Статья "Развитие исследовательских умений старших дошкольников при взаимодействии с объектами природы"
статья
Совостенкова Н.Л., научный руководитель – канд. пед. наук, доц. Г.С. Петрищева (Бийский филиал им. В.М.Шукшина АлтГПУ, Бийск)
Развитие исследовательских умений старших дошкольников при взаимодействии с объектами природы
Аннотация. В данной статье говорится о развитии исследовательских умений старших дошкольников при взаимодействии с объектами природы.
В настоящее время развитие исследовательских умений дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Наиболее эффективным в их развитии является проведение опытов с объектами природы.
Ключевые слова. Исследовательские умения, опыты, старшие дошкольники, взаимодействие с объектами природы.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 171.8 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Бийский филиал им. В. М. Шукшина федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования
«Алтайский государственный педагогический университет» (Бийский филиал им. В. М. Шукшина АлтГПУ)
Институт педагогики и психологии
Кафедра психолого-педагогического, дошкольного и начального образования
«ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ
СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ В
ПРОСТРАНСТВЕ ОБРАЗОВАНИЯ», ПОСВЯЩЕННОЙ ГОДУ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА
Материалы VI Всероссийской с международным
участием научно-практической конференции педагогов и психологов, социальных педагогов системы общего и дополнительного образования, молодых ученых,
аспирантов, студентов и обучающихся психолого-педагогических классов (Бийск, 25 апреля 2025 г.)
Бийск – 2025
Бийский филиал им. В. М. Шукшина АлтГПУ
Совостенкова Н.Л., научный руководитель – канд. пед. наук, доц. Г.С. Петрищева (Бийский филиал им. В.М.Шукшина АлтГПУ, Бийск)
Развитие исследовательских умений старших дошкольников при взаимодействии с объектами природы
Аннотация. В данной статье говорится о развитии исследовательских умений старших дошкольников при взаимодействии с объектами природы.
В настоящее время развитие исследовательских умений дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Наиболее эффективным в их развитии является проведение опытов с объектами природы.
Ключевые слова. Исследовательские умения, опыты, старшие дошкольники, взаимодействие с объектами природы.
Необходимость и важность развития детей дошкольного возраста отражены и в требованиях Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [4] и Федеральной образовательной программы дошкольного образования [3].
Исследовательская деятельность помогает развивать у детей познавательный интерес к природе, формирует у них навыки сотрудничества и побуждает к активной созидательной деятельности. Для дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию.
Структура исследовательских умений включает в себя мотивационный (эмоциональное отношение к исследовательской деятельности) компонент; когнитивный и процессуальный (определение проблем, умение наблюдать, структурировать материал, рассуждать, задавать вопросы); рефлексивный (структурирование материала, объяснение, формулирование выводов и умозаключений) [1].
В данной статье представлен собственный педагогический опыт, целью которого явилось выявление уровня развития исследовательских умений старших дошкольников в ходе педагогического исследования, которое проводилось на базе МБДОУ детский сад №7 «Радуга» с. Кулунда Кулундинский район. В исследовании приняли участие 25 дошкольников старшей группы «Солнышко» (экспериментальная группа) и 25 дошкольников старшей группы «Капелька» (контрольная группа).
Чтобы решить поставленную задачу на констатирующем этапе, была выбрана методика выявления уровня развития исследовательских умений, разработанная А.И. Савенковым [2]. Результаты исследования на констатирующем этапе показали, что высокий уровень развития исследовательских умений в экспериментальной группе продемонстрировали лишь 15% респондентов, в контрольной – 16%. Средний уровень развития исследовательских умений был выявлен у 54% детей экспериментальной и 51% контрольной групп, что составляет большинство по отношению к другим уровням. У 31% респондентов экспериментальной группы и у 33% контрольной был определен низкий уровень развития исследовательских умений. Эти данные свидетельствовали о том, что старшие дошкольники в обеих группах имеют схожий, а именно: недостаточный уровень развития исследовательских умений. Поэтому было решено на формирующем этапе исследования в экспериментальной группе провести ряд занятий, направленных на взаимодействие старших дошкольников с объектами природы.
Экспериментальная деятельность с респондентами проводилась как в занятийное, так и во внезанятийное время - во второй половине дня в совместной деятельности взрослого и детей. Процесс взаимодействия с объектами природы в детском саду для развития исследовательских умений старших дошкольников был организован в разных формах: коллективной, подгрупповой и индивидуальной. На занятиях проводили опыты с песком, глиной, снегом, мелом, водой. Во внезанятийной деятельности проводили опыты, например, «Может ли растение дышать»? «Как влияет солнце на растение»?
С целью выявления эффективности проделанной работы провели контрольный этап исследования, при этом использовали ту же диагностическую методику, что и на констатирующем этапе. Лишь у8% детей экспериментальной и у 25% дошкольников контрольной групп был выявлен низкий уровень развития исследовательских умений, то есть показатели в экспериментальной группе стали нижена 17%, чем в контрольной группе.
Средний уровень развития исследовательских умений на контрольном этапе продемонстрировали 54% детей экспериментальной и 51% контрольной групп.
Высокий уровень развития исследовательских умений на контрольном этапе был выявлен у 38% детей экспериментальной группы и у 24% ребят контрольной группы. Разница между группами в 14% объясняется тем, что в контрольной группе деятельность по взаимодействию старших дошкольников с объектами природы для развития исследовательских умений проводилась, но незначительно, лишь рамках действующей программы.
Полученные данные свидетельствуют о том, что реализация серии занятий по взаимодействию старших дошкольников с объектами природы, способствовала повышению уровня развития исследовательских умений старших школьников.
Таким образом, в результате эксперимента была достигнута цель исследования и подтверждена эффективность в развитии исследовательских умений серии занятий, направленных на взаимодействие старших дошкольников с объектами природы.
Литература
- Савенков, А.И. Методика исследовательского обучения дошкольников: метод. пособие / А. И. Савенков. – Санкт-Петербург: Дом Федорова, 2010. - 136 с.
- Савенков, А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника самостоятельно приобретать знания: метод. пособие / А. И. Савенков. — 2-е изд., доп. и перераб. - Москва: Национальный книжный центр, 2017. - 240 с.
- Федеральная образовательная программа дошкольного образования (ФОП) // https://sudact.ru/: [сайт]. – URL: https://sudact.ru/law/prikaz-minprosveshcheniia-rossii-ot-25112022-n- 1028/federalnaia-obrazovatelnaia-programma-doshkolnogo-obrazovaniia/ (дата обращения: 02.12.2024).
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
: приказ Министерства образования и науки РФ от 17 окт. 2013г. №1155. // http://www.consultant.ru/
: [сайт]. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637/ (дата обращения: 01.12.2024).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа развития коммуникативно-речевых умений старших дошкольников посредством невербальныхсредств общения.
Проблема формирования коммуникативно-речевой активности человека приобретает все большее значение в современной жизни. Значение сформированности навыков диалогической речи становится наиболее ...

Формирование мыслительных процессов в познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников посредством использования моделирования при ознакомлении с природой
Натолкнуть ребёнка на поиск, дать работу детской мысли, воображению может только взрослый. Как говорил В.Сухомлинский, «…прежде чем давать знания, надо научить ребёнка думать, воспринимать, наблюдать»...

«Поисково – исследовательская деятельность старших дошкольников в изучении неживой природы. Вода»
В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причины в деятельности человека, его вторжении в природу,...

Формирование исследовательских умений у дошкольников.
Выпускник дошкольного учреждения должен быть готов самостоятельно и творчески решать познавательные задачи, анализировать причины возникновения обозначенной проблемы и прогнозировать возможные пути ее...

Мастер-класс для педагогов "Дидактические игры и упражнения как средство развития исследовательских умений у дошкольников"
В материале представлены игры и упражнения для развития исследовательских умений у дошкольников...

:«Поисково-исследовательская деятельность старших дошкольников в изучении неживой природы. Вода»
Хочу поделиться с вами своим опытом в форме презентации по теме:«Поисково-исследовательская деятельность старших дошкольников в изучении неживой природы. Вода»...
Практическое занятие для педагогов " Развитие исследовательских умений у дошкольников"
Презентация практического занятия и его содержание направлены на актуализацию знаний педагогов о методах и формах работы воспитателя по развитию у детей дошкольного возраста исследовательс...


