.ru): Москва, 2007
Степанов О. Мнемоника (правда и вымыслы), 1991-2001гг.
2.Изучить опыт работы других педагогов по теме на Интернет-сайтах, форумах для педагогов.
3.Подобрать дидактические игры и упражнения, сюжетные картины.
II этап:
1.Оснащение педагогического процесса:
Разработка упражнений по развитию речи детей дошкольного возраста при помощи схем-моделей.
Составление с детьми схем-моделей и мнемотаблиц для составления описательных рассказов, рассказов по сюжетным картинам, заучивания стихотворений, составление и отгадывание загадок, для работы над пересказами.
2.Познакомить родителей с упражнениями, помогающими развивать речь детей. Консультация «Использование схем и моделей для развития речи детей дошкольного возраста».
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
III этап:
1.Работа с детьми:
Составление описательных рассказов о временах года при помощи мнемосхем. Формирование умения детей составлять связный рассказ по картинке с помощью схемы, пополнять и активизировать словарный запас детей.
Заучивание стихотворений. Учить детей заучивать стихотворения с помощью схем-моделей. Работать над выразительным чтением стихотворения перед слушателями. Вызвать интерес к поэзии. Пополнять и активизировать в речи словарный запас детей на сезонные лексические темы.
Работа над пересказами с использованием опорных схем. Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий. Обучение детей приемам планирования собственного пересказа, активизация и обогащение словарного запаса детей.
2.Работа с родителями:
Консультации для родителей на тему: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подводя итоги за 2024 – 2025 учебный год, могу отметить, что уровень речевого развития детей нашей группы заметно вырос. Сравнительный анализ результатов показал, что используемые в течение года метод мнемотехники по развитию связной речи детей способствовали положительной динамике и заметно облегчили детям овладение связной речью.
Разнообразнее стали типы связей между предложениями, рассказы стали более четкими, полными, связными, последовательными.
Словарный запас детей из пассивного (в основном) превратился в активный.
Повысился интерес детей к данным видам занятий и мотивация деятельности.
Выводы:
Теоретическое исследование проблемы показало, что средний дошкольный возраст - период качественного преобразования восприятия и внимания, воображения и памяти, период бурного развития речи, языковых способностей ребёнка, что к моменту поступления в школу связная речь у детей развита достаточно хорошо. Выявлено, что монологическая речь психологически сложнее, диалогической, она отличается большей развернутостью, что монолог требует лучшей памяти, более напряженного внимания к содержанию и форме речи и опирается на мышление. Отмечено, что монологическая речь сложнее и в лингвистическом отношении.
При изучении литературы было выделено, что мнемотехника многофункциональна, на основе ее создаются разнообразные дидактические игры, модели, компьютерные программы по развитию связной речи детей, что систематическая работа с использованием нетрадиционных приемов и методов мнемотехники дает достаточно высокие результаты по формированию связной речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование по самообразованию + Отчет по самообразованию на тему: "Творческое самовыражение детей дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмической и танцевальной деятельности"
Планирование по самообразованиюОтчет по самообразованию на тему: "Творческое самовыражение детей дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмической и танцевальной деятельности"...

План по самообразованию по теме: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста»; Отчет по самообразованию по теме: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста»
Муниципальное дошкольное образовательное дошкольное учреждение детский сад №7 г. ХвалынскаУчебный год 2019-2020 г....

Итоговый отчет по самообразованию (по окончании работы над темой самообразования)
Итоговый отчет по самообразованию (по окончании работы над темой самообразования)...

Отчет по самообразованию воспитателя. Тема самообразования: "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольника"
Отчет по самообразованию воспитателя. Тема самообразования: "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольника"...

Отчет по самообразованию (Самообразование)
В настоящее время актуальной является задача сохранения национальных традиций, формирование национального самосознания человека....

План самообразования. Отчет по самообразованию.
Тема самообразования: «Фольклорные праздники в детском саду как средства духовно – нравственного развития детей»...

