Педагогические чтения "роль детской художественной литературы в воспитании детей младшего возраста" (Мысли, идеи, принципы А.С. Макаренко в современном образовании).
методическая разработка (младшая группа)

Гришина Ирина Валентиновна

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                            детский сад №1 р.п.Тамала (здание 2)

РОЛЬ ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ  МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА

(Мысли, идеи, принципы А.С. Макаренко в современном образовании.)

                                             2023  г

   (слайд 1)

…В детской литературе должны быть  особая яркость и полнокровность красок,

Совершенно явный реализм, точное разделение светлого и тёмного.

Здесь неуместен никакой импрессионизм, не должно быть никаких эстетических оттенков. (слайд 2)

Та прямая борьба светлого и тёмного, какая есть в сказке, должна быть в каждой детской книжке…

А.С.Макаренко.  (слайд 3)

В нашей книге должно быть очень много энергии, смеха, проказливости – всё это прекрасные детские черты, определяющие силу характера, его мажорность, его устойчивость и коллективизм. Наша детская книга должна быть ярко жизнерадостной – говорил А.С. Макаренко о значении детской художественной литературы в воспитании дошкольников.

«…Когда мы говорим о литературе для детей мы одновременно чувствуем два определения: во- первых, мы  утверждаем, что эта литература тоже должна быть художественной, во- вторых, мы утверждаем, что она обладает какими то особенностями, которые делают её именно литературой для детей – говорил А.С.Макаренко.

Знакомство с художественными произведениями начинается с малых фольклорных форм народного поэтического творчества:  

(слайд 4) пестушек, потешек, прибауток, считалок, приговорок, скороговорок, небыличных песен. И хотя они состоят из немногих строк, незатейливых по содержанию и простых по форме, но таят в себе немалые богатства – речевые, смысловые и звуковые. Это и простая рифма, и неоднократно повторяющиеся звукосочетания и слова, восклицания и обращения к ребёнку  или какому - либо персонажу.  Ребёнок невольно начинает прислушиваться, замирает на какое – то мгновение, всматривается в лицо говорящего взрослого. Он слышит первые образцы народной речи, у него формируется звуковое сосредоточение на разговор взрослого, а затем возникают первые речевые реакции. В этом заключается неповторимое своеобразие и ценность  детского фольклора, который активизирует  познавательное внимание у детей младшего возраста.

По содержанию маленькие произведения народного творчества образны и многоплановы. В них оживают явления природы, (слайд 5)  такие потешки, как: «Ночь пришла, темноту привела», «Солнышко вёдрышко обогрело телят, ягнят, ещё маленьких ребят», «На небе появилась радуга – дуга, высока и туга»,  олицетворяются животные (Кисонька – Мурысонька, Курочка – Рябушечка, сорока – белобока, козынька – рогатая) и многие другие персонажи. (слайд 6)

 Описание их не только поэтично, но и образно, что раскрывается в действиях: курочка – рябушечка идёт на речку за водичкой – цыпляток поить; сорока – белобока кашку варит – деток кормит, котик покупает пирожок, белка продаёт орешки, заинька горенку метёт  и.т.п.  Они трудолюбивы, ласковы, заботливы: собачка не лает, чтобы нашу деточку не испугать, а котик – серый лобик качает  люлечку, баюкает ребёнка. Через олицетворение этих персонажей, их поступков, их высказываний подчёркивается любовь к ребёнку, забота о нём. (слайд 7)

«… Ребёнок растёт с каждым своим днём, книги, прочитанные ему сегодня, и те же книги прочитанные через несколько дней, встречают в сущности разных слушателей и разные читательские приёмы….» отмечал А.С. Макаренко.  (слайд 8)

Речевое развитие целесообразно начинать с занятий, направленных на формирование интонационной системы языка. Для этой цели мы используем потешки или часть их, так как они эмоционально насыщены, содержат обращения или просьбы, в них выражены радость, недовольство, утверждение, отрицание, удивление. Потешки следует пропевать или читать напевно коротенькие, но  интонационно выразительные произведения, состоящие из 4-8 строк. Также мы используем часть более крупных произведений, в которых содержатся вопросы, восклицания, утверждения.  Вопросительные интонации хорошо предаются в потешке «ладушки – ладушки».  Поочерёдная смена интонаций активизирует маленького слушателя. Следует подбирать и произведения, в которых передаётся не только весёлое настроение, но и слышится недовольство, повеление.  Потешку «Баю – бай» можно прочитать со строгой интонацией. После прочтения произведения , в котором слышатся строгие, повелительные, недовольные интонации голоса, необходимо прочитать весёлые потешки, песенки в которых звучат радостные, восклицательные интонации  . (слайд 9)

- Чики – чики, кички!

  Берёзовые лычки!

При чтении произведений, в которых звучат спокойные интонации, соблюдаем медленный темп, делаем паузы, давая возможность ребёнку  вслушаться в речь взрослого.  (слайд 10)

Внося в бытовой момент  эмоционально – игровые действия и певучее ласковое слово, мы взрослые, изменяем отношение ребёнка к той или иной процедуре. Если малыш заупрямился, не хочет умываться  - взрослый показал ему игру с водой: «Водичка, водичка, умой моё личико». Или во время   сборов на прогулку можно напомнить стихотворение о Маше: «Наша Маша маленька…», похвалить и его наряд, сравнить с шубкой Маши. В этом стихотворении  отсутствует игровой момент, но ребёнка позабавит сходство ситуации: он тоже в шубке и идёт гулять. Ведь это онём самом стихотворение! Но не следует в поэтическом слове видеть лишь утилитарное назначение, оно всегда имеет  несравненно большее влияние на ребёнка, на его речевое, эстетическое развитие. Слово, сказанное взрослым в обиходный момент, услышанное малышом  в соединении с реальным образом, действием получает конкретное чувственное подтверждение: наглядное – яркая шубка надевается на ребёнка, осязаемое – журча течёт вода.  Взрослый открывает эстетическую сторону в вещах, казалось бы обычных.  (слайд 11)

«…Личность героя для них важна не сама по себе, не в своей личной неповторимости, а исключительно как носитель действия.  Какой бы занятной не представлялась та или иная фигура в книге,  ребёнок принимает её не только по измерителям действия. Все личные особенности для него пропадают, если они статичны, если они не отражаются на действии…» - отмечал в своих трудах А.С.Макаренко.

(слайд 13)

В детском фольклоре немало песенок, стихов о животных. Коза, козлёнок знакомы малышу по игрушкам, картинкам. К трём годам он мог видеть их  живыми. Стихотворение о козлике напомнит ему реальную картину.

Привяжу я козлика

К белой берёзке…

Звуковой рисунок стиха своеобразен. Его ритмичность строится не только на рифме, сколько на повторах одинаковых слов и строчек. Определённая расстановка повторений и создаёт ощущение мягкого, глубинного ритма.

Вот прибаутка о котике:

Как у нашего кота

Шубка очень хороша…

Каждый ребёнок не раз видел живую кошку, или играл с ней, гладил, кормил, поэтому стих воспринимается легко. После нескольких повторений малыш запомнит текст  и сам будет произносить сначала две – четыре строчки, а затем и всё стихотворение.

Путешествие в мир сказки развивает воображение, фантазию детей, побуждает их самих к сочинительству. Подражая литературным образцам, они в своих «сочинениях» видят себя справедливыми, защищают обиженных и слабых, наказывают злых.

Ребёнок  не раз слышал сказки о репке, о курочке рябее. Он научился и сам их рассказывать. Теперь он знакомится с новыми русскими народными сказками.  (слайд 14) Они значительно длиннее, сложнее по сюжету, по изображению персонажей, по языку. Это «Теремок», «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Колобок». Повествование их построено так же на повторах эпизодов, реплик. Повторы сосредоточивают внимание ребёнка, помогают пониманию содержания сказки и её запоминанию. В сказках о колобке, о козлятах и волке в текстах есть песенки, не все слова и выражения которых  известны и понятны малышу. Не следует стараться обьяснить что такое, например « по сусечкам скребен». Важно направить внимание на усвоение смысла сказки, научить его следить за развитием действия, вызвать сочувствие героям.

Сказки учат первым урокам развития логического мышления ребёнка, первым примерам формулы человеческой жизни, формулы согласно которой  доброта – хорошо, а злость и коварство – плохо, помощь малого может решить дело.  (слайд 15)

Также практикуем чтение рассказов.  Л.Толстой для детей написал много коротких рассказов. Их с увлечением слушают наши маленькие дети. Снекоторыми из них мы знакомим детей: «Пошла Катя по утру по грибы», «У Розки были щенки». Их содержание  очень близко ребёнку, язык рассказов удивительно точный, лаконичный, образный.

Мы взрослые , отвечаем на вопросы ребёнка, повторно читаем, рассказ. Постепенно малыш приучается беседовать об услышанном произведении.. В беседах уточняют его представления, разьясняют непонятное. Собственная речь ребёнка обогащается образцами высокохудожественной речи писателя.

На протяжении младшего дошкольного возраста детей воспитываем пониманию содержания литературных текстов, любовь к художественному слову, к книге. Это фундамент для формирования на следующем этапе его жизни – в дошкольном возрасте эстетического восприятия художественной литературы. При целенаправленной и систематической работе по использованию малых форм фольклора дети младшего дошкольного возраста овладели первоначальными навыками самостоятельной художественно – речевой деятельности.

Наиболее эффективными приёмами формирования этих навыков является: использование образца речи и действий взрослого (выразительное исполнение произведений малых форм фольклора, например, обыгрывание потешек), применение наглядности: технических средств обучения, картинок, создание игровых ситуаций по содержанию произведений.  (слайд 16)

«…Расположение духовных сил человека имеет своё педагогическое оправдание. Наши дети должны вырастать цельными личностями… Герои детской книги должны быть цельными людьми, и между ними должна идти такая же цельная и напряжённая борьба. Симпатии слушателя должны без всяких колебаний становиться на сторону положительного героя.  (слайд 17)

Дети должны различать  своих героев и узнавать их с первого взгляда. Эти герои должны вызывать положительное или отрицательное чувство, но обязательно с разными оттенками. Одни должны вызывать преклонение, другие уважение, третьи любование, четвёртые радостную улыбку, пятые заботу и нежность…» - отмечал А.С.Макаренко. (слайд 18)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние детской художественной литературы на развитие детей дошкольного возраста.

Искусство слова отражает действительность через художественные образы осмысливая и обобщая реальные жизненные факты. Это помогает ребенку познавать жизнь, формирует его отношение к окружающему. Художе...

Влияние детской художественной литературы на развитие детей дошкольного возраста.

Искусство слова отражает действительность через художественные образы осмысливая и обобщая реальные жизненные факты. Это помогает ребенку познавать жизнь, формирует его отношение к окружающему. Художе...

Значение художественной литературы в воспитании детей

Значение художественной литературы в воспитании детей определяется ее общественной, а также воспитательно-образовательной ролью в жизни всего нашего народа....

Значение детской художественной литературы в воспитании детей дошкольного возраста

Значение и влияние художественной литературы на детей дошкольного возраста...

Проблема педагогической грамотности родителей в вопросах использования художественной литературы в воспитании детей

Книга — это волшебница.Книга преобразила мир.В ней память человеческой мысли.   Николай Морозов, русский революционер,народоволец, ученый (1854-1946). Важнейшим средством в воспитании я...

Консультация: "Роль чтения художественной литературы в воспитании детей в первой младшей группе"

В младших группах знакомство с художественной литературой осуществляется с помощью литературных произведений разных жанров. Мы учим детей слушать стихи, сказки, рассказы...

Художественная литература для ознакомления детей младшего дошкольного возраста. Художественные произведения, рекомендованные программой «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Веракса

Художественная литература для ознакомления детей младшего дошкольного возраста.Художественные произведения, рекомендованные программой «От рождения до школы» под редакцией  Н.Е. Верак...