Тема по самообразованию «Нетрадиционные техники рисования для детей дошкольного возраста.
материал (старшая группа)
Тема по самообразованию «Нетрадиционные техники рисования для детей дошкольного возраста.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 42.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема по самообразованию «Нетрадиционные техники рисования для детей дошкольного возраста.
Формирование творческой личности — одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого — изобразительная деятельность ребенка в детском саду и в школе. В процессе рисования ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности или пасует перед ними. Он приобретает знания о предметах и явлениях, о средствах и способах их передачи, о художественных возможностях изобразительного искусства. Углубляются представления малышей об окружающем мире, они осмысливают качества предметов, запоминают их характерные особенности и детали, овладевают изобразительными навыками и умениями, учатся осознанно их использовать.
Актуальность темы заключается в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей, так как в ней особенно проявляются разные стороны развития ребёнка. Так же нетрадиционные техники рисования снимают детские страхи, развивают уверенность в своих силах, пространственное мышление, воображение, фантазию, мелкую моторику рук. Кроме того, использование нетрадиционных техник рисования не утомляет дошкольников, у них сохраняется, высокая активность, и работоспособность на протяжении всего времени, отведённого на выполнение задания.
Цель саморазвития: способствовать развитию у старших дошкольников творческих способностей, воображения и снятию напряжения.
Задачи:
- Изучить современную литературу по теме самообразования;
- Расширять представление о многообразии нетрадиционных техник рисования;
- Развивать интерес к различным техникам нетрадиционного художественного творчества;
- Развивать ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение;
- Развивать в уверенность в своих силах у детей.
Работы над темой самообразования: 1 год.
Этапы работы:
1 Подготовительный этап
- Изучение методической литературы по формированию творческих способностей детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования.
- Подбор наглядного, литературного и дидактического материала.
- Разработка перспективного плана проекта.
- Подготовить необходимый для изо-деятельности материал, различную бумагу, краски, карандаши, а также нетрадиционный материал для рисования - свечи, трубочки, ватные палочки, соль и др.
- Провести анкетирование родителей «Знаете - ли вы нетрадиционные техники рисования».
2 Основной этап
- Познакомить детей с нетрадиционными техниками рисования;
- Использовать, разнообразные методы и приемы: беседа, показ, объяснение, указание, напоминание, поощрение, игровые приемы.
- Использование мультимедийного оборудования, иллюстративного материала.
- Консультации для родителей: «Нетрадиционные техники рисования».
- Работа по перспективному плану
3 Заключительный этап
- Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Развивать умение выбирать самостоятельно технику.
- Выставка детских рисунков: “Волшебство вокруг нас”
- Отчёт о проделанной работе
Формы работы с детьми:
- совместная деятельность воспитателя с детьми:
- индивидуальная работа с детьми
- свободная самостоятельная деятельность детей.
- Создание предметно-развивающей среды, для успешной реализации работы в данном направлении
- Организовать центр изо-творчества, который предусматривает наличие различных предметов и материалов для детского творчества:
бумага разного цвета и фактуры, картон, простые и цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, краски акварельные, гуашь, кисти тонкие и толстые, шаблоны и трафареты, стаканчики, салфетки, зубные щётки, поролоновые губки, ватные палочки, штампы различных форм и размеров, трубочки для коктейля
Формы работы с родителями:
- Индивидуальные и групповые беседы
- Оформление наглядной информации(стенды, папки-передвижки)
- Анкетирование родителейпо выявлению у детей интереса к нетрадиционным техникам рисования.
Предполагаемый результат:
- Формирование у детей старшего дошкольного возраста знаний о нетрадиционных способах рисования.
- Владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами.
- Умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования.
- Повышение компетентности родителей воспитанников в вопросах рисования с использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных творческих проектах.
Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Нетрадиционные техники рисования.
Сроки | Тема | Форма работы с детьми, | Форма работы с родителями |
Сентябрь | Знакомство с теоретическими знаниями о нетрадиционной технике рисования. | Показ иллюстраций с разными нетрадиционными техниками рисования | Анкетирование родителей «Знаете-ли вы нетрадиционные техники рисования» |
Октябрь | «Осенние листья» «Учите рисовать в нетрадиционной технике» «Краски осеннего леса» | Рисование на песке листьев деревьев. Создавать сказочный образ, рисовать различные листья деревья. Рисование мятой бумагой и поролоновой губкой. Знакомить с новой техникой рисования мятой бумагой, рисование фона с помощью поролоновой губки. | Памятка для родителей |
Ноябрь | «Весёлые человечки» «Усатый - полосатый» (с использованием нетрадиционных техник рисования) «Необычное рисование» | Знакомство детей с нетрадиционной техникой рисования (выдувание трубочкой) « Кляксография» Рисование домашних животных с использованием нетрадиционных техник рисования (тычок полусухой кистью) Беседа с детей о разных видах нетрадиционных техник рисования. Показать готовые работы, необходимое оборудование. | Папка – передвижка пронетрадиционной техники рисования «Кляксография» |
Декабрь | «Картина настроения» «Зимушка – зима» «Рисовать – это важно!» | Продолжать учить рисование мыльными пузырями, разбавлять жидким мылом гуашь выдувать из коктейльной трубочки, получая пузырьки и переносить их на бумагу. Рисования в нетрадиционной технике с солью, умение составлять композицию. | Консультация для родителей |
Январь | «Зимние напевы» «Раскидистое дерево в снегу» «Весёлый снеговик» | Рисование с помощью клея и манной крупы Рисование ладошками, пальчиками и кистью. Умение использовать ладонь, как изобразительное средство, окрашивать её, делать отпечаток Рисовать снеговика с помощью тычка (ватной палочки) | |
Февраль | «Удивительный мир цветных капелек» «Есть ли у вашего ребенка воображение?» «Каплетерапия» | Нетрадиционный метод рисования «каплетерапия», рисовать каплями, с помощью пипетки. | Анкетирование родителей Папка – передвижка нетрадиционной техники рисования «Каплетерапия» |
Март | Загадки «Кошка» «Цветы для мамы» | Загадки про рисования Нетрадиционный метод рисования свечой и акварелью. Рисование акварельными красками, коктейльной трубочкой и ватными палочками | |
Апрель | «Бабочка» «Рисунки из ладошек» «Что я люблю рисовать?» | Создавать рисунок в технике «монотипии» умение самостоятельно выбирать цветовую гамму красок Беседа на закрепление навыков рисования в нетрадиционной технике | Консультация для родителей |
Май | «Салют Победы» «Рисуем свечкой и акварелью» Итоговое занятие «Что я люблю рисовать» | Используя нетрадиционную технику рисования при помощи смятой бумаги Закреплять навыки рисования в нетрадиционной технике по выбору детей | Консультация для родителей |
Анкета для родителей
по выявлению у детей интереса к нетрадиционным техникам рисования.
Уважаемые родители! Изобразительное искусство является важным источником развития эмоций, социального опыта и творчества детей. Для выявления у воспитанников интереса к нетрадиционным техникам рисования и эффективной организации работы с ними по изобразительной деятельности в дошкольном образовательном учреждении предлагаем вам ответить на вопросы данной анкеты.
1. Чем ваш ребенок любит заниматься дома (рисовать, лепить, вырезать из бумаги и т.д.)? ___________________________________________________________________________________
2. Как вы считаете, есть ли у вашего ребенка способности к изобразительному творчеству? ___________________________________________________________________________________________
3. Имеется ли у ребенка специальное место для занятий изобразительной деятельностью и хранения соответствующих материалов? __________________________________________
4. Рисует ли кто-то из членов семьи профессионально? __________________________________________________________________________________
5. Обращается ли к вам ребенок за помощью в процессе рисования (необходим совет по теме, выбору материалов, расположению рисунка на листе и т.д.)? _____________________________________________________________________ __________
6. Рассматриваете ли вы с ребенком иллюстрации детских книг, обращаете ли внимание на работу художников-иллюстраторов? __________________________________________________________________________________
7. Считаете ли вы необходимым осуществлять руководство детской изобразительной деятельностью? _____________________________________________________________________
8. Какими изобразительными материалами любит рисовать ребенок (карандашами, гуашью, акварелью, углем, сангиной, пастелью, цветными восковыми мелками, фломастерами...)? ___________________________________________________________________________________
9. С какими нетрадиционными техниками рисования вы знакомы? ___________________________________________________________________________________
10. Использует ли ребёнок в рисовании нетрадиционные способы (пальцем, ладошкой, другими предметами)? _______________________________________________________________
11. Ребенок пользуется любыми из имеющихся у него материалов для рисования, когда сам пожелает, или по вашему разрешению? ____________________________________________
12. Какие темы наиболее часто ребенок отражает в рисунках? _____________________________________________________________________ _____________
13. Рассказывает ли ребенок о своем рисунке? _____________________________________________________________________ __________
14. Как используются детские работы дома (собираются в специальную папку, устраиваются мини-выставки, периодически рассматриваются совместно с ребенком, др.)? ______________________________________________________________________________
15. Как вы оцениваете результаты изобразительного творчества вашего ребенка? __________________________________________________________________________________
Спасибо за сотрудничество.
Анкетирование для родителей.
«Есть ли у вашего ребенка воображение?»
Что такое детское воображение?
Многие считают, что воображение и фантазия – это одно, и тоже. Это распространенная ошибка.
Воображение – это представление образов и идей, основанных на реальных событиях.
Фантазия – это представляемая человеком ситуация, или желание, которые не соответствуют реальности.
Получается, что отличие между этими понятиями состоит в том, что фантазия так и остается вымыслом, а воображаемые вещи могут воплощаться в действительность.
Отвечать на вопросы теста «ДА», «НЕТ
1. Внимательно ли ребенок рассматривает картинки в книгах?
2. Рассказывает ли он вам о своих снах?
3. Часто ли ребенок скучает, не может придумать, чем бы заняться?
4. Снятся ли ему страшные сны?
5. Рассказывая вам о каком-либо происшествии, ребенок любит приврать?
6. Ребенок любит примерять вашу одежду, фантазировать с нею?
7. Любит ли ребенок рисовать?
8. Просил ли вас рассказывать на ночь сказки?
9. Легко ли ребенок поддается на уговоры?
10. Легко ли его испугать?
11. Ваш ребенок предпочитает мозаику и кубики машинам и куклам?
12. Выражает он вслух свой восторг, видя вас нарядно одетым?
13. Бывает, что ребенок плачет, как вам кажется, просто так, без видимой на это причины?
14. Есть ли у ребенка в квартире «укромный уголок», где он может спрятаться на некоторое время от всего мира?
15. Может ли ребенок просто с удовольствием созерцать что-то красивое (новогоднюю елку, аквариумных рыбок, куклу на витрине), не высказывая при этом вслух ни своих желаний, ни эмоций, а переживая эмоции в себе?
16. Ваш ребенок мстителен?
17.Проявляет ли он инициативу в плане проведения вашего совместного досуга: предлагает идти в гости, в кино, на прогулку?
18.Боится ли он насекомых?
19. Ребенок часто лепит из пластилина фигурки животных?
20. Слушая энергичную музыку, ребенок вскакивает, и начинает танцевать под нее?
Памятка для родителей
«Учите рисовать в нетрадиционной технике»
Развитию детского изобразительного творчества способствует использование приёмов нетрадиционного рисования. Вот некоторые из них:
· «Пальцевая живопись» - краска наносится пальцами, ребёнок опускает пальчик в гуашь и наносит точки, пятнышки на бумагу. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
· «Рисование ладошкой» - ребёнок опускает свою ладошку в плоскую розетку с гуашью и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой и смываются.
· «Оттиск печатками» - Для этого изображение вырезается из картофеля, ластика, плотного поролона, либо используются пробки разного диаметра, листочки растений. Ребёнок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу.
· «Рисование методом тычка» - ребёнок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
· «Оттиск мятой бумагой» - ребёнок прижимает мятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и розетка и смятая бумага. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
· «Рисование ватными палочками» - карандашом нанесите рисунок на бумагу. Ребёнок опускает ватную палочку в гуашь и наносит точки, пятнышки. Сначала можно нарисовать по контуру, а затем заполнить весь рисунок точками. Для каждой новой краски берите новую палочку.
Умение пользоваться нетрадиционными техниками позволит детям получить удовольствие от работы. Пусть творчество доставит радость вам и вашим детям. Успехов!
Консультация для родителей «Рисование — это важно!»
Консультация для родителей «Рисование — это важно!»
Что дети любят рисовать? Действительно ли излюбленные темы меняются с возрастом? Отражается ли на выборе темы для рисования новый опыт? Многие, наверное, думают, что дети сейчас "продвинутые", увлекаются фантастикой, техникой. В какой степени рисунки современных детей отличаются от рисунков их сверстников, сделанных лет 10 назад. Но есть постоянные темы, близкие детям всех поколений. Это люди, природа, затем - дома и строения, животные, машины, семья. Самые маленькие дети рисуют линии, черточки, круги. Ближе к трем годам появляются изображения людей. С четырех лет малыши "обозначают" свои изображения: "это - ракета", "это - дождик", "это - мама", хотя, по сути, на листе изображаются все те же черточки-кружочки. К 4-м годам появляются любимые темы, например, "Космос", "Животные", "Семья", "Роботы". После пяти лет ребенок может нарисовать многое - цветы, сюжетныезарисовки, придумывает свои способы изображения, смешивая техники (в одной картине используются фломастеры, карандаши, аппликация). В 7-8 лет ребенок с помощью рисования придумывает целые истории, сказки. В любом возрасте у ребенка могут быть любимые темы для рисования. Выбор темы говорит о многом, например, если ребенок постоянно рисует семью, тщательнопрорисовывая все фигуры, объясняя, кто чем занимается, то в данный момент он испытывает потребность в крепкой, благополучной семье, в уюте и любви. Тема остаётся любимой, пока она актуальна в жизни ребёнка.
Чем дети предпочитают рисовать? Больше всего дети любят рисоватькрасками и фломастерами. Это самый яркий и простой материал для творчества. На втором месте идут цветные карандаши. Ими рисовать сложнее, нужно достаточно сильно нажимать, но не переусердствовать. Интересно, что большинство любителей цветных карандашей оказались в возрасте после пяти лет! Далее идут авторучки и простые карандаши. Казалось бы, ручкой рисовать легче, она оставляет достаточно яркий след, не нужно сильно нажимать. Может быть, ручку и простой карандаш предпочитают дети постарше? Нет, оказывается, и малыши до двух лет тоже любят авторучки, потому что часто видят их в руках у взрослых и "зеркально отражают" их предпочтения. Мелки и пальчики оказались самыми редко используемыми "орудиями" рисования. Рисование пальчиками(окуная в краску, в воду) является исключительно полезным для детей всех возрастов, не только малышей до 2х-3х лет. С помощью такого рисованияснимается скованность, стеснительность, страхи (многие дети боятся испачкаться, потому что мама будет недовольна). Мелкая моторика также замечательно развивается, а через нее - мышление, речь. С помощью мелков можно создавать замечательные картины, их можно сочетать с красками, смешивать цвета, у них разная фактура, что очень полезно для развития моторики.
Часто предпочтения детей зависят от родителей. Если мама боится, что ребенок испачкается и поэтому не покупает краски или не знает, как рисовать мелками, считая, что карандаши лучше, то у ребенка просто не остается выбора - он рисует тем, что имеется под рукой.
Какие любимые цвета у маленьких современных художников? Самые популярные цвета синий, зеленый, красный, желтый, далее идут оранжевый, розовый, голубой. Единицы предпочитают темные цвета (черный, серый). Кстати, упорное предпочтение этих "мрачных" цветов говорит о том, что ребенка что-то тревожит, он подавлен. Переизбыток красного также указывает на высокую тревожность, наличие страхов.
Самые "детские" цвета - розовый, голубой, желтый. Их частый выбор говорит о потребности в любви, ласке, комфорте. Различные характеристики цветов начинают "работать" примерно с 3х-4х лет, маленьким карапузам до 3х лет, как правило, все равно, каким цветом рисовать, лишь бы оставался яркий след на бумаге. А черный, коричневый, красный цвета достаточно яркие. Чем старше, тем избирательнее становятся дети, появляются любимые (часто используемые)цвета. В старшем возрасте (от шести лет) ребенок стремится изображать реальный предмет, поэтому и цвета подбирает "к натуре".
Некоторые дети (их мало) не интересуются рисованием.
В таком случае нужно понаблюдать за ребенком. Если нет проблем в развитии и воспитании (тревожность, наличие страхов, капризность, раздражительность и т. д., то это особенность характера, нет ничего страшного - ребенок будет выражать себя (или уже делает это) в другой творческой деятельности:конструирование, сочинение стихов или сказок, пение и т. д.). Если же отказ отрисования сопровождается нарушением в поведении, ухудшением сна, появлением вредных привычек и т. д., то необходимо обратиться к психологу для того, чтобы помочь ребенку, так как это могут быть признаки развивающегося невроза, неблагополучия ребенка, и даже, в крайних случаях, проблем с психическим развитием. От характера ребенка зависит и постоянство врисовании, одни дети любят рисовать регулярно, у них есть специально место для всех принадлежностей, другие же рисуют "наскоками", нерегулярно.
Психологи используют рисование как действенный метод коррекции страхов, тревожности, застенчивости, сочетают с другими коррекционными методами.Родители тоже могут помочь в решении некоторых "детских" проблем с помощьюрисования. Часто дети интуитивно используют рисование именно для того, чтобы справиться со страхами, "отомстить" обидчику, "вылить" негативные эмоции. Рисуя, ребенок изображает окружающий мир, отношение между людьми такими, как он воспринимает, и часто его видение отличается от представлений взрослых. Отсюда и розовые коты, и огромные (на весь лист) мамы-принцессы с длинными волосами, и малюсенькие дети, забившиеся в угол листа. Один из способов преодоления страха - нарисовать его, а потом "расправиться" - зачеркнуть, порвать, переделать рисунок в нестрашный. Используя такую особенность детского рисования, психологи научились "читать" рисунки, выделяя закономерности изображения.
Совсем не обязательно постоянно контролировать, что рисует ребенок, быть рядом с ним. Важно, чтобы ребенок знал, что его работу обязательно посмотрят, положительно оценят. Вы можете отбить интерес к рисованию, если станете навязывать ребенку, что рисовать, чем, когда и как.
Чем больше рисуешь с ребёнком, тем быстрее и полноценнее ваше дитя узнаёт об окружающем мире, о вашем отношении к нему и выстраивает свой внутренний мир к окружающим его вещам, людям, живой природе.
Рисуя, ребенок развивается, успокаивается, решает "детские" проблемы и т. д.Рисование очень важно для ребенка. В истории сохранились примеры, когда в фашистских концлагерях во время ВОВ детям помогало выживать (физически и духовно) именно рисование, и рисовали они в то тяжелейшее время не ужас окружающей действительности, а прекрасные, светлые картины.
Многие родители сохраняют произведения своих детей, кто-то складывает все в специальную папку, кто-то создает целые картинные галереи. Это благотворно влияет на ребенка - он учится уважать свой труд, оценивать (ведь в выставке участвуют только удачные картины, поддерживается адекватная самооценка. Ребенку важно чувствовать, что родители ценят его, им дорого, то, что создает малыш.
Через рисунки можно проследить развитие ребенка, его интересы, настроения. Спустя годы выросшее чадо оценит усилия родителей по сохранению его произведений. Во время разногласий с ребенком (в подростковом возрасте, например) будет проще найти общий язык, если напомнить ему о детстве рисунками, фотографиями, сохранившимися поделками. С помощью видеозаписей занятий с малышом, сохранения его рисунков можно справиться либо сгладить ревность к младшему ребенку.
Учитесь понимать и принимать своих детей! Любите их и не "ломайте" под себя, принимайте их индивидуальность и неповторимость. Как нет одинаковых детских рисунков, так нет и одинаковых детей!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию "Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста"
План работы по самообразованиюВоспитатель: Радионова Наталья АлексеевнаМБДОУ детский сад комбинированного вида №42Тема: Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возрастаЦель:Использование...

Отчет по теме самообразования «Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста»
Отчет по теме самообразования «Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста»...

Консультация для педагогов на тему: «Чем хороши нетрадиционные техники рисования для детей дошкольного возраста»
Консультация для педагогов...

Отчет по теме самообразования «Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста»
-Повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагога ДОУ по формированию художественно-творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нет...

Отчет по теме самообразования «Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста»
-Повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагога ДОУ по формированию художественно-творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нет...

План по самообразованию по теме: «Нетрадиционные техники рисования для детей дошкольного возраста».
Все дети любят рисовать. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более, что многие дети только начинают овладевать художественной деятель...

