Формирование исследовательских умений у дошкольников.
статья на тему

Елена Николаевна Борисова

Выпускник дошкольного учреждения должен быть готов самостоятельно и творчески решать познавательные задачи, анализировать причины возникновения обозначенной проблемы и прогнозировать возможные пути ее разрешения. Достижению данной цели способствует формирование у дошкольников исследовательских умений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_issledovatelskih_umeniy_u_doshkolnikov.docx22.13 КБ

Предварительный просмотр:

Во ФГОС дошкольного образования указываются следующие целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в познавательно-исследовательской деятельности; проявляет любознательность, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы; склонен наблюдать, экспериментировать; обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.. Выпускник дошкольного учреждения должен быть готов самостоятельно и творчески решать познавательные задачи, анализировать причины возникновения обозначенной проблемы и прогнозировать возможные пути ее разрешения. Достижению данной цели способствует формирование у дошкольников исследовательских умений.

Исследовательские способности – это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успешность и качественное своеобразие процесса поиска, приобретения и осмысления новой информации. В фундаменте исследовательских способностей лежит поисковая активность. Она выступает в качестве мотива исследовательского поведения.

Несмотря на теоретическую разработанность данной проблемы важным остается разработка целенаправленной, системной работы в направлении формирования исследовательских умений у дошкольников. Для формирования исследовательских умений с детьми старшего дошкольного возраста планируется интегрированная образовательная деятельность, целью которой является выявление причинно-следственных связей, умение логично рассуждать ребенка, развитие творческого мышления. Мыслительные эксперименты (игры) достаточно широко используются в обучении детей исследовательской деятельности. Старшим детям развивать свои мыслительные способности помогают такие игры: «Расставь тени по местам», «Найди похожий силуэт», «Найди недостающую фигуру», «Закончи ряд последовательности», «Отгадай предмет по его описанию», «Отгадай предмет по его частям», «Что будет, если…?» и многие другие. Один из интересных путей развития исследовательской деятельности детей реализуется в художественно-продуктивной деятельности, а именно в использовании нестандартных приемов рисования (пальчиками, щеткой, целлофаном, по мокрой бумаге, воздухом через соломинку), в экспериментах с различными материалами. В процессе такой деятельности изучаются и лучше запоминаются свойства данных предметов, веществ. Аппликация позволяет использовать нити, ткань, вату, природный материал, что параллельно позволяет изучать их свойства, состав, возможности. Становление у детей начальных форм системного подхода к изучению явлений, предметного мира возможно в процессе игр-преобразований типа «Прогноз будущего». Данные игры предлагали детям набор задач по совершенствованию вещей. Для их решения используется разнообразный дидактический материал (разрезные детали и части предметов, «незавершенные» продукты аппликации, рисования, лепки, конструирования). Кроме того, дошкольникам предлагалось изменять предмет и в вербальном плане. К таким играм относятся: «Цепочка слов», «Эволюция предметов», «Соедини точки», «Соедини детали – получи новый предмет», «Кто интереснее закончит рисунок», «У кого необычнее получится предмет» и т.д. Игры-преобразования типа «Прогноз будущего» позволяют развивать стремление и умение настойчиво решать задачи независимо от взрослого, мобилизуя имеющийся опыт, используя действия разного характера. Кроме того, формируются умения целенаправленно рассматривать предметы и анализировать их - расчленять на части и находить основные, от которых зависит расположение других частей; выделять в частях составные детали и способы крепления. При этом игры–преобразования создают атмосферу свободного и радостного творчества. Игры-преобразования типа «Измени материал», «Измени предмет» побуждали детей выступать в роли творцов, преобразователей. Результатом проведения таких игр становилось появление потребности в творчес- тве, самовыражении. Это достигалось в играх: «Украсим елочку», «Вертушка», «Парусные гонки», «Согреем заюшкину избушку», «Теневой театр», «Лодка», «Дом из ткани» и т.д

Именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность впрямую удовлетворить присущую ему любознательность (почему, зачем, как устроен мир) практикуется в установлении причинно-следственных родовых, пространственных и временных связей между предметами и явлениями, что позволяет ему не только расширять, но и упорядочивать свои представления о мире, достигать высокого умственного развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование исследовательских умений и навыков у старших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром

Формирование исследовательских умений и навыков у старших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром   Евдокимова Н.Е., воспитатель ДОУ «Улыбка», вторая квалификационная катего...

Формирование исследовательских умений и навыков у старших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром

Организация: ГБДОУ д/с №86Населенный пункт: Санкт-ПетербургВлияние окружающего мира на развитие ребенка огромно. Дети дошкольного возраста очень любознательны. Наблюдая окружающий мир, они постигают з...

Формирование исследовательских умений дошкольников

Развитие ребёнка дошкольного возраста во многом зависит от разнообразия видов деятельности, которые осваиваются им в партнёрстве с взрослым...

Формирование исследовательских умений и навыков у старших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром

Влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно. Дети дошкольного возраста очень любознательны....

Межрегиональный фестиваль педагогических идей и новинок в области дошкольного образования. Сообщение "Формирование исследовательских умений дошкольников"

Формирование целостного, интегративного, деятельностного подхода к воспитанию дошкольника, является целевой установкой ФГОС дошкольного образования....

Исследовательский проект: «Формирование исследовательских умений детей дошкольного возраста».

Исследовательский проект: «Формирование  исследовательских умений детей дошкольного возраста»...